Памятки для родителей "Как помочь своему ребенку учиться"
материал (3 класс) по теме

Шрам Ирина Васильевна

Подборка памяток, помогающих родителям понять причины трудностей ребенка в процессе обучения  и освоить  способы их устранения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyatki_dlya_roditeley.docx25.27 КБ

Предварительный просмотр:

1.Как помочь ребенку в подготовке домашнего задания?

-Проверьте, правильно ли организовано рабочее место ребенка.
Рабочее место должно быть достаточно освещено.
Источник света должен находиться спереди и слева, чтобы на тетрадь не падала тень от головы или от руки.
Во время приготовления уроков на столе не должно быть лишних предметов.

-Приучите ребенка вовремя садиться за уроки.
Приступать к выполнению домашнего задания лучше всего через 1.5-2 часа после возвращения из школы, чтобы ребенок успел отдохнуть от занятий, но еще не устал и не перевозбудился от домашних игр и развлечений.
Если ребенок посещает кружок или спит после занятий в школе, за уроки можно садиться позже, но в любом случае нельзя откладывать их приготовление на вечер.

-Не разрешайте ребенку слишком долго сидеть за рабочим столом. Своевременно устраивайте небольшие перерывы.
Родители часто требуют, чтобы ребенок не вставал из-за стола, пока не приготовит все уроки. Это неверно. Для 7-летенего ребенка время непрерывной работы не должно превышать 20 мин.
На перерыв достаточно 5 мин., если он будет заполнен интенсивными физическими нагрузками (приседания, прыжки, наклоны)

-Не давайте ребенку дополнительных заданий кроме тех, которые ему задали в школе.

-Не заставляйте переделывать плохо выполненную классную работу.
Можно предложить проверить ее, исправить ошибки, но переписывать не надо. Повторное выполнение уже сделанного задания может лишить веры в собственные силы.

-Первое время следите за тем, все ли уроки сделаны.
Может случиться так, что ребенок плохо усвоил учебный материал. Тогда придется дополнительно позаниматься с ним, объяснить то, что осталось непонятным.

-Присутствуйте при подготовке ребенком домашних заданий, подбадривайте его, объясняйте, если он что-то не понял или забыл, но не подменяйте его деятельность своей.

2.Как заинтересовать ребенка чтением.

-Наслаждайтесь чтением сами и выработайте у детей отношение к чтению как к удовольствию.

-Пусть дети видят, как вы сами читаете с удовольствием: цитируйте, смейтесь, заучивайте отрывки, делитесь прочитанным и т.п.

-Показывайте, что вы цените чтение: покупайте книги, дарите их сами и получайте в качестве подарков.

-Пусть дети сами выбирают себе книги и журналы (в библиотеке, книжном магазине и т.п.).

-На видном месте дома повесьте список, где будет отражен прогресс ребенка в чтении (сколько книг прочитано и за какой срок).

-Выделите дома специальное место для чтения (укромный уголок с полками и т.п.).

-В доме должна быть детская библиотечка.

-Собирайте книги на темы, которые вдохновят детей еще что-нибудь прочитать об этом (например, книги о динозаврах или космических путешествиях).

-Предложите детям до или после просмотра фильма прочитать книгу, по которой поставлен фильм.

-По очереди читайте друг другу рассказы или смешные истории. Развлекайте себя сами вместо того, чтобы смотреть телевизор.

-Поощряйте дружбу ребенка с детьми, которые любят читать.

-Разгадывайте с детьми кроссворды и дарите их им.

-Поощряйте чтение детей вслух, когда это только возможно, чтобы развить их навык и уверенность в себе.

-Почаще спрашивайте мнение детей о книгах, которые они читают.

-Поощряйте чтение любых материалов периодической печати: даже гороскопов, комиксов, обзоров телесериалов.

-Детям лучше читать короткие рассказы, а не большие произведения: тогда у них появляется ощущение законченности и удовлетворения.

-Пусть дети каждый вечер читают в постели, перед тем как уснуть.


