Игры для профилактики дисграфии и дислексии
учебно-методический материал по логопедии (1, 2 класс)

Кибирева Александра Евгеньевна

Сейчас очень у многих детей существуют предпосылки развития дисграфии и дислексии, данные игры и упражнения направлены на развитие фонематического слуха, мелкой моторики, умению ориентироваться на плоскости листа. Всё это способствует правильному формированию навыков письма и чтения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon igry_dlya_predotvrashcheniya_disgrafii_i_disleksii.ppt369.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Игры для предотвращения дисграфии и дислексии Составители: Учитель-дефектолог Кибирева А.Е.

Слайд 2

Как учить ребенка Занятие должно быть заранее подготовленным с учетом времени на выполнение каждого задания (в сумме не более 20 мин). 2.Следует произносить медленно и только в тот момент, когда ребенок обращает на вас своё внимание. «Ваня, посмотри на меня.» 3. Указание должно быть: Простым. Описание задачи должно состоять не более чем из одного-двух предложений, все слова должны быть понятны ребенку. Ясным и кратким. Оно должно направлять, а не отвлекать. «Будем находить желтые предметы!» Словесное указание «усиливается» во много раз, если к нему добавить простую и ясную демонстрацию. Т.о. проявляется естественное желание ребенка имитировать ваши действия.

Слайд 3

Усложнять свои требования нужно постепенно. «Будем находить круглые жёлтые предметы!» 4.В начале и конце занятия должна быть смоделирована «ситуация успеха». Легкое и интересное задание, оканчивающееся «маленькой победой». 5. В процессе обучения используйте поощрение. Поощрение должно быть эффективным (мотивирующим ребенка к выполнению последующего задания). Делаем акцент на словесной похвале. 6. В течение занятия активно наблюдайте за ребенком, анализируйте его действия и настроение. Стимулируйте успешное выполнение задания. «У тебя получится! Ты сможешь! У тебя прекрасно получается!» При «неудаче» вы оказываете помощь со словами «Давай сделаем это вместе!».

Слайд 4

Пальчиковая гимнастика «Ум ребенка на кончиках его пальцев». Василий Александрович Сухомлинский Существует тесная связь между координацией тонких движений пальцев рук и речью. Развитие мелкой моторики является необходимым условием для развития речи и мышления ребенка. Таким образом, ловкие умелые пальчики – залог полноценного интеллектуального развития. Семья. Лягушка. Колечки. Пальчики здороваются. Замочек. Лезгинка. Кулак, ребро, ладонь.

Слайд 5

Игры для развития навыков чтения и письма 1. «Кто больше?» Составление слов из длинного слова. Соковыжималка : сок, кол, колос, коса…. Придумывание слов на букву, слог. М: мама, машина, марка, месяц, макароны… Со-: собака, сосиска, сорока… 3. «Пойми меня» Составление слова из звуков. [ к ],[ о ],[ т ] – кот; [ н` ],[ э ],[ б ],[ о ] –небо. 4. «Путаница» Составление слов из перепутанных букв. акша (каша), раке (река). Составление слов из перепутанных слогов. сё-гу-нок, чок-ря-мо, год-я-ка, шо-нок-мы, цы-нож-ни, лё-нок-ос, жок-у-тю…. Составление предложений из перепутанных слов. Поймать, рыбак, рыба, крупный. (Рыбак поймал крупную рыбу.) 5. «Переверни» Составление слов из перевёрнутых слогов. ка-му (мука), ка-ру (рука)…

Слайд 6

6. «Цепочка из слов» Кош ка пус та рел ка … 7. «Где звук?» Определить в какой части слова (начале, середине или конце) находится звук [ с ] . Ма с ка, с алют, анана с . 8. «Кто внимательнее?» Хлопни в ладоши, если услышишь звук: [ а ] : мак, рак, кот, кит, замок, ток, ротик, закат. [ к ] : кошка, ножка, кора, нора, рак, стенка, стена, гора, нога… 9. «Собираем карандаши» Р ома и Л ада захотели рисовать. Р ома будет рисовать только теми карандашами, в названии которых есть буква Р , а Л ада – буква Л . Розовый, красный, коричневый, черный, зеленый, оранжевый, синий, салатовый, желтый,… Усложнение задания: Девочки С оня, С има, З оя и З ина потеряли свои вещи. Подумай, кому принадлежит каждый предмет. Предложить ребенку определить с каких звуков начинаются имена детей. Можно подсказать, что предмет тоже должен содержать в своем названии такой же звук. Слова (или картинки): Зеркало, серьги, сапоги, зонтик, коляска, лиса, корзина, ваза.

