Учебно - методичекое пособие «Биологическая обратная связь (БОС)»
учебно-методическое пособие по логопедии
Биологическая обратная связь (БОС) — метод, при котором человеку с помощью электронных приборов мгновенно и непрерывно предоставляется информация о физиологических показателях деятельности его внутренних органов посредством световых или звуковых сигналов обратной связи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bos.docx | 21.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Учебно – методическое пособие
«Биологическая обратная связь (БОС)»
Биологическая обратная связь (БОС) — метод, при котором человеку с помощью электронных приборов мгновенно и непрерывно предоставляется информация о физиологических показателях деятельности его внутренних органов посредством световых или звуковых сигналов обратной связи.
Назначение – способствует снижению уровня заболеваемости среди часто и длительно болеющих детей в три и более раз, корректирует и совершенствует функции речи, снижает психоэмоциональное напряжение, и несет психопрофилактическую направленность при стрессах. Технология позволяет одновременно осуществлять массовое оздоровление и повышать эффективность образовательного процесса. Биологически обратная связь это новый немедикоментозный метод лечения и коррекции, который сегодня используется в логопедии. Принцип обратной связи помогает получить информацию о мышечном тонусе, температуре тела, пульсе. Процедура представляет собой подключение электрических датчиков (на всех этапах, которые показывают информацию в виде аудио или видео сигналов на экране компьютера.
Метод БОС в логопедической работе: является ещё одним «инструментом» в работе учителя- логопеда; является ещё одним «инструментом» в работе учителя- логопеда; гармонично сочетается с традиционными методами коррекции; гармонично сочетается с традиционными методами коррекции; занятия проходят более разнообразно и динамично; занятия проходят более разнообразно и динамично; повышает эффективность и интерес к занятиям; повышает эффективность и интерес к занятиям; успешнее идет работа по устранению речевых запинок, автоматизации звуков и формированию связной речи; успешнее идет работа по устранению речевых запинок, автоматизации звуков и формированию связной речи; улучшаются физиологические показатели пациента. улучшаются физиологические показатели пациента.
Цель методики формирование диафрагмально - релаксационного типа дыхания у детей, как нового дыхательного стереотипа, способствующего коррекции и профилактике сложных речевых нарушений.
Основные задачи 1.Выработка координации работы речеобразующего аппарата: органов дыхания, артикуляции, голосоподачи на равномерном выдохе; 2.Формирование и развитие правильных речевых навыков, нового речевого и поведенческого стереотипов, нормализация функционального состояния организма; 3.Профилактика нарушений голоса и речи; 4.Формирование навыков саморегуляции, включение резервных возможностей организма. 5. устранение избыточного психоэмоционального и мышечного напряжения вне речи и во время неё;
6. формирование диафрагмально-релаксационного типа дыхания (ДРД) с максимальной дыхательной аритмией сердца как нового дыхательного стереотипа и нового функционального состояния организма;
Существуют — показания и противопоказания к применению метода ДАС-БОС , которыми мы руководствуемся.
Показания к применению метода БОС: логоневрозы, заикание. нарушения темпа речи. профилактика нарушений голоса и речи. дислалия. дизартрия. ринолалия. Абсолютны противопоказания отсутствуют.
Относительные противопоказания: возраст ребёнка менее четырёх лет. наличие диафрагмальной грыжи. тяжёлые формы психических расстройств. грубые нарушения интеллекта. повышенная судорожная готовность головного мозга.
Комплекс БОС регистрирует и обрабатывает одновременно сигналы (ЧСС) и частоты дыхания (ЧД) с выделением вдоха и выдоха. Комплекс имеет речевой банк (стихи, проза), который может постоянно пополняться. На основе полученных величин обработанных сигналов ЧСС, ЧД и речевого банка программа равномерно располагает речевой материал для чтения на выдохе (при его отсутствии на вдохе). Сигналы БОС представляются на экране монитора компьютера в виде зрительных образов, изменяющихся в соответствии с вдохом/выдохом (смена слайдов, равномерное разворачивание текста и т.п.), а также в виде звуковых сигналов (пр. изменение тональности)
Курс коррекции речи состоит из 5 этапов:
1-й этап - диагностический (2-3 занятия);
Цель: Обследование ребенка для установления диагноза и составления индивидуальной схемы проведения лечебно-коррекционного курса методом БОС.
