ФОРМИРОВАНИЕ ЗВУКО-СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОНР I И II УРОВНЕЙ.
статья по логопедии
Работа над звуко-слоговой структурой слова - есть необходимое условие формирования внятной речи учащихся с тяжелыми нарушениями речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zvuko-slogovaya_struktura.docx | 21.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Е. Ю. Мамедова
Учитель-логопед ГБОУ школы-интерната №20
Петроградского района, Санкт-Петербурга
ФОРМИРОВАНИЕ ЗВУКО-СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОНР I И II УРОВНЕЙ.
Работа над звуко-слоговой структурой слова - есть необходимое условие формирования внятной речи учащихся с тяжелыми нарушениями речи. Звуко-слоговая структура слова представляет собой определенный набор и последовательность слитно произносимых звуков и слогов. Соблюдение звуко-слогового состава - главное требование к внятному воспроизведению слова.
Изучение современной практики обучения школьников с ОНР сохранению звуко-слогового состава слова показывает, что результаты такого обучения невысоки.
Рассмотрим основные ошибки, допускаемые учащимися с ОНР в звуко-слоговом составе слова, так как в особенностях работы над ним непременно должны учитываться все нарушения.
Все многообразие ошибок, допускаемых глухими учащимися в звуко-слоговом составе слова, можно объединить в две основные группы.
Рассмотрим первую из них. В этой группе наблюдается слитное воспроизведение слова, при котором отмечаются грубые искажения звукового состава.
С одной стороны, дети начальных классов имеют очень большое количество ошибок в артикуляции отдельных звуков и их сочетаний. С другой стороны, для тех звуков, которые они умеют произносить, характерна неустойчивость артикуляции. Например: звуки [м], [н] воспроизводятся то правильно, то как [мп], [нт] или даже [п], [т] и т.д.
Как известно, в составе звука выделяются дифференциальные (различительные) признаки, по которым один звук отличается от другого, и интегральные (неразличительные) признаки, лишь «наполняющие» состав звука. Дефекты произношения звука затрагивают как те, так и другие признаки. Нарушение интегральных признаков приводит к искажению акустического облика звука, затрудняет или делает невозможным его опознавание при слуховом восприятии (оглушение звука [р], его горловая артикуляция; глубокая, увулярная, артикуляция звука [к]; замена звука [х] выдохом; «щечная» артикуляция звука [ш]; призубныйсигматизм и др.). Нарушение же дифференциальных признаков влечет за собой акустическое уподобление звуков, их смешение при слуховом восприятии (сонантность звуков [ж], [з], выражающаяся в замене этих звонких щелевых согласных гласным звуком типа [ы] или [и]; замена звонких согласных глухими и др.). Пользуясь термином, предложенным Л.В.Щербой, дефекты произношения звуков второго типа могут быть названы «фонологическими». Дефекты первого типа в работах Ф.Ф.Рау названы «антропофоническими». Выделяется еще третий тип дефектов, при которых имеет место нарушение интегральных признаков и в то же время намечается стушевываниедиференциальных признаков. Такие дефекты Ф.Ф.Рау называет антропофоническими дефектами с фонологической тенденцией (полумягкое произношение звука [л]; произношение [л] с носовым оттенком, сближающее его со звуком [н]; полумягкое произношение заднеязычных звуков [к], [г], [х] и др.).
В отношении произношения сочетаний звуков следует отметить, что здесь школьники с ОНР обнаруживают склонность к призвукам, которые представляют собой редуцированные гласные типа [ъ] или [ь]. Например: кофъта (кофта), пал′ьто (пальто). Следует отметить, что в речи учащихся призвуки появляются не только при стечении согласных, но также при положении согласных в начале или в конце слова (слога). Например: ъдом (дом), супъ (суп) и т.п.
Таким образом, знание структуры дефекта произношения звука, учет дифференциальных и интегральных признаков фонем может служить логопедам для более целенаправленного планирования своей работы над звуко-слоговой структурой слова.
Отмеченные дефекты произношения и их сочетаний в значительной степени объясняются теми трудностями, с которыми сопряжено усвоение многих звуков детьми с ОНР, и выявляющими особенности работы в этом направлении.
Перейдем к рассмотрению особенностей коррекционной работы над звуко-слоговым составом слова. Такая работа, должна исходить из учета некоторых факторов, в том числе:
- степени доступности артикуляции или косвенных ее признаков для восприятия ребенка;
- степени сложности артикуляции, мера отдаленности ее от индифферентного уклада речевых органов или от врожденных условнорефлекторных координаций движений, связанных с актами дыхания, сосания, жевания и глотания;
- степени близости вновь усваиваемой артикуляции к усвоенной ранее. Близость артикуляции, с одной стороны, облегчает усвоение одной из них на базе другой, так как это способствует переносу навыка. Однако, с другой стороны, эта близость осложняет выработку тех речедвигательных дифференцировок, которые должны обеспечить четкое произношение соответственных звуков, предупредить их смешение в речи.
