Рабочая программа.Современные методы коррекции заикания
методическая разработка по логопедии
Рабочая программа.Современные методы коррекции заикания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа.Современные методы коррекции заикания | 488.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Оглавление
Принципы построения программы 4
Организационно-содержательные аспекты коррекционного курса 7
Содержание разделов Программы 11
Сотрудничество логопеда с семьей ребенка в процессе коррекционной работы 13
Содержание работы с родителями 14
Комплектация подгрупп. Форма и режим проведения занятий 15
Мониторинг реализации Программы 16
Эффективность коррекции заикания определяется рядом факторов: 17
Диагностика речевого развития ребенка старшего дошкольного возраста с заиканием 22
Организация предметно-пространственной развивающей среды 27
Специальная и методическая литература 29
Пояснительная записка
Программа составлена на основе разработок отечественных ученых в области логопедии, общей и специальной педагогики и психологии. В ее основе лежит идея создания оптимальных условий для коррекции отклонений в развитии речи и всестороннего гармоничного развития детей младшего, дошкольного возраста и школьного возраста. Условий, которые помогли бы детям использовать все компенсаторные возможности и реализовать потенциал, заложенные в них природой. Предлагаемая система работы с заикающимися детьми рассчитана на дошкольников и средний школьный возраст. Программа ориентирована на максимально раннее оказание коррекционной помощи, т.е. начало логопедической работы в период, когда заикание из инициального не превратилось в закрепившееся (не позднее 2-х месяцев).
Для реализации программы требуется тесное сотрудничество невролога и психолога в ходе коррекционного процесса, личностно-ориентированный подход при выборе методов, приемов воздействия, определении конкретного содержания занятий. Система логопедической помощи построена в рамках комплексного подхода к преодолению заикания, с опорой на ведущую у школьников игровую деятельность. Одновременно с логопедом помощь детям, страдающим заиканием, оказывается врачом ЛФК. Целью этих дополняющих друг друга мероприятий является формирование устойчивой плавной интонационно окрашенной речи у заикающихся детей.
В ходе реализации программы заданная цель достигается путем решения следующих задач: устранить (или ослабить) судорожный компонент речевого нарушения; в процессе формирования техники нормативной речи, улучшить состояние дыхательной функции; совершенствуя просодическую сторону речи, сформировать внятную, выразительную бессудорожную речь в нормальном темпе и ритме; закрепляя навыки плавной слитной интонационно окрашенной речи, развивать импрессивную и экспрессивную речь ребенка; снизить уровень эмоционального напряжения; способствовать преодолению сопутствующих речевых и неречевых расстройств, развитию моторики; создать условия для активного, полноценного сотрудничества семьи ребенка с логопедом в процессе коррекционной работы; провести профилактику рецидивов заикания.
Принципы построения программы
Мультидисциплинарность в оказании помощи ребенку. Логопед организует содружественную работу команды специалистов (невролога, физиотерапевта, клинического психолога, инструктора ЛФК), использующих свои методы и средства при воздействии на заикающегося, решающих каждый в своем ключе единые коррекционные задачи (лечебная составляющая направлена на нормализацию нервно-психических процессов, на оздоровление нервной системы; коррекционно-воспитательная – на выработку и закрепление правильных речевых навыков).
Расширенная клинико-психолого-педагогическая диагностика с составлением индивидуального коррекционно-развивающего маршрута.
Инвариантность использования основных логопедических техник формирования речи заикающихся. Не может быть единой схемы в применении логопедических техник или преобладания той или иной техники для всех заикающихся, что подтверждается данными сравнительной характеристики разных форм заикания. Программа позволяет составить индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут с учетом возраста ребенка, формы заикания (невротическое, неврозоподобное, смешанное), степени его выраженности, наличия сопутствующей речевой и неречевой симптоматики.
Общедидактические принципы: системности (учёт всех объективных факторов, обусловливающих нарушения речи у детей, а также структуру дефекта); дифференцированности (определение типа дизонтогенеза, учет различия нарушений в состоянии произвольных движений и речи младших школьников с невротическим и неврозоподобным заиканием); постепенности (непрерывность и регулярность занятий по воспитанию речевой коммуникации, последовательное введение новых навыков в разные формы речи с учетом степени ее самостоятельности); наглядности; комплексности; информированного согласия и активного сотрудничества с семьей.
