Открытое занятие по логопедии в начальных классах
план-конспект по логопедии
Тема занятия : "Дифференциация звуков С-Ш"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tabl_otkr_zan_poron.docx | 27.5 КБ |
prilozh_otkr_zan_poron.docx | 151.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
логопедического занятия с младшими школьниками
по дифференциации С-Ш
Тема: Дифференциация С-Ш.
Цель: различение звуков С-Ш в слогах и словах.
Образовательные задачи:
-Расширять и уточнять лексический запас.
Коррекционно-развивающие задачи:
-Уточнить артикуляцию звуков С-Ш. Научить детей различать на слух и по артикуляции. Совершенствовать слуховое восприятие и фонематические процессы.
-Научить детей самоконтролю с помощью зеркала.
-Развивать зрительное и слуховое внимание.
-развитие общей и мелкой моторики пальцев рук;
Воспитательная задача:
-Прививать чувство доброжелательности друг к другу, учить конструктивному взаимодействию.
-воспитание гуманного, бережного, заботливого отношения к окружающему миру, к бездомным животным.
- Организационный момент.
- Артикуляционная гимнастика:
«Заборчик» Зубы ровно мы смыкаем
И заборчик получаем
«Трубочка» ну-ка делай-ка, дружок!
Язычок в желобок,
Щеки ты не надувай
Губками прижимай.
Чередование упражнений «заборчик» и «Трубочка»
«Лопата» Язык лопатой положи
Раз, два, три, четыре, пять,
Язык надо расслаблять.
«Чистим зубки» Чищу зубы, посмотри
Не болели чтоб они.
«Вкусное варенье» Ох, и вкусное варенье!
Жаль осталось на губе.
Язычок я подниму
И варенье оближу.
«Чашечка» Язык широкий положи
И под счет его держи.
Получилась пиала-
Округленная она.
В рот её мы занесем
И края к зубам прижмем.
- В слове «вкусное» назовите четвертый звук ( -С) (Приложение 1)
- В слове «чашечка» назовите третий звук (-Ш) (Приложение 1)
-Как вы думаете над какими звуками мы сегодня будем работать?
- Уточнение артикуляции звуков С, Ш перед зеркалом.
Сравнительная характеристика.
Работа над звуком -С
ГУБЫ. При произнесении звука -С губы слегка растянуты.
ЗУБЫ. При произнесении звука -С и зубы стиснуты.
ЯЗЫК. При произнесении -С язык упирается в нижние зубы
ГОЛОСОВЫЕ СВЯЗКИ. При произнесении звука -С голосовые связки не «работают», голоса нет, поэтому их и называют «глухие звуки».
ВЫДЫХАЕМАЯ ВОЗДУШНАЯ СТРУЯ. При произнесении звука -С воздушная струя узкая и прохладная.
Работа над звуком -Ш
ГУБЫ. При произнесении звука- Ш губы округлены и слегка выпячены вперёд.
ЗУБЫ. При произнесении звука -Ш зубы стиснуты.
ЯЗЫК. При произнесении -Ш язык поднят в форме чашечки.
ГОЛОСОВЫЕ СВЯЗКИ. При произнесении звука -Ш голосовые связки не «работают», голоса нет, поэтому их и называют «глухие звуки».
ВЫДЫХАЕМАЯ ВОЗДУШНАЯ СТРУЯ. При произнесении звука -Ш воздушная струя широкая и тёплая.
- Произнесение звуков с опорой на движения кисти руки логопеда.
-Повторяю, что при произнесении звука -С язык находится внизу ротовой полости, за нижними зубами, поэтому кисть руки развернута;
- а при произнесении звука Ш язык поднимается вверх, поэтому кисть руки также развернута, но пальчики приподняты вверх. Таким образом, если кисть руки развернута, то произносим звук -С, а если кисть руки развернута , пальчики приподняты вверх, то произносим звук -Ш.
- Произнесение звуков -С и -Ш по условным значкам.
- Напоминаю, что при произнесении звука С губы растягиваются в улыбке, поэтому условный значок для -С – ладонь развернута.
- При произнесении звука Ш губы округляются, поэтому условный значок для -Ш –ладонь с загнутыми пальцами.
-показываем вместе со мной.
- Чтение слогов и звукосочетаний (дети следят за указкой, сопряжено проговаривая речевой материал).
А А А А
С О Ш О О С О
У У У Ш У
Ы Ы Ы Ы
И
- Физминутка.
Кошечка.
