Активизация неречевых процессов у младших школьников с ЗПР на логопедических занятиях.
учебно-методический материал по логопедии
В статье рассматриваются вопросы развития неречевых процессов (внимания, памяти,мышления, воображения, повышения мотивации) на логопедических занятиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sipkina_n.a.docx | 19.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Активизация неречевых процессов у младших школьников с ЗПР на логопедических занятиях.
Сипкина Наталья Александровна
учитель-логопед МБОУ «АСОШ № 49», г. Абаза
На современном этапе развития педагогической теории и практики особое внимание уделяется переосмыслению концептуальных подходов к обучению и воспитанию детей с особыми образовательными потребностями и совершенствованию содержания их обучения в целях повышения эффективности коррекционного воздействия и успешной социализации. В новых условиях педагоги в большей степени, чем прежде, ориентированы на реализацию системно-деятельностного подхода. Комплексная целенаправленная деятельность всех субъектов образовательного процесса, включающая психолого-логопедическое сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, своевременное выявление индивидуально-типологических особенностей обучающихся, выбор оптимальных форм и методов коррекционной работы, обеспечивает формирование универсальных учебных действий. Сформированная мотивация – одна из основных движущих сил учения ребёнка. Учебная мотивация детей с ЗПР (задержкой психического развития) резко снижена. Для них длительное время ведущей деятельностью продолжает оставаться игра в её элементарных формах. Учитывая ослабленность мотивационной сферы детей с ЗПР, учитель-логопед должен решать одну из основных педагогических задач на занятии – формирование учебных мотивов. Для формирования положительного отношения к учению можно выделить следующие направления в работе учителя-логопеда. Прежде всего, учитель-логопед должен: - заботиться о создании общей положительной атмосферы на занятии, постоянно снижать тревожность детей, стремясь исключить страх школьника перед риском ошибиться, забыть, смутиться, неверно ответить; - шире опираться на игру как ведущую деятельность ребёнка с ЗПР, включая интеллектуальные игры с правилами, активно используя игротехнику на каждом этапе занятия, делать игру естественной формой организации быта детей на занятии и во внеурочное время; - целенаправленно эмоционально стимулировать детей на занятии, предупреждая опасные для учения ощущения скуки, монотонности посредством включения разных видов деятельности, занимательности, личной эмоциональности; - возбуждать интеллектуальные эмоции – удивления, новизны, достижения; формировать внутренний оптимистический настрой у детей, вливая уверенность, давая установку на достижение, преодоление трудностей. Для развития познавательных интересов необходимо: - избегать в собственном стиле преподавания проявления таких «антистимулов», как будничность, монотонность, серость, бедность сообщаемой информации, а также отрыва содержания обучения от личного опыта ребёнка; - не допускать учебных перегрузок, переутомления и одновременно низкой плотности режима работы (дозировка учебного материала с точки зрения количества и качества должна соответствовать возможностям и способностям обучающихся); - использовать содержание обучения как источник стимуляции познавательных интересов; - стимулировать познавательный интерес многообразием приёмов занимательности (иллюстрацией, игрой, кроссвордами, занимательными упражнениями и т.д.); - использовать проблемно-поисковые методы обучения.
Важным условием результативного использования игр в обучении является соблюдение последовательности в их подборе. Прежде всего, должны учитываться следующие дидактические принципы: доступность, повторяемость, постепенность выполнения заданий. Игра может быть использована на различных этапах занятия. Игры позволяют обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционально положительного отношения к заданию. Систематическая реализация подобных представленным далее играм позволит педагогам творчески подойти к проведению коррекционно-развивающих занятий, способствует повышению познавательной активности, увеличению уровня произвольности запоминания, развитию операционных качеств мышления, формированию фонематического слуха, расширению объёма внимания у детей с ЗПР, позволяет добиться достижения обучающимися метапредметных и личностных результатов, предусмотренных ФГОС ОВЗ.
Игра «Зашифрованное слово»
Цель: Развитие устойчивого внимания, произвольной памяти, мышления.
Задание: из каждого слова взять вторые слоги, составить новое слово:
А) соловей, мотоцикл (ло-то)
Б) пуговица, молоток, лава (го-ло-ва)
В) поворот, пороша, канава (во-ро-на)
Задание: из каждого слова взять последние слоги. Составить новое слово:
А) мебель, ружьё (бель-ё)
Б) соломка, пора, мель (ка-ра-мель)
В) пуловер, пальто, билет (вер-то-лёт).
Шарады «Часть и целое»
Цели: Развитие слухового внимания, слуховой и зрительной памяти; формирование навыков слогового анализа и синтеза.
Логопед назначает детей на роли «живых» слогов. Каждому из них он обещает не целое слово, а только «его» слог. Затем «живые» слоги становятся один за другим, логопед читает текст шарады, дети пытаются отгадать слово. При затруднениях водящие могут подсказывать «свои слоги».
Я – дерево в родной стране.
Найдёшь в лесах меня повсюду.
Но слоги переставь во мне –
И воду подавать я буду. (сосна-насос)
Начало деревом зовётся,
Конец – читатели мои.
А в книге целое найдётся,
И в каждой строчке есть они. (бук-вы)
Слог первый – восклицание,
Второй – достоин порицания,
А целое – на севере бывает
И жителей тех мест и греет, и питает. (о-лень)
Число и нота рядом с ним,
Но букву припиши согласную.
