Практическая памятка для родителей "Что такое дисграфия и как помочь своему ребенку?"
методическая разработка по логопедии (1 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pamyatka_1_storona.doc | 30.5 КБ |
pamyatka_dlya_rod._sobr._disgrafiya_2_storona.docx | 27.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Занимаясь с ребенком дома, помните несколько основных правил:
1. Перед началом работы необходимо проверить правильно ли сидит ребёнок, правильно ли держит ручку.
2. Если ребенку задали на дом прочитать текст или много писать, то разбейте текст на части и задание выполняйте в несколько приемов.
3. Не заставляйте ребенка переписывать много раз домашние задания, это поселит в ребенке неуверенность в себе, в своих силах и знаниях, и увеличит количество ошибок.
4. Откажитесь от проверок ребенка на скорость чтения. Не читайте больших текстов и не пишите больших диктантов с ребенком. Многочисленные ошибки, которые ребенок с дисграфией неизбежно допустит в длинном диктанте, только зафиксируются в его памяти как негативный опыт. При выполнении любых заданий важна не быстрота, не количество сделанного, а правильность и тщательность выполнения каждого задания.
5. На всем протяжении специальных занятий ребенку необходима Ваша помощь и поддержка, благоприятный эмоциональный настрой. После многочисленных двоек и троек, неприятных разговоров дома и в школе он должен почувствовать хоть маленький, но успех. Не хвалите сильно за небольшие успехи, лучше не ругайте и не огорчайтесь, когда у ребенка что-то не получается.
Лучше всего подойдет гармоничное состояние спокойствия и уверенности в успехе – оно будет способствовать устойчивым хорошим результатам.
Рекомендуемая литература для родителей.
1. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. —— М.: Ось-89, 1997. - 224 с.
2. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. "Логопедическая помощь школьникам с нарушениями письменной речи. Формирование представлений о пространстве и времени. Методическое пособие" 2005.
3. Ефименкова Л.Н., Садовникова И.Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей
. —— М.: Просвещение, 1972. — 206 с.
4. Дмитриев С. Д., Дмитриев В. С. Занимательная коррекция письменной речи: сборник упражнений / С.Д. Дмитриев, В.С. Дмитриев. - Москва: Книголюб, 2005. - 127 с.
5. Сборник упражнений по письму для учащихся 1 класса / И.Л. Калинина. - М.: Флинта: Наука, 1999. - 91, [2] с.
6. Дисграфия. Исправление ошибок при письме : практ. методика устранения недостатков правописания у школьников мл. кл. / М. Л. Лукашенко, Н. Г. Свободина; Рис. Владимира Романова. - М.: Эксмо, 2004. - 126, [1] с.
7. Дидактические игры для занятий логопеда со школьниками 7-11 лет: в помощь учителю / О. Н. Яворская. - Санкт-Петербург: КАРО, 2010. – 93 с.
8. Занимательные задания логопеда для школьников (3–4 классы). — СПб.: КАРО, 2010. ... Яворская Ольга Николаевна
«Что такое дисграфия
и как помочь своему ребенку?»
(практическая памятка для родителей)
Дисграфия – это частичное нарушение письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций (зрительного и слухового восприятия, пространственных представлений, внимания и памяти), участвующих в процессе письма.
Главное – помнить, что дисграфия – это состояние, для преодоления которого требуется тесное сотрудничество логопеда, родителей и обучающегося. Ежедневные дополнительные занятия с ребенком по устранению дисграфических ошибок дадут положительные результаты.
Предварительный просмотр:
Для предупреждения и устранения дисграфии можно предложить следующие игры и упражнения:
Для правильной работы мозга при письме очень важен массаж подушек пальцев. Купите своему ребенку «пупырчатую ручку» и трёхгранный карандаш для опоры трёх держащих пальцев. В качестве помощи это самые разнообразные упражнения, направленные на развитие мелких движений рук: мозаика, вышивание, лепка, перебирание мелких деталей «Лего», застегивание и растегивание пуговиц. Начальный этап обучения у этих детей может быть затянут, не спешите. Не забывайте хвалить ребенка за малейшие продвижения и никогда не сравнивайте работу своего ребенка с работами других детей.