Слайд 7

10. «Поэты». Придумывание рифм к словам. Ручка – Тучка Каска – Бочка – Катушка – Картина – Матрешка – Крышка – Кукушка – (Подушка, малина, кочка, мышка, картошка, ушко, маска). 11. «Пчёлка» "Настоящая пчела - очень трудолюбивое насекомое. Целыми днями она работает, собирает нектар, двигаясь от одного цветка к другому. Наша пчела тоже трудолюбивая, но летает она не по цветочному, а по буквенному полю. Вместо нектара она собирает буквы. Если пчелка соберет буковки правильно, у нее получится целое слово. Если ты будешь четко следить за моими командами и записывать (запоминать) буквы, на которых пчела делает остановку, то в конце путешествия пчелы ты сможешь прочесть полученное слово. Запомни: за каждую команду пчела перелетает только на соседнюю клеточку, далеко летать она не умеет."

Слайд 9

Начинать игру можно с любого места. Заранее продумайте, какое слово должно получиться, и составьте "пространственную" инструкцию. Старайтесь, чтобы за перелетами пчелы ребенок следил только глазами, не водя пальцем по полю. Пчелка сидела на букве Ш. Запиши эту букву. Затем пчела полетела. Следи за направлением полета и остановками. Вверх, вверх, вверх, остановка. Вниз, остановка Направо, вверх, остановка Налево, налево, вниз, остановка Какое слово получилось? Пчелка сидела на букве Г. Запиши ее. Дальше она полетела так: Влево, влево, вниз, вниз, вниз, остановка Направо, направо, направо, вверх, остановка Налево, налево, налево, остановка Куда прилетела пчелка? Какое слово получилось? 12. «Математическая грамматика» Выполни действия и при помощи сложения и вычитания букв, слогов, слов найди искомое слово. С + ТОМ-М+ЛИСА-СА+ЦА=…. (столица)

Слайд 10

13. Графический диктант. Графический диктант можно выполнять в двух вариантах: 1. Ребенку предлагают образец геометрического рисунка и просят его повторить точно такой же рисунок в тетради в клетку. 2. Взрослый диктует последовательность действий с указанием числа клеточек и их направлений (влево, вправо, вверх, вниз), ребенок выполняет работу на слух, а затем сравнивает свое изображение орнамента или фигуры с образцом в пособии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика дисграфии и дислексии у дошкольников

В публикации представлены направления работы в профилактике дисграфии и дислексии у дошкольников....

Профилактика дисграфии и дислексии у детей

Актуальность и социальная значимость профилактики дисграфии и дислексии обусловлена значительным ростом количества учащихся-дисграфиков, дислексиков в школе....

Профилактика дисграфии и дислексии. Работа с деформированным текстом.

Нарушения письменной речи – одна из самых актуальных проблем современной логопедии. Несформированность процесса письма сказывается на усвоении детьми знаний, что затрудняет их социальную адаптац...

Профилактика дисграфии и дислексии у учащихся 1 класса с ОНР

Научно-исследовательская статья, посвященная изучению профилактики дисграфии и дислексии у учащихся 1 класса с ОНР. Статья  включает исследование предрасположенности к дисграфии и дислексии у уча...

Профилактика дисграфии и дислексии у учащихся первых классов

Данный буклет "Профилактика дисграфии и дислексии у учащихся первых классов" будет полезен родителям учащихся первых классов и учителям начальных классов. В данной работе раскрывается вопрос...

Профилактика дисграфии и дислексии у младших школьников.

Главным направлением работы учителя – логопеда в начальной школе является профилактическая работа по предупреждению нарушения письменной речи и чтения.Письменная речь, формируется в условиях цел...