Дифференциация гласных первого ряда
план-конспект занятия по логопедии (1 класс)

Нестеренко Любовь Петровна

Конспект логопедического занятия по дифференциации звуков

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_a-ya.docx196.11 КБ

Предварительный просмотр:

Дифференциация букв "А" и "Я" в словах, словосочетаниях и предложениях.

I. Цель занятия: Научить различать буквы «а» и «я» в словах, словосочетаниях и предложениях.

Задачи:

Образовательные:

  1. закрепление знаний о механизме написания букв "а" и "я", их графических особенностях;
  2. формирование понятия различия букв "а" и "я";
  3. закрепление и уточнение словаря;

Коррекционные:

  1. развитие зрительного гнозиса (восприятия и узнавания);
  2. развитие пространственных представлений;
  3. развитие слухового внимания, фонематическое восприятие;
  4. закрепление сравнительного анализа состава и структуры графических знаков "а" и "я";
  5. закрепление навыка синтеза букв "а" и "я" из их элементов;
  6. закрепление правильного написания букв "а"-"я" на письме (словах, предложениях);
  7. формирование навыков фонематического анализа и синтеза.
  8. развитие лексики.

Воспитательные:

  1. формирование трудолюбия, целеустремленности в работе.

II. План занятия:

  1. Организационный момент.
  2. Развитие пространственных представлений.
  3. Объявление темы урока.
  4. Зрительный анализ букв "а" и "я", определение их сходства и различия.
  5. Развитие умения составления  слов из отдельных букв.
  6. Тренировка в составлении словосочетаний.
  7. Физминутка.
  8. Развитие навыков языкового анализа и синтеза.
  9. Работа на уровне предложения:
  10.  Итог урока.
  11. Оценка работы детей.

III. Основные методические приемы:

  1. Показ образца;
  2. пояснение;
  3. объяснение;
  4. использование средств наглядности;
  5. наводящие и подсказывающие вопросы;
  6. педагогическая оценка.

IV. Оборудование: доска, цветные карандаши, предметные картинки, карточки.

V. Подготовка конспекта занятия:

Ход занятия

1. Организационный момент (положительная окраска, положительный настрой на занятие, предусматривается ведущая деятельность детей, возрастные особенности): 

– Сегодня на занятии вам нужно очень внимательно слушать, смотреть и запоминать.

2. Развитие пространственных представлений: см. приложение 1

(На экран выводится таблица и детям предлагается ответить на вопросы)

http://festival.1september.ru/articles/570981/1.gif

– Назовите № квадрата, в котором нарисована:

  • звезда под флагом (15);
  • шар под флагом (12);

– Скажите, что нарисовано:

  • под звездой (5; 8);
  • над флагом (8;14);

3. Объявление темы урока: см. приложение 2

– Отгадайте, пожалуйста, загадки:

Сам алый, сахарный,
Кафтан зелёный, бархатный.

 Что это? (Арбуз)

 Какой звук первый в этом слове? (Звук «а»)

 Звук «а» гласный или согласный? (Гласный. У воздушной струи нет преграды в ротовой полости.)

 Какой буквой на письме обозначается звук «а»? (Буквой "А").

Круглое, румяное,
Я расту на ветке.
Любят меня взрослые,
Любят меня детки.

 Что это? (Яблоко)

 Какой звук первый в этом слове? (Звук «я»)

 Звук «я» гласный или согласный? (Гласный. У воздушной струи нет преграды в ротовой полости.)

 Какой буквой на письме обозначается звук «я»? (Буквой «я»).

Сегодня мы будем учиться различать гласные буквы «а» и «я».

4. Зрительный анализ букв «а» и «я», определение их сходства и различия:

 Посмотрите на букву «а». Из каких элементов состоит буква «а»? (Буква «а» состоит из овала и крючка, которая расположена справа от овала) – элементы буквы «а» записываются на доске).

 А буква «я»? (Буква «я» состоит из кружка и элемента, который расположен справа от кружка, и элемента, который идет вниз,– элементы буквы «я» записываются на доске).

– Значит, чем же похожи буквы «а» и «я»? (В обоих буквах есть элемент – крючок)

– Чем различаются эти буквы?

 А теперь давайте напишем рукописные строчные буквы «а» и «я» в воздухе.

(Дети пишут в воздухе рукописные строчные буквы «а» и «я»).