Каждый день пишите короткие диктанты карандашом. Небольшой текст не утомит ребенка, и он будет делать меньше ошибок (что очень воодушевляет…). Все что пишется, проговаривается пишущим вслух в момент написания и так, как оно пишется, с подчеркиванием, выделением слабых долей. То есть: "НА стОле стОЯл куВшин С мОлОком" (ошибки не исправляйте в тексте, просто пометьте на полях зеленой, черной или фиолетовой ручкой (только не красной!). Затем давайте тетрадь на исправление ребенку. Ребенок имеет возможность не зачеркивать, а стереть свои ошибки, написать правильно. Цель достигнута: ошибки найдены самим ребенком, исправлены, а тетрадь в прекрасном состоянии. Нельзя заставлять ребенка читать и писать с утра до вечера. Работа не должна превышать 10-15 минут, затем нужно сделать перерыв, дать ребенку отдохнуть, потом можно продолжать, общая продолжительность работы не более 40-50 минут. Механическое натаскивание, бесконечные письменные задания дадут прямо противоположный результат. 3. «Корректурная правка». Ежедневно в течение 5 мин (не больше) ребенок в любом тексте (кроме газетного) зачеркивает заданные буквы. Начинать надо с одной гласной, затем перейти к согласным. Варианты могут быть самые разные. Например: букву А зачеркнуть, а букву О обвести. 4. «Пропущенные буквы» («Пропущенные слоги»). Ребенку дается текст с пропущенными буквами. Выполняя это упражнение, предлагается пользоваться текстом-подсказкой, где все пропущенные буквы на своих местах. | 5. При всех видах дисграфии или дислексии, не будут лишним словесные игры. Кузовок Задача: собрать кузовок. Складывать можно все слова, которые заканчиваются на -ок: грибок, глазок, зубок, подарок, платок, крючок, клубок, замок, венок, утенок, флажок, кружок… Можно собирать в корзину, коробку, ящик... Особенно заметны результаты, если ребенок не дописывает слова, кроме того, задание направлено на четкое осознание звуковой и грамматической структуры слова: ударения, деления на слоги, типичные суффиксы и окончания. Магазин «Продаем» определенные предметы, представленные на картинках, «рекламируя» их по каждой букве: а – ароматный, м – маленькая, р – рубиновый, б – большой, ш – шуршит. Это упражнение уместно проводить не только при несформированности семантического образа слова, при пропуске букв, но и при речевом недоразвитии ребенка.
Часто такое бывает у переученных левшей. Основная причина – недостаточность дифференцировки пространственного расположения отдельных элементов букв или всей буквы, связанная с понятием «право-лево». Чаще всего среди этих детей левши, или скрытые левши, те у кого затруднена ориентировка право-лево.
Предлагаю игры и задания в качестве методов формирования образа слова, а следовательно, помогающие решить проблему пропуска букв. Письмо по-древнерусски Слова записываем только буквами согласных звуков, обозначая буквы гласных точками наверху. Сразу же предлагаем записать это же предложение только гласными: оаыйиаеи о ыи – и делаем выводы, какое предложение читается легче (роль согласных в русском письме). Через некоторое время дети пишут только согласными целые тексты, а показателем их мастерства считаем время в секундах и отсутствие помарок. Неудачный робот Робот запрограммирован так, что пишет слово не полностью, а только какую-то его определенную часть, а остальное отмечает черточками. Преподаватель должен исходить из проблемы: если ученик не дописывает конец слова, то пусть записывает только две последние буквы. Соответственно при пропуске букв в середине слова записываем только две средние буквы. Например, слово понедельник может выглядеть так: по – - – - – – - – -, – - – - де – - – - -, – - – - – - – - – ик. Так мы советуем работать при недописывании слова или при пропуске букв и слогов. | Волшебный диктант В этом упражнении детей привлекает то, что диктант пишется без единого слова и без единой буквы. Вводим свои символы, например договариваемся, что слова с буквой с обозначаем Х, слова с буквой е – , а все остальные – /. Так, предложение Мы смотрим на птичьи стаи в небе выглядит так: / Х / / Х / . Символами лучше обозначать те буквы, при дифференциации которых у ребенка есть трудности (например, и – у, и – ц, ц – ч, ш – щ, ё – ю и т.п.). Словесный мяч, или Футбол Составляем слова, взрослый называет слово, а ребенок например, на последнюю, предпоследнюю букву, на вторую, на третью с конца и т.п. Балда Правила игры: один ученик загадывает слово, указывая, из какой оно области (фрукт, транспорт, мебель), и обозначает его первую и последнюю буквы, а остальные заменяет черточками. Например, слово апельсин будет выглядеть так: а- – – – – – н. Поиск Ребятам предлагается поработать со словарем, книгой (или с набором слов) и найти слова, содержащие две или три одинаковые гласные. Дети находят и записывают слова: барабан, сахар, молоток, молоко, около, вечер, берег. Победителем объявляется тот ученик или та команда, которая в течение установленного времени найдет и напишет наибольшее количество слов или заданное количество слов (5–6) за меньшее время.
