Статья «Речевые разминки как средство совершенствования техники чтения и обогащения речи школьников»
статья по логопедии
Одним из эффективных приемов работы по выработке у учащихся навыка правильного чтения является речевая зарядка (разминка). Это система упражнений, направленных на правильное воспроизведение слоговых структур и слов, которые могут вызвать затруднения у учащихся при чтении текста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_2.docx | 21.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Потапова М.А.
учитель начальных классов
ГБОУ СОШ 342
Статья
«Речевые разминки как средство совершенствования техники чтения и обогащения речи школьников»
Важнейшей стороной техники чтения является правильное произношение слогов и слов без искажения их звукового состава.
Нарушение правильности чтения затрудняет выработку навыка беглого и выразительного чтения, и самое главное - осознание читаемого текста. Вместо «Мишина машина» ученик читает «мыши на машине», что приводит к непониманию прочитанного.
Одним из эффективных приемов работы по выработке у учащихся навыка правильного чтения является речевая зарядка (разминка). Это система упражнений, направленных на правильное воспроизведение слоговых структур и слов, которые могут вызвать затруднения у учащихся при чтении текста.
Цель речевой разминки:
привить учащимся определенную культуру пользования речевым аппаратом, и воспитать у учеников чувство ответственности за произносительную сторону речи.
Упражнения по технике речи необходимы практически всем ученикам: одним они помогают исправлять недостатки речи, другим – не терять приобретенные ранее навыки, всем – позволяют настроиться на урок и подготовить речевой аппарат к говорению.
Задачи речевой разминки:
- совершенствование четкости произношения;
- развитие дикции, правильного дыхания;
- установление прочной связи между зрительными и речедвигательными образами слогов и слов («что вижу, то и читаю»);
- дифференциация сходных единиц чтения (сходных звуков по артикуляции);
- накопление в памяти слогов и слов, схватываемых сразу, без побуквенного чтения;
- слияние в единый процесс восприятия и осмысления слова;
- совершенствование произносительных навыков, так как прочтение слогов предполагает четкость их артикулирования.
Кроме этого, речевые разминки помогают преодолевать младшим школьникам неуверенность в своих возможностях. Замкнутые, мало общительные дети в совместной деятельности ведут себя более расковано, свободно. Регулярное проведение речевой зарядки воспитывает в детях убеждение, что любые трудности, связанные с чтением, могут быть преодолены.
Речевая разминка включает в себя несколько этапов:
Первый этап речевой разминки дыхательные упражнения («Подышим, подышим...»), так как правильное речевое дыхание – основа речи. Этот этап разминки решает следующие задачи: научить различать элементы речевого дыхания (вдох, выдох, задержка дыхания, добор воздуха); выработать умение делать правильный вдох (носом); научить «увеличивать объем легких» за счет правильно распределенного воздуха; развивать умение правильно выдыхать.
Примеры упражнений:
Делаем вдох носом и произносим на выдохе.
- Постарайтесь перечислить буквы алфавита на одном дыхании.
- «Посчитаем Егорок» (не делать ни вдоха, ни добора воздуха).
«Как на горке, на пригорке стоят 33 Егорки»: выдохнуть остаток воздуха, сделать новый вдох и считать Егорок.
- «Транспорт»: поезд мчится, скрежеща: ж, ч, ш, щ; ... – постепенно наращиваем темп.
- «Посчитайте от 1 до 10» с постепенным увеличением (замедлением) темпа.
- «Ножницы» – указательный и средний пальцы рук превратились в ножницы. Звук «чик».
Второй этап речевой разминки – это артикуляционные упражнения («Разомнем язычок»), цель которых «разогреть» мышцы языка, щек, губ, что обеспечит им наибольшую подвижность при говорении. Примеры артикуляционных упражнений Вам подскажем школьный логопед. В литературе для родителей Вы тоже можете найти различные артикуляционные комплексы.
На третьем этапе речевой разминки, его иногда называют «Не запутайся в звуках!», нужно продемонстрировать смыслоразличительную функцию четкого артикулирования звуков, добиваться отчетливого произнесения похожих по звуковому составу слов или групп слов, уметь слышать артикуляционные недочеты в своей и чужой речи.
