Рабочая программа. Формирование словообразовательных процессов у младших школьников с общим недоразвитием речи
методическая разработка по логопедии
Рабочая программа. Формирование словообразовательных процессов у младших школьников с общим недоразвитием речи
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Формирование словообразовательных процессов у младших школьников с общим недоразвитием речи»
Методическая разработка
учителя-логопеда Лех Натальи Семеновны
Одной из направлений нашей работы является обучение младших школьников навыкам правильного словообразования, поскольку нами было выявлено, что даже самые простые виды образования новых слов - при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов вызывают затруднения у детей 5-6 лет.
Дети с отклонениями в речевом развитии с большим трудом овладевают правилами образования новых слов, что приводит к задержке пополнения словарного запаса ребенка. Самый простой вид словообразования – это образование новых слов при помощи уменьшительно ласкательных суффиксов. При нормальном развитии речи он начинает усваиваться уже на втором году жизни. Однако младшие школьники, имеющие недоразвитие речи, при выполнении заданий на этот простейший вид словообразования допускают такие ошибки: куклочка или кукленок, вместо куколка, грибик вместо грибок и др.
Большие затруднения испытывают дети при образовании относительных, притяжательных прилагательных : сумка из кожи – кожная, кожевая; голова лошади – лошная, лошадья или лошанная. Все ответы выходят за рамки «возрастных своеобразий» речи.
Очень характерно для детей с задержками речевого развития и то, что при выполнении заданий они очень долго думают, перебирают разные варианты, но в большинстве случаев так и не находят правильного ответа. Это лишний раз говорит об имеющихся у этих детей трудностях в подборе нужных слов, об отсутствии в их словаре многих из них.
Актуальность проблемы развития словообразования вызвана тем, что у всех детей с системным речевым недоразвитием имеются разнообразные нарушения процесса словообразования. Степень этих нарушений различна: от не резко выраженной, незначительной до полного непонимания значения средств языка. Это затрудняет обучение ребёнка, влияет на полноту преодоления системного речевого расстройства, а именно лексико-грамматических недостатков и трудностей построения информативно полноценного высказывания. В русском языке система словообразования соотносится как с лексикой, так и с грамматикой. Этим и определяется многообразие способов образования слов, исключительные словообразовательные возможности русского языка. Овладевая морфологическими средствами, выражающими многообразие значений в языке, ребёнок приобретает возможность пользоваться полноценной грамматически и фонетически правильно оформленной речью. Под словообразовательной системой понимают элементы, из которых состоят слова, значимые единицы слова (корни, приставки, суффиксы, окончания), их роль в словопроизводстве; а так же законы по которым одни слова (производные) мотивируются другими (производящими).
При изучении особенностей преобразования существительных младшими школьниками с ОНР мы выявили, что всех детей затрудняет образование слов увеличительного и уменьшительно-ласкательного значения. При этом дети делают словообразовательную попытку, однако неверно подбирают суффиксы (“домок”, “деревочко”). Много ошибок при образовании названий детёнышей животных и птиц, особенно в случаях супплетивизма – изменения корня (“лошадь” – “жеребёнок”). Существительные, обозначающие профессии людей и спортсменов, появляются довольно поздно в онтогенезе, являются трудными по семантике и усваиваются дошкольниками с ОНР с большим трудом. В словаре детей отсутствуют сложные слова (“ледоход”, “соковыжималка”).Дифференциация словообразовательных форм глагола является очень трудной для младших школьников с системным речевым недоразвитием. Это связано с тем, что глагол обладает более отвлеченной семантикой, чем существительные конкретного значения, а семантическое различение форм глагола является тонким и сложным. Дети не всегда дифференцируют глаголы совершенного и несовершенного вида, образованных с помощью приставок и суффиксов, глаголы с противоположным значением. Наибольшую трудность вызывает образование прилагательных со значением принадлежности кому-либо – притяжательных (лисий) и относительных (яблочный). Прилагательные, образуемые по качественным признакам (“морозный”) являются наиболее доступными, так как качество можно ощутить. При преобразовании прилагательных часто встречаются ошибки, связанные с заменой на существительное (“лапа кошки” – “у кошки”), со стереотипной заменой разнообразных суффиксов одним (“лапа” – “кошкина”, “мишина”, “волкина”), с нарушением чередования звуков в корне слов (“дождивый”). Отсутствуют в словаре младших школьников сложные прилагательные (“длиннохвостый”).Детям свойственны трудности в узнавании сходства и различия слов, близких по звучанию и значению, то есть родственных слов.
В логопедической работе существуют различные подходы к процессу формирования и совершенствования словообразовательных навыков. Один из основных состоит в том, что мы группируем лексический и грамматический материал по частям речи и по словообразовательным моделям.
