Логопедическое занятие по развитию связной речи
план-конспект занятия по логопедии (3, 4 класс)

Занятие расчитано на аудиторию учащихся 3-4 класса с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon prezentatsiya_zanyatiya_osen.pdf1.74 МБ
Файл konspekt_zanyatiya_osen.docx36.5 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Тема фронтального логопедического занятия: «Осень»

Участники: учащиеся 3 класса

Продолжительность занятия: 45 мин.

Тип занятия: обобщающее фронтальное логопедическое занятие по совершенствованию коммуникативных навыков,  их применение в новой учебной ситуации.

Цель: развитие и коррекция связной речи, самостоятельных высказываний.

Задачи:  (познавательная, развивающая, воспитательная, коррекционная)

  1. Уточнить временные представления  учащихся (год, времена года, месяцы), закрепить знания об осенних изменениях природы.
  2. Развивать  коммуникативные навыки: формировать умение связно, грамматически правильно выражать свои мысли, строить простые распространенные и сложные синтаксические конструкции;
  3. Воспитывать чувства любви, гордости и бережного отношения и  природе, родине.
  4. Корригировать мышление и связную речь путем упражнений на составление рассказа по серии предметных и сюжетных картин.

Материалы, используемые на занятии:

ноутбук, телевизор, презентация в Power Point, предметные картинки с изображением солнца, туча с каплями и снежинками, лужи и сапоги, мальчик, осеннее дерево, корзина, медведь в берлоге,   улетающие птицы), сюжетные картинки по теме «Осень».

Ход занятия

Этап занятия

Деятельность учителя-логопеда

Деятельность учащихся

  1. Организационный момент.

Слайды 1, 2  оформлены в соответствии требованиям конкурса. Со слайда 3 представлен  порядок следования  презентации  на занятии.

Слайд 3 

Тема занятия:

Обобщающее логопедическое занятие по теме «Осень»

- Сядет тот, кто назовет дату своего рождения.

Дети отвечают простым распространенным предложением: «Я родился …  мая 200…  года».

2. Актуализация знаний  временных представлений: год, времена года, месяцы.

А) Беседа: 

Б) Речевая разминка

«Подарки осени»

Развитие памяти на основе ассоциаций и зрительных сигналов

 

В) Вопросы по содержанию

Слайд 4  

- Назовите год, в котором мы живем?

- Какие времена года есть в природе?

- Сколько месяцев составляют год?

- Почему мы говорим  «круглый год»?

- Когда наступит Новый год? Какой это будет год?

- Какое сейчас время года?

- Сколько месяцев длится осень?

Слайд 5

Выразительное чтение стихотворения «Подарки осени»

Ходит осень в нашем парке.

Дарит осень всем подарки.

Бусы красные – рябине,

Фартук розовый – осине,

Желтый зонтик – тополям.

Фрукты осень дарит нам.

- Кому осень дарила подарки?

- Что подарила осень деревьям? А детям?

Слайд 6

- Наша задача – запомнить это стихотворение с помощью мнемотаблицы.

Отключение презентации.

Дети строят ответы с опорой на слова вопроса.

«Мы живем в 2016 году. В природе есть четыре времени года: зима, весна, лето, осень. 12 месяцев составляют год: январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь. Год называют «круглым», потому что все времени года и месяцы следуют друг за другом по кругу. Будущий 2017 год наступит 1 января. Сейчас

идет осень. Она длится три месяца: сентябрь, октябрь, ноябрь.

Слушание стихотворения.

Ответы на вопросы с опорой на текст стихотворения.

Заучивание стихотворения наизусть по мнемотаблице.

  1. Составление рассказа «Осень» по картинному предметному плану

Развитие наглядно-образного мышления и связной речи.

Изображение предмета является пунктом плана,    сигнализирует о группе предложений.

Стрелка - следование осени после лета и её месяцы.

        

Портфель – наступление учебного года для всех дошкольников, школьников, студентов.

Корзина – уборка урожая овощей, фруктов, лесных даров ягод и грибов.

Солнце – продолжительность светового дня.

Лужи и сапоги – смена обуви.

Мальчик – смена одежды.

Осеннее дерево – осенние изменения растений.

Дети составляют простые и сложные распространенные предложения.

«После лета приходит осень. Она длится три месяца: сентябрь, октябрь, ноябрь».

«1 сентября все дети России идут детский сад, в школу, институты, колледжи, техникумы».

«В сентябре люди убирают урожай овощей, поздних фруктов, грибов и ягод».

«Осенний день становится короче, а ночи – длиннее. Солнце реже светит, потому что прячется за облаками. В сентябре часто идет дождь, в октябре бывает снег с дождем. А в ноябре снег закроет землю белым одеялом.

