РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЛОГОПЕДИЯ»
рабочая программа по логопедии (2, 3, 4 класс)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЛОГОПЕДИЯ» разработана для 2-4 класса начальной школы для обучающихся с ОВЗ (интеллекттаульными нарушениями)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2-4_a_vneurochka_logoped.docx | 82.35 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЛОГОПЕДИЯ»
1.Планируемые результаты курса внеурочной деятельности «Логопедия»
- В ходе коррекционно-развивающей работы обеспечиваются условия для достижения обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Планируемые результаты курса «Логопедия»
- результате изучения курса «Логопедия»у обучающихся будут сформированы:
Личностные результаты
- положительное отношение к школе, к занятиям по внеурочной деятельности;
- проявление интерес к языковой и речевой деятельности;
- расширение представлений о многообразии окружающего мира;
- доброжелательное отношение к одноклассникам, сочувствие, сопереживание, отзывчивость и др.;
- первоначальные навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками в процессе выполнения совместной учебной деятельности на
уроке;
- умение проговаривать вслух последовательность производимых действий, опираясь на вопросы учителя;
- совместно с учителем оценивать результаты своих действий и действий одноклассников;
- слушать указания и инструкции учителя, решая познавательную задачу;
- ориентироваться на странице в тетрадях, прописях, альбомах;
- с помощью учителя понимать знаки, символы, схемы, приведённые в прописях, учебных пособиях, учебных материалах;
- под руководством учителя работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема);
- осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в прописях, тетрадях и учебных пособиях;
- понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
- слушать собеседника и понимать речь других;
- оформлять свои мысли в устной форме на уровне предложения (нескольких предложений);
- принимать участие в диалоге;
- принимать участие в работе парами и группами;
- оценивать собственное поведение и поведение окружающих, использовать в общении правила вежливости.
Предметные результаты:
- иметь представления о значимости языка и речи в жизни людей;
- различать и узнавать звуки окружающей действительности;
- дифференцировать неречевые и речевые звуки;
- иметь практические умения работать с языковыми единицами (буква, слово, предложение);
- уметь работать с условно-графическим изображением слова, предложения;
- преобразовывать информацию, полученную из рисунка (таблицы), в словесную форму под руководством учителя;
- классифицировать и объединять заданные слова по значению, исключать лишний предмет;
- понимать и показывать пространственное расположение фигур;
- подводить языковой факт под понятие разного уровня обобщения (предмет и слово, обозначающее предмет; слова, обозначающие овощи, фрукты, школьные принадлежности и др.);
- слушать вопрос, понимать его, отвечать на поставленный вопрос;
- пересказывать сюжет известной сказки по данному рисунку;
- понимать различие между звуками и буквами;
- устанавливать местоположение звука в слове (начало и конец слова);
- различать гласные и согласные звуки, правильно их произносить;
- различать слово и слог; определять количество слогов в слове, делить слова на слоги;
- различать слово и предложение, слово и слог;
- определять количество слов в предложении, вычленять слова из предложения;
- осознавать слово как единство звучания и значения;
- соблюдать в устной речи интонацию конца предложений;
- определять границы предложения, выбирать знак для конца предложения;
- соотносить схемы предложений и предложения, соответствующие этим схемам;
- составлять предложения из данных слов;
- составлять предложения по схеме;
- читать по слогам слова, предложения и короткие тексты;
- ориентироваться на альбомном и тетрадном листе;
- списывать с печатного и рукописного текста буквы, слоги, слова, простые предложения;
- писать под диктовку буквы, слоги, слова, написание которых не расходится с произношением .
2.Содержание курса внеурочной деятельности
2 класс (34 часа)
№ | Раздел | Темы | ||
п/п | ||||
1. | Звуки и буквы | 1. Звуки гласные и согласные, их различие по наличию или отсутствию преграды. Условное обозначение | ||
гласных и согласных звуков и букв в схеме. | ||||
2. | Составление предложения с заданным словом. | |||
3. | Наблюдение за звуковой и буквенной структурой слова. Наглядное объяснение значения слова. | |||
4. | Ударение в двусложных словах. Выделение ударного гласного по образцу и самостоятельно. | |||
5. | Слог. Деление слов на слоги. Составление слов из данных слогов с опорой на картинки. | |||
6. | Звонкие и глухие согласные, их различение. Условные обозначения звонких и глухих согласных | |||
звуков. Составление схемы. | ||||
7. | Согласные свистящие и шипящие, дифференциация их на слух и в произношении. | |||
8. Согласные твердые и мягкие, различение их на слух и в произношении. Определение значений слов. | ||||
9. | Буква «ь» для обозначения мягкости согласных на конце слова. Дифференциация слов с твердыми и | |||
мягкими согласными звуками на конце. | ||||
2. | Слово | 1. Предмет и его название. Называние предметов, отвечающих на вопрос Что? Постановка вопроса Что? к | ||
слову и предмету. | ||||
2. | Различение сходных по назначению (стакан-кружка, кресло-стул) и по форме (шар-мяч-ком) | |||
предметов. Их точное называние. | ||||
3. | Обозначение обобщающим словом группы видовых предметов: игрушки, фрукты, овощи и т.д. Вопрос | |||
Что? к группе предметов и к их обобщающему названию. | ||||
4. | Называние предметов, отвечающих на вопрос Кто? Различение слова и предмета. | |||
5. | Группировка предметов и их названий (люди, животные, птицы и т.д.), отвечающих на вопрос Кто? | |||
6. | Подбор слов для обозначения большого и маленького предмета: нос-носик, гриб-грибок. | |||
7. | Действие и его название. Название действий предметов по вопросам Что делает? Что делают? | |||
8. | Различение названий предметов и названий действий по вопросам. | |||
9. Предлог как отдельное слово: в, из, на, у, с. Роль предлога в обозначении пространственного | ||||
расположения предметов. | ||||
10. Составление предложений с использованием предлога. Наблюдение за обозначением предлога в | ||||
схеме и записи. | ||||
3. | Предложение | 1. Составление предложений по картинке, по теме. | ||
2. | Выделение предложения из речи или из текста. Графическое изображение предложения. | |||
3. | Обозначение в схеме большой буквы в начале предложения и точки в конце. Сравнение оформления | |||
предложения в схеме и записи. | ||||
4. | Сравнение разрозненных слов (2-3) и предложения. |
- Завершение начатого предложения с опорой на картинку и без нее: В зоопарк привезли… (картинка).