Тематическое планирование коррекционно-развивающей логопедической работы с заикающимися детьми 6-10 лет жизни
Номер блока | Тема блока | Ориентировочное кол-во занятий для детей 6-7 лет | Ориентировочное кол-во занятий для детей 7-8 лет | Ориентировочное кол-во занятий для детей от 8лет |
1 | Реализация режима снижения речевой активности. | 7-8 | 5-6 | 4-6 |
2 | Снижение уровня эмоционального напряжения. | 6 | 5-6 | 4-6 |
3 | Формирование техники нормативной речи через создание координации в работе дыхательного, голосового и артикуляторного аппаратов. | 7 | 9-8 | 10-8 |
4 | Активация развернутой речи на постепенно усложняющемся речевом материале. | 10 | 10-9 | 10-8 |
5 | Закрепление навыков плавной слитной интонационно выразительной речи. | 10 | 9-8 | 9-8 |
Организационно-содержательные аспекты коррекционного курса
Работа по компенсации нарушенного речевого развития строится в несколько этапов
№ этапа | Назначение этапа | Цель этапа | Содержание деятельности |
I | Диагностический | Выявление индивидуальных речевых нарушений |
|
II | Подготовительный | Подготовка к коррекции нарушенного звукопроизношения, к обучению чтению и письму |
|
III | Основной | Коррекция нарушенного речевого развития |
|
Тематический план программы «Устранение заикания у младших школьников»
№ п/п | Тема занятия: | Количество Занятий: |
|
| |
|
| |
I. Подготовительный этап | ||
1. | Ограничения речевой деятельности: режим молчания | 10 |
1. 2. 3. 4. 5-10 | Режим молчания. Школа. Режим молчания. Осень. Режим молчания. Лето-осень. Режим молчания. Релаксация. Части тела и лица (артикуляционная гимнастика, мимические упражнения) | 10 |
2. | Ограничения речевой деятельности: шепотная | 13 |
II. Тренировочный этап | ||
2.1. Сопряженная речь | ||
11-16 | Гласные звуки. Времена года. Осень. «Осенние деревья» «Листья деревьев» «Грибы», «Лес». | 6 |
17-24 | Согласные звуки. Времена года. «Осень-Зима.» «Хвойные деревья» «Праздники» или «Зимние забавы» «Мой дом, моя квартира, моя семья» Сказки. «Стихи, скороговорки, басни» «Почта» «Транспорт» ПДД. | 8 |
25. 27. 28. 29. 30 31. 32. 33. 34. | «Птицы дикие, домашние, зимующие, перелетные» Стихи загадки скороговорки | 10 |
35. 36. 37. 38. 39. 40. | Домашние животные. Дикие животные. Домашние-дикие животные. | 6 |
2.2. Отраженная речь | ||
41. | Промежуточная диагностика устной речи | 1 |
42. | Промежуточная диагностика письменной речи | 1 |
2.3. Вопросно-ответная речь | ||
43. 44. 45. 46. 47. 48. 49. 50. | Новый год. Каникулы. Одежда. Обувь. Одежда-обувь. Головные уборы. Одежда-обувь-головные уборы Посуда. Мебель. Посуда-мебель. | 9 |
2.4. Пересказ текста | ||
51-62. | Пересказ текста | 12 |
2.5. Рассказ | ||
63-64. | Рассказ по сюжетной картинке | 2 |
65-70. | Рассказ по серии сюжетных картинок | 6 |
71-72. | Рассказ по впечатлениям | 2 |
III. Заключительный этап | ||
Самостоятельная, спонтанная речь | ||
73-. 85 | Чтение рассказов | 12 |
86-87 | Итоговая диагностика речи. | 2 |
Всего | 87 |
Содержание разделов Программы
- Охранительный речевой режим. Предполагает организацию режима ограничения речи на фоне проведения лечебно-оздоровительных мероприятий с целью ослабления судорожного компонента речевого нарушения. Включает также эмоциональную стимуляцию, активацию умения выражать свои чувства невербальными способами, создание условий для развития моторики, развитие предпосылок правильной речи (подражательности, слухо-двигательных и зрительно-двигательных координаций, зрительного и слухового сосредоточения, слухо-речевого и речедвигательного внимания и памяти).
- Формирование речевого дыхания. Основная задача – снятие напряжения мышц дыхательного аппарата, улучшение состояние дыхательной функции. Предполагает дифференциацию ротового и носового дыхания, формирование длительного выдоха через рот; формирование длительного фонационного, а затем речевого выдоха; формирование артикуляционно-дыхательных координаций; элементарную тренировку речевого дыхания (накопление слогов (слов), произносимых на одном выдохе). Работа над формированием речевого дыхания продолжается в течение всего курса реабилитации, что создает условия для улучшения состояния дыхательной функции.
- Формирование техники нормативной речи в сопряженной, отраженной, вопросно-ответной формах работы. Главная задача – снятие локальных напряжений мышц артикуляторного и голосового аппарата, дисфонических расстройств, формирование слитного произнесения. Включает обучение рациональной голосоподаче и слитному голосоведению, развитие мелодических характеристик голоса, формирование артикуляторно-голосовых координаций. Младшие школники через игровое подражание обучаются подаче голоса на мягкой атаке, приёмам голосоведения, т. е. слитного произнесения длинного ряда гласных при непрерывном артикулировании на одном выдохе. Это умение в дальнейшем переносится на слитное произнесение словосочетания, а затем синтагмы. Школьникам доступна произвольная регуляция голосоначала и голосоведения.