Дождь осенний - моросящий, совсем не похож на летний ливень. Как зарядит сыпать капельками на землю, так и будет идти день, два, а то и неделю».

«От дождей под ногами лужи, грязь и слякоть, поэтому мы надеваем резиновую обувь. А ещё тёплую одежду: куртку, брюки, вязаную шапку, шерстяные шарф и перчатки. По улице ходим под зонтом».

«Земля пропитана водой, но корни растений не пьют холодную воду. Без влаги они начинают сохнуть. Трава желтеет, цветы вянут. Листья на деревьях краснеют, желтеют, рыжеют, а затем опадают и ложатся на землю прекрасным пёстрым ковром.

  1. Динамическая пауза

Здоровьесберегающие технологии

Взрослый произносит слова зарядки и показывает движения.

«Станем мы деревьями       (руки к плечам)
Сильными, большими         (руки вверх)
Ноги - это корни
Их расставим шире             (ноги на ширине плеч)
Наши руки - это ветви        (руками изображаем ветви)
Крону образуют       (руки над головой сцепили вместе)
Вместе им совсем не страшно                    

                                    (повороты головой влево - вправо)
Когда ветры сильно дуют            (наклоны в стороны)
Пальцы - веточками будут        (раздвигаем пальцы рук)
Листья закрывают их            

                            (поглаживание кистей рук поочередно)
Как придет за летом осень    (поднятие рук поочередно)
Разлетятся листья вмиг       (приседаем, опускаем руки).

- Спасибо, садитесь.

Дети повторяют слова стихотворения и движения логопеда

  1. Словарная работа.

А) Самостоятельная работа  и взаимопроверка.

(Ламинированные карточки

и фломастеры).

Б) Продолжение составления рассказа по картинному плану.

1. Разъяснение самостоятельного задания.

- Потренируем чтение с помощью магического квадрата спрятанных слов.

- Прочтите все строки в  квадрате, найдите спрятанные названия диких животных и зачеркните эти слова фломастером. Затем поищите слова во всех столбцах квадрата.

2. Взаимопроверка самостоятельной работы.

- Обменяйтесь карточками с соседом по парте и проверьте у него правильность выполненного задания, выделите «ненайденные» слова сами.

Включение презентации

Слайд 7

- Названия каких диких животных вы прочли на карточке?

Добавление картинки с изображением медведя в берлоге – подготовка к зиме диких животных.

- Как они готовятся к зиме?

Дети прочитывают буквы, расположенные в виде квадрата, по горизонтали и вертикали. Находят «спрятанные слова» и выделяют их фломастером. В случае ошибки фломастер легко стирается с ламинированной карточки.

Дети обмениваются карточками и проверяют правильность выполнения задания. В случае нахождения «ненайденного» слова, необходимо выделить его своим фломастером. 

Дети читают названия животных.

«Дикие звери готовятся к зиме: наедаются, нагуливают подкожный жир, делают запасы, строят, утепляют жилища, отращивают тёплый подшёрсток, впадают в зимнюю спячку».

  1. Изучение нового материала

Рассказ логопеда.

Добавление новой картинки, изображающей улетающих журавлей, которые символизируют отлет перелётных птиц. 

- Продолжим изучение осенней темы.

- Как меняется жизнь птиц с приходом осени?

Слайд 8

- В осенний день пойдите в поле, в луга, на берег реки и вы увидите,  как птицы собираются в стаи. Первый осенний холод, от которого пожелтела трава, привёл всех птиц в большую тревогу. Все начали готовиться в далёкий путь. Старые птицы учили молодых. Каждое утро молодёжь делала прогулки. Она укрепляла крылья для далёкого перелёта. Умные вожаки обучали отдельные стаи и потом всех вместе.

Слайд 9

Самым первыми улетели ласточки, стрижи, иволги, соловьи, кукушки, потому что знали, что скоро насекомые исчезнут, спрячутся по кору деревьев, под листву и замрут.

Слайд 10

Другие птицы: скворцы, трясогузки, дрозды, зяблики поменяли корм, питались ягодами, зерном, семенами. Поэтому могли улететь попозже.

Слайд 11

А в октябре улетали водоплавающие и болотные птицы: гуси, утки, лебеди, цапли, аисты, журавли. Пока не замерзли водоемы, птицам было достаточно корма. В путь они собрались  с приближением заморозков.

Но куда же отправляются перелётные птицы?

Слайд 12

Перелётные птицы действительно летят в более тёплые районы Земли: в Африку, Азию, Индонезию, Китай, Индию, где зима мягкая и птицам легко добывать корм. 

