«Дифференциация согласных П – Б в устной и письменной речи учащихся»
план-конспект занятия (логопедия, 4 класс) по теме
Дифференциация парных звонких и глухих согласных. Развитие речевого дыхания. Уточнение артикуляции звуков П – Б.
Коррекция звуков П – Б.
Определение наличия звуков П – Б в слогах, словах и предложениях.
Развитие зрительного и слухового внимания, кинестетического и графомоторных навыков. Развитие пространственных представлений.
Работа над обобщающими словами
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_differentsiatsiya_soglasnykh_zvukov_p_-_b.doc | 92 КБ |
Предварительный просмотр:
- Яковлева Светлана Сергеевна
- Учитель – логопед
- Государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 613 Московского района Санкт–Петербурга.
Логопедическое занятие
Тема: «Дифференциация согласных П – Б в устной и письменной речи учащихся».
Цель:
Логопедическая: Дифференциация парных звонких и глухих согласных. Развитие речевого дыхания. Уточнение артикуляции звуков П – Б.
Фонетическая: Коррекция звуков П – Б.
Фонематическая: Определение наличия звуков П – Б в слогах, словах и предложениях.
Коррекционная: Развитие зрительного и слухового внимания, кинестетического и графомоторных навыков. Развитие пространственных представлений.
Лексическая: Работа над обобщающими словами.
Ход занятия
- Оргмомент:
- Развитие речевого дыхания.
Повторение с детьми правил речевого дыхания.
Произнесение скороговорки «Белые бараны били в барабаны – раз барабан, два барабан, три барабана…» на выдохе (кто больше сосчитает).
- Фонетическая ритмика.
Произнесение звуков (А, О, У, И) с соответствующими движениями рук.
- Повторение звуков: гласные – согласные, характеристики согласных звуков: парные – непарные, глухие – звонкие.
Игра «Звонкий – глухой»
Распределение звуков в два столбика, под соответствующие картинки «глухой» (старичок с трубочкой) и «звонкий» (мальчик с дудочкой).
- Знакомство с темой:
На доске 2 картинки (на звук П и звук Б)
Выделение первого звука из слова;
Характеристика звука;
Особенности артикуляции;
Отгадывание по характеристике, произнесение, сопоставление звуков П – Б.
- Различение звуков П – Б в слогах:
Логопед называет слоги, дети поднимают карточку с буквой П или Б
(па, ба, бу, пы, бы, пу, бо, по, ба). Работа проводится с группой и индивидуально.
Различение звуков П – Б в словах:
Логопед называет слова, дети поднимают карточку с буквой П или Б
(пол, бак, парк, бык, палка, банка).
- Преобразование слогов.
Игра «Наоборот»
ба – ба – ба --- па – па – па
бо – бо – бо ---
бу – бу – бу ----
Преобразование слов.
пух ---- бух
пас ----
почка ---
пашня ---
Игровая минутка.
(на коврике «травка»)
«Цапля»
Ходит цапля по болоту
На прогулку, на работу.
«Ёж»
Гладь мои ладошки, еж!
Ты колючий, ну и что ж!
Я хочу тебя погладить,
Я хочу с тобой поладить.
5. Работа со слоговой таблицей.
БА | БО | БУ | БЫ |
ПА | ПО | ПУ | ПЫ |
БУ | БЫ | БА | БО |
ПУ | ПА | ПЫ | ПО |
- Чтение слогов по горизонтали и вертикали;
- Выборочное чтение слогов со звуком П или Б;
- Игра на развитие внимания и пространственных представлений.
- Работа с предметными картинками.
Отбор картинок на звук П – Б по лексической теме «Одежда». Игра «Четвёртый лишний». Закрепление обобщающих слов: «Одежда», «Обувь».
На доске буквы П – Б. Каждый ребёнок по очереди вытаскивает картинку, называет её, определяет первый звук и прикрепляет под соответствующую букву. Контролируется чёткость произношения.