- Развитие просодической стороны речи происходит в ходе активизация и закрепления развернутой речи на постепенно усложняющемся речевом материале. Воспитанию плавной слитной бессудорожной речи в сопряженной, отраженной, вопросно-ответной формах работы сопутствует развитие интонационно-выразительной стороны речи: мелодики (повышение и понижение голоса в начале, середине и конце фразы); темпа (ускорение или замедление скорости произнесения фраз); ритма (чередование ударных слогов); тембра (эмоциональная окраска голоса). Совершенствование интонационных характеристик высказывания происходит в ходе развития связной речи ребенка путем перехода от речи ситуативной (непосредственно связанной с практической деятельностью, с наглядной ситуацией) к контекстной (обобщенной). Все задания включаются в игровую ситуацию, что способствует более яркому проявлению эмоций, а, следовательно, и интонационной выразительности. Дети 6-го года жизни действуют по образцу, на 7-м и 8-м году жизни доступно выполнение заданий в соответствии с инструкцией: «Расскажи потешку медленно».
- Развитие координации и ритмизации движений. Основная направленность – нормализация состояния моторных функций заикающихся, поскольку общепризнано, что речедвигательная функция зависит от развития общей моторики, а для выразительности речи необходима максимальная раскованность (естественность) движений, а также преодоление неречевых расстройств. Она включает развитие координации и точности движений рук и ног, пальцев рук и артикуляторных движений, развитие чувства темпоритма речевых и неречевых (общих) движений. Эта технология частично реализуется в системе двигательных упражнений во время ЛФК.
- Регуляция эмоционального состояния. Основная задача – снижение уровня эмоционального и мышечного напряжения через обучение способам расслабления конечностей по контрасту с напряжением и по представлению; обучение способам расслабления мышц шеи и речевого аппарата по контрасту с напряжением, использование элементов внушения состояния покоя и формул правильной речи. Дети 6-го и 7-го года жизни обучаются релаксации по контрасту с напряжением, 8-го – по контрасту с напряжением и по представлению, а также с использованием элементов внушения состояния покоя и формул правильной речи. Это способствует улучшению эмоционального состояния, снижению беспокойства и агрессивности, снятию нервного возбуждения и тревожности, нормализации сна, активизации мозговой деятельности.
Сотрудничество логопеда с семьей ребенка в процессе коррекционной работы
На предварительном этапе происходит оценка уровня родительской мотивации в плане сотрудничества. Информационный этап включает обсуждение результатов стартовой клинико-психолого-логопедической диагностики ребенка, формирование позитивной установки семьи на участие в занятиях, формирование информационной готовности родителей к проведению эффективной коррекционно-логопедической работы с детьми. Этап решения индивидуальных коррекционно-развивающих задач предполагает участие родителей в коррекционно-развивающем процессе, в решении его непосредственных задач по преодолению заикания, заложенных в индивидуальных коррекционно-развивающих маршрутах и групповой коррекционной программе. Рефлексивный этап ориентирован на обсуждение итоговой диагностики, качественную оценку результатов проведенного коррекционного воздействия, определение алгоритма дальнейших действий.
Содержание работы с родителями
Большое значение для успеха коррекции заикания имеет правильная организация окружающей среды: взаимоотношения родителей между собой, отношение их и других взрослых к ребенку, проведение досуга и т. д. Важно, чтобы окружающие ребенка взрослые серьезно относились к его дефекту, знали о необходимом своевременном устранении заикания в дошкольном возрасте, необходимом соблюдении единых требований в детском саду, школе и дома» строго выполняли общий и речевой режим в выходные дни, все советы и рекомендации.
Рекомендации родителям по организации домашней работы с детьми необходимы для того, чтобы как можно скорее ликвидировать отставание детей в речевом развитии. Доверительно-партнерские отношения между всеми участниками коррекционного процесса, успешно преодолевают не только собственно нарушения речи, поведения у ребенка, но и решают многие внутриличностные конфликты и проблемы родителей, создается благоприятный психоэмоциональный климат в семьях детей, формируются детско-родительские отношения.
Предполагаемый результат
- Установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника.
- Привлечение родителей к участию в коррекционно-воспитательном процессе.
- Заинтересованность каждого члена семьи в положительном конечном результате коррекционного процесса.