Я – приветливая кошка( Имитируют то как кошка крадется на носочках)
Посижу я у окошка(Держат согнутые руки перед грудью)
Кверху кисточки на ушках(Имитируют ушки на макушке)
Когти спрятаны в подушках(выпускают когти)
В темноте я зорко вижу,(прикладывают ладонь ко лбу, вглядываясьв даль)
Понапрасну не обижу.(указательным пальчиком погрозить)
Но дразнить меня опасно
Я царапаюсь ужасно !(имитируют движения лапок кошки с
выпущенными когтями)
- Прочитайте слоги и звукосочетания парами.
СА – ША ША – СА АСА – АША АША - АСА
СО – ШО ШО – СО ОСО – ОШО АШО – АСО
СУ – ШУ ШУ – СУ УСУ – УШУ АШУ - АСУ
СИ – ШИ ШИ – СИ ИСИ – ИШИ АШИ - АСИ
СЕ – ШЕ ШЕ – СЕ ЕСЕ – ЕШЕ АШЕ – АСЕ
Какими буквами отличаются эти пары?
- Чтение иллюстрированной сказки Владимира Сутеева «Страшный зверь»
Сегодня мы познакомимся с рассказом Владимира Сутеева «Страшный зверь». (Приложение 2) https://nukadeti.ru
Работа над текстом:
- Действительно в норе был страшный зверь?
-Как нужно обращаться с животными?
- А почему напугались дети? ( светились глаза)
Слово светились с какого звука начинается ? (-С)
Я еще раз прочту эту сказку , а вы должны выбрать слова со звуками -С,-Ш и повторить эти слова.
Однажды собрали дети в лесу грибы. ( собрали, в лесу)
Вдруг видят - нора! А в норе страшный зверь с горящими глазами.
( страшный, с горящими)
Испугались дети, кинулись бежать, даже корзинки бросили.
Бегут они по лесу, кричат, а навстречу им лесник.
(испугались, кинулись, бросили, по лесу, навстречу , лесник)
«Что случилось?»- спрашивает лесник.
А дети отвечают: « На нас страшный зверь напал! Чуть не съел! »
(случилось, спрашивает, лесник, на нас, страшный, съел)
Удивился лесник, откуда в его лесу страшные звери взялись. Пошел проверить.
( удивился, лесник,лесу, страшные , взялись)
Дошли до норы. Смотрит лесник, а в норе и впрямь страшный зверь сидит, голодными глазами сверкает. Вскинул тут лесник своё ружье и закричал на весь лес: «Лапы вверх! Выходи из норы!»
(смотрит, лесник, страшный, сидит, сверкает, вскинул, лес)
И вышел тут из норы ….. маленький котенок.
(вышел)
- Подведение итога занятия, рефлексия.
-Над какими звуками мы сегодня работали?
- Какие звуки мы сегодня произносили?
- Какие звуки мы сегодня учились различать?
-При произношении чем эти звуки отличаются?
Предварительный просмотр:
Приложение 1
вкусное
чашечка
Приложение 2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытое занятие по логопедии в 8 классе. Тема: "Пословицы и поговорки».
Конспект занятия и презентация...
Открытое занятие по логопедии в 8 классе. Тема: "Пословицы и поговорки».
Конспект занятия и презентация...
Практические рекомендации учителя-логопеда учителю начальных классов по преодолению специфических ошибок на письме у учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС
Практический материал для учителей начальных классов по преодолению специфических ошибок на письме у учащихся начальных классов...
Индивидуальное занятие с логопедом в 3 классе речевой школы
Конспект индивидуального занятия в 3 В классеТема: Дифференциация звуков [Ш -Ж]Цели: Дифференциация звуков [Ш -Ж]Задачи:1. закрепить навык различия звуков [ш–ж] в слогах,...
Открытое занятие по ПДД для начальной школы
Занятие по правилам дорожного движения для начальной школы....
Технологическая карта открытого занятия по логопедии на тему "Домашние животные"
Данное занятие направлено на формирование у детей с ОВЗ представления о домашних животных. Задача такого занятия уточнить и пополнить пассивный и активный словарь, развитие артикуляционной и тонк...
Конспект открытого урока по логопедии во 2 классе. Тема: Упражнения на развитие фонематического восприятия.
Конспект открытого урока по логопедии во 2 классе.Тема: Упражнения на развитие фонематического восприятия.Цель: развивать фонематическое восприятие, фонематический слух, умение дифференцировать звуки....