Статья «Пути совершенствования техники чтения»
статья по чтению по теме

Котова  Елена   Михайловна

В статье рассказывается о том, как добиться хороших результатов  по совершенствованию техники чтения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnika_chteniya.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

Статья «Пути совершенствования техники чтения»

Новое содержание литературного чтения в начальных классах нацелено на приобщение детей к литературе как искусству слова и позволяет учителю развивать способность к самостоятельной творческой деятельности, культуру речевого общения

учащихся.

Процесс чтения для начинающего чтеца настолько сложен и утомителен, что

вызывает активное нежелание им заниматься. Поэтому упражнения нужно насыщать игровым материалом. Занимательные вопросы, ребусы, кроссворды, загадки дидактические игры призваны заинтересовать, увлечь ребенка, порой рассмешить его.

В работе по обучению технике чтения нужно учитывать взаимосвязь чтения вслух и молча. Для обучения технике чтения выделены определенные группы упражнений, направленные на: развитие речевого аппарата; расширение оперативного поля чтения; развитие правильности, безошибочности восприятия текста; развитие скорости чтения при чтении вслух и молча; развитие внимания и памяти в процессе восприятия. Можно использовать такие резервы обучения чтению: жужжащее чтение; ежеурочные пятиминутки чтения; чтение перед сном; режим щадящего чтения; зрительные диктанты; многократное чтение; чтение в темпе скороговорки.

Включаются разные виды чтения: первичное самостоятельное чтение

небольшого текста; первичное чтение учителем; первичное чтение по вызову и повторное чтение детьми про себя; самостоятельное чтение части с конкретным заданием. Для слабо читающих учащихся используется чтение с четким проговариванием слогов, шепотное чтение, хоровое и групповое чтение. Разные приемы чтения вводятся в урок не только как простая техническая тренировка, но каждое перечитывание имеет определенную смысловую задачу, посильную и

интересную для ребенка.

Упражнения для обучения чтению

Развитие четкости произношения:

Эта работа начинается с упражнений, развивающих речевой аппарат. Для этого вводились скороговорки, чистоговорки, пословицы, а также сочетание гласных и

согласных:

сначала давались гласные: а-у, а-о, ы-и, э-а, и-о и т. д. Эти упражнения развивают

подвижность речевого аппарата.

затем гласные с согласными: ба, бо, бу, ва, во, вэ, ви.

далее сочетание гласных: аоуиэ, аиуоэ;

согласных: з-с-ж, ш-ж-с;

_ упражнения позволяющие читать трудные слова в тексте:

ра-тра-стра-страна

во-тво-ство-детство

ро-кро-от-крою-открою

ра-бра-со-бра-собрать

Дальше учимся произносить текст четко, внятно, соблюдая знаки препинания:

Железный конь,/

В животе огонь,/

Сена не просит,/

Пашет,/ сеет,/косит.

Правильно читать диалоги:


- Что ж ты, еж, такой колючий?

- Это я на всякий случай.

Знаешь, кто мои соседи?  Лисы, волки и медведи!

Чтение скороговорок начинается с медленного темпа, затем быстрее и совсем быстро, без ошибок.

Упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям, как предпосылка правильного чтения

С этой целью даются слова и словосочетания для чтения на определенное время.

Обращалось внимание на словосочетание слов.

Для упражнений использовались разные части речи: вода-водный, белый, белье, побелить.

Если в тексте встречается трудное слово, перед чтением текста оно должно быть прочитано. Для этого оно делится на более легкие структуры: зеленый-зеленел  - зазеленел~ бодрый-ободрился-приободрился,~ сельское хозяйство-хозяйственный -сельскохозяйственный.

Для тренировок правильности чтения используются взаимопроверки: ученик читает текст из 1-2 абзацев своему соседу, тот следит и отмечает ошибки. Затем роли меняются. Все заняты чтением, а учитель фиксирует правильность чтения учеников.

Упражнения, развивающие оперативное поле чтения и память

Упражнения в чтении различных слов, сочетаний слов, предложений развивают не только внимание к слову, его правильное восприятие, но и способствуют расширению поля чтения ученика, улучшению памяти, внимания. Вначале давать не сложные слова: одно слово, затем два и до 10-12 слов: пришла зима, друг-дружеский. В 3 классе увеличивали восприятие до трех слов в строку и в столбик, включали предложения.

- ученье

- ученый

- ученик

вьюга, метель, поземка, буря Чтенье - вот лучшее уменье.

Для развития оперативной памяти проводятся зрительные диктанты.

Существуют много вариантов таких диктантов.

Для развития скорости чтения и умения выделять основную информацию проводится упражнение «Финиш». Учитель указывал слово или группу слов, до которых дети должны дочитать как можно быстрее, чтобы дети читали внимательно задаются контрольные вопросы по содержанию прочитанной части.

Упражнение «Буксир» - учитель громко читает текст, варьируя темп чтения.

Дети читают про себя, стараясь поспевать за учителем.

Проверка внимания и соблюдения режима скорости чтения детьми осуществляется путем внезапной остановки учителя на каком-нибудь слове и повторении его.

 В процессе чтения, молча проводится упражнение «Молния». Оно заключалось в чередовании чтения в комфортном режиме, с чтением на максимально доступной скорости чтения молча, с чтением вслух. Переход осуществляется по команде «Молния» и продолжается от 20 сек. До 2 мин.

Итак, работа над   техникой  чтения должна вестись постоянно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пути совершенствования техники чтения

Приёмы, позволяющие совершенствовать технику чтения....

Содержание и цели обучения чтению и пути совершенствования техники чтения младших школьников

Рассматриваются вопросы развития интереса к чтению, расширению круга чтения младшего школьника, его начитанности, а также как воспитывать средствами чтения у ребенка гражданские чувства и активн...

Пути совершенствования техники чтения младших школьников

Ученые и педагоги-практики сходятся во мнении, что скорость чтения 120 слов в минуту большинству учащихся вполне доступна....

"Пути совершенствования техники чтения"

Способы и приемы совершенствования техники чтения младшего школьника....

Доклад "Пути совершенствования техники чтения"

«Медленное чтение, неумение читать приводит иногда к тому, что ученик тем более тупеет, чем больше обучается… Дети, медленно читающие, обречены на умственную ограниченность и зубрёжку», - утверждал В....

Обобщение опыта по теме: "Пути совершенствования техники чтения младшего школьника"

Обобщение опыта по теме: "Пути совершенствования техники чтения младшего школьника"...

Опытно-методическая работа «Пути совершенствования техники чтения младших школьников»

Опытно-методическая работа «Пути совершенствования техники чтения младших школьников»...