Комплектация подгрупп. Форма и режим проведения занятий
Логокоррекционная работа с заикающимися детьми проводится в форме подгрупповых занятий. Подгруппы формируются с учетом возраста детей, формы заикания (невротическое, неврозоподобное), степени его выраженности, наличия сопутствующей речевой и неречевой симптоматики. Учитывая возрастные особенности , предусматривается время на адаптацию детей к помещению и группе сверстников. По окончании каждого занятия для родителей логопатов проводится объяснение домашнего задания с дополнительным показом приёмов работы, если это необходимо. Сопутствующие заиканию речевые нарушения коррегируются на индивидуальнах занятиях, предусмотренных в коррекционно-развивающем маршруте. Группы малочисленные (не более 4-х человек), закрытого типа. Присутствие родителей на занятиях обязательно (они активно участвуют в коррекционно-развивающей работе). Периодичность занятий – не менее
2-3-х раз в неделю. Каждое занятие повторяется 2-3 раза, в зависимости от успешности освоения материала детьми (сохраняются задачи, варьируется дидактический материал). Один курс коррекционных занятий, таким образом, продолжается не менее 3 месяцев. По результатам динамического наблюдения и итогового обследования команда специалистов решает вопрос о необходимости повторных курсов коррекции, поддерживающих микрокурсов, определяет их объем и продолжительность.
Этапы реализации Программы
- Этап. Реализация режима снижения речевой активности, релаксации. Задачи работы на данном этапе – создать условия, способствующие угасанию патологических речевых навыков (устранению судорожного компонента речевого нарушения) и сопутствующих нарушений, а также развитию подражательности и моторики; обучить способам расслабления по контрасту с напряжением, чем добиться снижения уровня эмоционального и мышечного напряжения.
- Этап. Формирования техники нормативной речи. Задачами этого этапа являются снятие судорожности, овладение элементарными навыками релаксации, улучшение дыхательной функции за счет координации дыхания и фонации, формирование мягкой голосоподачи и слитного голосоведения, стабилизация темпа и ритма речи.
- Этап активных речевых тренировок. Задачи работы – воспитание плавной слитной речи на постепенно усложняющемся речевом материале (выработка плавной слитной бессудорожной речи происходит в сопряженной форме работы, сопряжено-отраженной, вопросно-ответной формах работы), создание условий для преодоления сопутствующих расстройств, совершенствования просодической стороны речи, развития импрессивной и экспрессивной речи ребенка, его подражательности и моторики.
- Этап закрепления навыков организованной речи. Продолжается решение задач предыдущих периодов. Основное внимание уделяется закреплению навыков плавной слитной интонационно выразительной речи, импровизации, умению применять речевые навыки в усложняющихся условиях общения (в ходе выполняемой игровой деятельности, в играх-драматизациях знакомых сказок, при пересказе (с демонстрацией) доступного текста), развитию импрессивной и экспрессивной речи ребенка, расширению коммуникативных возможностей ребенка за счет снижения уровня эмоционального напряжения, преодолению сопутствующих нарушений.
Мониторинг реализации Программы
По окончании интенсивного курса коррекции оценивается состояние речи ребенка по сравнению с исходным (перед началом курса коррекции) по ряду параметров заикания: форму и локализацию судорог, степень выраженности заикания, проявление судорог в разных формах речи, а также констатируются изменения в состоянии дыхательной функции, просодического компонента речи, моторики, экспрессивной речи ребенка, его коммуникативных возможностей. Делается вывод о создании условий для преодоления сопутствующих речевых и неречевых расстройств, для закрепления в семье положительных результатов коррекционной работы.
Эффективность коррекции заикания определяется рядом факторов:
- Характером и степенью выраженностью в симптоматике (речевых, моторных и нервно-психических особенностей)
- Сроками начала коррекционного воздействия и его продолжительностью.
- Комплексностью воздействия.
- Адекватностью выбранных методик коррекционного воздействия, с учетом возрастных и психологических особенностей обучающихся.
Непосредственный результат коррекционной работы: нормализация речевого статуса в результате устранения судорожного компонента речевого нарушения – в 85% случаев; снижение в значительной степени частоты, силы, длительности судорог – в 15% случаев. Отдаленный результат – не менее 75% детей с абсолютно нормальной речью в любых ситуациях общения, 10% детей со стойким значительным улучшением речи, у которых наблюдаются отдельные запинки в момент волнения и плавная речь в моменты спокойствия, 10% – со значительным улучшением речи, 5 % – рецидивы.
По окончании курса коррекционных мероприятий наблюдается: улучшение состояния дыхательной функции (нормализация вдоха, формирование выдоха, соответствующего количеству слов во фразе) в 100% случаев; совершенствование просодического компонента речи в 100% случаев; развитие импрессивной и экспрессивной речи ребенка в 100% случаев; расширение коммуникативных возможностей ребенка за счет снижения уровня эмоционального напряжения в 100% случаев; совершенствование моторики в 100% случаев; создание в семье условий для закрепления положительных результатов коррекционной работы с целью профилактики рецидивов заикания в 95% случаях.