Например: словообразование существительных женского рода с суффиксом -ичк- (коса – косичка).Для формирования этих моделей, прежде всего, уточняется связь между значением морфемы и её знаковой формой (звучанием). Закрепление этой связи осуществляется на основе сравнения слов с одинаковой морфемой, определения общего, сходного значения слов с общей морфемой (дом-ик, стол-ик), выделения этой общей морфемы, уточнения её значения.Словообразовательные умения формируются в ходе коррекционных упражнений, направленных на преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей младшего школьного возраста. Например, при употреблении трёхсложных слов с закрытым слогом предлагаются игры “Образуй слова”, “Назови детёнышей”, “Сложные слова”, “Профессии”, “Что как едим?” и пр.Содержание занятий по ознакомлению с лексическими темами так же строится на словообразовательных играх, упражнениях, решении шарад, кроссвордов и пр.
В воспитании и обучении детей широко используются дидактические игры. Они формируют определенные знания, умения и навыки, развивают все психические процессы...У детей младшего школьного возраста, не только с речевыми нарушениями, наблюдается недоразвитие словообразовательных умений. Так, они часто подменяют операции словообразования словоизменением (вместо «ручище» — «руки»). Или вообще отказываются от преобразования слов, заменяя его ситуативным высказыванием (вместо «велосипедист» — «который едет велосипед», вместо «мудрец» — «который умный, он все думает»). В случае когда дети все-таки прибегают к словообразовательным операциям, их высказывания изобилуют специфическими речевыми ошибками, такими как нарушения в выборе производящей основы (строит дом – «домник», палка для лыж – «пальная»), пропуски и замены словообразовательных аффиксов (деревкин стул, мехная шапка, глинный кувшин и т.д.).
В процессе формирования словообразования у младших школьников с ОНР, как отмечают Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В., необходимо уделять основное внимание организации прежде всего продуктивных словообразовательных моделей . Поэтому работу по формированию словообразования необходимо начинать с наиболее продуктивных моделей, после закрепления которых можно переходить к работе над словообразованием менее продуктивных, а затем и непродуктивных словообразовательных моделей. Например, при образование уменьшительно-ласкательных существительных продуктивными суффиксами являются -ик- (домик, носик), -чик- (шкафчик, блинчик), -к- (лапка, шубка), менее продуктивными суффиксы – -оньк-(березонька, яблонька), -еньк- (Мишенька, рученька), непродуктивными – -иц- (лужица, рощица), -ец- (морозец, письмецо), -ц- (зеркальце, одеяльце). Для формирования и закрепления словообразовательных моделей уточняется связь между значением морфемы и её знаковой формой (звучанием). Для этого сравнивается ряд слов с одинаковым словообразующим аффиксом, уточняется, что общего в этих словах по значению и звучанию, выделяется общая морфема и уточняется ее значение. Например, дети сравнивают слова: домик, носик, кустик, листик и т.д. Эти слова похожи тем, что обозначают маленький предмет (называют предмет ласково) и все они одинаково оканчиваются на -ик-. Значит «частичка» (суффикс) -ик- имеет уменьшительно-ласкательное значение.
Наглядный материал для формирования словообразования подбирается с учетом лексико-грамматической темы в соответствии с программой, распределяются грамматические блоки от простого к сложному и по принципу концентричности.
Наглядный материал, используемый для формирования словообразования у младших школьников условно можно разделить на 3 группы:
1 группа – предметные картинки на идентификацию зрительных изображение (реалистические цветные изображения, черно-белые, контурные, теневые, стилизованные, схематичные и т.п.). Этот комплекс заданий решает общие задачи развития зрительно-предметного восприятия.
2 группа – материал, направленный на воссоздание целостного образа из частей (разрезные картинки, нахождение половинок симметричных объектов). Сюда же можно отнести недорисованные картинки, картинки с лишними, нелепыми деталями и т.п.
3 группа – «зашумленные» картинки (наложенные друг на друга, перечеркнутые, со зрительными помехами, со сложным фоном и т.п.)
При использовании выше названного материала важно учитывать перцептивную и речевую сложность. Весь материал должен подбираться от простого к сложному. Не следует одновременно усложнять задачи на формирование словообразования и восприятия.
При закреплении грамматического материала детям можно предлагать более сложный перцептивный материал. Так, при закреплении умения образовывать притяжательные прилагательные с помощью суффикса -ин- (по теме «Птицы») детям можно предложить найти недостающие детали (например, отсутствие клюва, лапы и т.д), когда дети называют, что недорисовано и чьё это: гусиный клюв, лебединый хвост, утиная лапа… Можно предложить найти нелепые, лишние детали.
Более сложным в перцептивном отношении является материал 3-ей группы. Он, как правило, предлагается детям при закреплении грамматических форм словообразования. Например, при закреплении умения образовывать названия детенышей животных (по теме «Дикие животные») детям можно предложить найти перечеркнутые изображения животных или со зрительными помехами, например в виде елок, деревьев
Содержание рисунка, его сложность должны быть адекватны и стимулировать на выполнение заданий. Правильно подобранный наглядный материал обеспечивает высокую познавательную активность детей, позволяет контролировать усвоение знаний и навыков, экономит использование учебного времени.
