Методическая разработка по коррекции звукопроизношения звуков [ж ] и [ш ].
методическая разработка по логопедии на тему

Каменко Людмила Николаевна

Разработка содержит практический материал по коррекции и дифференциации звукопроизношения звуков [ ж] и  [ш]. Материал может быть полезен школьным учителям-логопедам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodich.3.docx18.87 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка по коррекции звукопроизношения

Тема: Корреция и дифференциация звукопроизношения звуков [ж], [ш ]

Составила: учитель-логопед Каменко Л.Н.

 1. Подготовительные упражнения для звуков [ж], [ш]:

  1. Упражнение «Сделай широкий язычок»

Цель: Вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении.

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от одного до пяти – десяти.

  1. Упражнение «Приклей конфетку»

Цель: Укрепить мышцы языка и отработать подъём языка вверх.

Описание: Положить широкий кончик языка на нижнюю губу. На самый край языка положить тоненький кусочек ириски, приклеить кусочек конфетки к нёбу за верхними зубами.

  1. Упражнение «Наказать непослушный язык»

Цель: Вырабатывать умение расслаблять мышцы языка.

Описание: См. ранее.

            4. Упражнение «Грибок»     

Цель: Вырабатывать подъём языка вверх, растягивать подъязычную связку (уздечку).

Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. (язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка – его ножку).

  1. Упражнение «Загони мяч в ворота»

Цель: Вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.

Описание: См. ранее.

  1. Упражнение «Вкусное варенье»

Цель: Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении звука [ш].

Описание: См. ранее.

  1. Упражнение «Фокус»

Цель: Вырабатывать подъём языка вверх, умение придавать языку форму ковшика и направлять воздушную струю посередине языка.

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты. А посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.

  2. Упражнения в произнесении звука [ж]:

жа-жо-жу-жи-же               жи-жа-жо-жу-же

жо-жа-жу-жи-же               же-жа-жо-жи-жу

                             жа

            Жар, жаль, жаба, жало, жабры, жатва, жарко, жалоба, ежата, вожак, вожатый, пижама, урожай, бежать, лежать, дрожать, пожар.

                           жо,жё                                                                                                                                                                                                                                                                                                             

            Жора, ожог, рожок, лужок, дружок, флажок, пирожок, бережок, крыжовник, жёлудь, жёлтый.

                             жу

            Жук, лежу, брожу, хожу, гляжу, дружу, покажу, абажур, тужурка.

                             же

            Женя, уже, уважение, этажерка.

                             жи

            Жир, жить, жила, жидкий, ножи, моржи, ежи, лежи, покажи, прикажи, наживка, пружина.

ажма-ожма-ужма-ыжма

яжма-ёжма-южма-ижма-ыжма

            Важный, каждый, бумажный, багажный, монтажник, можно, дождик, ложный, тревожный, ножницы, пирожное, художник, дружба.

            Наждак, награждать, вражда, ножной, нужда, Лужники, лыжня, денежный, бережно, побеждать.

Жук жужжит: ж-ж-ж-ж.                   Женя выбежал на лужок.

Летом жарко.                                     Дружок бежит на бережок.

На Жоре пижама.                               В саду крыжовник и ежевика.

У ежихи ежата.                                   Моржи лежат на льду.

Покажи свой ножик, Женя.               Под дубом лежат жёлуди.

Нужно ценить дружбу.                      Каждый день идут дожди.

Женя вытряхивает одежду.               У Жени бумажный голубь.

                             Загадки

            Всех я вовремя бужу, хоть часов не завожу. (Петух)

            Я над речкою лежу, оба берега держу. (Мост)

                             Потешки

            Ель на ёжика похожа,

            Ёж в иголках, ёлка тоже.

                                       Подарил утятам ёжик

                                       Восемь кожаных сапожек.

            Лежебока, рыжий кот,

            Отлежал себе живот.

                                       Жук упал и встать не может,

                                       Ждёт он, кто ему поможет.

 3.  Упражнения в произнесении звука [ш]:

ша-шо-шу                     ши-ше-ша

шо-шу-ша                     ше-ши-шо

шу-шо-ша                     ши-шу-ше

                                       ша

            Шаг, шар, шарф, шайба, шапка, шахта, мышата, большая, ушанка, мешать, решать, дышать.

            Ваша, наша, каша, крыша, Даша, Маша, Леша, Паша, Миша.

                                      шо, шё

            Шорох, мешок, пушок, вершок, горшок, петушок, ремешок, гребешок, шёл, шёпот, ушёл, нашёл, мышонок.

                                      ши

            Ширь, шило, шина, шить, ширма, дыши, ерши, пиши, камыши, ушиб, ошибка, кувшин, решили.

            Шинель, шипеть, широкий, шиповник, уши, мыши, калоши, ландыши, хороший, горошина, тишина.

                                      шу, ше 

            Шум, шут, шуба, шутка, мишутка, дышу, ношу, тушу, прошу, шея, мишень, ошейник, решение.

            Шутить, шуруп, чешуя.

Аш-ош-уш-ыш                  ыш-ош-уш-аш

Яш-ёш-юш-иш-еш            еш-иш-юш-ёш-яш

Аш-яш-уш-юш                  ыш-иш-еш-аш

                             аш

            Ваш, нвш, башня, чашка, кашка, рубашка, ромашка, букашка.

