Методическая разработка по коррекции звукопроизношения
методическая разработка по логопедии
Коррекция и дифференциация звукопроизношения звуков [с] и [з]
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_po_korrektsii_zvukoproiznosheniya.docx | 17.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка по коррекции звукопроизношения
Тема: Коррекция и дифференциация звукопроизношения звуков {с}, {з}
Составила: учитель-логопед Щекина И.В.
1.Подготовительные упражнения для звуков {с}, {з}
1.Упражнение «Блинчик»
Цель: Вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении.
Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от одного до десяти.
2.Упражнение «Накажем непослушный язычок», «Месим тесто»
Цель: Вырабатывать умение расслаблять мышцы языка.
Описание: Улыбнуться. Приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя.
3.Упражнение «Качели»
Цель: укреплять мышцы языка. Развивать подвижность и гибкость кончика языка, умение им управлять.
Описание: Рот открыт. Губы в улыбке. Губы и нижняя челюсть неподвижны. Движения языка: широким кончиком языка дотронуться до бугорков(альвеол) за нижними резцами, затем за верхними.
4.Упражнение «Почистим зубки»
Цель: учить удерживать кончик языка за нижними зубами, развивать умение управлять языком, точность движений.
Описание: Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка погадить нижние зубы, делая движения языком вверх-вниз.
6.Упражнение «Желобок», «Лодочка»
Цель: Укреплять мышцы языка, развивать умение управлять языком, вырабатывать подъем боковых краев языка вверх.
Описание: Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края лопатообразного языка поднимаются, по средне продольной линии языка образуется впадина. Язык в таком положении удерживаем под счет от 1 до 10.
7.Упражнение «Горка», «Киска сердится»
Цель: вырабатывать подъем спинки языка вверх, умение удерживать кончи языка у нижних резцов.
Описание: Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. Спинка языка выгибается, затем выравнивается.
8.Упражнение «Погладим киску», «Катушка»
Цель: вырабатывать умение поднимать боковые края языка, прогибать спинку языка, удерживая кончик языка у нижних зубов.
Описание: Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. Широкий язык «выкатывается» вперед и убирается в глубь рта.
2. Упражнения в произношении звука {с}:
са-со-су- сы су-сы-са-со
со-су-сы-са сы-са-со-су
СА
Сад, сам, сани, сало, сайка, сабля, сапог, салют, самолет, самокат, салки, оса, коса, лиса, роса, полоса, колбаса, касса, гусак, касатка, посадка.
СО
Сом, сок, сон, сода, сокол, сопка, собака, сотня, кусок, висок, песок, носок, колесо, фасоль, осока.
СУ
Суп, сук, суд, сухо, сумка, сумма, сутки, судно, сундук, судак, сутки, посуда, несу, несут, плясун.
СЫ
Сын, сыр, сыт, сыч, сыпь, сытый, сыпать, сынок, весы, носы, косынка, посылка, бусы, весы, посылать.
аста-осто-усту-исты аска-оско-уску-иски
осто-усту-исты-аста оско-уску-иски-аска
Паста, ласка, масло, пастух, восток, восход, остановка, остаток, капуста, мускул, пустыня, испуг, пляска, невеста, лепесток, остаток, воспитание, остров, тесто, весна.
В лесу лиса. У Сони новый самокат.
В лесу высокие сосны. Собака лает на соловья.
Соня пьет сок. У сома длинные усы.
Саня поймал сома. У самоката два колеса.
Доскажи слово в рифму
Я видел утку и лису, что пироги пекли в… (Лесу)
Если в сыре много дыр, значит, вкусным будет… (Сыр)
Кто не спит, тот выйдет вон. Кто уснул, увидит…(Сон)
Чистоговорка
Киска, киска, где твоя миска?
Ест киска суп из миски.
Ест киска суп из миски.
Сыта киска – пуста миска.
Загадки
Вот так синее стекло, скользко, весело, светло .(Лед)
Золотистая коса засверкала в небесах. (Молния)
Кто с высоких, толстых сосен в нас скорлупку ловко бросил? (Белка)
3.Упражнения в произношении звука {з}
за-зо-зу-зы зу-зы-за-зо
зо-зу-зы-за зы-за-зо-зу
ЗА
Зал, запад, запах, заноза, зайка, замок, загадка, завод, закат, Забава, завтрак, загадка, забор, ваза, коза, база, мимоза, фаза, пауза, вокзал, глаза, фазан, заноза.