Этапы логопедической работы по формированию словообразования.
Первый этап – закрепление наиболее продуктивных словообразовательных моделей.
Существительные
Образование уменьшительно-ласкательных существительных с суффиксами: -к- , -ик-, -чик-.
Глаголы
Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида; возвратных и невозвратных глаголов.
Прилагательные
Образование притяжательных прилагательных с суффиксом -ин-.
Второй этап – работа над словообразованием менее продуктивных моделей.
Существительные
Образование:
- уменьшительно-ласкательных существительных с суффиксами: -оньк-, -еньк-, -ышек-, -ышк-;
- существительных с суффиксом -ниц- (сахарница);
- существительных с суффиксами -инк-, -ин- (пылинка,
виноградина).
Глаголы
Глаголы с приставками в-, вы-, на-.
Глаголы пространственного значения с приставкой при-.
Прилагательные
Образование:
- притяжательных прилагательных с суффиксом -и- без
чередования (лисий);
- относительных прилагательных с суффиксами -н-, -ан-, -ян-, -
енн-;
- качественных прилагательных с суффиксами -н-, -ив-, -чив-, -
лив-.
Третий этап – уточнение значения и звучания непродуктивных словообразовательных моделей.
Существительные Образование названий профессий.
Глаголы
Глаголы пространственного значения с приставками с-, у-, под-, за-, под-, пере-, до-.
Прилагательные
Образование:
- притяжательных прилагательных с суффиксом -и- с чередованием (волчий);
- относительных прилагательных с суффиксами -ан-, -ян-, -енн-;
- качественных прилагательных с суффиксами –оват-, -еньк-.
Чтобы дети всегда были заинтересованы в выполнении коррекционно-развивающих заданий, занятия необходимо проводить в форме дидактических игр, игровых упражнений, занимательных заданий, использовать элементы соревнования, драматизации, что делает занятия более живыми, интересными, результативными.
Формированию у младших школьников словообразовательных умений, необходимо уделять большое внимание, так как это способствует расширению и обогащению словарного запаса, формированию умения строить связные высказывания, а так же служит подготовкой к обучению грамоте.Для этого нами были подобраны разнообразные дидактические игры, которые помогут целенаправленно скорректировать словообразовательные умения у младших школьников.
Игра «Кто у кого?»
Цель: учить образовывать названия детенышей животных.
Оборудование: картинки с изображением животных и их детенышей (Цветные реалистические изображения, черно-белые, контурные или теневые).
Ход игры: детям загадывается загадка про животное.
Например: Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной.
Иголок очень много,
А ниток – ни одной. (Ёж)
- как называют детеныша ежа? (ежонок)
- посмотрите на картинки и вспомните названия детенышей животных. Логопед показывает картинку и задает вопрос: «Кто у ежа?», «Кто у лисы?»
Дети отвечают: «У ежа ежонок», «У лисы лисенок» и т.д.
- послушайте еще раз названия детенышей животных и скажите, что слышится в конце этих слов? Какая общая часть в этих словах? (-онок).
Дидактическая игра «Умная стрелка»
Цель: Учить подбирать родственные слова; учить образовывать и закреплять в речи образование относительных, притяжательных, качественных прилагательных; образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, названия детенышей животных, птиц, профессий.Оборудование: пособие: круг, подвижная стрелка в центре круга. На круге различные предметные картинки (цветные реалистические изображения, черно-белые, контурные, теневые, стилизованные или схематические)
Ход игры: Данное пособие многофункционально. В зависимости от цели логопед выкладывает картинки на круг. Дети вращают стрелку и, когда стрелка останавливается на картинке, выполняют задание на словообразование или любое другое.
Игра в лото «Что из чего сделано?
Цель: учить образовывать и закреплять образование относительных прилагательных
Оборудование: карточки лото с изображением различных предметов (контурные или теневые), цветные реалистические изображения или фишки.
Ход игры: у детей на столах лежат карточки с теневыми или контурными изображениями предметов. Логопед показывает картинку с реалистическим изображением, называет предмет и тот материал, из которого он сделан. Например: стакан из стекла. Дети ищут изображение этого предмета на карточках. Тот, кто находит его у себя на карточке, должен назвать словосочетание прилагательного и существительного (стеклянный стакан) и закрыть теневую или контурную картинку реалистической. Выигрывает тот, кто не ошибался и раньше других закрыл все картинки.
Другой вариант игры (более усложненный в перцептивном плане): детям не показываются реалистические изображения предметов, а просто называется предмет и материал, из которого он сделан. Ребенок, нашедший у себя изображение и правильно назвавший словосочетание существительного и прилагательного, закрывает картинку фишкой.
Игра «Что для чего?»
Цель: Учить образовывать и закреплять в речи образование существительных с помощью суффикса -ниц-.
Оборудование: предметные картинки с изображением посуды, продуктов (цветные реалистические изображения, черно-белые, контурные, теневые).