- Ответы на вопросы. Оформление ответа с ориентацией на вопрос.
- Чтение диалогов (не более 4 реплик). Различение вопросительной интонации в вопросе, повествовательной – в ответе.
- Письмо и чистописание 1. Выполнение письменных упражнений в соответствии с заданием.
- Списывание с рукописного и печатного шрифтов по слогам. Зрительный взаимоконтроль и самоконтроль.
- Запись под диктовку простых по структуре предложений.
- Письмо строчных и прописных букв по группам в порядке усложнения их начертания. Возможные соединения букв в словах.
- Связная письменная речь 1. Расположение 2-3 предложений в последовательном порядке на основе серии сюжетных картинок.
- Составление подписей к серии сюжетных картинок (2-3 кадра).
- Работа с деформированным текстом, состоящим из 3 предложений.
- Изложение текста (3 предложения), воспринятого зрительно, по вопросам.
3 класс (34 часа)
№ | Раздел | Темы | ||
п/п | ||||
1. | Звуки и буквы | 1. Порядок слов в русской азбуке. Алфавит. Расположение в алфавитном порядке фамилий учеников | ||
класса. | ||||
2. | Ударение в двусложных и трехсложных словах. Выделение ударной гласной. | |||
3. | Наблюдение за одинаковым написанием ударной и безударной гласной в группе слов- | |||
«родственников». | ||||
4. | Деление слов на слоги. Гласные «е», «ё», «ю», «я» в начале слова или слога. | |||
5. | Перенос части слова при письме. | |||
6. | Согласные твердые и мягкие. Их дифференциация на слух и в произношении. | |||
7. | Буква «ь» на конце и в середине слова. | |||
8. | Шипящие согласные. Сочетание гласных с шипящими. Правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу. | |||
9. | Парные звонкие и глухие согласные. Различение их на слух и в произношении. Фиксация буквами на | |||
письме. | ||||
10. Правописание звонких и глухих согласных на конце слова. Проверка написания путем изменения | ||||
формы слова. | ||||
2. | Слово | 1. Различения слов, обозначающих названия предметов, по вопросам Кто? Что? Выделение названий | ||
предметов из предложения. | ||||
2. | Составление пар слов с ласкательным и уменьшительным значением: Маша-Машенька, солнце- |
солнышко.
- Составление пар слов противоположных по значению: зима-лето, вода-лед.
- Различение слов, обозначающих действия предметов, по вопросам: что делал? (что сделал?), что будет делать? (что сделает?). Подбор названий действий по вопросам или по образцу.
- Согласование слов, обозначающих названия действий с названиями предметов: мальчик (что делал?) читал, девочка (что делала?) читала, дети (что делали?) читали.
- Названия признаков предмета. Определение признака предмета по вопросам: какой? какая? какое? какие?
- Подбор слов, обозначающих ряд признаков данного предмета. Отгадывание предмета по его признакам.
- Выделение названий признаков из предложений, постановка к ним вопросов.
- Образование слов различных категорий по образцу или по вопросам: свет-светлый-светить.
- Предлоги: к, от, по, над, под. Их пространственное значение. Раздельное написание предлогов со словами.
- Использование в словосочетаниях названий предметов в правильной форме в зависимости от предлога: подошел к мост.., летит на мост… и т.д.
3. | Предложение | 1. Практическая отработка правил оформления предложения на письме и в устной речи: большая буква в |
начале, точка в конце – в письменной речи, пауза между предложениями – в устной речи. |
- Сравнение предложения и набора слов, законченного и незаконченного предложений. Смысловая законченность предложений.
- Распространение предложений по картинке и вопросам. Сравнение исходного и составленного предложения.
- Работа с деформированным предложением. Наблюдение за правильным порядком слов в предложении.
- Самостоятельное составление предложений по вопросу, теме, картинке, образцу.
- Чтение диалога. Соблюдение правильной интонации в вопросе и ответе. Составление диалогов из данных вопросов и ответов (2 вопроса и 2 ответа на них).
- Письмо и чистописание1. Списывание с печатного и рукописного шрифтов с постепенным ускорением темпа письма (целым словом и по слогам).
- Письмо под диктовку предложений с соблюдением изученных правил правописания.
- Четкое и графически правильное написание строчных букв и их соединений.
- Связная письменная речь 1. Различение рассказа и набора предложений. Определение о ком или о чем рассказ.
- Составление рассказа по серии сюжетных картинок (3-4). Озаглавливание рассказа.
- Использование в рассказе текстовых синонимов для называния действующего лица: белка-белочка, зверек, она. Использование местоимений вместо существительного.
- Восстановление деформированного текста (3-4 предложения) с опорой на серию картинок или на вопросы. Озаглавливание рассказа.
