Методическая разработка по коррекции нарушений письменной речи
методическая разработка по логопедии (2 класс) на тему

Пояркова Надежда Евгеньевна

Методическая разработка по коррекции нарушений письменной речи у учащихся младших классов общеобразовательной школы ( 2 класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod.razrabotka.docx25.83 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка по коррекции нарушений письменной речи у учащихся младших классов общеобразовательной школы.

Планирование по коррекции

сложной формы дисграфии

у учащихся 2-го класса.

Н.Е. Пояркова (Чудович), Н.Н. Яковлева, Т.А. Аристова,
С. О. Митрякова, О.Б. Тарская, Е.В. Никитина,
И. В. Фролова, Э.Б. Иманова, С. Г. Мистрова,
Е.В. Сучкова, Н.В. Игнатьева

  1. Фонематический анализ и синтез. Гласные звуки. (9часов)
  • Уточнение артикуляции  а - э, о –у,  ы – и;
  • Вычленение гласных звуков из слогов, предложений.

Лексическая    тема

  1. Сезонные изменения в природе осенью.
  2. Уборка урожая.
  3. Овощи и фрукты.

Грамматическая тема

Единственное и множественное число имён существительных.

Виды деятельности

  1. Постановка и уточнение артикуляции гласных звуков (по методике Т.А. Аристовой)
  2. Выделение гласных из ряда звуков, слогов, слов.
  3. Определение места заданного звука в слове.
  4. Квазиписьмо.
  5. Игры на уточнение временных представлений.
  6. Упражнения на развитие графомоторных навыков. Учить чертить на нелинованном листе бумаги.
  7. Чтение стихов С. Я. Маршака «Времена года»

Оборудование

Зеркало, числовые линейки, слоговые таблицы, буквы, предметные картинки, лист в крупную клетку и лист нелинованной бумаги, календарь природы, лото «Времена года»,  «Части суток»

  1. Согласные звуки. (4 часа)
  • Определение согласного звука на слух и по артикуляции;
  • Вычленение согласных звуков из слогов, слов, предложений.

Лексическая    тема

  1. Наш класс.
  2. Школа.
  3. Дорога в школу и домой.

Грамматическая тема

Использование предлогов по, из, в, на, к.

Виды деятельности

  1. Упражнения на развитие речевого дыхания.
  2. Игры и задания на развитие пространственных представлений.
  3. Сопоставление гласных и согласных звуков.
  4. Условное обозначение согласных звуков (квазиписьмо)
  5. Пальчиковая гимнастика.
  6. Составление схемы пути.

Оборудование

Предметные и сюжетные картинки, схемы пути из школы домой, фланелеграф, картинный игровой материал с артикуляционными профилями и упражнениями.

  1. Слоговой состав слова. (3 часа)
  • СГ (слог-слияние) как единица фонематического разбора.

Лексическая    тема

  1. Семья.
  2. Одежда.
  3. Обувь.
  4. Обобщение по теме «Осень»

Грамматическая тема

Единственное и множественное число существительных.

Виды деятельности

  1. Игры и задания на развитие игровых представлений.
  2. Задания на половозрастную идентификацию.
  3. Звуковой анализ слов с опорой на  цифровой ряд.
  4. Анализ, синтез слов на СГ и звуки-буквы вне слияния.
  5. Запись слов схематично, под диктовку.
  6. Упражнение на развитие графомоторных навыков, отработка нижнего и верхнего соединений.

Оборудование

 Разрезная азбука,  кроссворды по лексическим темам,  схемы слов, лото «Семья», предметные  и сюжетные картинки,  игры «Буквы заблудилась»,  « Чьи вещи»,  «Одень куклу»

  1. Звонкие и глухие согласные (парные и непарные) (26 часов)
  • Сонорные:  м – н – р – л – п.
  • Шипящие:  ш – ц – ч.

Лексическая тема

  1. Зима и зимние забавы.
  2. Новогодние праздники.
  3. Дикие и домашние животные.

Грамматическая тема

  1. Употребление в речи притяжательных прилагательных.
  2. Согласование существительных  единственного и множественного числа с глаголами настоящего времени.