Ход игры: Логопед предлагает детям назвать картинки с изображением продуктов. Затем задает вопросы: «Как называется посуда, в которую кладут салат? (Салатница). После ответа дети кладут картинку с изображением продукта рядом с картинкой, на которой изображена емкость, в которой хранится данный продукт.
Далее логопед предлагает детям еще раз послушать слова: салатница, хлебница, сахарница и т.д. и определить общую часть. При этом голосом логопед подчеркивает суффикс -ниц-. Далее делается вывод: посуда, в которой что-либо хранится, часто называется словом, в котором есть «частичка» -ниц-
Игра «Что перепутал Незнайка»
Цель: закрепить умение образовывать притяжательные прилагательные.
Оборудование: Картинки с изображением животных или птиц, у которых одна часть тела взята у другого животного (например, петух с лапами гуся)
Ход игры: Логопед говорит детям: «Незнайка решил научиться рисовать. Посмотрите, какие картинки он нарисовал. Он нарисовал все правильно или нет?» Дети должны назвать, что перепутал Незнайка, например «у петуха гусиные лапы», и как правильно должно быть, например «у петуха должны быть петушиные лапы».
Игра «Что не успел нарисовать Торопыга»
Цель:закрепить умение образовывать притяжательные прилагательные с использованием суффикса -ин-. Оборудование: Картинки с изображением птиц: лебедя, утки, гуся и т.п. – с недорисованной деталью (лапой, клювом…)
Ход игры: Логопед рассказывает детям: «Торопыга решил нарисовать свои любимых птиц. Он всегда очень торопится и никогда не доводит начатое дело до конца. Вот и сейчас у каждой птицы он что-то забыл нарисовать». Детям предлагается назвать, что Торопыга забыл нарисовать и чье это, например утиную лапу, гусиный клюв. Детям можно предложить помочь Торопыге и дорисовать недостающие части птиц
Игра «Ералаш»
Цель: развивать умение образовывать притяжательные прилагательные.
Оборудование: картинки с изображением животных, разрезанные на три части: голова, туловище, хвост
Ход игры: детям раздаются части разрезанных картинок. На доску выставляется одна из частей какой-либо картинки, например туловища животного. Дети находят у себя изображение других частей (головы, хвоста). Дети из частей составляют целое изображение животного и называют, чья это голова, туловище, хвост.
Игра «Чудо-юдо»
Цель: закрепить умение образовывать притяжательные прилагательные.
Оборудование: Картинки с изображением частей тела (головы, туловища, лап, хвоста, ушей) животных или птиц
Ход игры: 1 вариант- Ребёнку предлагается составить животное (например, лису) из частей, правильно их называя (например, лисья голова, лисье туловище, лисий хвост и т.д)
2 вариант игры –Один ребенок прячется, закрывает глаза и уши. Остальные дети шепотом обсуждают, из частей каких животных и птиц они составят чудо-юдо (например, волчье туловище, беличья голова, заячьи уши, беличий хвост и т.д.) После того, как дети составили картинку, они зовут спрятавшегося ребенка.
Ребенок обращается к группе детей:
«Это что за чудо-юдо,
Оно прибыло откуда?»
Дети отвечают:
«Это зверь из дальних мест.
Расскажи, что чьё в нем есть.»
Ребенок показывает части тела необычного зверя и называет, чьи они. Остальные ребята внимательно слушают, правильно ли ребенок называет.
Затем выясняется, на какое реальное животное похоже чудо-юдо больше (от какого животного у него больше частей тела), и дети составляют существующее животное.
Игра «Правильно назови листья»
Цель:закрепить умение образовывать относительные прилагательные с помощью суффиксов -ов-(ев)
Оборудование: половинки листьев с разрезом по оси симметрии, карандаши
Ход игры: детям предлагается из половинок сложить целый лист, определить, с какого дерева этот лист и правильно назвать, какой он
Например, лист с дуба – дубовый
Данное задание может быть выполнено не только как реальное складывание, но и как бланковое: Детям выдаются бланки (листы) с изображением 2-х половинок листьев (например, 2-х половинок дубового, кленового и березового). Ребятам необходимо определить, с каких деревьев эти листья и правильно назвать их; соединить линией половинки одного листа, раскрасить их одним цветом (например, половинки дубового листа раскрасить зеленым цветом, березового – желтым, кленового – красным)
Можно также предложить ребятам дорисовать половинку листа до целого, определив, с какого дерева этот лист, и правильно назвав его.
Игра «Назови профессию»
Цель: Закреплять образование существительных мужского рода с суффиксом –щик-
Оборудование: перечеркнутые картинки или картинки со сложным фоном.