5. Развитие умения составления  слов из отдельных букв:

 А теперь, ребята, давайте соберем слова из букв и прочтите их. Какие слова у вас получились?

д,д,я,я                   з,м,л,е,я            н,н,я,я,

к,р,т,о,а,н           д,б,г,о,я,р,а       к,р,я,а,о,г

(коряга, няня, бродяга, земля, дядя, картон)

  Запишите слова и отметьте согласные перед гласными А-Я.

6. Тренировка в составлении словосочетаний:

 Нам прислали  волшебное послание, но прочесть его мы сможем только тогда, когда вставим в слова пропущенные буквы и подберем к каждому из левого столбика подходящее слово из правого.

ХИТРАЯ                 Б…БОЧК…

ЛОВКАЯ                 МЫШК…

ПУШИСТАЯ          ЗМЕ…

СЕРАЯ                     ОБЕЗЬ…Н…

ЯДОВИТАЯ          КОШК…

ЯРКАЯ                  ЛИС…

7. Физминутка:

«Яблоко»

Руку протяни, яблоко сорви.

Стал ветер яблоню качать,

Трудно яблоко сорвать.

Подпрыгну, руку протяну –

Быстро яблоко сорву.

8. Развитие навыков языкового анализа и синтеза: 

(Детям раздаются карточки с заданием).

– Посмотрите, предложения рассыпались на отдельные слова. Соберите из слов предложения и запишите его в своих тетрадях. Выделите буквы А-Я и согласные перед ними.

Ваня, лесом, любовался.

Стал, Ваня, собирать, землянику.

Соком, алым, налилась, земляника.

Он, ягодами, свою, угостил, сладкими, бабушку.

(Дети подчеркивают буквы «а» и «я» карандашами красного цвета.)

9. Работа на уровне предложения:

(Запись на доске)

 Впишите пропущенные буквы «а» и «я» в следующие предложения:

М…ч уп…л в ..му.

С…ш… бр…л на руки бр…т… .

На столе леж…л… тр…пк… .

Ирин… и Т…н… игр…ли в пр…тки.

(Дети вписывают пропущенные буквы «а» и «я» и подчеркивают их карандашами красного цвета.)

10. Итог урока:

 Какие буквы мы сегодня с вами учились различать? (Гласные «а» и «я»).

 Что у них общего? (Гласные)

 Чем буквы «а» и «я» отличаются? (Согласные перед гласной «а» звучат твердо, а перед гласной «я» - мягко).

11. Оценка работы детей.

 Вы очень хорошо потрудились на занятии. Надеюсь, теперь вы никогда не перепутаете на письме буквы «а» и «я».


Приложение 1

http://festival.1september.ru/articles/570981/1.gif


Приложение 2.

image image

        

Ваня, лесом, любовался.

Стал, Ваня, собирать, землянику.

Соком, алым, налилась, земляника.

Ваня, ягодами, свою, угостил, сладкими, бабушку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект группового логопедического занятия на тему: Первый способ обозначения мягкости согласных на письме (с помощью гласных II ряда). Дифференциация твердых и мягких согласных.

Конспект группового логопедического занятия. Тема: Первый способ обозначения мягкости согласных на письме (с помощью гласных II ряда). Дифференциация твердых и мягких согласных.Он ориентирован на...

Конспект логопедического группового занятия "Дифференциация гласных первого и второго ряда" для детей 6-8 лет С ОНР.

Тема: «Дифференциация гласных первого и второго ряда»Цели:Учить детей различать гласные Ы, И в устной и письменной  речи.Развитие фонематического восприятия.Совершенствование грамматического стро...

Технологическая карта логопедического занятия "Гласные первого ряда"

Тип урока: рефлексия (обобщение, закрепление)....

«Дифференциация гласных первого и второго ряда У-Ю в словах, словосочетаниях и предложениях»

Формировать умение различать гласные У, Ю в устной и письменной речи.Развивать фонематический слух, зрительное восприятие.Обучать дифференциации мягкости и твердости согласного посредством гласных У-Ю...

Методическая разработка Дифференциация гласных 1 ряда

Методическая разработка Дифференциация гласный для 1 класса...

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ГЛАСНЫХ ПЕРВОГО И ВТОРОГО РЯДА (А – Я).

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ГЛАСНЫХ ПЕРВОГО И ВТОРОГО РЯДА (А – Я)....