(пальто, платье, платок, сапоги, берет, шуба, ботинки).
7. Сюрпризный момент.
Загадка:
Носит Азбуку под мышкой
Деревянный мальчуган.
В колпачке и с длинным носом –
Ну, ответьте на вопрос мой,
Кто этот герой из книжки –
Весельчак и шалунишка?
(Буратино)
На доску вывешивается табличка со словом БУРАТИНО.
Прочитываем, выделяем первый звук. Даём его характеристику.
Показ куклы Буратино.
Пальчиковая гимнастика.
«Пароход»
Пароход плывёт по речке,
И пыхтит он, словно печка.
«Птичка»
Пальчики – головка,
Крылышки – ладошка.
«Очки»
Бабушка очки надела,
И внучонка рассмотрела.
- Работа в тетради.
Поможем Буратино дописать слова.
Спиши, вставляя пропущенные буквы П – Б
ли-а, бара-ан, ры-а, со-ака, су-, ка-уста
9. Работа с цифровыми карточками.
На доске таблица:
1 | 2 | 3 | 4 |
По | бо | ле | ук |
5 | 6 | 7 | 8 |
Ба | па | ня | ты |
Детям выдаются карточки с «шифром»:
1 | 3 |
|
1 – 3 6 – 4 2 – 8 5 - 7
по – ле; па - ук; бо – ты; ба – ня
Дети вписывают слоги, соответствующие цифрам.
Читают полученные слова, проговаривают, определяют первый звук в слове, выбирают картинку и вывешивают её на доску.
Игра на развитие внимания - «Рыбка»
Левая рука логопеда согнутая в локте горизонтально полу - вода, правая «рыбка».
Дети должны хлопнуть в ладоши, если рыбка выпрыгнет из воды.
10. Работа с предложением.
Списать предложения. Букву «П» подчеркнуть одной чертой, букву «Б» двумя.
- Полина в субботу полола бобы.
- Боря в пятницу поливал помидоры.
11. Игра с мячом «Добавь слог»
На доску вывешиваются два слога ПА – БА
Логопед кидает мяч, произнося первый слог. Дети добавляют последний слог.
жа(ба), ре(па), тум(ба), лам(па), ли(па), ры(ба)
12. Игра «Что любит Буратино»
Детям выдаются карточки:
- п а Б в У и Б д Л л И о К И
- п Б р У я Л н К и И к и
- б П а О р Н а Ч н И к К и И
Составить и прочитать из этих букв два слова:
Одно из заглавных букв, второе из строчных.
(павидло, бублики, пряники, булки, баранки, пончики)
13. Итог.
Прослушайте два стихотворения. Какой звук встречается чаще всего.
Белый снег, белый мел
Белый заяц тоже бел.
А вот белка не бела –
Белой даже не была.
В понедельник я построил
Мост и крепость из песка,
И шагали ровным строем
Мимо крепости войска.
Закрепление произношения П – Б, сопоставление звуков. Припоминание картинок на П - Б. Анализ урока. Рефлексия (что понравилось – не понравилось). Оценка работы детей.
Выводы:
Данный урок был завершающим по теме: «Дифференциация согласных П – Б».
Разрабатывая занятия, я старалась придерживаться основных принципов логопедической работы.
Принцип индивидуального подхода к каждому ребёнку, с учётом его способностей и особенностей.
Строила работу на использовании компенсаторных возможностей детей. В конспект урока были включены задания с опорой на сохранные звенья, такие как:
- Подключение зрительного анализатора (работа со слоговой таблицей, работа с предметными картинками, задания, написанные на доске, индивидуальные карточки).
- Слухового анализатора (различение звуков П - Б на слух в слогах, словах, предложениях, а так же в стихах, загадках).
- Тактильного анализатора (определение вибрации голосовых связок, тыльной стороной ладони на гортани).
Развитие мелкой моторики пальцев с использованием стихотворных текстов (использование коврика «травка», игра с мячом).