Ожидаемый результат
По окончании интенсивного курса коррекции заикания у детей должны наблюдаться следующие позитивные изменения: нормализация речевого статуса в результате устранения судорожного компонента речевого нарушения (устранения проявлений заикания в разных формах речи) или улучшение речевого статуса за счет снижения в значительной степени частоты, силы, длительности судорог, их распространенности в формах речи (т.е. изменение степени выраженности заикания); улучшение состояния дыхательной функции (нормализация вдоха, формирование выдоха, соответствующего количеству слов во фразе); совершенствование просодического компонента речи; развитие экспрессивной речи ребенка; расширение коммуникативных возможностей ребенка за счет снижения уровня эмоционального напряжения; создание условий для преодоления сопутствующих речевых и неречевых расстройств; совершенствование моторики; создание в семье условий для закрепления положительных результатов коррекционной работы с целью профилактики рецидивов заикания.
Формами повышения квалификации логопеда являются следующие:
- Постоянное самообразование путем изучения специальной литературы;
- Обмен опытом работы путем: посещения логопедических занятий у своих коллег с последующим обсуждением; участия в соответствующих научно-практических конференциях, в медико-педагогических разборах отдельных сложных случаев заикания с последующим обсуждением наиболее оптимальных путей лечебно-педагогической работы в каждом конкретном случае; знакомства с методами, приемами и результатами работы разных
специалистов, принимающих участие в комплексном лечебно-педагогическом преодолении заикания; - Участие в работе методических объединений, специальных семинарах и т. д.;
- Обобщение собственного опыта работы с заикающимися;
- Занятия на курсах повышения квалификации по логопедии, организуемых институтами усовершенствования учителей.
Постоянное усовершенствование знаний, повышение квалификации, самообразование — неотъемлемое качество современного логопеда, необходимая и обязательная часть его работы.
Совокупность названных форм работы логопеда составляет целостную и необходимую систему организации логопедической работы с заикающимися.
Обследование
Для планирования программы логопедической и лечебной работы с заикающимися детьми необходимо их комплексное обследование с учетом всей симптоматики этого сложного речевого нарушения. Обследование заикающегося ребенка состоит из двух этапов.
Первый этап включает изучение анамнестических данных, медицинской и психолого-педагогической документации.
Выявленные при изучении анамнеза различные отрицательные факторы натального и постнатального периодов развития ребенка анализируются и оцениваются специалистами с целью наиболее полного исследования этиологии и патогенеза заикания. Наряду с традиционными данными в анамнез включаются сведения о наличии заикания у родителей или других близких родственников.
Изучение психолого-педагогической документации дополняет анамнестические данные и позволяет выявить следующие особенности воспитания и психологических проявлений у заикающегося ребенка:
- отношение к нему взрослых;
- помощь в формировании правильной речи;
- время возникновения заикания, его первые внешние признаки;
- особенности проявления заикания в зависимости от обстановки;
- отношение ребенка к имеющемуся у него речевому недостатку;
- оказывалась ли помощь заикающемуся ребенку, что было рекомендовано и каковы результаты.
Второй этап - исследование самого заикающегося ребенка.
После уточнения сведений о ребенке, об истории возникновения и особенностях протекания у него заикания обследуются собственно речь заикающегося и внеречевые процессы, оказывающие непосредственное влияние на его речевую деятельность.
Проводится исследование общительности, моторики, подражательности, импрессивной и экспрессивной речи, игровой, учебной деятельности, особенностей личности заикающегося.
Материалом для исследования собственно речи детей являются картинки, детские книги, игрушки.
Задачи речевого обследования заикающегося заключаются в том, чтобы определить:
- место возникновения и форму речевых судорог;
- частоту их проявлений и сохранные речевые возможности заикающегося;
- сопутствующие нарушения речи, двигательные нарушения;
- отношение заикающегося к своему речевому дефекту, наличие психологических особенностей.
Место возникновения судорог (дыхательные, голосовые, артикуляционные, смешанные) и их форма (клонические, тонические, смешанные) определяются на слух или зрительно.
Частота судорог представляет для логопеда особый интерес, так как позволяет судить о сохранных участках речи. Изучение уровня свободной речи начинается с выявления зависимости частоты судорог от разной степени самостоятельности речи.
С целью изучения речевого поведения и речевых судорог используются следующие приемы:
- составление рассказа или описание содержания картинки;
- пересказ прослушанного текста;
- сопряженное и отраженное повторение простых и сложных фраз;
- рассказ стихотворения или ритмизированной прозы.
