Открытый урок "Антонимы" 4 класс
план-конспект занятия по логопедии (4 класс)
Открытый урок . Тема "Антонимы" 4 класс с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_uroka_2021.docx | 27.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Областное казённое образовательное учреждение
«Тёткинская школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья»
Конспект открытого фронтального логопедического занятия
в 4 классе
для обучающихся по АООП
(ФГОС ОВЗ ЗПР 7.2)
по теме «Антонимы»
Подготовила:
учитель-логопед
Копылова Н.П.
2020-2021 учебный год
Цель: расширение и обогащение словарного запаса путем введения в речь антонимов.
Задачи :
1. Образовательные :
познакомить обучающихся со словами, противоположными по значению, закрепить понятие «антонимы»;
научить подбирать антонимы к словам и находить их в тексте,
познакомить обучающихся с использованием антонимов в пословицах, стихотворениях, окружающей действительности.
2. Развивающие :
развивать умение правильно употреблять антонимы;
развивать связную речь обучающихся;
развивать сообразительность, память.
развивать внимание, мышление, общую и мелкую моторику;
3. Воспитательные :
создавать у обучающихся положительную мотивацию к уроку путём вовлечения каждого в активную деятельность;
воспитывать интерес к учебному процессу, чувство ответственности при выполнении заданий, развивать самостоятельность и самоконтроль;
воспитывать внимание, доброе отношение друг к другу.
Оборудование : интерактивное, програмное обеспечение Word, Power Point, карточки с буквами, «Школьный словарь антонимов русского языка», карточки для индивидуальной работы по теме урока.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Мотивационно-ориентировочный этап.
-Ребята, сегодня будет необычное занятие - у нас гости, давайте дружно с ними поздороваемся. А теперь прошу вас сесть красиво и правильно. Начнём наше занятие с артикуляционной разминки.
Артикуляционная разминка «В гостях у бабушки с дедушкой»
– Толстые внуки приехали в гости. («Толстячки» надули щёки.)
– С ними худые, лишь кожа да кости. («Худышки» втянули в себя щёки.)
– Бабушка с дедушкой всем улыбнулись. («Улыбка»).
– Поцеловать они всех потянулись. («Трубочка»).
– Утром проснулись – почистили зубы:
влево и вправо, внутри и снаружи. («Чистим зубы»).
– Блюдца поставят – положат блины нам. («Лопаточка»).
– Дуем на блинчик – не в щёки, не мимо. («Дуем на лопаточку»).
– Блинчик жуём. («Жуём блинчики»).
– Следующий блинчик – с вареньем закусим. («Вкусное варенье»).
II. Постановка темы и целей занятия. Сообщение темы занятия: Самоопределение к деятельности.
– А сейчас, ребята, давайте выполним небольшое задание и тогда узнаем тему нашего занятия.
1.Найдите общий звук в 3-х словах и обозначьте его буквой:
-карта, айва, краб [а]
-план, фонарь, нож [н]
-туфли, картофель, самолет [т]
-волосы, окна, седло [о]
-нитка, коньки, окунь [н']
-иволга, пила, пони [и]
-компот, мука, дом [м]
-дыня, лыжник, посылка [ы]
- Какое слово получилось? (Антонимы).
- Назовите тему нашего занятия. Дайте определение, что такое антонимы. Раньше мы упоминали о таких словах, а сегодня поговорим более подробно.
- На сегодняшнем занятии мы будем говорить о словах с противоположным значением, словах – «неприятелях», антонимах, учиться подбирать такие слова, находить их в предложениях. А ещё узнаем, где встречаются такие слова? Но на этот вопрос ответим в конце занятия.
2. Знакомство со “Школьным словарём антонимов русского языка” (2 мин.)
- Если вы затрудняетесь подобрать антоним к слову, необходимо воспользоваться словарём. Посмотрите на «Школьный словарь антонимов русского языка» Михаила Ростиславовича Львова. В словаре собраны наиболее употребляемые антонимы, объединенные в пары, слова в нем расположены в алфавитном порядке. Вот так выглядит словарная статья в этом словаре.
III. Основная часть
1. Работа по теме занятия.