Слайд 13

Да, нелегко перелететь пространство в несколько тысяч километров через моря, горы, разные страны. Сколько бедных птиц дорогой выбьются из сил? Сколько их погибнет от дождей, туманов, ветров и бурь, от лап хищников? 

Слайд 14

Во время отдыха соколы, орлы, хищные звери нападают на уставших птиц. Поэтому на отдыхе стая выставляет караульных.

Весной на родину возвращается около половины стаи. Долгие перелёты выдерживают только сильные и крепкие особи, которые хорошо питались и окрепли перед перелетом. 

Дети формулируют ответ.

«Перелётные птицы собираются в стаи и улетают в теплые страны».

Дети слушают рассказ учителя.

 

  1. Итог занятия, выводы.

А) Развитие словесно-логического мышления, умения строить сложные конструкции предложений по данному началу.

Личностно-ориентированные технологии.

Б) Развитие памяти на основе ассоциаций и зрительных сигналов

В) Рефлексия.

Упражнение «Продолжи предложение»

- Я вижу, что вы крепко думались о жизни птиц.

- Что нового узнали?

 

Ответить на вопрос вам помогут данные начала предложений. Ваша задача: закончить их.

- Я знаю, что первыми отправятся в путь …, потому что…  .

- Вслед за ними полетят … , из-за того что … .

- Последними покидают родину … , когда …  .

- Во время пути их подстерегают …  .  

- Долгие перелёты выдерживают …  .

- Я желаю птицам…   .

- В начале занятия по мнемотаблице мы выучили стихотворение «Подарки осени».

- Кто желает его прочитать наизусть?

- Что тебе понравилось делать на занятии?

- Какую оценку ты бы поставил себе сам?

Дети читают данные начала предложений и продолжают  простые и сложные союзные конструкции.

Дети наизусть читают стихотворение «Подарки осени»,  опираясь на мнемотаблицу.

Ходит осень в нашем парке.

Дарит осень всем подарки.

Бусы красные – рябине,

Фартук розовый – осине,

Желтый зонтик – тополям.

Фрукты осень дарит нам.

Использованные источники:

1.        Гомзяк  О.С. Говорим правильно. Конспекты занятий по развитию связной речи в подготовительной к школе логогруппе / О.С. Гомзяк. — М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007. — 128 с. - (Учебно-методический комплект «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников»).

2.        Наша книга: Сборник для чтения в семье и в детском саду детям 5-7 лет / Сост. Л. Рубашкина, Н. Терехова. – М.: Детская литература, 1980.

3.        http://www.liveinternet.ru/users/4455035/post297231627/

4.        http://www.logoportal.ru"Логопедическая зарядка по теме "Моя семья".

5.        http://www.slovari online.ru"?er=1 СЛОВАРИ ОНЛАЙН. Библиотека словарей и энциклопедий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по использованию мнемотаблиц на логопедических занятиях по развитию связной речи.

Данный методический материал используется мною на логопедических занятиях по развитию связной письменной и устной речи младших школьников. Здесь представлены некоторые советы и рекомендации учетелям-л...

Конспект логопедического занятия по развитию связной речи младших школьников в 4 классе VII вида

Конспект логопедического занятия по развитию связной речи младших школьников в 4 классе VII вида.Тема: Восстановление деформированного текста по серии картинок «Зимой». Цели ...

Конспект логопедического занятия по развитию связной речи по картине С.Я. Куприянова "Зима в лесу"

Материал конспекта может быть использован логопедами, учителями 1 классов по развитию связной речи детей, по обогащению словарного запаса, по развитию грамматически правильной речи. Дети научатся прав...

Конспект логопедического занятия по развитию связной речи по картине С.Я. Куприянова "Зима в лесу"

Материал конспекта может быть использован логопедами, учителями 1 классов по развитию связной речи детей, по обогащению словарного запаса, по развитию грамматически правильной речи. Дети научатся прав...

Групповое логопедическое занятие по развитию связной речи c группой НЧП, обусловленное НВОНР на тему «Обучение составлению рассказа- описания с опорой на картинку»

Цель: учить детей составлять рассказ-описание с опорой на картинку. Задачи:Коррекционно-образовательные:- способствовать актуализации и обогащению словаря по лексической теме «Времена года: весна...

Методическая разработка логопедического занятия по развитию связной речи детей

По логопедической теме "Дифференциация Д-Т" на лексическом материале "Дикие животные и птицы" представлена разработка логопедического занятия для учащихся 4-х классов. Целью данног...

Конспект логопедического занятия по развитию связной речи (3 класс )

Актуальной темой в современной школе на сегодняшний день является развитие речи.     Речь- основа всякой умственной деятельности. Умение учеников сравнивать, систематизировать, обо...