ЗО
Зоб, зов, зонт, зонтик, зона, золото, Зоя, узор, возок, газон, горизонт.
ЗУ, ЗЫ
Зубы, зубок, везу, козу, ползу, грызу, мазут, разут, язык, тазы, вазы, козы, березы, арбузы, музыка.
зна-зно-зну-зны зну-зны-зна-зна
зно-зну-зны-зна зны-зна-зно-зну
Звезда, здание, звонкий, знамя, узнать, зной, звон, знак, название, знакомый, знобит, зазноба, поздно, Незнайка, знание, знакомство, название, зазнайка, познание.
Запретная зона. На газоне пасутся бизоны.
Золотая ваза. Зоиного зайку зовут Зазнайка.
Зоина изба. У забора коза.
Загадки
Зубы имеют, а зубной боли не знают. (Грабли)
Вверх за мной ползут, вниз меня везут. (Санки)
Рифмовки
Из кузова в кузов Настасья везла на возу
Грузили арбузы. Козленка, козла и козу
В грозу в грязи от груза Настасья в лесу проспала
Развалился кузов. Козленка, козу и козла.
4.Дифференциация звуков{с} и {з}
СА-ЗА
зайка – сайка коза - коса
лиса – Лиза Захар - сахар
замок – сапог змей – смей
СО-ЗО
зов – сон узор - сор
зола – сова возок - носок
Зоя – соя кузовок – носок
ЗУ-СУ
зуб – суп мазут - пасут
зубок – сурок грызут – плясун
везу –несу зубной – сукно
ЗЫ-СЫ
зыбь – сыпь пузырек - сырок
козы – косы называть - посылать
арбузы – бусы пузырь – сыр
У Зины болит зуб, она не может есть суп.
Соломы воз возница вез.
В саду растут розы.
Осы кусают козу.
На окне висят красивые занавески.
За-са-за – катится слеза.
За-са-за – соленая слеза.
Зы-сы-зы – нет слезы.
Зу-су-зу – Зоя вытерла слезу.
Загадки
Хоть сама и снег и лед, а уходит слезы льет. (Зима)
Чудеса, чудеса – Колотили Острый Нос
Загорелись небеса! И точили Острый Нос.
Стали алы облака, Поработал Острый Нос -
Стала розовой река. (Заря) Увезли зеленый воз. (Коса)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно - методическая разработка по коррекции сложной дисграфии. Методические рекомендации. Конспект открытого занятия по коррекции сложной дисграфии на тему: Слоговой анализ и синтез слов различной звуко - слоговой структуры. Презентация.
В настоящее время к учителю - логопеду в логопедический пункт на занятия приходят дети, имеющие ошибки на письме, характерные не для одного вида дисграфии, а для 3 - 4 видов дисграфии сразу. Реб...
Авторская адаптационная методическая разработка по коррекции психомоторики и сенсорных процессов « На ступеньку выше…» для обучащихся 1-4 классов
Актуальность разработки, методологическая основа, принцыпы, цели и задачи, краткое описание структуры и блоков программы, распределение часов на разделы и блоки, тематическое планирование, рекомендуем...
Методическая разработка по коррекции нарушений письменной речи
Методическая разработка по коррекции нарушений письменной речи у учащихся младших классов общеобразовательной школы ( 2 класс)...
Методическая разработка по коррекции сложной формы дисграфии
В методической разработке представлены различные виды работ по коррекции сложной формы дисграфии....
Методическая разработка по коррекции звукопроизношения звуков [р\' ] и [л\' ].
Разработка содержит практический материал для коррекции и дифференциации звукопроизношения звуков [р' ] и [ л' ]. Материал может быть полезен для работы учителей-логопедов....
Методическая разработка по коррекции звукопроизношения звуков [ж ] и [ш ].
Разработка содержит практический материал по коррекции и дифференциации звукопроизношения звуков [ ж] и [ш]. Материал может быть полезен школьным учителям-логопедам....