К вопросу актуализации проблемы взаимосвязи и преемственности в работе учителей – логопедов дошкольного и школьного звена.
статья по логопедии

В статье рассматриваются вопросы взаимосвязи в работе учителей-логопедов дошкольных и школьных образовательных организаций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_sipkinoy_n.a._1.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

К вопросу актуализации проблемы взаимосвязи и преемственности в работе               учителей – логопедов дошкольного и школьного звена.

учитель-логопед МБОУ «АСОШ № 49»

Сипкина Н.А.

Под преемственностью понимается непрерывность на границах различных этапов или форм обучения (коррекции), то есть, в конечном счете – единая организация этих этапов или форм в рамках целостности системы образования. Реализация преемственности между звеньями должна обеспечивать создание системы непрерывного образования (коррекции) с учетом:

– сохранения самоценности каждого возрастного периода развития ребенка;

– сформированности определённых умений и навыков;

– освоения разных форм взаимодействия с окружающим миром;

– того, что вся работа с детьми должна исходить из принципа «не навреди» и быть направленной на сохранение здоровья, эмоционального благополучия и развитие индивидуальности каждого ребенка.
В научной литературе, посвященной проблеме преемственности, последнее рассматривается как одно из условий непрерывного образования ребенка. В этом смысле
преемственность есть, во-первых, определение общих и специфических целей образования на данных ступенях, построение содержательной единой линии, обеспечивающей эффективное поступательное развитие ребенка, его успешный переход на следующую степень образования, во-вторых, связь и согласованность каждого компонента методической системы образования (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации).

Переход к начальному обучению обусловлен, прежде всего, неудовлетворительным состоянием здоровья школьников: 80 - 90 % детей 6 - 7 лет, поступающих в первый класс, имеют те или иные отклонения физического здоровья, а 18 – 20 %  (30-50%) имеют пограничные (негрубые) нарушения психического здоровья, одним из которых являются дети с речевой патологией. У этих детей снижены учебные возможности и работоспособность, повышена утомляемость, в результате чего они испытывают чрезмерное напряжение ведущих функциональных систем. Все это резко снижает адаптационные возможности организма, затрудняет процесс и особенности функциональной адаптации детей в школе.  И главная задача состоит в том, чтобы подготовить детей с общим недоразвитием речи и перевести на новую образовательную ступень, в школу.                                                         В настоящее время интеграция в общество детей с отклонениями в развитии является одной из острых и дискуссионных проблем. Наиболее широко обсуждается вопрос об интегрированном обучении детей с нарушениями слуха, зрения, речи и опорно-двигательного аппарата. Однако проблемы интегрированного обучения детей с речевыми нарушениями освещаются недостаточно. Часть выпускников логопедических пунктов и групп детских садов, интегрированных в массовую школу, испытывают значительные трудности в овладении процессами чтения и письма. Кроме того, дефицит концентрации памяти и внимания, низкая работоспособность, быстрая утомляемость затрудняют обучение по основным предметам. Поэтому, проблема подготовки к интегрированному обучению детей с речевыми нарушениями в условиях детского сада занимает одно из важнейших мест в современной логопедии, а содержание понятия “готовности к школьному обучению” является одним из актуальных. Тесная взаимосвязь в работе логопедов дошкольных учреждений и школ будет способствовать в решении проблемы подготовки к интегрированному обучению детей с речевыми нарушениями.

Для логопедов преемственность – это непрерывность в развитии и обучении детей, а именно: школа, как преемник дошкольной ступени образования не строит свою работу с нуля, а подхватывает достижения дошкольника и организует педагогическую практику, развивая накопленный им потенциал.

В чем же заключается эта взаимосвязь и преемственность между этими звеньями логопедических служб? Во-первых, речевое развитие – это показатель и уровня интеллекта, и уровня культуры. Во-вторых, от того насколько развита речь ребёнка, напрямую зависят его успехи не только в освоении грамоты, но и в обучении в целом. В-третьих, развитие и перспективы ребёнка, имеющего речевые нарушения, во многом зависят от квалификации специалистов, к которым он попадает в дошкольном образовательном учреждении и школе. В-четвертых, на начальном этапе, то есть при поступлении в речевую группу детского сада или логопедический пункт, логопеду ДОУ необходимо своевременно выявить эти нарушения и провести коррекционную работу, это дает возможность не допустить их перехода, осложняющего учебно-познавательную деятельность обучающихся, на последующие этапы обучения. Дети, поступающие в группы с речевыми нарушениями, должны усвоить объем основных знаний, умений и навыков, который необходим для успешного обучения в общеобразовательной школе. Далее, когда дети покидают стены логопедической группы очень важно выработать единый подход к коррекции развития учащихся логопеду школы. Ему нужно тесно взаимодействовать не только с логопедом дошкольного учреждения, но и родителями обучающихся и с педагогическим коллективом своего образовательного учреждения, то есть осуществлять целый комплекс мероприятий по эффективной коррекции речевых нарушений у школьников.

Цель преемственности в работе – это создание системы непрерывного развивающего образования детей от 3-х до 10 лет.