Ход игры: логопед предлагает детям ответить на вопросы и найти ответ на картинке:
- кто носит багаж (носильщик)
- кто вставляет стекло (стекольщик)
- кто чинит часы? (часовщик)
Далее логопед задает вопрос: «Какая общая часть в словах носильщик, стекольщик, часовщик?» При произнесении этих слов интонационно выделяется голосом суффикс -щик-
Игра «Помоги животным найти своих детенышей»
Цель: закрепить умение образовывать названия детенышей животных
Оборудование: Картинка с изображением детенышей животных со зрительными помехами. В качестве зрительных помех может выступать схематичное изображение леса, елок
Ход игры: Логопед рассказывает детям, что детеныши животных спрятались в лесу, надо помочь родителям найти своих деток, и назвать их.
Дети по одному выходят к доске, обводят по контуру найденного им детеныша и называют: «у лисы – лисенок» и т.д.
Игра «Назови ласково»
Цель: закреплять в речи образование уменьшительно-ласкательных существительных
Оборудование: кукла и изображения предметов для куклы, наложенные друг на друга
Ход игры: Логопед предлагает пойти в гости к кукле. Кукла маленькая и не очень аккуратная, поэтому у нее перепутались все вещи. Надо помочь ей найти вещи. Кукла маленькая, и ее можно назвать «куколка». Все предметы для куколки тоже маленькие и поэтому их надо называть ласково.
Дети показывают (обводят по контуру) и называют предметы, изображенные на картинке ласково: юбочка, кофточка и т.д
«Веселые кубики»
Задача учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами: -ик, -к .Оборудование: большие и маленькие кубики с изображениями предметов.Ребенок должен назвать предмет, изображенный на гранях большого кубика, найти такой же предмет на маленьком кубике и назвать его ласково.Например: дом — домик, стул — стульчик, мышь — мышка и т.д.
«Кто что делает?»
Задача: учить понимать и использовать в самостоятельной речи некоторыенаиболее часто употребляемые приставочные глаголы (поел, попил, ушел, убрал и т.п.).Оборудование: картинки с изображением действий.Ребенок называет, что делает мальчик (девочка), что сделал мальчик (девочка).Например: мальчик ест — мальчик поел, девочка мыла посуду — девочка помыла посуду и т.д.
«Винни-Пух»
Задача: учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами: -очк, -ечк, -ичк, -оньк, -еньк.Оборудование: картинка с изображением Винни-Пуха, летящего на воздушном шаре, и набор предметных картинок.Ребенок называет предмет изображенный на картинке, потом называет его так, как про него сказал бы Винни-Пух, увидев этот предмет сверху.Например: лента — ленточка, коса — косичка, Даша — Дашенька, тетя – тетенька.
«Поле чудес»
(«Детеныши животных»)Задача: образовывать названия детенышей животных.Оборудование: вертушка, игровое поле с изображением животных (свинья, собака, кошка, лошадь, овца, коза).Ребенку предлагается назвать детеныша животного, на которого показала стрелка.Например: кошка — котенок; лиса – лисенок и т.д.
«Гараж»
Задача: учить образовывать глаголы с приставками на- , по- , вы- .
Оборудование: игрушки (гараж, машинка, дорожки, светофор и т.п.).Ребенок выполняет игровые действия с машинкой и комментирует их.Например: машинка выехала из гаража, поехала по дорожке и т.д.
«Поле чудес»
(«Листья»)Задача: образовывать относительные прилагательные со значением соотнесенности к растениям.Оборудование: вертушка, игровое поле с изображением листьев деревьев (дуб, береза, клен, липа, рябина, сосна, каштан).Ребенку предлагается назвать листок дерева, на который указала стрелка.Например: лист дуба — дубовый лист, лист березы — березовый и т.д.
«Ателье»
Задача: образовывать относительные прилагательные со значением соотнесенности к различным материалам.Оборудование: вырезанные силуэты одежды, образцы различной ткани (ситец, сатин, шерсть, шелк и т.п.).Ребенок называет образец ткани, прикладывает к ней силуэт одежды и отвечает на вопрос.Например: костюм из шелка (какой?) — шелковый костюм; юбка из шерсти (какая?) — шерстяная юбка и т.д.
«Головы и хвосты»
Задача: образовывать притяжательные прилагательные от существительных.Оборудование: карта с изображением персонажей мультфильма «Вовка в Тридевятом царстве» (двое из ларца, Вовка), слева внизу — небольшое наборное полотно, сборные картинки (голова одного животного, а хвост другого).Ребенок должен назвать, чья голова и чей хвост нарисованы на картинке.Например: голова чья? Лисья голова. А чей хвост? Тигра. Хвост тигра — какой? Тигриный хвост.
«Спасение Принцессы»
Задача: формировать и развивать навык употребления предлогов с глаголами, образованных приставочным способом.Оборудование: ширма с изображением поля, домика, деревьев, реки, дворца; набор изображений сказочных героев и персонажей известных мультфильмов, совершающих определенные действия: Чиполлино (идет), Бу-ратино (бежит), Карлсон (летит), Черепаха (ползет), Колобок (катится), Принцесса (спрятана во дворце).Ребенок должен взять героя и рассказать, каким образом он передвигался, отправляясь на помощь Принцессе, передвигая героя по ширме.Например: Буратино по полю (побежал); к дому (подбежал); за дом (забежал); из-за дома (выбежал); вокруг дерева (обежал); от дерева (отбежал); в лес (вбежал); через речку (перебежал) и т.д.