Для выяснения зависимости речевых судорог от уровня громкости речи обследуемому предлагается говорить тихо, громко, шепотом.
При обследовании заикающегося ребенка необходимо обращать внимание на сопутствующие речевые и двигательные нарушения. При исследовании игровой деятельности детей выясняется характер игр, взаимоотношения со сверстниками, степень игровой активности, эмоциональное состояние.
В ходе всего обследования отмечаются психологические особенности заикающегося ребенка: характер контакта с окружающими, оценка собственной речи, в частности болезненное фиксирование на речевом дефекте, наличие защитных реакций, речевое поведение при обследовании. Полученная в процессе обследования информация обобщается в логопедическом заключении, в котором учитываются:
- форма судорог (тонические, клонические, смешанные);
- вид судорог (дыхательные, голосовые, артикуляторные, смешанные);
- степень заикания (легкая, средняя, тяжелая);
- темп речи (замедленный, ускоренный, наличие тахилалии);
- сопутствующие речевые нарушения (дислалия, стертая форма дизартрии, общее недоразвитие речи);
- состояние моторной функции;
- наличие и выраженность психических симптомов заикания: страх речи (логофобия), двигательные и речевые уловки, эмболофразия, реакция на эмоционально-значимую ситуацию.
Отмечаются также влияние сложности речевой ситуации, индивидуально-психологические особенности заикающегося ребенка, характер игровой деятельности, отношение к учебе.
Логопедическое заключение дает возможность осуществить дифференциальную диагностику и отграничить заикание от других речевых расстройств (тахилалии, дизартрии, спотыкания физиологического характера), а также различить разные формы заикания. Данные комплексного изучения заикающегося ребенка позволяют установить природу заикания.
Диагностика речевого развития ребенка младшего школьного возраста с заиканием
За основу взяты логопедические методики обследования речи детей дошкольного возраста, разработанные И.Д.Коненковой, Г.В.Чиркиной, Г.А.Волковой, Т.Б.Филичевой, Л.В.Лопатиной.
Критерий оценки:
- Звукопроизношение:
- низкий: не произносит три группы звуков, имеются замены и смешения звуков;
- средний: заменяет, смешивает звуки, не произносит соноры;
- выше среднего: произносит все звуки правильно, могут наблюдаться смешения;
- высокий: произношение соответствует возрасту;
- Фонематический слух:
- низкий: не опознает заданный звук среди других звуков;
- средний: опознает заданный звук среди других звуков, повторяет слоги с оппозиционными звуками в основном правильно;
- выше среднего: опознает заданный звук среди других звуков, повторяет слоги с оппозиционными звуками в основном правильно, выделяет звук среди слогов, выполняет звуковой анализ слов типа: сом;
- высокий: опознает заданный звук среди других звуков, повторяет слоги с оппозиционными звуками в основном правильно, выделяет звук среди слогов, выполняет звуковой анализ слов типа: сова, замок;
- Грамматический строй:
- низкий: затрудняется в употреблении существительных в разных падежах, называет существительные во множественном числе с ошибками (в 3 случаях и более), образует формы родительного падежа множественного числа с ошибками (в 3 случаях и более);
- средний: испытывает трудности в употреблении простых предлогов;
- выше среднего: 7-8 лет: трудности в образовании уменьшительной формы существительных; 7 лет: образует относительные и притяжательные прилагательные с ошибками (в 3 случаях и более), образует приставочные глаголы с ошибками (в 3 случаях и более), образует глаголы совершенного вида с ошибками (в 3 случаях и более);
- высокий: развитие грамматического строя соответствует возрасту;
- Связная речь:
- низкий: во время проведения беседы ответы однословные, пересказ нарушен грубо, фраза аграмматичная;
- средний: фраза простая аграмматичная, пересказ последователен, может заменять предлоги, встречаются аграмматизмы;
- выше среднего: использует полные ответы, последовательность пересказа не нарушена, 7-8 лет: составляет рассказ по серии картинок;
- высокий: использует в речи сложноподчиненные и сложно сочиненные предложения, пересказывает текст из 7-9 предложений, 7-8 лет составляет рассказ по серии картинок;
- Состояние словаря:
0- низкий: картинки по темам называет с ошибками (5 и более ошибок), не называет детенышей или называет с ошибками (5 и более ошибок), называет признаки предметов и действия предметов неточно, не называет времена года, путает или не называет цвета;
- средний: называет существительные по всем темам, называет детенышей животных (8 из 10), называет прилагательные (6 из 8), действия (10 из 12), называет времена года, цвета;
- выше среднего: называет существительные по всем темам, называет детенышей животных, называет прилагательные, действия, называет времена года их признаки, цвета;
- высокий: называет существительные по всем темам, называет детенышей животных, называет прилагательные, действия, называет времена года их признаки, цвета 6 лет: их оттенки (серый, сиреневый, фиолетовый);
- Темп речи:
- низкий: быстрый, не контролируемый;
- средний: быстрый, под контролем взрослых нормализуется;
- выше среднего: быстрый, нормализуется под контролем взрослых и самоконтроле;
- высокий: нормальный темп, когда навык сформирован.