Подбор материала к уроку, старалась делать рационально. Например:
речевой материал был подобран в соответствии с программой и возможностями учащихся, соблюдая принцип от простого к сложному.
Работу с предметными картинками на звуки П – Б – связала с лексической темой «Одежда» и «Обувь». Подбор материала позволил закрепить обобщающие понятия, а так – же на базе этого материала была проведена дидактическая игра «Четвёртый – лишний».
Формы и методы, используемые на занятии:
Двигательно – кинестетический метод – оказание помощи при артикуляции звуков (при произнесении звука «У» помочь вытянуть губы с помощью пальцев);
Слухозрительно – кинестетический метод – проведение фонетической ритмики (установление связей между восприятием звука на слух, зрительным образом артикуляционного уклада и двигательным ощущением при его произношении).
Дидактические методы – в работе с детьми использовала наглядные (показ картинок, игрушек), словесные методы с опорой на наглядность (игра «Наоборот», цифровая таблица, слоговая таблица), словесные методы без опоры на наглядность (определить на слух, какой звук чаще всего встречается в стихотворении).
Данный урок носит коррекционный, образовательный, развивающий и воспитывающий характер. Использование разнообразных форм и видов работы, позволяют решать логопедические задачи, развивать речь учащихся, их внимание, мышление, память, развивать их творческую активность.
Разнообразие заданий, частая смена препятствуют утомлению ребят, развивают переключаемость внимания и позволяют поддерживать интерес детей на протяжении всего занятия.
Игровой приём.
Включение в урок сюрпризного момента – появление сказочного героя Буратино, внесло эмоционально – положительный настрой. Задания «Помоги Буратино», строились не только на развитии речи учащихся, но и на развитии интеллекта, носили воспитывающий характер.
В результате проведённой работы дети усвоили принцип образования звонкости согласных. Научились самостоятельно определять звонкий звук или глухой, контролируя вибрацию связок. Научились различать на слух согласные П – Б.
Уменьшилось количество ошибок при чтении и в письменных работах.
Тема: «Дифференциация согласных П – Б в устной и письменной речи учащихся».
Цель:
Логопедическая: Дифференциация парных звонких и глухих согласных. Развитие речевого дыхания. Уточнение артикуляции звуков П – Б.
Фонетическая: Коррекция звуков П – Б.
Фонематическая: Определение наличия звуков П – Б в слогах, словах и предложениях.
Коррекционная: Развитие зрительного и слухового внимания, кинестетического и графомоторных навыков. Развитие пространственных представлений.
Лексическая: Работа над обобщающими словами.
Ход урока
1. Оргмомент:
- Развитие речевого дыхания.
Повторение с детьми правил речевого дыхания.
Произнесение скороговорки «Белые бараны били в барабаны – раз барабан, два барабан, три барабана…» на выдохе (кто больше сосчитает).
- Фонетическая ритмика.
Произнесение звуков (А, О, У, И) с соответствующими движениями рук.
- Повторение звуков: гласные – согласные, характеристики согласных звуков: парные – непарные, глухие – звонкие.
Л. Какие бывают звуки?
Д. Гласные и согласные.
Л. Правильно. Назовите любой гласный звук (опрос нескольких учащихся).
Л. Назовите любой согласный звук (опрос нескольких учащихся).
Л. А чем отличаются гласные от согласных?
Д. Гласные можно тянуть, петь, а согласные нельзя.
Л. Согласные звуки делятся на какие группы?
Д. Парные – непарные.
Л. Назовите пару звука «Д».
Д. «Т», Д – Т – парные звуки.
Л. Звук «Х» парный?
Д. Нет.
Л. Молодцы. Согласные бывают парные – непарные, а ещё какие?
Д. Глухие и звонкие.
Л. Звук «Д» глухой или звонкий? Положите руку на горлышко и произнесите «Д». Чувствуете, как дрожит горлышко? Голосовые связки смыкаются и вибрируют. Есть голос.