Обратимся к рассмотрению второй группы ошибок, допускаемых глухими школьниками в звуко-слоговой структуре слова. Это послоговое произнесение слова, позвуковое воспроизведение слова, воспроизведение слова по частям с относительным соблюдением звукового состава слова, наличие призвуков.
Наиболее грубым нарушением является случай, когда слово произносится по звукам.
Если воспроизведение слова по слогам или частям временно разрешается тем учащимся, которые пока затрудняются произнести слово на одном выдохе, или в том случае, если звуковой состав данного слова представляет известные трудности для данного ученика, то позвуковое произнесение считается грубейшей ошибкой даже в самом начале обучения. Нарушение слитности влечет за собой и разрушение ритмического контура слова.
Основным направлением в работе по формированию навыка слитного воспроизведения слов является формирование умения различать произнесение слитное правильное и ошибочное. Подражая речи логопеда, дети овладевают правильным, слитным воспроизведением слов. Особое значение имеет сопряженное проговаривание речевого материала логопедом и учеником.
В трудных случаях, когда не удается преодолеть дефект только на основе слухового подражания, необходимо предложить детям специальные упражнения с целью выработки слитного произношения (слитное воспроизведение звуков на границе слогов, слитное произнесение слогов в слове, произнесение слогов на одном выдохе, разложение слова на части и др.)
Несформированность звуко-слогового состава слова вызывает отсутствие понимания школьниками слова как единого звукового комплекса. Это способствует тому, что структура слова становится рыхлой, неустойчивой, а это уже приводит к неуверенности ученика в правильности собственного произношения.
Исследуя особенности работы по формированию звуко-слогового состава слова с детьми с ОНРнами было выяснено, что не всегда значительные улучшения в произношении связаны с количеством времени пребывания ребенка в образовательном учреждении. Напротив, можно наблюдать, что к 3-му классу уровень сохранения детьми в речи звукового состава слова снижается по сравнению со 2-м классом. Можно предположить, что такое положение обуславливается, указанными выше, фонетическими особенностями оформления слова школьниками с ОНР. Однако отрицательную роль играют и чисто педагогические недостатки в работе:
- непоследовательно проводится анализи синтез изученных звуков в слог, слово;
- игнорируются такие виды работы как чтение слов с разложением их на части, дополнение слогов до слова и т.д.;
- несистематически повторяются, закрепляются уже изученные звуки (нарушение принципа концентричности, основанного на постоянном возвращении к изученному и его совершенствовании);
- недостаточно осуществляется контроль за произнесением слов со стороны логопеда, в том числе, педагогов на общеобразовательных занятиях (нарушение формирования навыка самоконтроля за произношением);
- ограниченно используется речевая деятельность учащихся, предлагаются однообразные виды работы, связанные с одним из видов речевой деятельности, на занятиях не происходит сочетания видов работы и т.д;
Таким образом, работа над звуко-слоговым составом слова является важной частью всей работы над произношением учащихся с ОНР. Слово, представленное в речи ребенка с тяжелым нарушением речи как единый звуковой комплекс - есть непременное условие внятного произношения. Работа над звуко-слоговой структурой слова не должна уходить на второй план. Последовательное и систематическое проведение этой работы может значительно повысить качество речи школьников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование полноценных представлений о морфемном составе слова у младших школьников с ОНР ( с конспектами занятий)
Данная методическая разработка представляет собой практический материал по коррекции письменной речи у младших школьников (3-4 класса) , посещающих школьный логопункт. Разработка включает в себя серию...
Доклад на тему «Преодоление нарушений слоговой структуры слов у младших школьников с ОНР »
Современные лингвистические исследования свидетельствуют о том, что слогосложение остаётся одной из наиболее сложных и актуальных проблем общей фонетике. В ли...
Формирование навыков звукового анализа слова у младших школьников
Презентация "Формирование навыков звукового анализа слова у младших школьников" скачать...
Формирование полноценных представлений о морфемном составе слова у младших школьников с ОНР.
Формирование полноценных представлений о морфемном составе слова у младших школьников с ОНР....
Коррекционно–логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у младших школьников. (Из опыта работы).
Одной из важных задач в общей системе коррекционно-логопедической работы является формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чёткой речи, дающей возможность полноц...
Признаки нарушения слоговой структуры слов у младших школьников
В статье дан краткий перечень нарушений слоговой структуры слов. Родители и педагоги могут вовремя опознать эти нарушения у учеников и обратиться к специалисту-логопеду....
Особенности формирования звуко-слогового анализа у младших школьников с ФФНР
С момента рождения у ребёнка появляются голосовые реакции: крик и плач. Однако средством общения язык начинает служить с появления первых слов. К концу ...