3.Пропуск букв  в  словах

Одна из главных проблем правописания - необъяснимый пропуск букв в словах. Обычно в таких случаях между ребенком и учителем (родителем) происходит диалог: "Это твоя рука писала?" - "Да". - "Глазки видят?" - "Да". - "Тогда прочитай, что у тебя получилось!" Ребенок хватается за ручку и с улыбкой вставляет ту букву, которую пропустил, исказив слово до неузнаваемости. Всем бывает обидно, когда оценка снижена из-за таких глупых ошибок! Почему же ученик пропускает буквы? Действительно ли это необъяснимо?
В каждом случае пропуска букв причины бывают разные, но, в общем, ответ один: у ребенка не сформирован или недоформирован образ слова. Что же скрывается под этим определением?
Образ слова является существенным компонентом чувства языка, необходимого для полноценного владения языком. Это единство фонематической (как звучит), семантической (что обозначает), грамматической (из каких грамматических элементов состоит и в какую семью однокоренных слов входит) и графической (как пишется) природы слова. В идеале перед тем, как написать, ребенок должен осознать слово по всем этим параметрам.
Значит, пропуск букв может возникнуть прежде всего по следующим причинам:
- ребенок первый раз слышит слово;
- ребенок раньше слово слышал, но не знает, что оно обозначает;
- ребенок знает значение слова, но ни разу не встречал слово написанным.
Иногда же ребенок продолжает пропускать буквы даже в хорошо знакомых ему словах, которые он писал неоднократно, а то и каждый день, например в слове "упражнение". Тогда, вероятно, мы имеем дело с такими причинами:
- у ребенка не хватает внимания, чтобы уловить в неверно написанном слове отличия от образца;
- ребенок имеет такое богатое воображение, что, слыша слово, сразу представляет называемый им предмет или понятие, а не символическое обозначение этого предмета или понятия буквами.
Далее предлагаются упражнения, с помощью которых формируется образ слова. Эти простые и увлекательные игры и задания помогут решить проблему пропуска букв, вызванную различными причинами.
"Магазин"
Подбираем картинки определенных предметов или животных, например, арбуза и мыши, а затем "продаем" их, "рекламируя" по каждой букве:
а - ароматный;                  м - маленькая;
р - рубиновый;                  ы - ы-ы!;
б - большой;                     ш - шуршит;
у - укатить домой!;            ь - мягкая шубка,
з - звонкий;

Это упражнение уместно проводить не только при несформированности семантического (понятийного) образа слова, пропуске букв, но и при речевом недоразвитии ребенка.


"Кузовок"
Задача: собрать кузовок. Складывать в кузовок можно все слова, которые заканчиваются на -ок: грибок, глазок, зубок, подарок, платок, крючок, клубок, замок, венок, утенок, флажок, кружок... Можно по аналогии собирать корзину, коробку, ящик, пакет... Соответственно собирать тогда будем слова на -ина, -ка, -ик и -ет. Эту игру мы обычно начинаем такими фразами: "Собираемся в лесок, наполняем кузовок!"; "Вот перед нами корзина, туда отправляется..." (картина, балерина, малина); "Вот коробка, смотрим, что там?" (лодка, бородка, сковородка); "Вот ящик, скорей клади туда..." (мячик, ларчик, мальчик); "Вот большой-большой пакет. Клади в него..." (табурет, билет, балет).
Особенно заметны результаты, если ребенок во время игры не записывает слова, а только произносит их. Задание направлено на четкое осознание звуковой и грамматической структуры слова: ударения, деления на слоги, типичных суффиксов и окончаний.

"Древнерусское письмо"
Ведущий диктует слова, которые ребенок записывает только согласными, обозначая гласные черточкой. При такой записи предложение "Отважный Миша бежит от мыши" будет выглядеть следующим образом:
_тв_жн_й   М_ш_   б_ж_т   _т   м_ш_.
Сразу же предлагаем записать это же предложение только гласными, ставя черточку на месте согласных:
о_ _а_ _ый   _и_а   _е_и_   о_  _ ы_и.
Делаем выводы, какое предложение читается легче, улавливаем роль согласных в русском письме.

При выполнении этого упражнения отрабатывается механизм переключения, избирательности при письме. Через некоторое время дети пишут только согласными целые тексты, а показателем их мастерства считается время в секундах и отсутствие помарок. Но начинать отрабатывать "древнерусское" письмо советуем с отдельных коротких слов, постепенно усложняя материал.
"Неудачный робот"
Перед началом работы распределяем роли. Ребенок становится роботом, взрослый - конструктором. Робот запрограммирован так, что он пишет слова не полностью, а воспроизводит какую-то определенную часть, отмечая пропущенное черточками. Конструктор "испытывает" робота, диктуя ему слова. При выборе материала и способа записи преподаватель должен исходить из существующей проблемы: если ученик не дописывает конец слова, то пусть записывает только две последние буквы, соответственно при пропуске букв в середине слова - только две средние буквы. Например, слово понедельник может выглядеть так:

по_ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ де _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ ик 
Упражнение помогает избавиться от недописывания букв на конце слова или от пропуска букв и слогов внутри слова.
"Волшебный диктант"
В этом упражнении детей привлекает то, что диктант пишется без единого слова и без единой буквы. Перед началом работы вводим свои символы, например, договариваемся, что слова с буквой "с" обозначаем как "+", слова с гласной "е" - "!", а все остальные - "/".
Так, предложение "Мы смотрим на птичьи стаи в небе" выглядит так:
/ + / / + / !
Примечание: слова надо подбирать так, чтобы в них не было сразу двух букв, для слов с которыми введены символы.
С помощью этого упражнения устраняем дисграфические проявления, развиваем внимание, фонематический слух, умение концентрироваться и удерживать мысленные образы.


