Современные подходы к организации преемственности между дошкольным и школьным образованием: проблемы, перспективы, пути решения
статья
Дошкольная и начальная – две смежных ступени в системе образования, где дошкольное образование является фундаментом. Однако, с ростом вариативности форм и методов обучения, внедрении вариативных программ и технологий часто отмечается рассогласованность преемственных связей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
preemstvennost.docx | 17.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Михайлова Н.В., учитель начальных классов
Современные подходы к организации преемственности между дошкольным и школьным образованием:
проблемы, перспективы, пути решения
Дошкольная и начальная – две смежных ступени в системе образования, где дошкольное образование является фундаментом. Однако, с ростом вариативности форм и методов обучения, внедрении вариативных программ и технологий часто отмечается рассогласованность преемственных связей. Подготовка детей к школе, до сегодняшнего дня, сводилась в «подгонке» детей к требованиям в школе. Такая форма работы приводила к вытеснению у дошкольника главного вида деятельности – игры. В результате, при поступлении ребенка в школу, отмечался низкий уровень одного из основных показателей сформированности внутренней позиции младшего школьника – познавательной мотивации, когда успехи обучения в школе во многом зависят от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка. Вот почему построение преемственности между дошкольным и начальным образованием в настоящее время требует нового подхода.
Принятие Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) дошкольного и начального школьного образования – важный этап преемственности деятельности дошкольного учреждения и школы. ФГОС ограждает нас от понимания преемственности между дошкольным и начальным образованием как преемственность по учебным предметам и по тому, какие знания, умения и навыки должны получать дошкольники и с какими знаниями школа должна их получать. В настоящее время преемственность понимается как согласованность и сохранение целей, задач, методов, средств и форм обучения и воспитания.
Ключевым стратегическим приоритетом современного образования является формирование умения учиться, которое включает в себя умение обучаться в течение всей жизни в школе и после окончания учебного заведения. Решение данного направления отражается в ФГОС начального общего образования, где одним из приоритетных задач является формирование у детей универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных и коммуникативных).
Поэтому одним из итоговых результатов дошкольного образования должно являться не полученные знания, умения, навыки, а развитие у детей предпосылок универсальных учебных действий:
- умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу;
- умение сохранять заданную цель;
- умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого;
- умение контролировать свою деятельность по результату;
- умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника и др.
Успешность реализации этой задачи во многом зависит от сформированности познавательных интересов в дошкольном возрасте, которые развиваются с помощью занимательности, игры, создания нестандартных ситуаций на занятиях. Наличие у дошкольников знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять.
Таким образом, при организации учебной деятельности дошкольника важное место имеет комплексно-тематический принцип. Придерживаясь данного принципа, педагог может интегрировать содержание программы в различные виды деятельности ребенка: игровую, коммуникативную, продуктивную, музыкально-художественную, трудовую, двигательную, познавательно-исследовательскую и др., а также активно использовать проектный метод обучения, который позволяет развивать познавательный интерес у детей, формировать умения принимать и сохранять цели, искать способы их решения. При этом образовательная деятельность обязательно должна строиться на основе ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте – игры.
Работа по организации преемственности между дошкольным и начальным образованием должна проводиться педагогическим коллективом совместно и системно. Только заинтересованность обеих сторон позволит по-настоящему решить проблему, сделать переход из дошкольного отделения в начальную школу безболезненным и успешным.
С целью преемственности дошкольного и начального образования в МКОУ «Детский дом-школа» ежегодно проводятся мероприятия:
- экскурсии дошкольников в школу;
- знакомство и взаимодействие дошкольников с будущим учителем;
- проведение диагностики по определению готовности детей к школе;
- педагогические и психологические наблюдения;
- совместные заседания МО учителей начальных классов и педагогов дошкольного отделения;
- взаимопосещение образовательной деятельности учителей начальных классов и педагогов дошкольного отделения.
Однако, в связи со спецификой учреждения и психофизиологическими особенностями воспитанников, многим будущим первоклассникам не удается пройти курс предшкольной подготовки в полном объеме. Так, например, в 2019-2020 учебном году только 50% первоклассников прошли курс предшкольной подготовки, что смогло обеспечить их разностороннее развитие, сформировать предпосылки универсальных учебных действий, внутреннюю позицию школьника для дальнейшего успешного обучения в школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Преемственность между дошкольным и начальным звеном образования.
В статье раскрывается задачи,аспекты реализации преемственности,так же премственность в УМК между дошкольным и начальным образованием....
« Современные подходы в организации преемственности и непрерывности дошкольного и начального школьного образования»
Программа организации процесса адаптации первоклассников к школьному обучению.« Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определённую стадию развития, ...
ТВОРЧЕСКИЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В СОДЕРЖАНИИ ДОШКОЛЬНОГО, НАЧАЛЬНОГО И ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ - КАК ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Определены проблемы адаптации детей при переходе из дошкольного учреждения в начальную школу и дальнейшего их перехода в среднюю школу. Выявлены и обоснованы механизмы взаимодействия педагогов каждого...
Доклад на тему «Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: проблемы реализации и пути их решения».
доклад на МО учителей начальных классов...
Эффективные формы реализации ФГОС в рамках преемственности между дошкольным и школьным начальным образованием
Преемственность между дошкольным и школьным начальным образованием рассматривается на современном этапе как одно из условий непрерывного образования ребенка....
Проблемы преемственности между дошкольным и начальным образованием и пути их решения.
Проблемы преемственности между дошкольным и начальным образованием и пути их решения....
Эффективные формы и методы реализации ФГОС в рамках осуществления преемственности между дошкольным и школьным начальным образованием
Преемственность между дошкольным образованием и начальной школой – процесс, в котором на дошкольной ступени образования сохраняется ценность дошкольного детства и формируются фундаментальные лич...