Д. Звук «Д» звонкий.
Л. А звук «Т»? (проводится аналогичная работа, как со звуком «Д»)
Логопед предлагает каждому ребёнку по очереди вытащить карточку со звуком. Ребёнок называет звук, определяет звонкий он или глухой.
Игра «Звонкий – глухой»
Распределение звуков в два столбика, под соответствующие картинки «глухой» (старичок с трубочкой) и «звонкий» (мальчик с дудочкой).
- Знакомство с темой:
На доске 2 картинки (на звук П – павлин и на звук Б - бабочка)
Выделение первого звука из слова;
Л. Это кто? (показ на картинку «бабочка»)
Д. Бабочка.
Логопед под картинку прикрепляет карточку со словом «БАБОЧКА»
Произносим, прочитываем. Определяем первый звук.
Характеристика звука;
Особенности артикуляции;
Л. Это кто? (показ на картинку «павлин»)
Д. Павлин.
Логопед под картинку прикрепляет карточку со словом «ПАВЛИН»
Произносим, прочитываем. Определяем первый звук.
Отгадывание по характеристике, произнесение, сопоставление звуков П – Б (сходство по артикуляции, различие по работе голосовых связок).
- Различение звуков П – Б в слогах:
Логопед называет слоги, дети поднимают карточку с буквой П или Б
(па, ба, бу, пы, бы, пу, бо, по, ба). Работа проводится с группой и индивидуально.
3. Различение звуков П – Б в словах:
Логопед называет слова, дети поднимают карточку с буквой П или Б
(пол, бак, парк, бык, палка, банка).
4. Преобразование слогов.
На доске написаны цепочки слогов.
Л. Надо заменить звук «Б» на «П».
Дети читают заменяя первый звук.
Игра «Наоборот»
ба – ба – ба --- па – па – па
бо – бо – бо ---
бу – бу – бу ----
5. Преобразование слов.
На доске написаны цепочки слов.
Л. Какое слово получится, если заменить первый звук?
Дети читают заменяя первый звук.
пух ---- бух
пас ----
почка ---
пашня ---
(уточнить смысловое значение слов: почка, бочка, пашня, башня).
Игровая минутка.
(на коврике «травка»)
«Цапля»
Ходит цапля по болоту
На прогулку, на работу.
«Ёж»
Гладь мои ладошки, еж!
Ты колючий, ну и что ж!
Я хочу тебя погладить,
Я хочу с тобой поладить.
6. Работа со слоговой таблицей.
БА | БО | БУ | БЫ |
ПА | ПО | ПУ | ПЫ |
БУ | БЫ | БА | БО |
ПУ | ПА | ПЫ | ПО |
- Чтение слогов по горизонтали и вертикали;
- Выборочное чтение слогов со звуком П или Б;
- Игра на развитие внимания и пространственных представлений.
7. Работа с предметными картинками.
Отбор картинок на звук П – Б по лексической теме «Одежда». Игра «Четвёртый лишний». Закрепление обобщающих слов: «Одежда», «Обувь».
На доске буквы П – Б. Каждый ребёнок по очереди вытаскивает картинку, называет её, определяет первый звук и прикрепляет под соответствующую букву. Контролируется чёткость произношения.
(пальто, платье, платок, сапоги, юбка, берет, шуба, ботинки).
8. Сюрпризный момент.
Загадка:
Носит Азбуку под мышкой
Деревянный мальчуган.
В колпачке и с длинным носом –
Ну, ответьте на вопрос мой,
Кто этот герой из книжки –
Весельчак и шалунишка?
(Буратино)
На доску вывешивается табличка со словом БУРАТИНО.
Прочитываем, выделяем первый звук. Даём его характеристику.
Показ куклы Буратино.
Пальчиковая гимнастика.
«Пароход»
Пароход плывёт по речке,
И пыхтит он, словно печка.