- Заикание:
- низкий: заикание постоянно присутствует в речи, контроль за речью не осуществляет;
- средний: заикания нет при контроле взрослых;
- выше среднего: заикания нет в школе
- высокий: заикания не обнаруживается.
- Звуко - слоговой анализ:
- низкий: не выделяет заданный звук из слова, не выделяет ударный гласный в начале слова, не может закончить начатое слово;
- средний: выделяет заданный звук из слова, может закончить начатое слово;
- выделяет заданный звук из слова, может закончить начатое слово, определяет первый и последний согласный в слове;
- высокий: выделяет заданный звук из слова, может закончить начатое слово, определяет первый и последний согласный в слове, определяет последовательность звуков в слове и их количество, 6 лет: самостоятельно составляет звуко – слоговые схемы;
- Артикуляционная моторика:
- низкий: выполняет упражнения неточно, в низком темпе, некоторые упражнения не удаются, тремор, гиперкинезы, саливация;
- средний: выполняет упражнения в низком темпе, движения истощаемы;
- выше среднего: движения удается выполнить, темп снижен;
- высокий: все движения удаются, темп нормальный.
- Мелкая моторика:
- низкий: движения не удается выполнить, при выполнении путается, сбивается, выполняет неточно, с напряжением;
- средний: движения неточные, темп снижен;
- выше среднего: движения удается выполнить, темп снижен;
- высокий: моторика в пределах возрастной нормы.
Фиксация результатов диагностики
ФИО ребенка________________________________________________
Класс______________________________________________________
№ | Направления обследования | Начало года | Середина года | Конец года |
1 | Звукопроизношение | |||
2 | Фонематический слух | |||
3 | Грамматический строй | |||
4 | Связная речь | |||
5 | Состояние словаря | |||
6 | Темп речи | |||
7 | Заикание | |||
8 | Звуко - слоговой анализ | |||
9 | Артикуляционная моторика | |||
1 | Мелкая моторика |
Специалист___________________________________________________
- низкий
- средний
- выше среднего
- высокий
Организация предметно-пространственной развивающей среды
Центр речевого и креативного развития в кабинете логопеда
- Зеркало с лампой дополнительного освещения.
- Стульчики для занятий у зеркала.
- Соски, шпатели, вата, ватные палочки, марлевые салфетки.
- Дыхательные игрушки, пособия для развития дыхания (свистки, свистульки, дудочки, воздушные шары и другие надувные игрушки, «Мыльные пузыри», перышки, сухие листочки и лепестки цветов и т.п.)
- Картотека материалов для автоматизации и дифференциации свистящих, шипящих звуков, аффрикат, сонорных и йотированных звуков (слоги, слова, словосочетания, предложения, потешки, чистоговорки, скороговорки, тексты, словесные игры).
- Логопедический альбом для обследования лиц с выраженными нарушениями произношения.
- Логопедический альбом для обследования звукопроизношения.
- Логопедический альбом для обследования фонетико-фонематической системы речи.
- Сюжетные картинки, серии сюжетных картинок.
- «Алгоритмы» описания игрушки, фрукта, овоща, животного.
- Лото, домино и другие настольно-печатные игры по изучаемым темам.
- Небольшие игрушки и муляжи по изучаемым темам, разнообразный счетный материал.
- Предметные и сюжетные картинки для автоматизации и дифференциации свистящих и шипящих звуков, аффрикат, сонорных и йотированных звуков в словах, предложениях, текстах.
- Картотека словесных игр.
- Настольно-печатные дидактические игры для формирования и совершенствования грамматического строя речи.
- Раздаточный материал и материал для фронтальной работы по формированию навыков звукового и слогового анализа и синтеза (светофорчики для определения места звука в слове, пластиковые круги квадраты разных цветов).
- Настольно-печатные дидактические игры для развития навыков звукового и слогового анализа и синтеза («Подбери схему», «Помоги Незнайке», «Волшебные дорожки» и т.п.).
- Раздаточный материал и материал для фронтальной работы для анализа и синтеза предложений.
- Алфавит на кубиках.
- Наборы игрушек для инсценировки сказок.
- Настольно-печатные игры для совершенствования навыков языкового анализа и синтеза.
Центр сенсорного развития в кабинете логопеда
- Звучащие игрушки (погремушки, пищалки, свистки, дудочки, колокольчики, бубен).
- Звучащие игрушки-заместители.