И в целом – мастер есть один,
Он мебель делает прекрасную. (сто-ля-р)
Названье ноты напиши,
Прибавить имя поспеши.
И покачусь я по дороге
Или тебе обую ноги. (ре-Зина)
Я глубока и полноводна.
И вся страна гордится мной.
А «И» ты впереди прибавишь –
И стану птицей я лесной. (И-Волга).
Игра «Слоговая арифметика»
Вариант 1.
Цель: Развитие слогового анализа и синтеза, зрительного внимания и зрительной памяти, наблюдательности; обогащение словарного запаса.
Наглядные пособия: карточки с написанными первыми и вторыми «слагаемыми».
Детям раздаются карточки с «первыми слагаемыми», «вторые слагаемые» лежат на столе надписями вниз. Ведущий берёт со стола карточку, громко читает слово, дети смотрят на свои слова. Тот, чьё слово в «сумме» с названным даёт новое слово, говорит «моё», получает карточку и так, чтобы все видели, составляет на столе новое слово. Логопед показывает детям слова, которые нужно соединить в одно целое (1-й вариант); предлагает изъять из состава слова слово или слог (2-й и 3-й варианты). В любом случае получаются новые слова. Работа проводится в тетрадях, на доске или с наглядными пособиями.
1-й вариант. Сложение.
Пас + порт = ? (паспорт)
Воз + дух = ? (воздух)
Вес + на = ? (весна)
Бал + кон = ? (балкон)
Буй + вол = ? (буйвол)
Стол + яр = ? (столяр)
Вино + град = ? (виноград)
Сено + вал = ? (сеновал)
Кипа + рис = ? (кипарис)
Маска + рад = ? (маскарад)
Баран + ка = ? (баранка)
Пол + ка =? (полка)
2 –й вариант. Вычитание.
Баран – ка = ? (баран)
Полка – ка = ? (пол)
Буйвол – вол = ? (буй)
3-й вариант. В два действия.
Зубр + ёж + ка = ? (зубрёжка)
Кот + ёлка – ка = ? (котёл)
Закон – кон + бор = ? (забор)
Липа – па + за = ? (Лиза).
Вариант 2. «Примеры со словами»
Цель: Развитие мышления, речи, внимания, памяти, воображения, способности к творчеству.
Ежи – и + е + Вика = ягода (ежевика)
Нота «до» + зарытые в земле ценности = ? (доклад)
Нота «до» + рожки улитки = ? (дорожки)
Кабан – ан + лук = ? (каблук)
Корь – ь + идол – л + р = ? (коридор)
Голос вороны + горное село = ? (караул)
С + мелкое место поперёк реки =? (сброд)
С + место стоянки судов =? (спорт)
Шина – а + ель = ? (шинель)
Кедр – др + росинка = ? (керосинка)
Голос вороны + знак препинания = ? (карточка).
«Анаграммы»
Цель: Развитие аналитико-синтетической деятельности, речи, внимания, памяти.
Образовать слова путём перестановки букв.
ЛОКША (школа)
КИЛВА (вилка)
ЧЕНЫТЫНВИ (вычитание)
ТРАДВКА (квадрат)
ОКОМОЛ (молоко).
Использование коррекционно-развивающих заданий и упражнений в учебном процессе оказывает благотворное влияние на развитие не только познавательной, но и мотивационной сферы обучающихся с ЗПР. Создаваемый на занятии благоприятный эмоциональный фон в немалой степени способствует формированию и развитию учебной мотивации, что является необходимым условием успешного протекания всей последующей учебной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект занятия "Коррекция психомоторики и сенсорных процессов" для младших школьников специальной (коррекционной) школы VIII вида
Кто не делится своими знаниями подобен свету в бочке (эфиопская пословица) Несколько вступительных замечаний к занятию Данное занятие состоит из следующи...
Индивидуальный оценочный профиль состояния речевых и неречевых функций у младших школьников
Индивидуальный оценочный профиль состояния речевых и неречевых функций и процессов у учащихся, используемый вместе с речевой картой, который направляет внимание логопеда на анатомо-ф...
Роль коррекционно - развивающих занятий в развитии познавательных процессов у младших школьников с нарушениями слуха
Рассматриваются актульные проблемы развития познавательных процессов у детей с нарушениями слуха. Даны особенности постороения коррекционно - развивающих занятий для младших школьников со слуховой деп...
Методическое пособие для исследования состояния речевых и неречевых функций у младших школьников.
Разработка содержит материал для исследования звукопроизношения, фонематического восприятия, а также анализа и синтеза, звуко-слоговой структкры слова, слухо-моторной координации, кинестетического...
Активизация познавательных интересов у младших школьников на логопедических занятиях
Предлагаются виды упражнений по коррекции письменной речи при изучении лексических тем "Ягоды", "Грибы"....
Обобщение опыта Тема: «Развитие мелкой моторики у младших школьников на коррекционно-логопедических занятиях, как одно из направлений работы по профилактике дисграфии»
В.А. Сухомлинский справедливо утверждал, что "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев ". Это не просто красивые слова: в них содержится объяснение того, каким образом развивается ребено...
Создание ситуации успеха на занятиях, как необходимое условие процесса обучения младшего школьника.
Главная задача современной школы – это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнолог...