Особенности развития речи детей с ЗПР в младшем школьном возрасте и пути решения проблемы
статья по логопедии

Никитина Анна Владимировна

В стае, дается краткая характеристика детей с задержкой психического развития. Рассматриваются какие нарушения встречаются при формировании письменной речи. Даны рекомендательные задания

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности развития речи  детей с ЗПР  в

младшем  школьном возрасте  и пути решения проблемы

ЗПР – это задержка психического развития, т.е отставание ребёнка от возрастных норм в мышлении, преимущественно в логическом, в речи. В запоминание стихов, сказок, букв, цифр. В рисовании, складывании фигур из кубиков и т.д. Физическое развитие такого ребёнка  (вес, рост, размер руки, ноги, сила мышц) часто в пределах нормы или даже с опережением. Правда, нередко дети с ЗПР бывают достаточно ловкими. Они  не так быстро бегают, хуже сверстников, лазают по деревьям, им труднее зашнуровывать ботинки, заплетать косичку. Когда они берутся помогать по дому, то вероятность бытовых потерь (разбитой посуды, поломанной мебели) высока. Словом, координация движений у детей ЗПР часто страдает. Но эта неловкость уже не физическое развитие в прямом смысле слова. Она отражает недостаточную сформированность более сложных двигательных функций, которые занимают как бы промежуточное положение между физическим и психическим развитием. Этот ребёнок не такой как все и вряд ли сможет учится в массовой школе. Почему?

Да прежде всего потому, что у него недостаточный запас слов. К моменту поступления в школу он не знает значения многих слов, у него могут быть грамматические ошибки в речи. Он затрудняется в подборе обобщающего слова к словам одной категории, например, не знает, что стул, стол, стол, шкаф, диван можно назвать одним словом «мебель». Такой ребёнок не понимает значения слов моложе, старше, не рассуждает логически, решая простую арифметическую задачу.

Трудности счёта, непонимание количественных различий, сложность усвоения букв, невозможность «услышать» какая буква первая, какая вторая, какая последняя буква в слове, не позволяет приступить к освоению грамоты.

Плохой навык в рисовании свидетельствует о том, что круглое, длинное, короткое, тупое, острое, как расположены части тела у человека, у животных. А от этого он не перейдёт от конкретного мышления к абстрактному, необходимого для усвоения школьной программы.

Есть дети, у которых отстаёт не полностью психическое развитие, а только речевое. Они тоже не в состоянии нормально учиться, но, как правило, тут сразу же обнаруживается различие в способности к усвоению математики и письма. Математику такой ребёнок «тянет», а письмо – нет. Следовательно, у такого ребёнка не только бедная устная речь, но и затрудняется при обучению письму. Этим детям ставят диагноз: задержка речёвого развития.

Если   у ребёнка больше трудностей возникает с чтением, то  логопед устанавливает дислексию, а если труднее даётся письмо, то дисграфию. Чаще всего при задержке речевого развития  наблюдается одновременно  и дислексия и дисграфия.

Попробуем разобраться в причинах  их возникновения. Слухов у нас три. Один – просто физический. Благодаря ему мы слышим различаем звуки окружающего нас мира. Глухие люди их не слышат. Второй слух – музыкальный, третий – речевой. Это особенный слух. Не все знают, что можно иметь замечательный музыкальный   и очень плохой речевой, т.е плохо понимать речь, не слышать всех тонкостей  звуков речи. А если не слышать их, то трудно отличить один звук от второго. Звуки речи путаются, сливаются между собой в словах, да и сами слова нередко сливаются друг  с другом. В результате слышимая речь плохо воспринимается.

Можно ли научиться читать и писать, не слыша чёткое звучание речи? Конечно же, очень трудно. Ведь чтобы запомнить букву необходимо знать, какой звук она обозначает, а для этого в свою очередь, нужно слышать, как он звучит. Иначе не вырабатывается столь необходимая связь между звуком  и буквой. Кроме того, необходимо уловить нужный звук в потоке быстро произносимых звуков, входящих в состав слова. Задача не из легких.

Речевой слух позволяет запомнить те особенности звуков, благодаря которым смысл одного слова отличается от смысла другого, например, «день»  - «тень», «бочка» – «почка», «рад» – «ряд», «угол» – «уголь» – один незначительный нюанс – глухой или звонкий, твёрдый или мягкий звук – и смысл совершенно меняется.

Чтобы научиться читать и писать, необходимо также зрение на буквы. Оказывается, человек на ряду с физическим зрением должен обладать ещё и зрением для букв. Без него запомнить букву не легко.

Итак, чтобы научиться читать и писать, необходимо иметь достаточно развитое мышление, особенно слух и особо зрение, иначе эта задача становиться очень трудной, а  иногда и невозможной. К счастью, полная неспособность обучаться чтению и письму. Встречается очень редко, но затруднения в этом довольно часты.

Дисграфия и дислексия бывают слуховыми и оптическими.

Слуховым дисграфикам трудно слышать звуковой состав. Они плохо ориентированы в звучании слов и поэтому не могут понять, как изменения  в звучании могут менять смысл слов. Например, слова «гористый» и «горный» они не ощущают как родственные. Они не могут уловить, что в словах «негодный» и «нехороший» одна и та  же приставка  и т.д. Этих детей отличает то, что даже при хорошем значении грамматически они не умеют применять их при письме.

Чтением они также владеют медленно, т.к. им сложно ьсоотнести букву (как графический знак) и звуки речи. Кроме того, они плохо воспринимают на слух как звуки речи  сливаются в слоги, не улавливают порядок этих  слов в слове. В результате – ошибки в чтении: дети путают буквы, переставляют слоги, читают по догадке.

Оптическая дисграфия и дислексия связаны с недостаточной сформированностью особого зрения, а именно – зрения на букву. С тех пор, как человечество изобрело буквы, они приобрели такую огромную значимость, что  в мозге выделилась специальная область, «ведущая» буквой. Эта область находиться  в левом  - главном по речи полушарии. Буква отличается от любого другого на рисунке прежде всего своей условностью, т.к. сама по себе она не связана по смыслу с тем  звуком, который обозначает.

Дети которым трудно запомнить букву зрительно, путают похожие по рисунку буквы                                   и т.д. Интересно отметить, что дети с «зеркальным»  чтением и письмом, т.е. «оптические» дисграфики и дислексики часто способны  к рисованию.

И ещё одно. Зеркальные повороты букв, как правило, бывает  у левшей, явных или скрытых. Полушария мозга ккк бы не могут решить вовремя, кому из них руководить письмом.

Можно ли научить слуховых и зрительных дислаликов и дислексиков грамотно писать и читать? Да. В чём же суть занятий по устранению дисграфии и дислексии.

При слуховой дисграфии (дислексии) основная задача состоит в развитии слуха на звуки речи. При оптической  - в развитии буквенного зрения.

Слух тренируют особым образом, вырабатывая способность различать те признаки звука, которые делают его отличным от других, а также запоминать то, что данный звук обозначается именно этой буквой. Тренировка должна вестись не на случайном материале, а системна т.е. отрабатываться  должны все существующие  в языке противопоставления: глухость – звонкость, твёрдость – мягкость, шипящие – свистящие. Причём  важна вся совокупность вариантов употребления звука. Например, твёрдость – мягкость тренируется в таких позициях звука:

  1. твёрдое произношение: па, по, пы, пэ, ап, оп, уп, ып, эп.
  2. мягкое произношение: пя, пе, пё, пю, пи.
  3. Попарное сопоставление: па – пя, по – пё, пу – пю, пы – пи, пэ – пе; ап – япь,оп – ёпь, уп – юпь и т.д.

Соответственно всем вариантам слогов подбираются слова.

Тренировка ведётся  в разных видах речевой деятельности.

  1. повторение слогов и слов за кем – нибудь;
  2. прочитывание их;
  3. письмо под диктовку;
  4. самостоятельное придумывание (подбор) слов по заданным слогам .

Кроме того, чрезвычайно полезно прочитывать предложения с ритмом, т.е. с делением слов на слоги и равномерным произношением их в орфографическом варианте, т.е. кто – то говорит предложение обычным способом, а ребёнок повторяет его по слогам, или «сосрения», т.к. сначала предложение прочитывают, а затем его ребёнок повторяет по памяти, по слогам, глядя на текст.

Параллельно с выработкой  способности  к различению звуков речи, точнее тех признаков, по которым они различаются и передают смысл слова, целесообразно проводить работу по анализу звуко – буквенного состава слова. Это значит, что следует учить ребёнка выделять первую букву в слове, перечислять все буквы в слове, называть по заданию, например, первую, вторую, третью букву и т.д. Здесь полезно называть  различные способы изображения буквенной схемы слова, например, графический способ. Все слова можно обозначить  длинной сплошной линией, слоги соответственно более короткими отрезками, а буквы в слогах – ещё более короткими или точками. Для каждого класса есть минимум слогов, слов и букв – может использоваться разный цвет:

                  Рекомендуется также складывать слова из букв разрезной или магнитной азбуки, заполнять в слове пропущенные буквы: Л . К (лук), КО . КА (кошка).

При дисграфии и дислексии  чрезвычайно полезны разнообразные речевые игры. Они позваляют в занимательной форме отрабатывать многие навыки и избежать появления у ребёнка негативного отношения к занятиям.

При слуховой дисграфии и дислексии необходима отработка отдельных грамматических компонентов слова, например, приставок, суффиксов, окончаний. Для этого подбирают слова с одинаковыми грамматическими элементами, и внимание ребёнка обращают на то, что слова ему даны разные, но в них есть одинаковые части, которые образуют одно и то же:

Мальчик                        ехал                           на окне

Пальчик       ПРИ         шел                            на столе

Ключик                         летел                          на дереве

Мячик                            вёз                             на голове

По мере усвоения состава слова исчезает необходимость побуквенного проговаривания слова целиком, а это в существующей мере убыстряет письмо. Следует заметить, что иногда  именно темп чтения и письма «подводит» ребёнка. Погоня за быстротой чтения может сыграть отрицательную роль для многих детей, у которых есть хотя бы элементы дислексии.  Она усугубит имеющиеся трудности и осложнит их преодоление.

Возможна профилактика дисграфических и дислексических расстройств в речи в тот период, когда ребёнок не знает букв и не умеет читать. Эта профилактическая работа состоит в  привлечении внимания на слух первого звука, проговаривание слов по слогам, и конечно, всевозможные игры со звуками и словами.

Буквенное зрение нарушенное при зрительных дисграфиях и дислексиях, тренируют таким  образом – находят смысловые опоры для запоминания букв как картинки (С – на полумесяц, ж – на жука). Однако правильное прочтение и написание буквы не решает полностью проблемы зрительных  дисграфий и дислексий. Помимо знания букв, необходимо увидеть слово целиком.

Когда мы читаем, у нас работают  два механизма  - побуквенный и целыми словами. Если бы мы не узнавали слова целиком, то читали бы очень медленно. Ребёнок, овладевая чтением, тоже должен уметь увидеть и  узнать слова целиком.

Логопед не дублёр учителя и не репетитор, выполняя свою работу по коррекции имеющихся недостатков, он должен создать платформу для успешного усвоения  и правильного применения учащимися грамматических правил, т.е. провести учеников к пониманию грамматических правил, с одной стороны, а с другой – закрепить учебный материал, данный учителем, связанный с коррекционным процессом.

Общеобразовательная начальная школа №3

ЛЕГКО   ЛИ   НАУЧИТЬ

ЧИТАТЬ  И  ПИСАТЬ?

Составитель: учитель – логопед

Никитина А.В.

п. Тарко – Сале, 2002г.



Предварительный просмотр:

Особенности развития речи  детей с ЗПР  в

младшем  школьном возрасте  и пути решения проблемы

ЗПР – это задержка психического развития, т.е отставание ребёнка от возрастных норм в мышлении, преимущественно в логическом, в речи. В запоминание стихов, сказок, букв, цифр. В рисовании, складывании фигур из кубиков и т.д. Физическое развитие такого ребёнка  (вес, рост, размер руки, ноги, сила мышц) часто в пределах нормы или даже с опережением. Правда, нередко дети с ЗПР бывают достаточно ловкими. Они  не так быстро бегают, хуже сверстников, лазают по деревьям, им труднее зашнуровывать ботинки, заплетать косичку. Когда они берутся помогать по дому, то вероятность бытовых потерь (разбитой посуды, поломанной мебели) высока. Словом, координация движений у детей ЗПР часто страдает. Но эта неловкость уже не физическое развитие в прямом смысле слова. Она отражает недостаточную сформированность более сложных двигательных функций, которые занимают как бы промежуточное положение между физическим и психическим развитием. Этот ребёнок не такой как все и вряд ли сможет учится в массовой школе. Почему?

Да прежде всего потому, что у него недостаточный запас слов. К моменту поступления в школу он не знает значения многих слов, у него могут быть грамматические ошибки в речи. Он затрудняется в подборе обобщающего слова к словам одной категории, например, не знает, что стул, стол, стол, шкаф, диван можно назвать одним словом «мебель». Такой ребёнок не понимает значения слов моложе, старше, не рассуждает логически, решая простую арифметическую задачу.

Трудности счёта, непонимание количественных различий, сложность усвоения букв, невозможность «услышать» какая буква первая, какая вторая, какая последняя буква в слове, не позволяет приступить к освоению грамоты.

Плохой навык в рисовании свидетельствует о том, что круглое, длинное, короткое, тупое, острое, как расположены части тела у человека, у животных. А от этого он не перейдёт от конкретного мышления к абстрактному, необходимого для усвоения школьной программы.

Есть дети, у которых отстаёт не полностью психическое развитие, а только речевое. Они тоже не в состоянии нормально учиться, но, как правило, тут сразу же обнаруживается различие в способности к усвоению математики и письма. Математику такой ребёнок «тянет», а письмо – нет. Следовательно, у такого ребёнка не только бедная устная речь, но и затрудняется при обучению письму. Этим детям ставят диагноз: задержка речёвого развития.

Если   у ребёнка больше трудностей возникает с чтением, то  логопед устанавливает дислексию, а если труднее даётся письмо, то дисграфию. Чаще всего при задержке речевого развития  наблюдается одновременно  и дислексия и дисграфия.

Попробуем разобраться в причинах  их возникновения. Слухов у нас три. Один – просто физический. Благодаря ему мы слышим различаем звуки окружающего нас мира. Глухие люди их не слышат. Второй слух – музыкальный, третий – речевой. Это особенный слух. Не все знают, что можно иметь замечательный музыкальный   и очень плохой речевой, т.е плохо понимать речь, не слышать всех тонкостей  звуков речи. А если не слышать их, то трудно отличить один звук от второго. Звуки речи путаются, сливаются между собой в словах, да и сами слова нередко сливаются друг  с другом. В результате слышимая речь плохо воспринимается.

Можно ли научиться читать и писать, не слыша чёткое звучание речи? Конечно же, очень трудно. Ведь чтобы запомнить букву необходимо знать, какой звук она обозначает, а для этого в свою очередь, нужно слышать, как он звучит. Иначе не вырабатывается столь необходимая связь между звуком  и буквой. Кроме того, необходимо уловить нужный звук в потоке быстро произносимых звуков, входящих в состав слова. Задача не из легких.

Речевой слух позволяет запомнить те особенности звуков, благодаря которым смысл одного слова отличается от смысла другого, например, «день»  - «тень», «бочка» – «почка», «рад» – «ряд», «угол» – «уголь» – один незначительный нюанс – глухой или звонкий, твёрдый или мягкий звук – и смысл совершенно меняется.

Чтобы научиться читать и писать, необходимо также зрение на буквы. Оказывается, человек на ряду с физическим зрением должен обладать ещё и зрением для букв. Без него запомнить букву не легко.

Итак, чтобы научиться читать и писать, необходимо иметь достаточно развитое мышление, особенно слух и особо зрение, иначе эта задача становиться очень трудной, а  иногда и невозможной. К счастью, полная неспособность обучаться чтению и письму. Встречается очень редко, но затруднения в этом довольно часты.

Дисграфия и дислексия бывают слуховыми и оптическими.

Слуховым дисграфикам трудно слышать звуковой состав. Они плохо ориентированы в звучании слов и поэтому не могут понять, как изменения  в звучании могут менять смысл слов. Например, слова «гористый» и «горный» они не ощущают как родственные. Они не могут уловить, что в словах «негодный» и «нехороший» одна и та  же приставка  и т.д. Этих детей отличает то, что даже при хорошем значении грамматически они не умеют применять их при письме.

Чтением они также владеют медленно, т.к. им сложно ьсоотнести букву (как графический знак) и звуки речи. Кроме того, они плохо воспринимают на слух как звуки речи  сливаются в слоги, не улавливают порядок этих  слов в слове. В результате – ошибки в чтении: дети путают буквы, переставляют слоги, читают по догадке.

Оптическая дисграфия и дислексия связаны с недостаточной сформированностью особого зрения, а именно – зрения на букву. С тех пор, как человечество изобрело буквы, они приобрели такую огромную значимость, что  в мозге выделилась специальная область, «ведущая» буквой. Эта область находиться  в левом  - главном по речи полушарии. Буква отличается от любого другого на рисунке прежде всего своей условностью, т.к. сама по себе она не связана по смыслу с тем  звуком, который обозначает.

Дети которым трудно запомнить букву зрительно, путают похожие по рисунку буквы                                   и т.д. Интересно отметить, что дети с «зеркальным»  чтением и письмом, т.е. «оптические» дисграфики и дислексики часто способны  к рисованию.

И ещё одно. Зеркальные повороты букв, как правило, бывает  у левшей, явных или скрытых. Полушария мозга ккк бы не могут решить вовремя, кому из них руководить письмом.

Можно ли научить слуховых и зрительных дислаликов и дислексиков грамотно писать и читать? Да. В чём же суть занятий по устранению дисграфии и дислексии.

При слуховой дисграфии (дислексии) основная задача состоит в развитии слуха на звуки речи. При оптической  - в развитии буквенного зрения.

Слух тренируют особым образом, вырабатывая способность различать те признаки звука, которые делают его отличным от других, а также запоминать то, что данный звук обозначается именно этой буквой. Тренировка должна вестись не на случайном материале, а системна т.е. отрабатываться  должны все существующие  в языке противопоставления: глухость – звонкость, твёрдость – мягкость, шипящие – свистящие. Причём  важна вся совокупность вариантов употребления звука. Например, твёрдость – мягкость тренируется в таких позициях звука:

  1. твёрдое произношение: па, по, пы, пэ, ап, оп, уп, ып, эп.
  2. мягкое произношение: пя, пе, пё, пю, пи.
  3. Попарное сопоставление: па – пя, по – пё, пу – пю, пы – пи, пэ – пе; ап – япь,оп – ёпь, уп – юпь и т.д.

Соответственно всем вариантам слогов подбираются слова.

Тренировка ведётся  в разных видах речевой деятельности.

  1. повторение слогов и слов за кем – нибудь;
  2. прочитывание их;
  3. письмо под диктовку;
  4. самостоятельное придумывание (подбор) слов по заданным слогам .

Кроме того, чрезвычайно полезно прочитывать предложения с ритмом, т.е. с делением слов на слоги и равномерным произношением их в орфографическом варианте, т.е. кто – то говорит предложение обычным способом, а ребёнок повторяет его по слогам, или «сосрения», т.к. сначала предложение прочитывают, а затем его ребёнок повторяет по памяти, по слогам, глядя на текст.

Параллельно с выработкой  способности  к различению звуков речи, точнее тех признаков, по которым они различаются и передают смысл слова, целесообразно проводить работу по анализу звуко – буквенного состава слова. Это значит, что следует учить ребёнка выделять первую букву в слове, перечислять все буквы в слове, называть по заданию, например, первую, вторую, третью букву и т.д. Здесь полезно называть  различные способы изображения буквенной схемы слова, например, графический способ. Все слова можно обозначить  длинной сплошной линией, слоги соответственно более короткими отрезками, а буквы в слогах – ещё более короткими или точками. Для каждого класса есть минимум слогов, слов и букв – может использоваться разный цвет:

                  Рекомендуется также складывать слова из букв разрезной или магнитной азбуки, заполнять в слове пропущенные буквы: Л . К (лук), КО . КА (кошка).