"Словесный мяч"
Упражнение родилось из известной и популярной детской игры, когда один игрок говорит слово, а второй должен продолжить, называя слово на последнюю букву прозвучавшего слова: автобус - слово - окно и т. д. Мы это предложение модифицировали: во-первых, действительно используем мячик, кидая его вместе со словом противнику, во-вторых, называем слова не только на последнюю, но и на предпоследнюю букву, на вторую, на третью с конца и т. п. Упражнение универсально: в него можно играть как вдвоем, так и целой группой, перекидывая мяч либо по кругу, либо в беспорядке, кому как захочется.Такая игра в увлекательной форме позволяет быстро выработать у детей умение представить графическое выражение слова, отрабатывается механизм переключения.


 «Словесные цепочки»
В процессе игры составляются цепочки слов так, чтобы первый слог последующего слова повторял последний слог предыдущего, например: арбуз - бузина - народ -родник - никель и т. д. Выигрывает тот, кто называет слово последним. Играть можно как в устной, так и в письменной форме, то есть можно просто по очереди называть слова, а можно записывать их на листочке бумаги. Можно играть командами, тогда победителем считается та команда, чья цепочка оказалась длиннее.

"
Бухгалтер"
Преподаватель называет слова с одинаковым количеством букв. Ребенок мысленно представляет эти слова записанными в столбик. Удерживая представление в голове, он должен назвать определенную по счету букву во всех словах. Например, преподаватель говорит: "Дым, луг - вторая буква".
Дети представляют их написание в столбик и называют те буквы, которые идут в словах вторыми: "ы", "у". Если бы преподаватель попросил назвать третью букву, ребенок бы назвал буквы "м" и "г". Количество слов может быть от 2 до 4, букв в словах - от 3 до 7.

         Такое задание формирует умение мысленно видеть и прописывать слова, запоминать их образ, концентрировать внимание, удерживать буквенную структуру слова в памяти.

"Балда""
Эта известная старинная игра чрезвычайно азартна и полезна. Напоминаем правила игры: один игрок загадывает слово, указывая, из какой оно области (фрукт, транспорт, мебель), и обозначает его первую и последнюю буквы, а пропущенные буквы между ними заменяет черточками. Например, слово "апельсин" будет выглядеть так: а _ _ _ _ _ _ н .
Другой игрок называет любые буквы, стараясь угадать пропущенные. Правильно названная буква становится на свое место, а неверно названная превращается либо в элементы виселицы, либо в буквы слова "балда". Игра прекращается, если слово угадано, а также в том случае, если построена виселица или составлено слово "балда".
Если это случилось, второму игроку засчитывается поражение, если он сумел угадать слово - победа. Играя с взрослым, ребенок должен и загадывать слова, и отгадывать их.


"Матрешки"

В игре могут принимать участие от 2 до 10 человек. Для игры потребуется 10 больших карточек (размер 10x18 см), на каждой из которых написано по 10 слов (в двух столбиках), 100 маленьких карточек (размер 1,5 х 8 см) со словами, которые являются частью слов с больших карточек.
Перед началом игры каждый играющий выбирает себе большую карточку или несколько больших карточек, если играющих меньше 10. Затем выбирается "говорун", который забирает себе все маленькие карточки. Он медленно зачитывает слова, написанные на них. Если произнесенное слово есть в составе слова на чьей-либо карточке, игрок кричит: "Мое!" - и закрывает маленькой карточкой слово на большой. Выигрывает тот, кто быстрее закроет все слова на большой карточке. Примеры слов на большой карточке: гроза, посёлок, красивая, коса, плуг, электричество, стройка, перепёлка, грабёж, конус.
Примеры соответствующих слов на маленьких карточках: роза, осёл, ива, оса, луг, три, рой, ёлка, ёж, ус.
Игра формирует образ слова, расширяет словарный запас, развивает зрительную память.
Примечание: в упрощенном варианте это упражнение может выглядеть следующим образом. Напишите (напечатайте) на бумаге сложные слова, и пусть ребенок найдет все входящие в их состав короткие слова.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему: "Как помочь своему ребенку учиться"

Интеграция усилий родителей и педагогов по формированию успешной деятельности учащихся....

Как помочь своему ребенку учиться?

материал для родителей....

Как помочь своему ребенку учиться.

«Сила мягкого спокойного слова так велика, что с нею не может сравниться никакое наказание»Лесгафт Цель: интеграция усилий родителей и педагогов по формированию успешной учебной деятельности учащ...

Родительское собрание "Как помочь своему ребенку учиться"

Родительское собрание на тему: "Как помочь своему ребенку учиться" Цель: интеграция усилий родителей и педагогов по формированию успешной учебной деятельности учащихся. Задачи: · расшир...

Как помочь своему ребенку учиться

Цель: интеграция усилий родителей и педагогов по формированию успешной учебной деятельности учащихся...

Родительское собрание на тему: «Как помочь своему ребенку учиться»

Родительское собрание на тему: «Как помочь своему ребенку учиться». Помощь классному руководителя и родителям, как можно способствовать для того чтобы ребенок хорошо учился...