4 класс (34 часа)
№ | Раздел | Темы | ||
п/п | ||||
1. | Звуки и буквы | 1. Ударные и безударные гласные. Одинаковое написание гласных в ударной и безударной позиции. | ||
2. | Проверка безударной гласной изменением формы слова. | |||
3. | Дифференциация слов с мягкими согласными на слух и в произношении. Обозначение мягкости | |||
согласных на письме. | ||||
4. | Буква «ь» на конце и в середине слова. Перенос слов с «ь». | |||
5. | Разделительный «ь» перед гласными «и», «е», «ё», «ю», «я». Упражнения в умении слышать, | |||
правильно произносить и записывать слова с разделительным «ь». | ||||
6. | Дифференциация на слух и в произношении звонких и глухих согласных. Звонкие и глухие согласные | |||
на конце слова. Их проверка. | ||||
7. | Написание сочетаний: жи-ши, ча-ща, чу-щу. | |||
2. | Слово | 1. Группировка слов по категориям: названия предметов, действий и признаков. | ||
2. | Постановка вопросов к словам в предложении. | |||
3. | Составление словосочетаний по начальному слову и вопросу типа: рисую (кого?) птицу, рисую (кому?) | |||
брату, рисую (чем?) карандашом. | ||||
4. | Названия признаков предмета. Определение признаков предмета по вопросам: какой? какая? какое? | |||
какие? | ||||
5. | Подбор слов, обозначающих ряд признаков одного предмета. Отгадывание предмета по его признакам: | |||
хитрая, рыжая …; злой, голодный … . | ||||
6. | Роль слова, обозначающего признаки в описании предмета. Выделение из предложения слов по | |||
вопросам. | ||||
7. | Образование слов одной категории от другой по вопросу или по образцу: петь-певец, красивый- | |||
красота. | ||||
8. | Подбор слов, противоположных по значению. | |||
9. | Распространение предложений словами различных категорий. | |||
10. Имена собственные. Большая буква в именах людей и кличках животных, в названиях улиц, городов, | ||||
сел, деревень и т.д. | ||||
11. Предлог. Раздельное написание предлогов с другими словами. Предлоги: до, за, про, без, около, | ||||
перед. | ||||
12. Упражнения в составлении словосочетаний с заданным словом и предлогом. | ||||
3. | Предложение | 1. Деление текста на предложения. Соблюдение паузы и интонации конца при выделении каждого | ||
предложения. |
- Основные признаки предложения: законченность мысли, порядок слов в предложении, связь слов в предложении.
- Работа с деформированным предложением (слова даны в начальной форме).
4 Установление связи слов в предложении по вопросам.
- Предложения, различные по интонации: повествовательные, вопросительные, восклицательные.
- Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки).
- Составление диалогов с дополнением ответа на вопрос собеседника. Правильная расстановка знаков препинания и точность интонирования реплик диалога.
- Составление ответов на вопросы. Вариативность ответов на один вопрос.
- Письмо и чистописание 1. Выработка навыка правильного и аккуратного письма с дальнейшим ускорением темпа письма.
- Закрепление навыка списывания целым словом с печатного и рукописного текстов.
- Четкое и графически правильное письмо прописных букв.
- Письмо под диктовку предложений и текстов с соблюдением правил правописания.
- Связная письменная речь 1. Работа с деформированным текстом. Определение темы текста.
- Списывание текста с заменой часто повторяющихся слов местоимениями и фразовыми синонимами (заяц-он, заяц-трусишка). Подбор заголовка к тексту.
- Составление вопросов к тексту с опорой на вопросительные слова. Письменный пересказ текста по составленным вопросам.
3. Календарно - тематическое планирование курса «Логопедия»
2 класс | ||||||||||
№ п/п | Дата | Разделы программы, тема урока | Количество часов | Форма контроля | ||||||
Звуки и буквы | 9 часов | |||||||||
1 | Звуки гласные и согласные, их различие по наличию или отсутствию преграды. Условное обозначение гласных и согласных звуков и букв в схеме. Входящая диагностика | Входящая диагностика | ||||||||
2 | Составление предложения с заданным словом. | |||||||||
3 | Наблюдение за звуковой и буквенной структурой слова. Наглядное объяснение значения слова. | |||||||||
4 | Ударение в двусложных словах. Выделение ударного гласного по образцу и самостоятельно. | |||||||||
5 | Слог. Деление слов на слоги. Составление слов из данных слогов с опорой на картинки. | |||||||||
6 | Звонкие и глухие согласные, их различение. Условные обозначения звонких и глухих согласных звуков. Составление схемы. | |||||||||
7 | Согласные свистящие и шипящие, дифференциация их на слух и в произношении. Промежуточная диагностика за 1 четверть | Промежуточная диагностика за 1 четверть | ||||||||
8 | Согласные твердые и мягкие, различение их на слух и в произношении. Определение значений слов. | |||||||||
9 | Буква «ь» для обозначения мягкости согласных на конце слова. Дифференциация слов с твердыми и мягкими согласными звуками на конце. | |||||||||
Слово | 10 часов | |||||||||
1 | Предмет и его название. Называние предметов, отвечающих на вопрос Что? Постановка вопроса Что? к слову и предмету. | |||||||||
2 | Различение сходных по назначению (стакан-кружка, кресло-стул) и по форме (шар-мяч-ком) предметов. Их точное называние. | |||||||||
3 | Обозначение обобщающим словом группы видовых предметов: игрушки, фрукты, овощи и т.д. Вопрос Что? к группе предметов и к их обобщающему названию. | |||||||||
4 | Называние предметов, отвечающих на вопрос Кто? Различение слова и предмета. | |||||||||
5 | Группировка предметов и их названий (люди, животные, птицы и т.д.), отвечающих на вопрос Кто? | |||||||||
6 | Подбор слов для обозначения большого и маленького предмета: нос-носик, гриб-грибок. Промежуточная диагностика за 2 четверть | Промежуточная диагностика за 2 четверть | ||||||||
7 | Действие и его название. Название действий предметов по вопросам Что делает? Что делают? | |||||||||
8 | Различение названий предметов и названий действий по вопросам. | |||||||||
9 | Предлог как отдельное слово: в, из, на, у, с. Роль предлога в обозначении пространственного расположения предметов. | |||||||||
10 | Составление предложений с использованием предлога. Наблюдение за обозначением предлога в схеме и записи. | |||||||||
Предложение | 7 часа | |||||||||
1 | Составление предложений по картинке, по теме. | |||||||||
2 | Выделение предложения из речи или из текста. Графическое изображение предложения. | |||||||||
3 | Обозначение в схеме большой буквы в начале предложения и точки в конце. Сравнение оформления предложения в схеме и записи. | |||||||||
4 | Сравнение разрозненных слов (2-3) и предложения. | |||||||||
5 | Завершение начатого предложения с опорой на картинку и без нее. В зоопарк привезли…(картинка). | |||||||||
6 | Ответы на вопросы. Оформление ответа с ориентацией на вопрос. Промежуточная диагностика за 3 четверть | Промежуточная диагностика за 3 четверть | ||||||||
7 | Чтение диалогов(не более 4). Различение вопросительной интонации в вопросе, повествовательной - в ответе. | |||||||||
Письмо и чистописание. | 4 часа | |||||||||
1 | Выполнение письменных упражнений в соответствии с заданием. | |||||||||
2 | Списывание с рукописного и печатного шрифтов по слогам. | |||||||||
3 | Запись под диктовку простых по структуре предложений. | |||||||||
4 | Письмо строчных и прописных букв по группам в порядке усложнения их начертания. Возможные соединения букв в словах. | |||||||||
Связная письменная речь | 4 часа | |||||||||
1 | Расположение 2-3 предложений в последовательном порядке на основе серии сюжетных картинок. | |||||||||
2 | Составление подписей к серии сюжетных картинок (2-3 кадра). | |||||||||
3 | Работа с деформированным текстом, состоящим из 3 предложений. Итоговая диагностика за год | Итоговая диагностика за год | ||||||||
4 | Изложения текста (3 предложения), воспринятого зрительно, по вопросам. | |||||||||
Итого: | 34 часа | . | ||||||||
3 класс | ||||||||||
№п/п | Дата | Разделы программы, тема урока | Количество часов | Форма контроля. | ||||||
Звуки и буквы | 10 часов | |||||||||
1 | Порядок слов в русской азбуке. Алфавит. Расположение в алфавитном порядке фамилий учеников класса. Входящая диагностика | Входящая диагностика | ||||||||
2 | Ударение в двусложных и трехсложных словах. Выделение ударной гласной. | |||||||||
3 | Наблюдение за одинаковым написанием ударной и безударной гласной в группе слов-«родственников». | |||||||||
4 | Деление слов на слоги. Гласные «е», «ё», «ю», «я» в начале слова или слога. | |||||||||
5 | Перенос части слова при письме. | |||||||||
6 | Согласные твердые и мягкие. Их дифференциация на слух и в произношении. | . | ||||||||
7 | Буква «ь» на конце и в середине слова Промежуточная диагностика за 1 четверть | . | Промежуточная диагностика за 1 четверть | |||||||
8 | Шипящие согласные. Сочетание гласных с шипящими. Правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу. | |||||||||
9 | Парные звонкие и глухие согласные. Различение их на слух и в произношении. Фиксация буквами на письме. | |||||||||
10 | Правописание звонких и глухих согласных на конце слова. Проверка написания путем изменения формы слова. | |||||||||
Слово | 11 часов | |||||||||
1 | Различения слов, обозначающих названия предметов, по вопросам Кто? Что? Выделение названий предметов из предложения. | |||||||||
2 | Составление пар слов с ласкательным и уменьшительным значением: Маша-Машенька, солнце- солнышко. | |||||||||
3 | Составление пар слов противоположных по значению: зима –лето, вода-лед. | |||||||||
4 | Различение слов, обозначающих действия предметов, по вопросам: что делал? (что сделал?), что будет делать? (что сделает?). Подбор названий действий по вопросам и образцу. | |||||||||
5 | Согласование слов, обозначающих названия действий с названиями предметов: мальчик (что делал?) читал, девочка (что делала?) читала, дети (что делали?) читали. Промежуточная диагностика за 2 четверть | Промежуточная диагностика за 2 четверть | ||||||||
6 | Названия признаков предмета. Определение признака предмета по вопросам: какой? какая? какое? какие? | |||||||||
7 | Подбор слов, обозначающих ряд признаков данного предмета. Отгадывание предмета по его признакам. | |||||||||
8 | Выделение названий признаков из предложений, постановка к ним вопросов | |||||||||
9 | Образование слов различных категорий по образцу или по вопросам: свет-светлый-светить. | |||||||||
10 | Предлоги: к, от, по, над, под. Их пространственное значение. Раздельное написание предлогов со словами. | |||||||||
11 | Использование в словосочетаниях названий предметов в правильной форме в зависимости от предлога: подошел к мост.., летит на мост… и т.д. | |||||||||
Предложение | 6 часов | |||||||||
1 | Практическая отработка правил оформления предложения на письме и в устной речи: большая буква в начале, точка в конце – в письменной речи, пауза между предложениями – в устной речи. | |||||||||
2 | Сравнение предложения и набора слов, законченного и незаконченного предложений. Смысловая законченность предложений. | |||||||||
3 | Распространение предложений по картинке и вопросам. Сравнение исходного и составленного предложения. | |||||||||
