Дифференциация [л][р] в слогах, словах и предложениях (коррекция письменной речи).
план-конспект урока по логопедии (2 класс) по теме
Разработка урока содержит практический материал по дифференциации звуков л-р, артикуляционную, дыхательную и пальчиковую гимнастику,материал для коррекции письменной речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
differentsiatsiya_r-_l_seminar_aprel_2013_vosstanovlen.docx | 106.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Дифференциация [л][р] в слогах, словах и предложениях (коррекция письменной речи).
Задачи:
1) Учить детей слухо–произносительной дифференциации [л-р] в слога, словах, словосочетаниях и предложениях ( коррекция письменной речи).
2) Развивать силу голоса, дыхание, фонематический слух, лексико – грамматический строй речи, артикуляционную моторику; операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение.
3) Активизировать речевой материал по темам: цветы, фрукты .
4) Совершенствовать навык самоконтроля, следить за правильным звукопроизношением.
5) Воспитывать чувство взаимопомощи, доброжелательности.
Оборудование:
- Презентация;
- Схемы и листья для дыхания;
- Предметные картинки – фиалка, ландыш, лотос, ромашка, роза, лоза(виноградная), яблока, груша, персик.
- Предметы: морковь, лук, роза, фиалка.
- Кассы, сигналы, зеркала;
Форма урока: путешествие в сказку.
Ход урока:
I.Организационный момент. (1 слайд)
- Здравствуйте ребята!
- Посмотрите, к нам на урок пришло много гостей, поздоровайтесь с ними.
- Присаживайтесь.
- Какой сейчас урок?
- Чему мы учимся на уроке индивидуального занятия?
- Что нам помогает красиво и правильно говорить?
- Сегодня у нас не обычный урок. Мы совершим путешествие. Отправляемся мы ни одни, а с главной героиней сказки. А кто эта героиня вы узнаете прослушав стихотворение:
Я иду дорогой трудной,
Но друзья помогут мне.
Город чудный Изумрудный
Весь сияет нам во тьме.
Лев, Страшила и Дровосек –
Они друзья мои навек!
-Ребята вы догадались, о какой девочке идет речь?
Д: У нас в гостях Элла.( 2 слайд)
- Из какой сказки?
Д: Волшебник изумрудного города. (3 слайд)
-К какому жанру сказки она относится?
Д: Волшебная.
- А вид сказки?
Д:Авторская.
- Кто автор?
Д: Александр Волков.
- Правильно!
- Так случилось, что злая волшебница Бастинда разлучила друзей. Элла с Дровосеком остались одни.
- Ребята! Я предлагаю Вам отправится в королевство злой волшебницы, чтобы найти и освободить друзей Эллы.
II. Подготовительный этап.
1) Мимические упражнения.
- С каким настроением мы отправимся выручать друзей?
- Какое настроение у Эллы?
- Какое настроение у Бастинды?
- Так с каким же настроением мы отправимся выручать друзей?
- Итак в путь.
2)Развитие силы голоса. (4 слайд)
- Посмотрите, на нашем пути горы. Чтобы их преодолеть нужно выполнить задание когда мы будем подниматься вверх, произносим звук [а], вниз - [у] (произносят хором)
-Молодцы, мы преодолели горы!
3) Дыхательная гимнастика. (5 слайд)
-Что это? Вы слышали?
Д: Ветер.
-Да, подул ветер. Возьмите листочки и подуйте на них.(1 –я схема) Напоминаю, щеки не надуваем, плечи не поднимаем. А схемы нам помогут.
Ветер подул тихо. Вдох через нос, выдох через рот, но выдох прерывистый. (2 – я схема) Ветер подул сильно.Вдох через рот выдох через рот.(3 – я схема)
-Что мы сейчас выполняли?
4) Артикуляционная гимнастика.
- Ребята посмотрите, ветер пригнал тучи.
- Давайте прогоним их, чтобы не намокнуть, для того выполним задания.
1.Блинчик
2.Чашечка
3.Лошадка
4.Грибок
III. Сообщение темы урока
- Вот мы и подошли к королевству злой волшебницы, она закрыла ворота на два больших замка.
-Чтобы открыть замки, надо подобрать ключ.
- Посмотрите на первый замок. Какие картинки нарисованы?
- Что общего в их произношении? ( лук, ложка,лошадь)
-Каким ключом откроем? [л]
- Посмотрите на второй замок. Назовите картинки.
- Что общего в их произношении? (рак, рыба, радуга)
- Каким ключом откроем?[р]
- Молодцы ребята! Ворота открыты!
-Так над чем мы будем работать? Какая тема нашего урока?
IV. Работа со звуками. (6 слайд)
1. Работа с профилем.
-Произнесите звук [л] цепочкой. Вспомните, как располагаются органы артикуляции при произношении этого звука.
Д: Кончик языка упирается в верхние зубы или в бугорки за верхними зубами. Средняя часть спинки языка опущена, задняя часть спинки языка поднята, боковые края языка опущены. Форма языка напоминает седло. Выдыхаемый воздух проходит по бокам языка. Голосовые связки работают, горло дрожит. Есть голос.
- Дайте характеристику звуку л и скажите каким сигналом обозначим.
- Какой буквой обозначается этот звук?
- Произнесем звук [р] цепочкой. Вспомним, как располагаются органы артикуляции при произношении этого звука.
- Кончик языка касается бугорков за верхними зубами. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Под напором выдыхаемого воздуха кончик языка дрожит. Голосовые связки работают, горло дрожит.Голосовые связки работают, горло дрожит. Есть голос.
