Практическая памятка для родителей "Что такое дисграфия и как помочь своему ребенку?"
методическая разработка по логопедии (1 класс)

Гранова Анастасия Николаевна
Дисграфия – это частичное нарушение письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций (зрительного и слухового восприятия, пространственных представлений, внимания и памяти), участвующих в процессе письма.
 
Главное – помнить, что дисграфия – это состояние, для преодоления которого требуется тесное сотрудничество  логопеда, родителей и обучающегося. Ежедневные дополнительные занятия с ребенком по устранению дисграфических ошибок дадут положительные результаты.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pamyatka_1_storona.doc30.5 КБ
Файл pamyatka_dlya_rod._sobr._disgrafiya_2_storona.docx27.83 КБ

Предварительный просмотр:

Занимаясь с ребенком дома, помните несколько основных правил:

1. Перед началом работы необходимо проверить правильно ли сидит ребёнок, правильно ли держит ручку.

2. Если ребенку задали на дом прочитать текст или много писать, то разбейте текст на части и задание выполняйте в несколько приемов.

3. Не заставляйте ребенка переписывать много раз домашние задания, это поселит в ребенке  неуверенность в себе, в своих силах и знаниях, и увеличит количество ошибок.

4. Откажитесь от проверок ребенка на скорость чтения. Не читайте больших текстов и не пишите больших диктантов с ребенком. Многочисленные ошибки, которые ребенок с дисграфией неизбежно допустит в длинном диктанте, только зафиксируются в его памяти как негативный опыт. При выполнении любых заданий важна не быстрота, не количество сделанного, а правильность и тщательность выполнения каждого задания.

5. На всем протяжении специальных занятий ребенку необходима Ваша помощь и поддержка, благоприятный эмоциональный настрой. После многочисленных двоек и троек, неприятных разговоров дома и в школе он должен почувствовать хоть маленький, но успех. Не хвалите сильно за небольшие успехи, лучше не ругайте и не огорчайтесь, когда у ребенка что-то не получается.

Лучше всего подойдет гармоничное состояние спокойствия и уверенности в успехе – оно будет способствовать устойчивым хорошим результатам.

Рекомендуемая литература для родителей.

1. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. —— М.: Ось-89, 1997. - 224 с.

2. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. "Логопедическая помощь школьникам с нарушениями письменной речи. Формирование представлений о пространстве и времени. Методическое пособие" 2005.

3. Ефименкова Л.Н., Садовникова И.Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей

. —— М.: Просвещение, 1972. — 206 с.

4. Дмитриев С. Д., Дмитриев В. С. Занимательная коррекция письменной речи: сборник упражнений / С.Д. Дмитриев, В.С. Дмитриев. - Москва: Книголюб, 2005. - 127 с.

5. Сборник упражнений по письму для учащихся 1 класса / И.Л. Калинина. - М.: Флинта: Наука, 1999. - 91, [2] с.

6. Дисграфия. Исправление ошибок при письме : практ. методика устранения недостатков правописания у школьников мл. кл. / М. Л. Лукашенко, Н. Г. Свободина; Рис. Владимира Романова. - М.: Эксмо, 2004. - 126, [1] с.

7. Дидактические игры для занятий логопеда со школьниками 7-11 лет: в помощь учителю / О. Н. Яворская. - Санкт-Петербург: КАРО, 2010. – 93 с.

8. Занимательные задания логопеда для школьников (3–4 классы). — СПб.: КАРО, 2010. ... Яворская Ольга Николаевна

«Что такое дисграфия

и как помочь своему ребенку?»

(практическая памятка для родителей)

                               

Дисграфия это частичное нарушение письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций (зрительного и слухового восприятия, пространственных представлений, внимания и памяти), участвующих в процессе письма.

Главное – помнить, что дисграфия – это состояние, для преодоления которого требуется тесное сотрудничество  логопеда, родителей и обучающегося. Ежедневные дополнительные занятия с ребенком по устранению дисграфических ошибок дадут положительные результаты.




Предварительный просмотр:

Для предупреждения и устранения дисграфии можно предложить следующие игры и упражнения:

  1. Если наблюдается расстройство двигательного акта письма (это выражается в нестабильности графических форм, медленный темп письма, дрожание линий, вылезает за строки, дети пишут с большим напряжением, чем быстрее темп письма, тем оно хуже). Выраженные нарушения графики отмечаются у детей с некоторыми нарушениями в развитии нервной системы.

Для правильной работы мозга при письме очень важен массаж подушек пальцев. Купите своему ребенку «пупырчатую ручку» и трёхгранный карандаш для опоры трёх держащих пальцев.

В качестве помощи это самые разнообразные упражнения, направленные на развитие мелких движений рук: мозаика, вышивание, лепка, перебирание мелких деталей «Лего», застегивание и растегивание пуговиц.