«Фокусник»
Задача: употреблять наименования, образованные за счет словосложения.Оборудование: пара карточек с изображением предмета и словом (глагол, прилагательное) для образования слова.Ребенок должен назвать картинку и соединить ее со словом (читает логопед).Например: картинка — книга, слово — любит, получилось — книголюб; картинка пчела, слово — водит, получилось — пчеловод и т.д.
«Поле чудес»
(«Большой — огромный»)Задача: образовывать существительные с увеличительным суффиксом -ищ- .Оборудование: вертушка, игровое поле с предметными картинками (нож, нос, кот, ключ, хвост, дом, шкаф, мяч, коса, комар).Ребенку предлагается вертеть стрелку. После ее остановки назвать предмет, на который она показывает. Затем назвать слова с увеличительным суффиксами.Например: ключ — ключище, дом — домище и т.д.
«Поле чудес»
(«Посуда»)Задача: образовывать существительные с помощью суффикса -ниц- со значением вместилища.Оборудование: вертушка игровое поле с изображением продуктов питания (хлеб, чай, сахар, конфеты, селедка, сухари, суп).Ребенку предлагается посуду, в которую помещается продукт, на который указала стрелка.Например: суп — супница; сухари — сухарница и т.д.Активизация словообразовательных процессов. Уточнение значения и звучания непродуктивных словообразовательных моделей.
“Разложи слово”
самолёт хлеборезка носорог первоклассник громкоговоритель ледокол | газопровод водопровод утконос всезнайка самосвал снегопад | пешеход самокат водопад пылесос сороконожка мышеловка | снегоочиститель луноход хлебозавод кофемолка сладкоежка долгожитель |
“Почему так названы профессии”
лесоруб сталевар овцевод рыболов
землекоп садовод экскурсовод
трубочист счетовод пчеловод
”Путаницы”.
а) Складно – нескладно
Через рельсы – ПЕРЕХОД Поменяем всё местами.
А на рельсах – ПАРОХОД Что теперь мы видим с вами?
Через речку – ПЕРЕВОЗ Вот на речке – ПАРОХОД
А на речке – ПАРОВОЗ Через речку – ПЕРЕХОД
Вот на рельсах – ПАРОВОЗ
Через рельсы – ПЕРЕВОЗ
(Г.Сапгир.)
Всё ли верно получилось после перестановки? Назовите слова с одинаковой частью. Чем они отличаются?
б) Помогите, объясните
Кто мне скажет, где бы мог
Поселиться ОСЬМИРОГ?
Кто покажет НОСОНОГА?
Про него я слышал много.
Пусть мне кто-нибудь найдёт
Настоящий ВЕРТОХОД.
Я не видел ПАРОЛЁТА,
Но взглянуть давно охота.
Объясните мне толково,
Кто такие ТРУБОЛОВЫ?
Подскажите, где на свете
РЫБОЧИСТА можно встретить?
И последний мой вопрос,
Что такое ЛЕДОКОС?
И в какое время года
Наступают СЕНОХОДЫ?
(Г.Сапгир)
Что перепутано в сложных словах? Поменяйте части в словах
вертоход и паролёт, труболов и рыбочист, ледокос и сеноход.
Какие слова получились?
“Почему называются так, а не иначе”
беседка подосиновик новоселье
непоседа подснежник новостройка
колокольчик подсолнечник пятиминутка
гвоздика подоконник однофамилец
черника подорожник скороговорка
голубика пятиминутка четырёхугольник
“Я учу котёнка”
Мой котёнок – ЧЕРНОУШКА.
Назову его – Чернушка.
Мой котёнок – РЫЖЕСПИНКА.
Назову его – Рыжинка.
Белый хвостик как кудряшка.
Назову его Беляшка.
Мой котёнок отзывается.
Мой котёнок так старается.
Имя учит – и мяучит.
(М.Яснов.)
Загадки
Не спорю, не белый –
Я, братцы, попроще...
расту я обычно в берёзовой роще.
Из-под снега расцветает,
Раньше всех весну встречает.
Ночью, в полдень, на рассвете
Службу он несёт в секрете.
На тропе, на берегу
Преграждает путь врагу.
Объясните, почему слова подберёзовик, подснежник, пограничник так называются.
«От совершаемого действия»
Дрессирует (животных) – ...
Летает (на самолёте) – ...
Учит (детей) – ...
Шьёт (одежду) – ...
Носит (грузы) – ...
Танцует (на сцене) – ...
Поёт (песни) – ...
Командует (армией) – ...
Плавает (в бассейне) – ...
«Образуй от названия предмета»
барабан – ...
стекло – ...
часы – ...
камень – ...
экскаватор – ...
кран – ...
гриб – ...
сапог – ...
мельница – ...
комбайн – ...
лес – ...
сад – ...