Виды деятельности

  1. Уточнение артикуляции согласных звуков.
  2. Сопоставление звуков по артикуляции, вибрационным ощущениям гортани и на слух.
  3. Запись СГ с парными звонкими и глухими согласными.
  4. Упражнение на закрепление временных представлений (месяц, неделя, сутки)
  5. Игры на развитие памяти.
  6. Отгадывание загадок, заучивание стихотворений.
  7. Игры «Кто как передвигается»,  «Где чей хвост», «Укрась ёлку»

Оборудование

Речевые профили; картинки со словами на заданный звук; карточки со схемами; цифровой ряд; загадки стихи, календари природы; игры «Кто как передвигается», «Где чей хвост», «Укрась ёлку»

  1. Твёрдые и мягкие согласные (16 часов)
  • Обозначение мягкости согласных посредством буквы  ь;
  • Обозначение мягкости согласных гласными второго ряда.

Лексическая тема

  1. Весна.
  2. Птицы.
  3. Насекомые
  4. Растения

Грамматическая тема

Образование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Виды деятельности

  1. Сравнение слов по звуковому составу и артикуляции (кони - конь, лоси - лось).
  2. Упражнения на составления схем слов и запись слов в тетради. Сопоставление звукового и буквенного обозначения слов: пыл - пыль, банка – банька.
  3. Фонематическое правило: Мышка носик подняла. Мягкий звук произнесла. Мышка хвостик опустила, твёрдый звук произносила.
  4. Сравнения слов по звуковому составу и артикуляции (мал – мял, пыл – пил).
  5. Игры и упражнения на различение твёрдых и мягких согласных в слогах, словах,  предложениях.
  6. Подбор синонимов, антонимов к словам.
  7. Игры «Замени звук»,  «Скажи наоборот», «Скажи по-другому».

Оборудование

Картинки со словами - квазиомонимами, слоговые таблицы; твёрдые и мягкие шарики; схемы звуков, слов.

  1. Ударение (3 часа)
  • Смыслоразличительная роль ударения (многозначность слова, утрата смысла, слова – омонимы)

Лексическая тема

Слова из разных лексических групп.

Виды деятельности

  1. Упражнения на определение ударения в словах различной слоговой структуры.
  2. Игра «Определи смысл слова».

Оборудование

Тетради, простые карандаши, предметные картинки (кружкИ – крУжки, Атлас – атлАс, машИна – Машина…)

  1. Слово (8часов)
  • Слово – предмет;
  • Слово – действие;
  • Слово – признак.

Лексическая тема

Профессии.

Грамматическая тема

  1. Согласование существительного и глаголов настоящего и про шедшего времени.
  2. Согласование существительного и прилагательного мужского, женского и среднего рода.

Виды деятельности

  1. Рассматривание предметных картинок, постановка вопросов к ним (Это кто? Это что?).
  2. Графическое изображение слов – предметов.
  3. Игры и упражнения на дифференциацию слов, обозначающих живые и неживые предметы.
  4. Игры «Кто как передвигается?»,  «Что делают звери?»
  5. Назови действие персонажа, изображенного на картинке.
  6. Графическое изображение слов- действий.
  7. Игры и упражнения на дифференциацию слов, обозначающих глаголы, существительные.
  8. Игры и упражнения «Какой ( какая) предмет по цвету (форме, вкусу и т. Д.)?».
  9. Графическое изображение слов- признаков.
  10. Игры и упражнения на дифференциацию слов, обозначающих прилагательные, существительные, глаголы.

Оборудование

Игра «Живое – неживое»,  «Кто что ест?»; предметные и сюжетные картинки; схемы слов; альбом «Коррекция нарушений письменной речи» Л.Н. Ефименковой

  1. Словосочетание  (9 часов)

Лексическая тема

Слова из разных лексических групп.

Грамматическая тема

  1. Согласование  прилагательного и существительного ед. ч. Им.п., м. р. (красивый детский стол)
  2. Согласование  прилагательного и существительного ед. ч. Им.п., ж. р. (длинная красная летка)
  3. Согласование  прилагательного и существительного ед. ч. Им.п., с. р. (спокойное синее море)
  4. Согласование  прилагательного и существительного ед. ч. Им.п., м. р. (большие яркие шары)
  5. Согласование  глагола и существительного без предлога (рисует дом, гладит собаку)
  6. Согласование: глагол +существительное, выраженное косвенным дополнением  без предлога (рубит топором, дарит внучке)
  7. Согласование: глагол +существительное, выраженное косвенным дополнением  с предлогом (играет в саду, танцует на сцене)
  8. Согласование: существительное +существительное, выраженное косвенным дополнением  без предлога (рубит топором, дарит внучке)
  9. Согласование: существительное +существительное с предлогом (чашка с блюдцем)

Виды деятельности

  1. Анализ словосочетаний по вопросам и по смыслу.
  2. Практические упражнения в составлении словосочетаний.
  3. Игры «Кто где живёт», «Кто кем работает», «Что с чем»

Оборудование

Карточки со словосочетаниями; дидактические игры, игрушки, различные предметы, предметные картинки; стихи, загадки, кроссворды, альбом «Коррекция нарушений письменной речи» Л.Н. Ефименковой.