«Корректурная правка». • Узнать букву, «написанную» пальцем на спине или на ладони, ощупать с закрытыми глазами пластмассовую букву. • Зачеркни неверные буквы или обведи в кружок правильно написанные буквы. • Напиши буквы, в которых содержится данный элемент (показывая элемент строчной буквы) Например: О - этот элемент при письме есть в строчных буквах: Б, В, О, А,Ф, Я. • Подчеркнуть те слоги и слова, которые написаны до черты. СЕ в строке: СЕЕССОСЕЕССОСЕСЕОСЕССЕ ОБ в строке: БОБИОБОВБАБОБАОБВОБООББО КОТ в строке: ТОК ОТК КОТ КИТ ТАК НОТ НОК КТО КОТ КТО ЧАШКА в строке: ЧАЩКА КАЧАШ ЧАКАШ ЧАШКА ШКАЧКА ЧАШКА • Найди спрятанное слово в строчке: ГАЗЕТАВРОАТИВСЛШКТДОМТРЬНА(газета,дом) ШАОНИПАМВЕЬТРИОЧКИТРАПАКЕТ(очки,пакет) • Перепиши без ошибок следующие строки: ЕНАЛССТАДЕ НОРАСОТАННА ДЕБАРУГА КАЛЛИХАРРА АММАДАМА • Какую букву можно сделать из буквы Г, если добавить другие элементы? • В ряду правильно написанных букв найти одну неправильную. • Найти буквы, спрятанные в различных рисунках, в геометрических фигурах. 3. «Перевёрнутый текст». Страница обычного текста поворачивается на 90,180, 270 градусов. Ученик должен, двигая глазами справа налево, прочитать текст. 4. «Чтение слов по полубукве». Чтение строк с прикрытой нижней половиной строки (с прикрытой верхней половины строки). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятки для родителей "Как помочь своему ребенку учиться"
Подборка памяток, помогающих родителям понять причины трудностей ребенка в процессе обучения и освоить способы их устранения....
Памятка "Как помочь своему ребёнку стать внимательным".
Рекомендации для родителей по развитию внимательности....
Консультация для родителей "Как помочь своим детям догнать в развитии своих сверстников"
Для учителей - дефектологов. Просьба напишите пожалуйста отзыв, внизу есть комментарий - строка для написания....
Что такое дисграфия и как помочь ребёнку-дисграфику?
Ознакомление родителей с методическими и практическими рекомендациями по исправлению нарушений письменной речи учащихся....
Практические упражнения для коррекции акустической дисграфии. Дифференциация Б-П
Практические упражнения для коррекции акустической дисграфии.Дифференциация б-п...
Памятка для родителей "Что такое дисграфия и как с ней бороться?"
Советы для родителей...
Мастер-класс "Практические приемы коррекции дислексии и дисграфии у младших школьников с ТНР"
Выступление на педагогическом совете школы перед учителями начальной школы. Представление презентации и устного сопровождения с практическими советами для помощи в обучении грамоте учащихся с тяжелыми...