4 | Работа с деформированным предложением. Наблюдение за правильным порядком слов в предложении. Промежуточная диагностика за 3 четверть | Промежуточная диагностика за 3 четверть | ||||||||
5 | Самостоятельное составление предложений по вопросу, теме, картинке, образцу. | |||||||||
6 | Чтение диалога. Соблюдение правильной интонации в вопросе и ответе. Составление диалогов из данных вопросов и ответов (2 вопроса и 2 ответа на них). | |||||||||
Письмо и чистописание. | 3часа | |||||||||
1 | Списывание с печатного и рукописного шрифтов с постепенным ускорением темпа письма (целым словом и по слогам). | |||||||||
2 | Письмо под диктовку предложений с соблюдением изученных правил правописания. | |||||||||
3 | Четкое и графически правильное написание строчных букв и соединений. | |||||||||
Связная письменная речь. | 4 часа | |||||||||
1 | Различение рассказа и набора предложений. Определение о ком и о чем рассказ. | |||||||||
2 | Составление рассказа по серии сюжетных картинок (3-4). Озаглавливание рассказа. | |||||||||
3 | Использование в рассказе текстовых синонимов для называния действующего лица : белка –белочка, зверек, она. Использование местоимений вместо существительного. Итоговая диагностика за год | Итоговая диагностика за год | ||||||||
4 | Восстановление деформированного текста (3-4 предложения) с опорой на серию картинок или на вопросы. Озаглавливание рассказа. | |||||||||
Итог: | 34 часа |
4 класс | ||||||
№п/п | Дата | Разделы программы, тема урока | Количество часов | Форма контроля | ||
Звуки и буквы | 7 часов | |||||
1 | Ударные и безударные гласные. Одинаковое написание гласных в ударной и безударной позиции. Входящая диагностика | Входящая диагностика | ||||
2 | Проверка безударной гласной изменением формы слова. | |||||
3 | Дифференциация слов с мягкими согласными на слух и в произношении. Обозначение мягкости согласных на письме. | |||||
4 | Буква «ь» на конце и в середине слова. Перенос слов с «ь». | |||||
5 | Разделительный «ь» перед гласными «и», «е», «ё», «ю», «я». Упражнения в умении слышать, правильно произносить и записывать слова с разделительным «ь». | |||||
6 | Дифференциация на слух и в произношении звонких и глухих согласных. Звонкие и глухие согласные на конце слова. Их проверка. | |||||
7 | Написание сочетаний: жи-ши, ча-ща, чу-щу. Промежуточная диагностика за 1 четверть | Промежуточная диагностика за 1 четверть | ||||
Слово | 12 часов | |||||
1 | Группировка слов по категориям: названия предметов, действий и признаков. | |||||
2 | Постановка вопросов к словам в предложении. | |||||
3 | Составление словосочетаний по начальному слову и вопросу типа: рисую (кого?) птицу, рисую (кому?) брату, рисую (чем?) карандашом. | |||||
4 | Названия признаков предмета. Определение признаков предмета по вопросам: какой? какая? какое? какие? | |||||
5 | Подбор слов, обозначающих ряд признаков одного предмета. Отгадывание предмета по его признакам: хитрая, рыжая…; злой, голодный… | |||||
6 | Роль слова, обозначающего признаки в описании предмета. Выделение из предложения слов по вопросам. | |||||
7 | Образование слов одной категории от другой по вопросу или по образцу: петь-певец, красивый- красота. | |||||
8 | Подбор слов, противоположных по значению. Промежуточная диагностика за 2 четверть | Промежуточная диагностика за 2 четверть | ||||
9 | Распространение предложений словами различных категорий. | |||||
10 | Имена собственные. Большая буква в именах людей, кличках животных, в названиях улиц, городов, сел деревень и т.д. | |||||
11 | Предлог. Раздельное написание предлогов с другими словами. Предлоги: до, за, про, без, около, перед. | |||||
12 | Упражнения в составлении словосочетаний с заданным словом и предлогом. | |||||
Предложение | 8 часов | |||||
1 | Деление текста на предложения. Соблюдение паузы и интонации конца при выделении каждого предложения. | |||||
2 | Основные признаки предложения: законченность мысли, порядок слов в предложении, связь слов в предложении. | |||||
3 | Работа с деформированным предложением (слова даны в начальной форме). | |||||
4 | Установление связи слов в предложении по вопросам. | |||||
5 | Предложения, различные по интонации: повествовательные, вопросительные, восклицательные. | |||||
6 | Знаки препинания в конце предложения(точка, вопросительный, восклицательный знаки). Промежуточная диагностика за 3 четверть | Промежуточная диагностика за 3 четверть | ||||
7 | Составление диалогов с дополнением ответа на вопрос собеседника. Правильная расстановка знаков препинания и точность интонирования реплик диалога. | |||||
8 | Составление ответов на вопросы. Вариативность ответов на один вопрос. | |||||
Письмо и чистописание. | 4 часа | |||||
1 | Выработка навыка правильного и аккуратного письма с дальнейшим ускорением темпа письма. | |||||
2 | Закрепление навыка списывания целым словом с печатного и рукописного текстов. | |||||
3 | Четкое и графически правильное письмо прописных букв. | |||||
4 | Письмо под диктовку предложений и текстов с соблюдением правил правописания. | |||||
Связная письменная речь | 3 часа | |||||
1 | Работа с деформированным текстом. Определение темы текста. | |||||
2 | Списывание текста с заменой часто повторяющихся слов местоимениями и фразовыми синонимами (заяц –он, заяц –трусишка). Подборка заголовка к тексту. Итоговая диагностика за гол | Итоговая ая диагностика за год | ||||
3 | Составление вопросов к тексту с опорой на вопросительные слова. Письменный пересказ текста по составленным вопросам. | |||||
Итог | 34 часа |
Формы организации
- Работы с тетрадями.