«Птичка»
Пальчики – головка,
Крылышки – ладошка.
«Очки»
Бабушка очки надела,
И внучонка рассмотрела.
9. Работа в тетради.
Поможем Буратино дописать слова.
Разбираем каждое слово, какой звук нужно вписать, произносим.
Спиши, вставляя пропущенные буквы П – Б
ли-а, бара-ан, ры-а, со-ака, су-, ка-уста
10. Работа с цифровыми карточками.
На доске таблица:
1 | 2 | 3 | 4 |
По | бо | ле | ук |
5 | 6 | 7 | 8 |
Ба | па | ня | ты |
Детям выдаются карточки с «шифром»:
1 | 3 |
|
1 – 3 6 – 4 2 – 8 5 - 7
по – ле; па - ук; бо – ты; ба – ня
Дети вписывают слоги, соответствующие цифрам.
Читают полученные слова, проговаривают, определяют первый звук в слове, выбирают картинку и вывешивают её на доску.
11. Работа с предложением.
Списать предложения. Букву «П» подчеркнуть одной чертой, букву «Б» двумя.
- Полина в субботу полола бобы.
- Боря в пятницу поливал помидоры.
Игра на развитие внимания - «Рыбка»
Левая рука логопеда согнутая в локте горизонтально полу - вода, правая «рыбка». т
Дети должны хлопнуть в ладоши, если рыбка выпрыгнет из воды.
12. Игра с мячом «Добавь слог»
На доску вывешиваются два слога ПА – БА
Логопед кидает мяч, произнося первый слог. Дети добавляют последний слог.
жа(ба), ре(па), тум(ба), лам(па), ли(па), ры(ба)
13. Игра «Что любит Буратино»
Детям выдаются карточки:
- п а Б в У и Б д Л л И о К И
- п Б р У я Л н К и И к и
- б П а О р Н а Ч н И к К и И
Составить и прочитать из этих букв два слова:
Одно из заглавных букв, второе из строчных.
(павидло, бублики, пряники, булки, баранки, пончики)
14. Итог.
Прослушайте два стихотворения. Какой звук встречается чаще всего.
Белый снег, белый мел
Белый заяц тоже бел.
А вот белка не бела –
Белой даже не была.
В понедельник я построил
Мост и крепость из песка,
И шагали ровным строем
Мимо крепости войска.
Закрепление произношения П – Б, сопоставление звуков – сходство, различие. Припоминание картинок на П - Б. Анализ урока (Чем мы сегодня занимались? Учились различать П – Б). Рефлексия – что понравилось на уроке. Оценка работы детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Экскурсия как средство развития устной и письменной речи учащихся"
Презентация иллюстрирует процесс создания педагогического проекта, наглядно демонстрирует шаги его реализации и достигаемые при этом результаты....
Характеристика нарушений устной и письменной речи учащихся.
Характеристика нарушений устнойи письменной речи учащихся....
Обобщенный опыт на тему : "Развитие устной и письменной речи учащихся младших классов в условиях творческой самореализации"
Материал собран на основе многолетнего опыта работы с учащимися коррекционной школы восьмого вида. У детей с ОВЗ плохо развиты слуховое восприятие, звукопроизношение, речевой ...
Речевые карты для обследования устной и письменной речи учащихся начальной школы
Данный материал необходим учителям-логопедам для обследования устной и письменной речи учащихся младших классов. Речевые карты разработаны с учетом возрастных особенностей детей. Они позволяют о...
Целесообразность работы по развитию устной и письменной речи учащихся в начальной школе. Борзенкова И. М.
Статья о целесообразности работы по развитию речи учащихся начальных классах....
Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов.
В книге представленна система работы по профилактике и преодолению нарушений устной и письменной речи у детей 1-го класса....
Коррекция устной и письменной речи учащихся с тяжелыми нарушениями речи.
В статье раскрывается система работы по предупреждению и исправлению нарушений устной и письменной речи учащихся начальных классов....