  1. Предложение
  1. Простое нераспространённое предложение:
  • Подлежащее + сказуемое (П+С) (Девочка рисует).
  1. Простое распространённое предложение:
  • П+С+ дополнение без предлога (Девочка рисует дом)
  • П+С+ прямое дополнение + косвенное дополнение (Девочка рисует дом карандашом).
  • П+С+ обстоятельство места (Дети играют в саду).
  • П+С+ дополнение без предлога  + обстоятельство места (Девочка рвёт цветы в саду)
  • П+С+ дополнение + определение + дополнение (Бабушка подарила внучке красивую куклу).

Лексическая тема

Сезонные изменения в природе.

Грамматическая тема

Согласование существительного в И.п. и глаголов наст. вр. 3-го лица ед. ч., прош. вр.

Отработка синтаксических связей:

  • Сущ. И.п. + глагол наст. вр.,  3-го лица ед.ч., прош.вр. + сущ. В., Р., Д., Т.п.;
  • Сущ. И.п. + глагол наст. вр.,  3-го лица ед.ч., прош.вр. + косв. дополнение;
  • Сущ. И.п. + глагол наст. вр.,  3-го лица ед.ч., прош.вр. + сущ. П. п. с предлогом;
  • Сущ. И.п. + глагол наст. вр.,  3-го лица ед.ч., прош.вр. + сущ. Косв. падежа + сущ. П. п. с предлогом;
  • Сущ. И.п. + глагол наст. вр.,  3-го лица ед.ч., прош.вр. + прилаг. + дополнение;

Виды деятельности

  1. Выделение логического ударения.
  2. Определение границ предложения.
  3. Главные члены предложения.
  4. Распространение предложений по вопросам.
  5. Работа над просодическими компонентами.
  6. Определение  смыслового значения предложения в зависимости от логического ударения.
  7. Составление и различение предложений по цели высказывания.
  8. Составление схем предложений.
  9. Графическое изображение предложений.

Оборудование

Карточки с текстами предложений, схемы предложений; логопедическое лото; загадки, стихи; предметные и сюжетные картинки; альбом «Коррекция нарушений письменной речи» Л. Н. Ефименковой.

  1. Текст (3 часа)

Лексическая тема

Лето.

Грамматическая тема

Синтаксическая связь в тексте.

Виды деятельности

  1. Составление текста типа: Папа собирался ловить рыбу. Он чинил сеть. В лодке отец замазывал дырки смолой. Дочка помогала ему.
  2. Составление текста типа: После долгих, хмурых, холодных дней пришла весна. Светит и греет солнце. Бегут, журчат весёлые ручейки. Перелётные птицы весело щебечут на деревьях. Хорошо весной!
  3. Составление текста по сюжетным картинкам.

Оборудование

  1. Схемы предложений.
  2. Сюжетные картинки.
  3. Деформированный текст.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекция нарушений письменной речи.

Реферат натему: "Коррекция нарушений письменной речи"...

Нейропсихологический подход к диагностике и коррекции нарушения письменной речи у младших школьников

Проблеме нарушений письма у детей – дисграфии – посвящено большое количество исследований и публикаций. Одним из новейших направлений в коррекционно – развивающем и здоровьесберегающем обучении являет...

Рабочая программа по коррекции нарушения письменной речи, обусловленной нерезко-выраженным общим недоразвитием речи, 2 класс

Рабочая программа по коррекции нарушения чтения и письма, обусловленной нерезко-выраженным общим недоразвитием речи, 2 класс...

РАЗРАБОТКА И ПРИМЕНЕНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ОНЛАЙН-АЛЬБОМОВ В КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ

Для повышения эффективности логопедического воздействия необходимо внедрение новых педагогических технологий. Как показывает практика, наиболее оптимальными, способствующими интенсификации логопедичес...

Методические рекомендации по коррекции нарушений письменной речи обучающихся младших классов.

Процесс письма представляет собой сложную многоуровневую деятельность, в структуре которой можно выделить определённые звенья, операции. У детей, страдающих нарушением письма, обнаруживается различный...

Рабочая программа по курсу: Коррекция нарушения письменной речи у обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью) 5-6 класс

Общая характеристика программы. Процесс гуманизации общества и школы, изменение целей и содержания создают ситуацию, позволяющую по-новому оценить логопедическую работу.Логопедическая работа в шк...