Начальный этап обучения у этих детей может быть затянут, не спешите. Не забывайте хвалить ребенка за малейшие продвижения и никогда не сравнивайте работу своего ребенка с работами других детей.

  1. Написание диктантов дома  необходимо проводить по-особому: очень медленно и с проговариванием. Сначала прочитать текст целиком. Каждое предложение необходимо диктовать по частям и записывать с проговариванием вслух. Механизм проговаривания звуков на начальном этапе обучения письму необходим  чтобы ребенок производил звуко – буквенный анализ, запоминал порядок звуков.

        Каждый день пишите короткие диктанты карандашом. Небольшой текст не утомит ребенка, и он будет делать меньше ошибок (что очень воодушевляет…). Все  что пишется, проговаривается пишущим вслух в момент написания и так, как оно пишется, с подчеркиванием, выделением слабых долей. То есть: "НА стОле стОЯл куВшин С мОлОком" (ошибки не исправляйте в тексте, просто пометьте на полях зеленой, черной или фиолетовой ручкой (только не красной!). Затем давайте тетрадь на исправление ребенку. Ребенок  имеет возможность не зачеркивать, а стереть свои ошибки, написать правильно. Цель достигнута: ошибки найдены самим ребенком, исправлены, а тетрадь в прекрасном состоянии.

        Нельзя заставлять ребенка читать и писать с утра до вечера. Работа не должна превышать 10-15 минут, затем нужно сделать перерыв, дать ребенку отдохнуть, потом можно продолжать, общая продолжительность работы не более 40-50 минут.  Механическое натаскивание, бесконечные письменные задания дадут прямо противоположный результат.

3.  «Корректурная правка». Ежедневно в течение 5 мин (не больше) ребенок в любом тексте (кроме газетного) зачеркивает заданные буквы. Начинать надо с одной гласной, затем перейти к согласным. Варианты могут быть самые разные. Например: букву А зачеркнуть, а букву О обвести.

4. «Пропущенные буквы» («Пропущенные слоги»). Ребенку дается текст с пропущенными буквами. Выполняя это упражнение, предлагается пользоваться текстом-подсказкой, где все пропущенные буквы на своих местах.

5. При всех видах дисграфии или дислексии, не будут лишним словесные  игры.

Кузовок

Задача: собрать кузовок. Складывать можно все слова, которые заканчиваются на -окгрибок, глазок, зубок, подарок, платок, крючок, клубок, замок, венок, утенок, флажок, кружок… Можно собирать в корзину, коробку, ящик... Особенно заметны результаты, если ребенок не дописывает слова, кроме того, задание направлено на четкое осознание звуковой и грамматической структуры слова: ударения, деления на слоги, типичные суффиксы и окончания. 

Магазин

«Продаем» определенные предметы, представленные на картинках, «рекламируя» их по каждой букве:

а – ароматный, м – маленькая, р – рубиновый, б – большой, ш – шуршит.

Это упражнение уместно проводить не только при несформированности семантического образа слова, при пропуске букв, но и при речевом недоразвитии ребенка.

  1. Довольно часто среди трудностей обучения фигурирует «зеркальное» письмо.

Часто такое бывает у переученных левшей. Основная причина – недостаточность дифференцировки пространственного расположения отдельных элементов букв или всей буквы, связанная с понятием «право-лево». Чаще всего среди этих детей левши, или скрытые левши, те у кого затруднена ориентировка право-лево.

  • Для начала необходимо научить ребенка ориентироваться в пространстве ( н-р: что от тебя с правой стороны, сзади, слева, то же самое проделать с закрытыми глазами).
  • Далее научить ориентироваться в собственном теле (н-р: игра «Робот»: дотронься правой рукой левого уха, дотронься левой рукой правой ноги...).
  • Ориентировка в тетради, на листе бумаги (нарисуй цветок в правом верхнем уголу, кружок - где левый нижний угол). Н-р: графические диктанты.
  • Ориентировка в букве (куда смотрит). Н-р: нарисовать 2 руки и в столбик буквы (Э,Я, Ч,Э- смотрят на левую руку, другие буквы на правую).
  1. Одна из главных проблем правописания – необоснованный пропуск букв. Возникает вопрос: почему же ученик пропускает буквы? В каждом частном случае причины разные, но в общем ответ один – у ребенка не сформирован образ слова.

Предлагаю игры и задания в качестве методов формирования образа слова, а следовательно, помогающие решить проблему пропуска букв.

Письмо по-древнерусски

Слова записываем только буквами согласных звуков, обозначая буквы гласных точками наверху. Сразу же предлагаем записать это же предложение только гласными: оаыйиаеи о ыи – и делаем выводы, какое предложение читается легче (роль согласных в русском письме). Через некоторое время дети пишут только согласными целые тексты, а показателем их мастерства считаем время в секундах и отсутствие помарок.