двор – ...
груз – ...
фокус – ...
пожар – ...
хоккей – ...
футбол – ...
«ОН – ОНА»
Учитель – ...
Воспитатель – ...
Писатель – ...
Продавец – ...
Певец – ...
Художник – ...
Проводник – ...
Лётчик – ...
Переводчик – ...
Кладовщик – ...
Барабанщик – ...
Дрессировщик – ...
«Найди пару»
Врач шьёт
Портной продаёт
Продавец учит
Учитель лечит
«НИК и ЩИК»
Игра по типу лото. Картинки раскладываются на две карты с обозначенными суффиксами
-ник- (садовник, сапожник, печник, пограничник, мельник, фокусник) и
-щик- (носильщик, стекольщик, литейщик, крановщик, часовщик и пр.).
«Случай с ______ёнком»
Жил-был ____ёнок. Его очень любили в семье, особенно ____онки и ____ишки. Однажды этот бесстрашный ____ишка отправился в тёмный-претемный ____ок. Долго шёл он, встречая по ____ошке много разных смешных ____ушек. Как вдруг страшный ____ище вырос на его пути. Задрожал ____ёнок, испугался. Но в это время на встречу вышел ____ник с ружьем. Только и видели злого ____ару! А ____ёнок побежал домой к маме ____ошке, помахивая радостно ____иком.
«Детёныши»
У каждого зверя есть свой детёныш – ребёнок.
В уютной берлоге живёт с медведицей ....
И трётся о маму-волчицу в логове серый ...
А с рыжей мамой-лисицей играет в норе ...
Орешки в дупле грызёт беличий сыночек ...
У каждого зверя в лесу есть свой детёныш – ребёнок.
Найдите общую часть в словах, обозначающих детёнышей зверей (-онок-, -енок-).
Образование родственных слов
«Третий лишний»
беседа – беседка – соседка;
дача – удача – дачник;
космос – космонавт – косматый;
лес – лестница – лесничий;
честный – чесночный – чеснок;
левый – лев – налево;
водичка – водитель – водяной;
рисунок – рис – рисовать;
слеза – слезла – слезинка;
желток – железо – жёлтый;
циркуль – циркач – цирк.
«Весёлые рифмы»
Слов на свете нам не счесть,
В каждом слове корень есть.
Чтобы грамотно писать,
Надо корень выделять.
Так же как и у кустов,
Корень слова есть у слов.
Лес – лесок, лесной, лесник.
Цвет – цветной, цветок – цветник.
Будь внимательным к словам,
Отыщи в них корень сам:
Лётчик, самолёт, полёт.
Ледяной, ледовый, лед.
Ходит, выходка, ходы.
Трудовой, трудись, труды.
Белый, беленький, белить.
Водяной, вода, водить.
Лист, лиса, лисёнок.
Горный, горка, городок.
Пёс, песочный и песок.
Где слова родные,
Однокоренные?
«Снежная сказка»
Проплясали по снегам
Снежные метели.
Снегири снеговикам
Песню просвистели.
У заснеженной реки
В снежном переулке
Звонко носятся снежки,
Режут снег снегурки.
(С.Погореловский.)
Найдите в стихотворении слова-родственники.
«Как растут слова»
Как-то много лет назад
Посадили странный сад.
Не был сад фруктовым.
Был он только словом.
Это слово – слово-корень –
Разрастаться стало вскоре
И плоды нам принесло –
Стало много новых слов.
Вот из сада
Вам рассада.
Вот ещё посадки рядом.
А вот садовод.
С ним садовник идёт.
Очень интересно
Гулять в саду словесном.
(Е.Измайлов.)
«Чудо-деревья»
Вырастите эти «чудо – деревья». Назовите слова, которые у вас получились.
«Загадки»
а) Ягоды, фрукты, сваренные в сахаре;
б) мастер по приготовлению пищи;
в) помощник повара;
Какая общая часть в словах варенье, повар, поварёнок? (-вар-)
а) Сказочное существо, которое живёт в воде;
б) работник водного транспорта;
в) люди, работающие под водой.
Какая общая часть в словах водяной, водник, подводник? (-вод-).
Кроссворд «Горка из родственных слов»
– средство для катания зимой по снегу;
– след, оставляемый лыжами;
– горка для катания на лыжах;
– человек на лыжах;
– девочка на лыжах.
Игра «Назови ласково»
Логопед предлагает детям пригласить в гости куклу. Кукла маленькая, её можно назвать «куколка». Все предметы для куколки тоже маленькие и поэтому их надо называть ласково.
В процессе игры дети воспроизводят уменьшительно-ласкательные формы существительных (столик, шкафчик и др.).
Игра «Покажи на картинке»
Логопед предлагает детям показать на картинке, где действие уже совершено, а где оно совершается:
Мыла – вымыла,вешает – повесила,
Умывается – умылся, стисрает – постирала.