            Башмак, башлык, кашне, каштан.

                            ош

            Кошка, мошка, крошка, окошко, горошки, лукошко, ладошка, окрошка, картошка.

                             уш

            Душ, ушки, мушка, пушка, душно, опушка, лягушка, подушка, катушка, кукушка, ватрушка.

            Ушли, петушки, бабушка, дедушка, Алёнушка, Бурёнушка, пушнина.

                             ыш

            Вышка, мышка, пышка, крышка, малышка, мартышка, покрышка, камыш, малыш.

            Ландыш, детёныш, донышко, пёрышко, пятнышко, брёвнышко.

                             яш 

            Яшка, бляшка, гуляш.

                             ёш, ёшь

            Даёшь, льёшь, пьёшь, поёшь, трёшь, берёшь, Алешка, лепёшка, рыбёшка, матрёшка, поварёшка.

                             еш, ешь, иш, ишь  

            Пешка, орешки, вешний, поешь, Бишка, вишня, мишка, лишний, парнишка, кричишь, молчишь.

            Финиш, мякиш, даришь, валишь, делишь, пилишь.

Наташа пишет.                Малыши шагают в школу.

У Маши шляпа.               Миша и Паша едут на лошадке.

У Лёши ландыши.              Миша нашёл камешек.

Ландыши хороши.              У шиповника шипвы.

В шалаше пять ребятишек. Хороша уха из ершей.

Накрой кружку крышкой.   Вот чашка и кашка, лепёшка и ложка.

Пташка прыгает у окошка.  Надевай на малышку рубашку.

                             Потешки

Петушок, петушок,

Отдай Маше гребешок!

                                                 Мы кормим нашу Машу.

                                                 Маша, Маша, кушай кашу.

Тише, мыши, тише, мыши!

Кот пришёл на нашу крышу.

                             Загадки

            Стоит Антошка на одной ножке. (Гриб)

            Белые горошки на зелёной ножке. (Ландыш)

4.  Дифференциация звуков [ж] и  [ш]:

                             жа-ша

жар – шар                    жаба – шапка

жаль – шаль                 ежата – мышата

жатва – шаткий            лежать – мешать

лёжа – Лёша                  лужа – Луша

лёжа – Лёша                  вожатый – лошадка

                             жё-шё; жо-шо

жёлоб – шёпот              жёлудь – шёл

жёлтый – шёлк             лужок – пушок

дружок – вершок            рожок – горшок

пирожок – порошок       дружок – петушок  

                             жу-шу

жутко – шутка                дрожу – дышу

брожу – брошу                лижут – пишут

мажут – машут                вяжут – пашут

                             же – ше

Женя – шея                   сажень – мишень

ближе – дальше            ниже – выше

ложечка – кошечка      бумажечка – букашечка

                             жи-ши  

жить – шить                   жир – ширь

жила – шило                   пружинка – пушинка

пружина – машина         наживка – нашивка

ужи – уши                        лыжи – мыши

 Луша обходит лужу.                    Лёша, читать лёжа вредно.

Ты бежать мне не мешай.             Нельзя шалить с пчелой: она ужалит.

Малыши встали на лыжи.             Мой дружок от земли вершок.

Серёже подарили калоши.            Без этой пружины не поедет машина.

Подальше положишь – поближе воьмёшь.

                              Жадина

Жадину я ни о чём не прошу.

В гости я жадину не приглашу.

Не выйдет из жадины друга хорошего,

Даже приятелем не назовёшь его.

                                                         (Я. Аким)

                                   Считалочка

Мы со звуком [ш] играем,

Слово к слову подбираем:

Шапка, Шуба, шарф,

Жетон…

- Выходи из круга вон.

Мы со звуком [ж] играем,

Слово к слову подбираем:

Ёжик, жук, жираф,

Шпион…

- Выходи из круга вон!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно - методическая разработка по коррекции сложной дисграфии. Методические рекомендации. Конспект открытого занятия по коррекции сложной дисграфии на тему: Слоговой анализ и синтез слов различной звуко - слоговой структуры. Презентация.

В настоящее время к учителю - логопеду в логопедический пункт на занятия приходят дети, имеющие ошибки на письме, характерные не для одного вида дисграфии, а для 3 - 4 видов  дисграфии сразу. Реб...

Авторская адаптационная методическая разработка по коррекции психомоторики и сенсорных процессов « На ступеньку выше…» для обучащихся 1-4 классов

Актуальность разработки, методологическая основа, принцыпы, цели и задачи, краткое описание структуры и блоков программы, распределение часов на разделы и блоки, тематическое планирование, рекомендуем...

Методическая разработка по коррекции нарушений письменной речи

Методическая разработка по коррекции нарушений письменной речи у учащихся младших классов общеобразовательной школы ( 2 класс)...

Методическая разработка по коррекции сложной формы дисграфии

В методической разработке представлены различные виды работ по коррекции сложной формы дисграфии....

Методическая разработка по коррекции звукопроизношения звуков [р\' ] и [л\' ].

Разработка содержит практический  материал для коррекции  и дифференциации звукопроизношения звуков [р' ] и  [ л' ]. Материал может быть полезен для работы учителей-логопедов....

Методическая разработка по коррекции звукопроизношения

Коррекция и дифференциация звукопроизношения звуков [с] и [з]...