-Ребята, с раннего детства все дети любят слушать и читать сказки. Надеюсь, вы тоже их любите. Читая их, мы проникаем в удивительный, чудесный, таинственный мир. Ведь в сказках совершаются самые невероятные чудеса. В сказках добро всегда побеждает зло.
И сегодня вас ожидает путешествие в загадочный мир сказки.
За полями, за лесами,
За широкими морями
В чудном домике лесном
Жили гномы под сосной.
Вот Смелый и Робкий по лесу шли
И на тропинке коробку нашли.
-Брось ее! – воскликнул Робкий,
Может там жуки в коробке,
Или волки там внутри!
Но пугаться храбрецу
Как известно, не к лицу.
Он открыл коробку просто.
А в коробке – приглашенье
От друзей на день рожденье.
Но дорога далека, незнакома, не проста.
Робкий вскрикнул – не пойдем! Это ведь опасно!
Смелый сделал поворот – Ну, конечно же пойдём,
Смелость города берет!
-Ребята, чтобы попасть к друзьям на праздник, гномы должны преодолеть препятствия, а мы им поможем тем, что выполним интересные задания.
Задание 1 «Найдите пару» Работа с карточками (2 мин.)
- Соедините линиями слова-предметы, имеющие противоположное значение.
мальчик | враг |
друг | чистота |
грязь | тьма |
здоровье | девочка |
свет | старость |
молодость | болезнь |
Задание 2 «Отгадай загадки».
- Давайте мы с вами посоревнуемся, кто самый первый отгадает загадку.
1.Я антоним к слову «лето»,
В шубу снежную одета,
Хоть люблю мороз сама,
Потому что я _______________. (зима).
2.Я антоним к слову «холод».
В речке все – и стар и молод,
Меня любит детвора,
Называюсь я ________________. (жара).
3.Я антоним к слову «день».
Всем давно трудится лень,
И игрушки тоже прочь,
Спать пора, пришла уж ________. (ночь).
4.Я антоним к слову «смех».
Не от радости, утех, -
Я бываю поневоле
От несчастья и от боли,
От обиды, неудач.
Догадались? Это _____________. (плач).
5.Я антоним шума, стука,
Без меня вам ночью мука,
Я для отдыха, для сна,
Называюсь __________. (тишина).
Задание 3 «ЭСТАФЕТА».
Подобрать и написать к словам данным в таблице, слова с противоположным значением.
ВЕРХ | |
УТРО | |
ВРАГ | |
БЕДНОСТЬ | |
ГРУСТЬ | |
ДА | |
ГРЯЗЬ | |
ЛОЖЬ | |
ШУМ | |
ВОЙНА |
Задание 4 «Придумай и скажи».
Я вам раздала карточки, на которых изображены слова, имеющие противоположное значение. Ваша задача – составить словосочетания с парами слов. Антонимы, как мы уже сказали ранее, всегда идут в паре.
Физминутка
Быстро встали, улыбнулись.
Выше, выше потянулись.
Ну-ка плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Вправо, влево повернитесь,
Рук коленями коснитесь.
Сели - встали, сели – встали.
И на месте побежали.
Хорошо мы погуляли и нисколько не устали!
Задание 5 «Добрая пословица не даром молвится».
Ребята, вы получили карточку с пословицами. Прочтите, найдите, имеющие противоположное значение, подчеркните одной чертой.
1.Труд кормит, а лень портит.
2.Утро вечера мудренее.
3.Готовь сани летом, а телегу зимой.
4.Ученье – свет, а не ученье – тьма.
5.Каково начало, таков и конец.
6.Человек от лени болеет, а от труда здоровеет.
Задание 5. «Верно или нет?»
Ребята, вы должны самостоятельно прочитать предложения, если смысл передан верно, то возле предложения поставьте знак «+», если неверно, то знак «–».
Материал для карточек:
- Слон большой, а комар маленький. (+)
- Дерево низкое, а куст высокий. (-)
- Работать легко, а отдыхать тяжело. (-)
- Днем светло, а ночью темно. (+)
- Дедушка молодой, а внук старый. (-)
- Самолет летит быстро, а воробей медленно. (-)
- Река узкая, а ручей широкий. (-)
- Зима холодная, а лето теплое. (+)
- Мышка пищит тихо, а петух поет громко. (+)
- Камень лёгкий, а пух тяжёлый. (-)
Задание 6. Игра «Наоборот».