- Игры-соревнования.
- Практические работы.
- Тестирование.
Оценочные материалы курса внеурочной деятельности
«Логопедия»
2-4 классы
- Класс
Входящая диагностика
Цель работы: проверить умения:
− различать звуки на слух и обозначать их буквами;
− анализировать слова по звуковому и буквенному составу,
классифицировать их;
− списывать строчные и прописные буквы;
− составлять предложение с опорным словом и схему предложения.
I вариант
1. Напиши буквы под диктовку:
А Т У Д В О Ж Л М З
2. Спиши:
В саду растут вишни и малина. Дети собирают плоды.
(9 слов)
Составь схему первого предложения.
3. Сделай звуковой анализ слова малина.
4*. Спиши слова и вставь пропущенные буквы:
К…рица, бел…а, вол…
Какое слово лишнее? Подчеркни.
II вариант
1. Напиши буквы под диктовку:
А Т У Д В О Ж Л М З
2. Спиши слова:
Сахар, хлеб, тарелка, слива.
В слове сахар поставь ударение, раздели его на слоги.
3. Составь предложение со словом хлеб. Запиши его графически.
III вариант
1. Напиши буквы под диктовку:
А Т У О Л М З
2. Спиши слова:
КОШКА, ЛИСА, КОРОВА.
Подчеркни лишнее слово, определи в нём количество букв.
3. Составь графическую схему предложения:
Наступила золотая осень.
2 класс.
Промежуточная диагностика(1 четверть)
Цель работы: проверить умения:
− записывать слова по слуху;
− различать звуки на слух и в произношении;
− анализировать слова по слоговому составу;
− писать строчные и прописные буквы;
− составлять схему предложения;
− различать твёрдые и мягкие согласные;
− правильно оформлять предложение (большая буква, точка).
I вариант
Запиши под диктовку предложения:
Утром в городе началась гроза. У Шурика болит голова. В нашем лесу живут волки.
(14 слов)
Задания:
1. Подчеркни в словах мягкие согласные.
2. Составь схему третьего предложения.
3. Раздели слова на слоги во втором предложении, поставь ударение.
II вариант
Запиши под диктовку предложения:
У рощи была ива. Не руби эту иву. Эта ива наша.
(11 слов)
Л.Н. Толстой
Задания:
1. Подчеркни в словах твёрдые согласные.
2. Составь схему третьего предложения.
3. Раздели слова на слоги во втором предложении.
III вариант
Запиши под диктовку предложения:
Папа купил детям игрушки. Миша и Ната рады.
(8 слов)
Задания:
1. Подчеркни в словах гласные.
2. Составь схему первого предложения.
3. Поставь ударение во втором предложении.
2 класс.
Промежуточная диагностика II четверть
Цель работы: проверить знания:
– правил написании букв е, ю, я, ё;
проверить умения:
– писать под диктовку слова с буквами е, ё, ю, я;
− составлять схему предложения;
− делить слова на слоги;
− ставить в словах ударение;
− правильно оформлять предложение (большая буква, точка).
I вариант
Диктант
Юля и Зоя гуляли на поляне. Они рвали землянику. Ягоды были спелые и вкусные.
(14 слов)
Слова для справок: земляника.
Задания:
1. Подчеркни слова, в которых есть буквы ю, я, е, ё.
2. Раздели на слоги слова во втором предложении. Поставь ударение.
3. Составь схему третьего предложения.
II вариант
Диктант
Мы ехали на поезде. Заяц ел капусту.
(7 слов)
Задания:
1. Подчеркни в словах буквы е, я.
2. Раздели на слоги слова заяц, капуста, ехали, поезд. Поставь в словах ударение.
III вариант
Диктант
У Юли юла. У Лёни зелёная ёлка.
(7 слов)
Задания:
1. Подчеркни красным карандашом буквы в словах ё, ю, я, е.
2. Раздели на слоги слова Юля, ёлка. Поставь в словах ударение.
2 класс.
Промежуточная диагностика за III четверть
Цель работы: проверить знания:
– правописания большой буквы в именах людей и кличках животных;
проверить умения:
− писать под диктовку слова;
− правильно оформлять предложение (большая буква, точка);
− писать под диктовку словарные слова и списывать слова с печатного образца, вставляя пропущенные буквы;
− определять слова, обозначающие действия и предметы;
− составлять схемы предложений.
I вариант
Диктант
Петя и Миша плавают по реке на лодке. Они поют песни, ловят рыбу. На берегу ждёт пёс Шарик.
(18 слов)
Слова для справок: ждёт.
Задания:
1. Подчеркни слова, обозначающие действия.
2. Составь схему третьего предложения.
II вариант
Диктант
Оля ставит на стол посуду. Кот Пушок сидит у стола.
(10 слов)
Задания:
1. Подчеркни слова, обозначающие действия.
2. Запиши под диктовку словарные слова корова, молоко, ворона.
III вариант
Диктант
Во дворе ребята. Они сажают кусты и цветы.
(8 слов)
Задания:
1. Подчеркни слова, обозначающие предметы.
2. Спиши словарные слова (печатный образец), вставляя пропущенные буквы
К…РОВА, М…Л…КО, В…Р…НА.
2 класс.
Итоговая диагностика за год
Цель работы: проверить умения:
− писать слова по слуху;
− правильно оформлять предложение (большая буква, точка);
− анализировать слова по звуковому составу;
− делить слова на слоги и ставить ударение;
− выделять предлоги в предложении.
I вариант
Диктант
Новый друг
Зайка брёл уныло по лесу. Под кустом жила улитка. Она позвала зайчишку в гости. Она угостила его вкусными листочками. Зайка был рад.
