Статья " Технологии коррекции нарушений письменной речи у младших школьников"
статья
Рекомендации
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologii_korrektsii_narusheniya_pismennoy_rechi_u_mladshih_shkolnikov.docx | 19.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологии коррекции нарушения письменной речи у младших школьников
Проблему нарушения чтения и письма изучали: Ф.А. Рау, М.Е. Хватцев, Р.Е. Левина, А.А. Леонтьев, Е.М. Гопиченко, Е.Ф. Соботович, О.А. Токарева, Л.Ф. Спирова, Г.В. Чиркина, А Н. Корнев, Р.И. Лалаева, С.С.Мухина и многие другие. С.С. Мухина считала, что в основе дислексии и дисграфии лежит нарушение структурообразования. Также Мухина выдвигала свое мнение по поводу возникновения дислексий и дисграфий, она связывала это с наследственностью (алкоголизм, эпилепсия родителей, психопатия, родовые травмы).
Я.О. Микфельд в своих работах более глубоко изучал дисграфию, выявив при этом что наиболее распространенный вид дисграфии оптическая. Я.О.Микфельд говорит о том, что в процессе овладением чтения и письма необходимо обращать внимание на сигналы, которые сообщают о трудностях овладения чтения и письма по оптическому признаку:
- 1) Неумение сравнивать предметы по форме (круглый, квадратный, треугольный, овальный);
- 2) Неумение сравнивать предметы по величине (маленький - большой, длинный - короткий, широкий - узкий, толстый - тонкий);
- 3) Неумение ориентироваться в пространственном расположении предметов по отношению друг другу (выше-ниже, дальше-ближе, слева-справа, спереди-сзади);
- 4) Трудности в определении сходства и различия зрительных изображений;
- 5) Трудности в преобразовании фигур;
- 6) Неточности срисовывания и конструирования (упрощение фигур, уменьшения количества элементов, неправильное пространственное расположение линий по сравнению с образцом;
- 7) Поздняя латерализация или ее нарушение (левшество, смешанная доминанта);
- 8) Плохая дифференциация правой и левой частей тела.
Работа по устранению предпосылок оптической дисграфии и дислексии проводится в следующих направлениях:
- 1. Развитие зрительного восприятия;
- 2. Расширение объема уточнения зрительной памяти;
- 3. Развитие зрительного анализа и синтеза;
- 4. Формирование пространственных представлений: (дифференциация правых и левых частей тела, ориентировка в окружающем пространстве, уточнение понимания предложных конструкций, обозначающих пространственное отношения).
Милостивенко Л.Г. предлагает вести логопедическую работу по предупреждению дисграфии и дислексии по нескольким направлениям: формирование звукопроизношения, уточнение артикуляции звуков; развитие внимания, формирование связной речи, развитие мелкой моторики рук; развитие тактильных ощущений; расширение "поля зрения" ребенка; развитие конструктивного праксиса путем моделирования букв из палочек, из элементов букв, реконструирования букв.
2. Анализ и оценка авторских методик и систем упражнений по коррекции дисграфии
Е.Я. Яструбинская в своих работах говорит о том, что предупреждать дисграфию можно начиная с трех этапов.
1этап.
Обследование будущих школьников на собеседовании. Задача - выявить детей с недостатками в звукопроизношении, несформированностью тех или иных психических функций. Обследование младших школьников страдающих нарушениями чтения или письма. Анализируются письменные работы, исследуется процесс чтения.
2 этап.
Осуществляется, специальное углубленное обследование детей с нарушением речи и письма, недостатками в звукопроизношении.
Задача - дифференциальная диагностика расстройств чтения и письма. Определение симптоматики, причин и вида дисграфии, дислексии, степени их выраженности.
3 этап.
Выявление и учет специфических ошибок.
Задачи:
- 1. Уточнить детально симптоматику дисграфии в каждом отдельном случае;
- 2. Скомплектовать группы учащихся с учетом выявления нарушений;
- 3. Контролировать эффективность коррекционного обучения на различных этапах и своевременно вносить поправки в текущую работу.
Программа Л.Е. Ефименковой по коррекции дисграфии состоит из 2 разделов.
- 1 раздел "Коррекция устной и письменной речи учащихся первых классов".
- А) формирование фразы и связной речи (расширение и совершенствование словарного запаса учащихся).
- Б) предложение и работа над его структурой, грамматическим и интонационным оформлением.
- В) работа над распространением предложения путем введения второстепенных членов и его грамматическим оформлением (согласование и управление различных частей речи).
- Г) формирование связной речи (различные виды пересказа: подробный, выборочный, краткий, творческий; составление рассказов по серии картинок, по сюжетной картине, по опорным словам, по предложенному плану).
- Д) развитие фонематического восприятия.
- Е) развитие навыков звукобуквенного анализа и синтеза слов.
Ё) задания, направленные на развитие неречевых процессов: мышления, слухового и зрительного внимания, памяти.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нейропсихологический подход к диагностике и коррекции нарушения письменной речи у младших школьников
Проблеме нарушений письма у детей – дисграфии – посвящено большое количество исследований и публикаций. Одним из новейших направлений в коррекционно – развивающем и здоровьесберегающем обучении являет...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В помощь учителю начальных классов...
«Предотвращение и коррекция нарушений письменной речи у младших школьников при оптической дисграфии»
С каждым днем проблема специфических нарушений письменной речи становится актуальнее. Эта проблема таит в себе ряд сложностей, не преодолев которые, невозможно исправить дефект. Сюда относится стойкий...
Комплексный подход к коррекции нарушений письменной речи у младших школьников
Комплексный подход к коррекции нарушений письменной речи умладших школьников...
Разнообразие форм и методов работы по коррекции нарушений письменной речи у младших школьников.
Учитывая то, что у детей со смешанными нарушениями письменной речи остаются несформированными или недостаточно сформированными некоторые неречевые процессы (мышление, слуховое и зрительное внимание и ...
Предупреждение и коррекция нарушений письменной речи у младших школьников
Своевременная отработка технологии речи и коррекция нарушений письменной речи....
Презентация "Предупреждение и коррекция нарушений письменной речи у младших школьников"
Данный материал помогает предупредить и корректировать нарушение речи у младших школьников....