Игра «Ералаш»
Используются картинки с изображением животных, разрезанные на три части. Детям раздаются части разрезанных картинок. На доску выставляется одна из частей какой-либо картинки, например изображение туловища животного. Дети находят у себя изображения других частей (головы, хвоста). Они должны правильно назвать, чья это голова, хвост или ноги: «У меня на картинке лисий хвост». Затем из частей дети составляют целое изображение животного.
Игра «Что для чего?»
Логопед предлагает детям назвать предметы, которые лежат на столе (хлеб, сахар, конфеты, мыло).
Затем задаёт вопросы, где хранятся эти предметы (хлеб – в хлебнице, сахар – в сахарнице).
После названия предмета дети кладут его в ту емкость, в которой он хранится.
Далее логопед предлагает детям ещё раз прослушать эти слова и определить общую часть. При этом логопед подчёркивает голосом (интонирует) суффикс -ниц-.
Дифференциация глаголов с приставками (по картинкам).
а) в импрессивной речи.
Логопед называет слова, обозначающие действия, дети должны показать соответствующую картинку.
Входит – выходит
Подлетает – отлетает
Подходит – отходит
Влетает – вылетает
б) в экспрессивной речи.
Предлагается детям назвать действия по картинкам, а затем придумать предложения с этими словами.
В данной методической разработке приведены примеры игр и заданий, в которых решаются коррекционные задачи по формированию словообразования и задачи по развитию зрительного гнозиса, зрительно-вербальных функций. Однако материал по развитию зрительно-предметного восприятия может успешно применяться не только для развития системы словообразования, но и словоизменения, а также лексики и связной речи. Систематическое использование подобных игр, заданий позволяет максимально подготовить ребенка к школьному обучению, предупредить оптическую и аграмматическую дисграфии.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Диагностика развития зрительно-вербальных функций. – М.: «Академия», 2003
2.Гадасина Л.Я., Ивановская О.Г. От 1 до 5 с чудесами по пути. С-Пб 2001
3.Детские частушки, шутки, прибаутки. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль 2002
4.Младшее школьное воспитание № 3,8,9,12/99 / Л.Стрельцова. Учите детей родному языку.
5.Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодаление общего недоразвития речи у младших школьников. М.1990
6.Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. Формирование лексики и
грамматического строя у младших школьников с общим
недоразвитием речи. С-Пб. 2001
7.Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у младших школьников с общим недоразвитием речи, — СПб.: Изд-во «СОЮЗ», 2001.
8.Липакова В.И., Логинова Е.А., Лопатина Л.В. Дидактическое пособие для диагностики состояния зрительно-пространственных функций у детей младшего школьного возраста. – СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, Издательство «СОЮЗ», 2001
9.Мельников М.Н. Русский детский фольклор. М.1987
10.Миронова С.А. Развитие речи детей на логопедических занятиях. М.1991
11.Парамонова Л.Г. Говори и пиши правильно. СПб.1996
12.Пылаева Н.М., Ахутина Т.В. Методика коррекционной работы при дефектах развития зрительно-вербальных функций у детей 5-7 лет// Современные подходы к диагностике и коррекции речевых расстройств. – СПб: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2001.
13.Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей младшего школьного возраста. М.2004
14.Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Универсальная логопедическая программа профилактики и коррекции дисграфии и дислексии у младших школьников с общим недоразвитием речи и другими речевыми нарушениями, входящими в структуру ОНР.
Универсальная логопедическая программа профилактики и коррекции дисграфии и дислексии у младших школьников с общим недоразвитием речи и другими речевыми нарушениями, входящими в струк...
Формирование интонационной выразительности речи в работе с младшими школьниками с общим недоразвитием речи.
В статье представлены этапы формирования интонационной выразительности речи у младших школьников с общим недоразвитием речи. Данная статья актуальна для учителей начальных классов и учителей-логопедов...
Занятие с элементами тренинга как одна из форм формирования унивесальных учебных действий младших школьников с общим недоразвитием речи
Введение нового стандарта общего образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе. Работа педагога-психолога и учителя-логопеда становится необходимым элементом системы управления...
Из опыта коррекционно-логопедической работы по формированию связной речи младших школьников с общим недоразвитием речи
Из опыта коррекционно-логопедической работы по формированию связной речи младших школьников с общим недоразвитием речи...
Статья "НАРУШЕНИЕ ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ"
Роль интонационной стороны речи чрезвычайно важна. Прежде всего, она обеспечивает оформление фраз как целостных смысловых единиц, и, вместе с тем, обеспечивает передачу информации о коммуникативном ти...
"Формирование навыков словообразования у младших школьников с общим недоразвитием речи. Из опыта работы". Журнал "Магариф" №3, 2018 год
Основные принципы словообразования необходимо развивать в процессе специально подобранных упражнений по формированию навыков словообразования....
Формирование опосредованной памяти у младших школьников с общим недоразвитием речи посредством дидактических компьютерных игр
Логопедическая работа с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, должна быть одновременно направлена на обогощение непреднамеренного запоминания, осуществляющегося в процессе мыслительных действий....