(24 слова)
Слова для справок: угостила.
Задания:
1. Подчеркни предлоги во всех предложениях.
2. Выполни звуковой анализ слова улитка.
3. Слова в третьем предложении раздели на слоги, поставь ударение в каждом слове.
II вариант
Диктант
Дядя Петя купил мне удочку. Мы идём рыбачить на речку. Рядом бежит собака Жулька. Все ждут хорошего улова.
(18 слов)
Слова для справок: бежит, хорошего, Жулька.
Задания:
1. Определи количество слогов, букв и звуков в слове Петя.
2. В первом предложении подчеркни гласные буквы в словах. Поставь ударение.
3. Во втором предложении подчеркни предлог.
III вариант
Диктант
Родители пришли с работы. Мама купила вкусный торт. Все будут пить чай.
(12 слов)
Задания:
1. Определи количество слогов и букв в слове чай.
2. В первом предложении подчеркни гласные буквы в словах. Поставь ударение.
3 Класс
Входящая диагностика
Цель работы:
проверить умения:
−писать проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова; слова с сочетаниями жи, ши; заглавную букву в именах собственных; слова с разделительным ь перед гласными;
−обозначать на письме мягкость согласных гласными буквами и мягким знаком;
−делить слова на слоги;
−составлять предложение из слов, данных в нужной форме вразбивку.
Диктант
Дима идёт в школу. В руках у него портфель. В портфеле лежит букварь и тетради. Дима хороший ученик.
(18 слов)
Слова для справок: портфель.
Задания:
I вариант:
Выпиши из текста одно слово, состоящее из двух слогов, а второе –из трёх слогов.
Составь предложение:
опадают, с, листья, деревьев.
Подчеркни слова, в которых есть сочетания жи и ши.
О ком говорится в первом предложении? Подчеркни главные слова.
II вариант:
1) Раздели слова на слоги: портфель, ученик.
Подчеркни мягкие согласные.
2) Спиши слова, вставляя пропущенную букву:
малыш__, ш__повник, ж__раф, ж__р.
III вариант
Диктант
Дима идёт в школу. В руках у него портфель. Дима хороший ученик.
(12 слов)
Задания:
1. Раздели на слоги слова: пенал, сорока.
Подчеркни твёрдые согласные.
2. Спиши слова, вставляя пропущенную букву:
уж_, маш_на, нож_.
Промежуточная диагностика I четверть
Цель работы:
проверить умения:
−писать проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова; глухие согласные в корне и на конце слова; разделительный ь перед гласными;
−обозначать мягкость согласного звука гласными и ь;
−делить слова на слоги;
−ставить ударение в двухсложных и трёхсложных словах;
−различать слова, обозначающие предмет, действие и признак предмета.
Диктант
Жильё .
Грачи и соловьи вьют гнезда на деревьях. Аист строит гнездо на крыше дома. У орла гнездо из старых сучьев.
(20 слов)
Задания:
I вариант:
1) Раздели слова на слоги, поставь ударение: пальто, картофель, октябрь.
2) Распредели слова на 3 столбика (1–предмет, 2 –действие, 3 –признак предмета).
Дом, белый, рыба, прыгать, сладкий, лень, горячий.
II вариант:
1) Раздели слова на слоги, поставь ударение, подчеркни мягкие и твёрдые согласные: сучьев, гнездо, деревьях.
III вариант
Диктант
Жильё.
Грачи и соловьи вьют гнезда на деревьях. У орла гнездо из старых сучьев.
(14 слов)
Задания:
1. Раздели слова на слоги, поставь ударение, подчеркни гласные и мягкие согласные: соловьи, грачи.
Промежуточная диагностика II четверть
Цель работы:
проверить умения:
−писать проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова;
-парные согласные в корне и на конце слова; слова с сочетаниями ши, ща;
разделительный ь перед гласными;
−обозначать на письме мягкость согласного звука гласным и ь;
−делить слова на слоги для переноса;
−проверять слова с глухой согласной на конце слова путём изменения формы слова.
Диктант
Зима.
Пришла настоящая зима. Иней запушил деревья. Вот белка прыгала с ветки на ветку. Мороз затянул пруд льдом. Дети полили водой горку.
(22 слова)
Слова для справок: запушил.
Задания:
I вариант:
1)Спиши слова, вставляя пропущенную букву. Подбери проверочные слова:
сне__, ле__, моро__, пру__.
2) Спиши, разделяя слова для переноса:
стол, зеркало, моль, поле, вешалка, улитка, огурец.
II вариант:
1)Спиши слова, вставляя пропущенную букву: сне__, ле__, моро__, пру__.
2) Спиши, разделяя слова на слоги: стол, зеркало, моль, поле, вешалка, улитка, огурец.
III вариант
Диктант
Зима.
Пришла настоящая зима. Иней запушил деревья. Вот белка прыгала с ветки на ветку. Дети полили водой горку.
(18 слов)
Задания:
1.В первом предложении подчеркни в каждом слове твёрдые согласные, поставь ударение, раздели слова на слоги.
Промежуточная диагностика III четверть
Цель работы:
проверить умения:
−писать проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова;
разделительный ь перед гласными; слова с сочетаниями жи;
−располагать слова в алфавитном порядке;
−делить слова на слоги;
−проверять слова с безударными гласными путём изменения формы слова и подбора родственных слов.
Диктант
Из чего дома строят.
Первое жильё человек строил из дерева. Он легко сплёл ветки и сделал заслон от ветра. Теперь стены кладут из кирпичей.
(24 слова)
Слова для справок: сплёл, заслон.
Задания:
I вариант:
1) Расположи слова в алфавитном порядке. Раздели слова для переноса:
длинный, улица, кирпич, склад.