Неудачный робот

Робот запрограммирован так, что пишет слово не полностью, а только какую-то его определенную часть, а остальное отмечает черточками. Преподаватель должен исходить из проблемы: если ученик не дописывает конец слова, то пусть записывает только две последние буквы. Соответственно при пропуске букв в середине слова записываем только две средние буквы. Например, слово понедельник может выглядеть так: по – - – - – – - – -, – - – - де – - – - -, – - – - – - – - – ик. Так мы советуем работать при недописывании слова или при пропуске букв и слогов.

Волшебный диктант

В этом упражнении детей привлекает то, что диктант пишется без единого слова и без единой буквы. Вводим свои символы, например договариваемся, что слова с буквой с обозначаем Х, слова с буквой е – http://nsc.1september.ru/2010/06/14.jpg, а все остальные – /. Так, предложение Мы смотрим на птичьи стаи в небе выглядит так: / Х / / Х / http://nsc.1september.ru/2010/06/14.jpg. Символами лучше обозначать те буквы, при дифференциации которых у ребенка есть трудности (например, и – уи – цц – чш – щё – ю и т.п.).

Словесный мяч, или Футбол

Составляем слова, взрослый называет слово, а ребенок например, на последнюю, предпоследнюю букву, на вторую, на третью с конца и т.п.

Балда

Правила игры: один ученик загадывает слово, указывая, из какой оно области (фрукт, транспорт, мебель), и обозначает его первую и последнюю буквы, а остальные заменяет черточками. Например, слово апельсин будет выглядеть так: а- – – – – – н. 

Поиск

Ребятам предлагается поработать со словарем, книгой (или с набором слов) и найти слова, содержащие две или три одинаковые гласные. Дети находят и записывают слова: барабансахармолотокмолокооколовечерберег. Победителем объявляется тот ученик или та команда, которая в течение установленного времени найдет и напишет наибольшее количество слов или заданное количество слов (5–6) за меньшее время.

  1. Работа над зрительным восприятием

«Корректурная правка».

•        Узнать букву, «написанную» пальцем на спине или на ладони, ощупать с закрытыми глазами пластмассовую букву.

•        Зачеркни неверные буквы или обведи в кружок правильно написанные буквы.

•        Напиши буквы, в которых содержится данный элемент (показывая элемент строчной буквы) Например: О - этот элемент при письме есть в строчных буквах: Б, В, О, А,Ф, Я.

•        Подчеркнуть те слоги и слова, которые написаны до черты.

СЕ в строке: СЕЕССОСЕЕССОСЕСЕОСЕССЕ

ОБ в строке: БОБИОБОВБАБОБАОБВОБООББО

КОТ в строке: ТОК ОТК КОТ КИТ ТАК НОТ НОК КТО КОТ КТО

ЧАШКА в строке: ЧАЩКА КАЧАШ ЧАКАШ ЧАШКА ШКАЧКА ЧАШКА

•        Найди спрятанное слово в строчке:

ГАЗЕТАВРОАТИВСЛШКТДОМТРЬНА(газета,дом) ШАОНИПАМВЕЬТРИОЧКИТРАПАКЕТ(очки,пакет)

•        Перепиши без ошибок следующие строки:

ЕНАЛССТАДЕ НОРАСОТАННА

ДЕБАРУГА КАЛЛИХАРРА АММАДАМА

•        Какую букву можно сделать из буквы Г, если добавить другие элементы?

•        В ряду правильно написанных букв найти одну неправильную.

•        Найти буквы, спрятанные в различных рисунках, в геометрических фигурах.

3. «Перевёрнутый текст». Страница обычного текста поворачивается на 90,180, 270 градусов. Ученик должен, двигая глазами справа налево, прочитать текст.

4. «Чтение слов по полубукве». Чтение строк с прикрытой нижней половиной строки (с прикрытой верхней половины строки).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятки для родителей "Как помочь своему ребенку учиться"

Подборка памяток, помогающих родителям понять причины трудностей ребенка в процессе обучения  и освоить  способы их устранения....

Памятка "Как помочь своему ребёнку стать внимательным".

Рекомендации  для родителей по развитию внимательности....

Консультация для родителей "Как помочь своим детям догнать в развитии своих сверстников"

Для учителей - дефектологов. Просьба напишите пожалуйста отзыв, внизу есть комментарий - строка для написания....

Что такое дисграфия и как помочь ребёнку-дисграфику?

Ознакомление родителей с методическими и практическими рекомендациями по исправлению нарушений письменной речи учащихся....

Практические упражнения для коррекции акустической дисграфии. Дифференциация Б-П

Практические упражнения для коррекции акустической дисграфии.Дифференциация б-п...

Мастер-класс "Практические приемы коррекции дислексии и дисграфии у младших школьников с ТНР"

Выступление на педагогическом совете школы перед учителями начальной школы. Представление презентации и устного сопровождения с практическими советами для помощи в обучении грамоте учащихся с тяжелыми...