- Запись «голосов природы» (шелеста листьев, морского прибоя, летнего
- дождя, вьюги, пения птиц и т.п.).
- Предметные картинки с изображениями зверей и птиц.
- Карточки с наложенными и «зашумленными» изображениями предметов по всем лексическим темам.
- Настольно-печатные игры для развития зрительного восприятия и профилактики нарушений письменной речи («Узнай по контуру», «Чья тень?», «Чего не хватает?», «Узнай по деталям»).
- «Волшебный мешочек» с мелкими деревянными и пластиковыми игрушками.
Специальная и методическая литература
- Воспитание и обучение детей с расстройствами речи/Под ред. С.С. Липидевского и В.И. Селиверстова. - М., 1968.
- Калягин В. Если ребенок заикается. - СПб: Питер Ком, 1998. - 192 с.
- Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно! Пособие по логопедии для детей и родителей. – Спб.: Издательский Дом «Литера», 2001. -208с.
- . Логопедия: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дефектология»/Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова и др.: Под ред. Л.С. Волковой. -М.: Просвещение, 1989.
- Парамонова Л. Г. О заикании: профилактика и преодоление недуга. – Спб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2010. – 128 с. перераб. - М.: Просвещение. 1979. - 160 с., ил.
- Поваляева М.А. Справочник логопеда. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001. -448с.
- Поварова И.А. Практикум для заикающихся. - СПб.: СОЮЗ, 1999. - 128с.
- Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов (пособие для логопедов). - Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. - М, 1999. - 216 с.
- Правдина О.В. Логопедия. Учеб. Пособие для студентов дефектолог. Фак-тов пед. ин-тов. Изд. 2-е, доп. и перераб. М., «Просвещение» , 1973.
- Резниченко Т. С. Чтобы ребенок не заикался. -М: Изд-.во «Гном и Д», 2000.-64с.
- Репина З. А. Нейропсихологическое изучение детей с тяжелыми дефектами речи: Учеб. пособие/Урал. гос. пед. ун-т Екатеринбург, 1995.- 121с.
- Селиверстов В.И. Заикание у детей: Пособие для логопедов. - 2-е изд.,
- Семаго М. М., Ахутина Т. В., Семаго Н. Я., Светлова Н. А., Береславская М. И. Психолого – медико- педагогическае обследование ребенка. М.: АРКТИ, 2001.
- Семаго Н. Я., Семаго М. М.Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога. – 3- е изд. испр. и доп.- М.: АРКТИ, 2003.
- Соловьева Е.Н. Путь к преодолению заикания. Система занятий. –СПб.:»Детство- Пресс»,2002.-112 с.
- Ткаченко Т. А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. – Спб: Детство- ПРЕСС, 2000,- 32 с.
- Трубникова Н. М. Структура и содержание речевой карты: Учебно- методическое пособие/ Урал.гос. пед. ун.-т. Екатеринбург, 1998.51 с.
- Уроки логопедии. Репина З. А., Буйко В.И. – «Литур», Екатеринбург, 1999.
- Цвынтарный В.В. Радость правильно говорить.- М.: ЗАО Изд-.во Центр – полиграф, 2002.-101с.
- Чевелёва Н. А. Преодоление заикания у детей. Пособие для логопедов и воспитателей логогрупп.- М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001. -128с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на тему: «Дыхательная гимнастика при коррекции заикания. Методика выработки диафрагмально-релаксационного дыхания с помощью БОС»
Биологическая обратная связь (БОС) - это учебный процесс, в котором люди обучаются улучшать своё здоровье и психологическое состояние, наблюдая сигналы, идущие от собственного тела. Этот метод научно ...
Рабочая программа по коррекции заикания.1-2 кл
Данная программа по коррекции заикания может быть полезна для начинающих логопедов, дефектологов, отдельные темы программы могут использовать учителя начальных классов и воспитатели ДОУ....
Логопедическая ритмика как средство коррекции заикания
Логопедическая ритмика - вид активной терапии движениями. Она основана на взаимосвязи слова, музыки и движения, и в коррекции имеющихся нарушений в развитии детей с речевой патологией опира...
Рабочая программа по коррекции заикания
Данная программа разработана в соответствии Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ, АООП НОО обучающихся с ТНР, Федерального государс...
Комплексная логопедическая работа при коррекции заикания у дошкольников.( индивидуальный подход).
Цель подготовки систематизированного материала( апробация нескольких методик) связана с необходимостью совершенствования путей коррекционного обучения заикающихся дошкольников и, следовательно ,...
Методическая разработка. Рабочая программа по коррекции заикания.
Рабочая программа по коррекции заикания у учащихся начальных классов...
Рабочая программа логопедической работы по коррекции заикания с обучающимися с ОВЗ
программа для школьного логопеда по коррекции заикания...