-Ребята, в этой игре вам тоже нужно назвать слова с противоположным значением или антонимы.
И нам с тобой пришёл черёд
Сыграть в игру «Наоборот».
Скажу я слово «высоко»
А ты ответишь (низко).
Скажу я слово «далеко»,
А ты ответишь (близко).
Скажу я слово «потолок»,
А ты ответишь (пол).
Скажу я слово «потерял»
И скажешь ты (нашёл).
Скажу тебе я слово «трус»
Ответишь ты (храбрец).
Теперь начало я скажу
Ну отвечай (конец).
V. Итог занятия. Оценивание деятельности детей.
- Вот и закончилось наше путешествие в загадочный мир сказки. Мы с вами выполнили все задания, а гномы Робкий и Смелый добрались к лесным друзьям на день рождения. У нас было много игр и заданий. Давайте вспомним о каких словах мы сегодня говорили?
- Ребята, на какой вопрос мы не ответили в начале занятия? Где мы встречаем слова, имеющие противоположное значение? Антонимы часто употребляются в нашей речи, встречаются в пословицах, загадках, стихах и сказках, физминутках, посмотрите на крестовины: на них тоже подобраны картинки со словами- антонимами. Найдите их.
- Назовите, а где антонимы встречаются у нас в повседневной жизни?
VI. Рефлексивно-оценочный этап.
-Вот в этих ярких, как весеннее солнышко, кружочках стоят знаки препинания, обозначающие завершение предложения. Вы должны сами определить и поднять тот кружок, который считаете нужным.
- «Знак вопроса» - тема не понятна и ещё остались вопросы.
- «Восклицательный знак» - занятие понравилось, всё было понятно.
-Молодцы, ребята, я очень довольна вашей работой на уроке. Надеюсь, вы запомнили слова- антонимы или слова-«неприятели» и не будете путать их с другими словами.
Урок закончен.
Список используемой литературы
- Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников: Учебно-методическое пособие.- СПб.: Изд-во « Союз», 2004. – 224 с.
- Ефименкова Л.Н. Коррекция и устной письменной речи учащихся начальных классов: Книга для логопедов. – М.: Просвещение,2000. – 224 с.
- Кобзарёва Л.Г., Резунова М.П., Юшина Г.Н. Коррекционная работа со школьниками с нерезковыраженным или общим недоразвитием речи. / Под.ред. Е.В. Николькина.- Воронеж, 2000.- 67 с.
- Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. Издательство: Владос, 1997 год, 256 стр.
- Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Обучаем читать и писать без ошибок: комплекс упражнений для работы учителей-логопедов с младшими школьниками по предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма. - М.: АРКТИ,2007.-360 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по чтению "Умейте делать открытия" 2 класс
Сегодня на уроке чтения мы будем работать над содержанием рассказа Михаила Пришвина «Золотой луг», узнаем, какие названия существуют у известного вам растения. Девизом урока я предлагаю слова: «...
Игровая программа "Открытие 3 класса!"
Данное мероприятие можно провести 1 сентября. Занятие построено в игровой форме, охватывает основные предметные области 3 класса. Цель игровой программы - заинтересовать учеников в начале учебно...
ОТКРЫТЫЙ УРОК КЛАСС 2 класс
Урок по окруж миру...
Конспект классного часа «Осень-пора открытий» (3 класс)
Конспект занятия«Осень-пора открытий»Цель деятельности учителя: - познакомить обучающихся с понятиями волонтер, доброволец, волонтерская деятельность, научить задумываться, что ...
Сценарий открытия корпоративного класса МЧС/Транспорт
методическая разроботка сценария открытия корпоративного класса МЧС/ТРАНСПОРТ...
Таблица слогов (открытые) 1 класс
Таблица - тренажёр слогов (открытые) 1 класс...
Технологическая карта урока окружающего мира "Удивительные открытия" 3 класс
Технологическая карта урока окружающего мира "Удивительные открытия" 3 класс УМК "Гармония"...