- Дадим характеристику звука р и скажите каким сигналом обозначим.
- Какой буквой обозначается этот звук?
2.Сравнение звуков.
- Чем отличаются?
- Мы попали в королевство злой волшебницы Бастинды.
V. Развитие фонематического слуха.
- Она отпустит Льва и Страшилу, если мы выполним все ее задания!
- 1 задание- Я буду произносить слоги, слова, когда услышите наши дежурные звуки поднимите соответствующую букву.
*ла, ры, ро, лы, ру…
*роза, ландыш,лотос, нарцисс….
- Молодцы ребята с первым заданием Бастинды мы справились! Элла и Дровосек предлагают отдохнуть.
VI. Физминутка( выполняем движения под музыку из сказки) (7 слайд)
VII.Работа с картинками.
- Ребята, назовите, что растет перед замком.
Д: фиалка, ландыш, лотос, ромашка, роза, яблоко, груша, персик, (виноградная) лоза.
- Ребята на какие группы мы можем разделить картинки?
Д: цветы, фрукты.
- Какая картинка лишняя?
Д: лоза, потому что это не цветок и не фрукт.
- Вспомните что такое лоза, мы с вами на прошлом уроке давали понятие.
Д: Лоза – это длинный тонкий гибкий стебель некоторых кустарников (обычно винограда и корзиночной ивы).
- Ребята для того, чтобы пройти к замку мы должны выполнить задание.
- Разложить все картинки по коробкам, и определить место звука.
[р]
[л]
лотос фиалка роза груша
ландыш яблоко ромашка персик
- А почему лозу вы в корзины не распределили?
VIII.Звуко – буквенный анализ слова.
- Какая картинка подходит к этой схеме? (Роза)
- Почему?( 2 слога, 1-ый слог ударный)
-Докажите.
- Какие задания волшебницы мы с вами выполняли?
IX.Работа с предложением. (8 слайд)
- Ребята, а следующее задание волшебница прислала в корзинах.
-А заключатся оно в том, что каждый к своему предмету должен подобрать признак, прилагательное.
- Например : яблоко (какое?) – круглое, красное, гладкое.
(какая?) груша– гладкая, желтая.
(какая?) роза – красивая, красная, душистая, садовая.
(какой?) персик – круглый, бархатный, оранжевый.
(какая?) фиалка – комнатная, яркая, душистая, бархатная, розовая.
- Ребята чары злой волшебницы разрушены, и наши друзья освобождены, теперь Элла сможет вернуться домой.
X.Работа с предложениями.
- А поможет ей в этом Великий волшебник Гудвин. ( 9 слайд) Но чтобы произошло волшебство, надо исправить ошибки в предложениях допущенные Злой волшебницей.( у уч – ся на карточках, у меня на экране)( 10 слайд)
-Зачеркните не нужную букву в карточках.
Г адкая ,же тая г уша астет в саду.
К асивая, к асная оза астет на клумбе.
К углый , о анжевый пе сик астет в саду.
Я кая, к асивая , озовая фиа ка астет в квати е.
- Посмотрите на экран. Проверьте правильно ли вы выполнили задание?
- Ребята вы исправили ошибки и помогли Элле вернутся домой.
XI. Итог.
(фрагмент мультфильма) ( 11 слайд)
- Элла дома. Она вас благодарит за то, что вы ей помогли найти друзей и вернуться домой. За вашу помощь Элла и друзья вам дарят вкусный торт и надеются что у вас в классе всегда будет, царить дружба и взаимопомощь, как сегодня на занятии.
- Скажите, чему учились на уроке?
-Оцените свою работу на уроке:
- Кто справился со всеми заданиями, приклейте напротив своего имени веселый смайл.
- Если вы затруднялись, чувствовали себя не уверенно, приклейте
спокойный смайл.
- Если вам было очень трудно, с заданиями не справились, приклейте
грустный смайл.
- А приклею веселый смайл, потому-то мне очень понравилось, как вы работали на уроке.
- Ребята если вы хотите получше познакомится с нашими героями, вы можете прочитать книгу А.Волкова «Волшебник изумрудного города», которая представлена на выставке.
-Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока произношения (2 класс) Дифференциация [ш] - [ж] в слогах, словах и предложениях.
Цели: учить детей различать звуки [ш] - [ж] устно и на письме; развивать фонематический слух и чувство ритма; развивать умение делить слова на слоги, составлять слова из слогов, выделять голосом уда...
Дифференциация Ч - Щ в слогах, словах и предложениях
Презентация к групповому логопедическому занятию для обучающихся во 2 классе общеобразовательной школы....
Дифференциация Б-П в слогах, словах и предложениях
Дифференциация Б-П в слогах, словах и предложениях. Конспект логопедического занятия для обучающихся 3 класса с ЗПР...
Логопедическое занятие"Дифференциация С- Ш" в слогах. словах, в предложениях".
Индивидуальное логопедическое занятие....
Конспект фронтального занятия Тема: Дифференциация [д-т] в слогах, словах и предложениях 2 класс
Данный конспект занятия может быть использован на уроке "Произношение" или на групповом занятии с учащимися 2 класса с диагнозом нарушение чтения и письма....
Речевой материал для дифференциации звуков Ш-Ж (слоги, слова, словосочетания, предложения, чистоговорки, скороговорки, игры, стихи, тексты)
Материал для занятий в виде презентации для дифференциации звуков ш-ж....
Открытое логопедическое занятие в 4 классе по теме: «Дифференциация З - С в слогах, словах и предложениях».
Открытое логопедическое занятие в 4 классе по теме:"Дифференциация З-С в слогах,словах и предложениях."...