Виды упражнений, используемые на III этапе речевой зарядки:
- Дифференциация сходных слогов и слов:
ла – ра ма – мя дом - том
ло – ро мо – ме Дима - Тима
лу – ру му – мю кадушка – катушка
- Чтение слогов по подобию:
а о у
ма мо му
са со су
ла ло лу
Предлагая эти упражнения, мы обращаем внимание детей на то, как образованы слоги, расположенные столбиком: они все с одной и той же гласной, то есть положение губ при произнесении отдельного гласного и слога с этим гласным одинаково.
- Чтение слов по подобию:
сом Маша шапка
лом Даша лапка
ком Паша папка
В процессе неоднократного воспроизведения подборки сходных слов в памяти учащихся быстрее накапливаются зрительные образы слов, узнаваемых ими сразу, с одного взгляда.
- Чтение слогов и слов с подготовкой:
о – то – сто – стол с – то – сто – ит
у – ту – сту – стул с – та – ста – ли
а – ра – вра – враг с – ня – сня – ли
Прочитывая данные строки, ученик повторяет весь процесс образования слова путем наращивания букв в слогах.
- Чтение слов, отличающихся одной – двумя буквами или порядком их расположения:
кто – кот следы – слезы мука – муха лыжи – ложись
- Чтение родственных слов, отличающихся друг от друга одной из морфем:
лес – лесок шел – пошел
трава – травка нырял – нырнул
решила – решала увидел – увиделся
- Чтение слов, начинающихся с одной и той же приставки, но имеющих разные корни:
прошел увял
проделал увел
просмотрел увез
Выполнение упражнений №5, 6, 7 предупреждает ошибку читать слово с ориентацией только на его формальные признаки, а не на смысл. Предварительное чтение слов текста, имеющих буквенное сходство, приучает детей внимательно вглядываться в слово, прочитывать правильно.
На четвертом этапе, в литературе можно встретить название «Не сломай язык», работаем над произнесением разных сочетаний звуков; демонстрируем образцы четкого проговаривания чистоговорок и скороговорок в любом темпе. Начинаем работу с коротких легких текстов.
Главная задача: научить отчетливо, произносить каждый звук, обращать внимание на работу губ, положение языка, правильное дыхание.
Чтение скороговорок, двустиший:
Был у бабушки баран
Бил он бойко в барабан.
Ученик учил уроки
У него в чернилах щеки.
Дятел на дубу сидит
И в дубу дупло долбит.
И другие.
Задания подобного рода закрепляют чтение слов с трудными слоговыми структурами, отрабатывают ритм, темп чтения, четкость артикуляций.
Параллельно с отработкой правильности чтения слов речевая разминка может способствовать накоплению словарного запаса, уточнению значений малознакомых и редко встречающихся слов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Совершенствование техники чтения младших школьников
Книги читают все, но далеко не все умеют правильно читать.А. Блок говорил, что литература трабует не только талантливого поэта, но и талантливого читателя.Быть талантливым читателем - это бесценный да...
Статья «Пути совершенствования техники чтения»
В статье рассказывается о том, как добиться хороших результатов по совершенствованию техники чтения....
Содержание и цели обучения чтению и пути совершенствования техники чтения младших школьников
Рассматриваются вопросы развития интереса к чтению, расширению круга чтения младшего школьника, его начитанности, а также как воспитывать средствами чтения у ребенка гражданские чувства и активн...
Совершенствование техники чтения у детей с тяжелыми нарушениями речи
Предложенный материал может быть использован учителями начальных классов, логопедами для коррекции нарушений чтения и письма. Использование данного практического материала позволит сделать процесс обу...
совершенствование техники чтения и развитие речи учащихся
3вуковая разминка1. Артикуляция.Гласные: а, о, у, ы, и, з.Сочетания: а-у, а-о, ы-и, э-а, и-о, аоуиз, аиуоэ.Согласные: з-с-ж, ш-ж-с.Согласные и гласные: же, че, ща, жра, жри.2. Слова, трудные для произ...
Речевые разминки как средство обогащения словарного запаса младших школьников
в работе представлены примеры речевых разминок, способствующих формированию словарного запаса детей младшего школьного возраста....
Авторский сборник «120 заданий для развития речи, совершенствования техники чтения и понимания прочитанного»
Для учителей начальных классов и учителей логопедов...