При дисграфии и дислексии  чрезвычайно полезны разнообразные речевые игры. Они позваляют в занимательной форме отрабатывать многие навыки и избежать появления у ребёнка негативного отношения к занятиям.

При слуховой дисграфии и дислексии необходима отработка отдельных грамматических компонентов слова, например, приставок, суффиксов, окончаний. Для этого подбирают слова с одинаковыми грамматическими элементами, и внимание ребёнка обращают на то, что слова ему даны разные, но в них есть одинаковые части, которые образуют одно и то же:

Мальчик                        ехал                           на окне

Пальчик       ПРИ         шел                            на столе

Ключик                         летел                          на дереве

Мячик                            вёз                             на голове

По мере усвоения состава слова исчезает необходимость побуквенного проговаривания слова целиком, а это в существующей мере убыстряет письмо. Следует заметить, что иногда  именно темп чтения и письма «подводит» ребёнка. Погоня за быстротой чтения может сыграть отрицательную роль для многих детей, у которых есть хотя бы элементы дислексии.  Она усугубит имеющиеся трудности и осложнит их преодоление.

Возможна профилактика дисграфических и дислексических расстройств в речи в тот период, когда ребёнок не знает букв и не умеет читать. Эта профилактическая работа состоит в  привлечении внимания на слух первого звука, проговаривание слов по слогам, и конечно, всевозможные игры со звуками и словами.

Буквенное зрение нарушенное при зрительных дисграфиях и дислексиях, тренируют таким  образом – находят смысловые опоры для запоминания букв как картинки (С – на полумесяц, ж – на жука). Однако правильное прочтение и написание буквы не решает полностью проблемы зрительных  дисграфий и дислексий. Помимо знания букв, необходимо увидеть слово целиком.

Когда мы читаем, у нас работают  два механизма  - побуквенный и целыми словами. Если бы мы не узнавали слова целиком, то читали бы очень медленно. Ребёнок, овладевая чтением, тоже должен уметь увидеть и  узнать слова целиком.

Логопед не дублёр учителя и не репетитор, выполняя свою работу по коррекции имеющихся недостатков, он должен создать платформу для успешного усвоения  и правильного применения учащимися грамматических правил, т.е. провести учеников к пониманию грамматических правил, с одной стороны, а с другой – закрепить учебный материал, данный учителем, связанный с коррекционным процессом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие воли в младшем школьном возрасте как психолого-педагогическая проблема

Волевые качества – это относительно постоянные, не зависящие от данной ситуации, устойчивые психические образования личности. Воля личности и есть не что иное, как сложившаяся в процессе жизни определ...

ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЗРИТЕЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЛЯ РУКОВОДСТВА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ДЕТЕЙ С РАННЕГО ДО МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В данной статье раскрыто значение формирования зрительно – двигательного взаимодействия у детей в норме....

ПРОБЛЕМАТИКА ПРЕПОДАВАНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ДЕТЯМ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ПУТИ РЕШЕНИЯ ДАННОГО ВОПРОСА

В статье рассматриваются проблемы, с которым чаще всего сталкивается преподаватель начальной школы при обучении воспитанников английскому языку, приводятся возможные пути их решения....

Формирования речи детей с ОВЗ (ЗПР) младшего школьного возраста в играх и упражнениях по лексической теме: «Дорожное движение»

Важной предпосылкой нормального развития речи является достаточная сформированность когнитивных функций, определённый уровень познавательной деятельности. Нарушение познавательной деятельности ок...

Доклад "Причины неуспеваемости детей младшего школьного возраста и пути ее преодоления"

В докладе подробно рассматриваются причины неуспеваемости детей младшего школьного возраста, а также механизмы ее преодоления....