Задачи:
сбор анамнеза;
оценка общего состояния в момент обследования;
оценка состояния речи;
планирование индивидуальных занятий.
Все результаты обследования заносятся в индивидуальную карту, имеющуюся в программе, откуда могут быть распечатаны.
Программное обеспечение позволяет производить запись речи ребенка во время контрольного обследования и предоставляет специалисту и ребенку возможность прослушивания и оценки записанной речи.
Диагностические программы могут использоваться в течение всего курса и дают возможность анализировать динамику в состоянии ребенка в результате занятий.
2-й этап — подготовительный (5-7 занятий).
Цель: Подготовить ребенка к усвоению навыков речи по методу БОС.
Задачи:
ознакомить ребенка с методом и сигналами БОС;
ограничить до минимума психоэмоциональную и речевую нагрузки;
понизить стресс, тревожное состояние, избыточное мышечное напряжение, невротические проявления.
сформировать навык диафрагмально-релаксационного дыхания по методу частоты сердечных сокращений — БОС;
выработать навык самоконтроля у ребенка за дыхательными движениями груди и диафрагмы;
закрепить навык плавного длительного выдоха;
обучить ребенка произвольному расслаблению мышц тела, том числе мышц,участвующих в речевом процессе.
Особенно важно снять избыточное напряжение с мышц участвующих в речеобразовании, так как это способствует лучшей координации, пластичности их при обучении навыкам правильной артикуляции, звукопроизношения и мягкой голосоподачи.
Применение диафрагмально-релаксационного типа дыхания для коррекции речи, основывается на техниках, используемых специалистами по речи и голосу при постановке дыхания.
Известно, что все традиционные методики в практической работе с голосом и речью, широко используют диафрагмальное дыхание при активизации мышц брюшного пресса, которое устраняет напряжение, прекрасно координирует работудыхания с мышцами участвующими в процессе речи и голосоподаче.
Специалист БОС объясняет, что во время дыхания мышцы лица, шеи, плеч, рук должны быть расслаблены. Вдох нужно делать через нос, легкий, не очень глубокий, а выдох — плавный через рот, в несколько раз длиннее вдоха.
Во время сеанса обратной связи идет демонстрация картинок или видеофайлов. Если ребенок расслаблен и правильно дышит (диафрагмально, то картинка или видео видно четко. Если же ребенок несконцентрирован, отвлечен, напряжен, или дышит не правильно, то картинка показывается не четко, размыто.
В фазу выдоха снимается избыточное мышечное и психоэмоциональное напряжение. Расслабляются мышцы рук, верхнего плечевого пояса, туловища и особенно мышцы, участвующие в речеобразовании, улучшается их кровоснабжение.
Чем комфортнее чувствует себя ребенок, тем лучше получается у него упражнение.
Правильное выполнение упражнения вырабатывает навык диафрагмально-релаксационного дыхания и формирует у ребенка положительную мотивацию к дальнейшей работе.
Если у ребенка возникают затруднения с выполнением задания, всегда можно вернуться к предыдущим упражнениям, которые восстановят навык.
3-й этап — работа над основными компонентами речи (4-5 занятий)
Цель: Развитие основных компонентов речи по методу БОС.
Задачи:
Обучить основным правилам речевого диафрагмально-релаксационного типа дыхания (спокойный вдох перед началом произношения, речь только на выдохе);
освоить мягкую подачу голоса;
сформировать правильную артикуляцию;
подключить речевой слух.
На данном этапе важно выработать взаимосвязь правильной артикуляции с фазой выдоха (синхронизировать дыхание и работу мышц органов речи).
Обычно работу начинают с подготовительных упражнений (по образцу логопеда перед зеркалом). Затем тренируется артикуляция гласных сначала беззвучно перед зеркалом, а затем без него, только на основе мышечных ощущений. Для этого используется прибор, электроды от которого прикрепляются на наружные мышцы, участвующие в речеобразовании и артикуляции.