Преемственность с точки зрения детского сада – это ориентация на требования школы, формирование тех знаний, умений и навыков, которые необходимы для дальнейшего обучения в школе. Преемственность с позиции школы – это опора на те знания, навыки и умения, которые имеются у ребенка, пройденное осмысливается на более высоком уровне. Организация работы в школе должна происходить с учетом дошкольного понятийного и операционного уровня развития ребенка.

Преемственность - двусторонний процесс. С одной стороны, дошкольная ступень, которая сохраняет самоценность дошкольного детства, формирует фундаментальные личностные качества ребёнка. С другой – школа, как преемник подхватывает достижения ребёнка и развивает накопленный им потенциал. Актуальность проблемы преемственности в работе учителей-логопедов детского сада и школы заключается в том, что для ее разрешения необходимо тесное сотрудничество в логопедическом сообществе детских садов и школ.

Примерный план работы по осуществлению преемственности ДОУ–школа

Составление координационного плана совместной работы логопедов, учителей и воспитателей.

Целеполагание и постановка задач на данный учебный год (согласно выявленному контингенту).

Выбор педтехнологий обучения и успешного сопровождения учащихся-логопатов.

Проведение родительского собрания для будущих первоклассников (март).

Открытые уроки, занятия, консультации для будущих первоклассников (март).

Проведение совещания - “круглого стола” по передаче детей в школу (май).

Взаимодействие логопедов ДОУ и школы осуществляется в:

  • ознакомлении со списочным составом детей-логопатов;
  • ознакомлении с дефектами речи у детей-логопатов согласно списку;
  • составлении плана работы по устранению речевых нарушений;
  • посещении занятий в ДОУ логопедами школы;
  • участии в проведении родительского собрания, проведении занятий, консультировании будущих первоклассников (март);
  • составлении подробной характеристики детей-логопатов в ходе работы совещания-“круглого стола” (май);
  • ознакомлении с анамнезом детей-логопатов (сентябрь);
  • проведении совместного логопедического обследования (сентябрь);
  • коллегиальной постановке речевых заключений;
  • ознакомлении с планом сопровождения учеников-логопатов;
  • посещении занятий в школе логопедами ДОУ в рамках программы “Адаптация” (октябрь);
  • участии в работе совещания - “круглого стола” в рамках программы “Я – первоклассник” (октябрь).

Результатом совместной работы логопедов ДОУ – школы является:

· более мягкое прохождение периода адаптации у ребенка;

· успешное выполнение работы по постановке звуков в стенах ДОУ;

· стопроцентный охват детей, нуждающихся в помощи логопеда;

· коррекция к окончанию второго класса школы такого вида речевого нарушения, как ФНР;

· отсутствие разночтений в речевых заключениях у логопедов ДОУ и школы;

· возможность отслеживания логопедами ДОУ результатов обучения в школе в течение четырех лет с целью совершенствования коррекционной работы;

· прогноз уровня усвоения учебного материала учениками-логопатами по результатам диагностики, составление плана сопровождения детей с особыми педагогическими потребностями в области логопедии.

· сформированное позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку;

· достижение необходимого уровня читательской компетенции и общего речевого развития;

· овладение чтением как видом коммуникативной деятельности.

Таким образом, перед школьными логопедами и учителями начальных классов стоит сложная задача, сопряжённая с необходимостью дифференцированного обучения детей, поступивших как из специальных детских садов, так и не прошедших ни дошкольной, ни логопедической подготовки. Работа школьного логопеда должна опираться на результаты коррекционных мероприятий, проводимых в детском саду, в одних случаях, или начинаться с первичных этапов коррекции, в других. Включение элементов логопедической работы в учебный процесс в значительной мере дополняет работу логопеда и повышает роль учителя в преодолении речевых недостатков.

В заключении хочется сказать, что успешность реализации преемственности определяется целым рядом факторов, которые создаются педагогически грамотной образовательной средой, адекватной психологическим и физиологическим особенностям и возможностям детей. Работа по организации преемственности, должна проводиться педагогическими коллективами совместно и системно, а не от случая к случаю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблема преемственности между ступенями дошкольного и школьного образования

Проблема преемственности между ступенями дошкольного и школьного образования....

ВЫСТУПЛЕНИЕ Творческий подход в вопросах преемственности дошкольного и школьного образования

Творческий подход в вопросах преемственностидошкольного и школьного образования...

СТАТЬЯ Творческий подход в вопросах преемственности дошкольного и школьного образования

Творческий подход в вопросах преемственности дошкольного и школьного образования...

Проблемы преемственности между дошкольным и начальным звеньями образования

В дошкольном возрасте особое внимание должно уделяться формированию психологической готовности к школе, к развитию восприятия, изображения, художественно-творческой деятельности детей....

Современные подходы к организации преемственности между дошкольным и школьным образованием: проблемы, перспективы, пути решения

Дошкольная и начальная – две смежных ступени в системе образования, где дошкольное образование является фундаментом. Однако, с ростом вариативности форм и методов обучения, внедрении вариативных...