4-й этап — формирование навыков плавной слитной речи (10-12 занятий)
Цель: сформировать навык слитной плавной речи на выдохе
Задачи:
Ознакомить ребенка с просодическими компонентами речи: темп, ритм, интонационная окраска, выразительность, и развить их у него в ходе занятий;
освоить грамматическое ударение в слове и логическое ударение во фразе;
сформировать навык слитного произнесения речевого материала на выдохе под контролем БОС.
На этом этапе дается понятие о различиях между грамматическим ударением в слове и логическим ударением во фразе.
Сначала отрабатываются короткие фразы из 2-х, затем 3-х и более на одном выдохе. Тренируется плавность речи, темп, эмоциональная окраска.
От раздельных слов переходим к чтению текстов, песен, стихов с экрана компьютера, под контролем БОС.
5-й этап -закрепление полученных навыков и подведение итогов лечебно-коррекционной работы по методу БОС (5-6 занятий).
Задачи:
провести функциональные тренинги в виде игровых ситуаций;
подвести итоги по проведенному курсу;
дать рекомендации на дальнейший период.
На этом этапе идет работа по закреплению полученных навыков и применению их в окружающей среде. Подводятся итоги и даются рекомендации.
В итоге,путем неоднократного повторения, то есть путем тренировки, в центральной нервной системе формируется и закрепляется новая программа управления функциями, которая и обеспечивает устойчивое воспроизведение требуемого навыка. Таким образом, метод БОС позволяет добиться совершенствования и коррекциипараметров функций организма в необходимом направлении.
Продолжительность основного курса лечения больных с нарушениями голоса и речи 25-30 занятий.
Методика может рекомендоваться детям дошкольного возраста начиная с 5 лет, школьного возраста, а также подросткам и взрослым.
При различных состояниях БОС-терапия может использоваться как единственный метод лечения, но может быть назначена и в комплексе лечебных мер наряду с психофармакотерапией, поведенческой нейропсихологической коррекцией, логопедической коррекцией, психотерапией.
Опыт показывает, что в работе с детьми метод БОС-терапии зачастую оказывается наиболее адекватным средством помощи, поскольку долгосрочный эффект терапии здесь достигается за счет обучения – как раз того процесса, который для развивающегося мозга является главной и наиболее естественной задачей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СОХРАНЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА ОСНОВЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ТЕХНОЛОГИИ БИОЛОГИЧЕСКОЙ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ
В данной работе изложены основные проблемы, связанные с состоянием здоровья современных школьников, проведено исследование теоретических характеристик здоровьесберегающего процесса в образовательном у...
Доклад на тему «Опыт применения метода биологической обратной связи при коррекции речевых нарушений у обучающихся, воспитанников школы-интерната V вида г. Зернограда»
На современном этапе развития образования большое внимание уделяется вопросам обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. В связи с этим идея внедрения...
Здоровьесберегающие технологии на основе метода биологической обратной связи. Конспект урока по окружающему миру "Земля в космосе"
Урок проходит в кабинете "БОС-здоровье"2 класс ОС "Школа 2100"...
ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ БИОЛОГИЧЕСКОЙ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ БИОЛОГИЧЕСКОЙ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ...
Применение технологий биологической обратной связи для формирования навыка чтения у учащихся начальной школы
Научить детей правильному, беглому, осознанному и выразительному чтению поможет программа "БОС -чтение". В статье рассказывается о применении технологий биологической обратной связи для формиров...
«Что такое технология Биологической Обратной Связи (БОС)?»
Технология Биологической Обратной Связи (в дальнейшем БОС) – это признанная в России и за рубежом высокоэффективная, безлекарственная технология восстановительного лечения, реабилитации и оздоро...
Статья«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА БИОЛОГИЧЕСКОЙ АКТИВНОЙ СВЯЗИ (БОС), КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ДИАФРАГМАЛЬНО-РЕЛАКСАЦИОННОГО ТИПА ДЫХАНИЯ И КОРРЕКЦИИ РЕЧИ»
В статье описан опыт работы использования технологии биологической обратной связи у обучающихся с нарушением речи. Результатом ее применения являются: улучшение качества навыков четкой арт...