2) Спиши слова, вставляя пропущенную букву, подбери проверочные слова: в..да, дер..во, к..мочки, ст..на.
3)Во втором предложении подчеркни слова-действия.
II вариант:
1) Расположи слова в алфавитном порядке. Раздели слова на слоги: длинный, масса, кирпич, склад.
2) Спиши слова, вставляя пропущенную букву, подбери проверочные слова:
бере__, зу__, похо__.
3. В первом предложении подчеркни слова-предметы.
III вариант
Диктант
Из чего дома строят.
Первое жильё человек строил из дерева. Это была защита от ветра. Теперь стены кладут из кирпичей.
(20 слов)
Задания:
1) Раздели слова на слоги: длинный, масса, кирпич, склад.
2) Спиши слова, вставляя пропущенную букву: бере__, зу__, похо__.
3) В первом предложении подчеркни слова, отвечающие на вопросы кто? что?
(2 слова)
Итоговая диагностика за год
Цель работы:
проверить умения:
−писать проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова;
−находить слова, обозначающие действие предмета;
−делить слова на слоги, выделять гласные и согласные буквы.
Диктант
Сын и дочка.
Пятый час. Идут с работы мама и папа. Юля ставит на стол чайную посуду. Лёня принёс свежие булки. Все будут пить душистый чай.
(26 слов)
Слова для справок: ставит.
Задания:
I вариант:
1)Выпиши из текста 3 слова, обозначающие действие предмета.
2) Подчеркни предлоги в тексте.
3) Раздели слово булки на слоги, посчитай согласные и гласные буквы, поставь ударение.
II вариант:
1)Выпиши из текста 3 слова, обозначающие предметы.
2)Подчеркни в тексте имена собственные.
3)Найди в тексте слова с сочетаниями ча, жи, ши подчеркни их.
III вариант
Диктант
Вечером идут с работы мама и папа. Юля ставит на стол чайную посуду. Лёня купил свежие булки. Все будут пить душистый чай.
(22 слова)
Слова для справок: ставит.
Задания:
1. К словам первого столбика подбери пару из второго столбика. Запиши:
ЗМЕЯ ПЛЫВЁТ
РЫБА
ШИПИТ
ПТИЦА СКАЧЕТ
КОНЬ ЛЕТИТ
2. Найди в тексте слова с сочетаниями ча, жи, ши подчеркни их.
4 Класс
Входящая диагностика
Диктант
Осенью.
Наступила осень. Тронулись в дальний путь птицы. Сильный ветер гнёт крылья. Звери ждут зимы. Засыпает на сухих листьях ёж. Медведь лёг в берлогу. Заяц сменил шубку. (27 слов)
Задания.
1) Подчеркнуть разделительный мягкий знак одной чертой, а обозначающий мягкость – двумя чертами.
2) Разделить для переноса слова ветер, птицы, медведь.
Контрольное списывание
Осень.
Закончились тёплые деньки. Стоит холодная погода. Весь день дует ветер. Ч…сто моросит дождь. На дорогах грязь и луж… . С деревьев падают сухие листья. Только они нарушают тиш…ну.
(28 слов)
Задания.
1) Списать, вставляя пропущенные буквы.
2) Подчеркнуть разделительный мягкий знак одной чертой, а обозначающий мягкость – двумя чертами.
Промежуточная диагностика 1 четверть.
Диктанты.
На лугу.
Слава и Лёня гнали корову Зорьку на луг. Трава там высокая и сочная. Хорош корм для коровы. Вот и луг. Белая бабочка перелетела с цветка на цветок. Грозно гудел шмель. Он испугал мальчиков.
Слова для справок: перелетела, испугал.
Задание:1)Подчеркнуть большую букву в именах и кличках животных;
2) Подчеркнуть главные члены в шестом и седьмом предложениях.
3)Подобрать проверочные слова: Эта…-…,утю…-…, стр…ла-…, в…лна- …, гла…-…, рука…-…, тр…ва-…, гр…бы-….
Промежуточная диагностика 2 четверть.
Диктант
Первый снег.
Выпал первый снежок. Пушистым ковром лежит он на полях и реках. Всё бело кругом. Вдали темнеет лесок. Скорей туда! Деревья убраны белыми хлопьями. Снег блестит на солнце. Лес как сказка!
Задание:1)В данных словах поставь ударение и подбери к ним проверочные слова; Снежок, полях, реках, лесок, деревья, блестит.
2)В 1и 2 предложении подчеркнуть слова обозначающие предмет, действие и признак.
Промежуточная диагностика 3 четверть.
Диктант
Дружная весна.
Пришла дружная весна. Светит тёплое солнышко. Рыхлый снег остался только в тени леса. На лесных озерках треснул лёд.
Мутная вода затопила низины. Журчат шумные ручьи. На берёзах надулись маленькие почки. Они пахнут душистой смолой. Кричат весёлые воробьи.
Задания:1)Волнистой линией подчеркнуть прилагательные.
2)Подобрать противоположные по смыслу слова: Сладкий-…, белый-…, узкая-…, мелкая-…, большое-…, тёплое-…, тёмные-…, добрые-….
Итоговая диагностика 4 четверть.
Диктант
В роще.
Дети пришли в рощу. Там весело и шумно. Пчела брала мёд с цветка. Муравей тащил травинку. Голубь строил гнездо для голубят. Зайчик бежал к ручью. Ручей журчал по камням. Он работал. Ручей поил чистой водой людей и животных
Задания:1)Выделить корень в однокоренных словах: дождь – дождик – дождливый; корм – кормить – кормовая – кормушка.
2)Вставить пропущенные буквы и подобрать проверочные слова. Поставить ударение и выделить корень.
Б…льной - …, л…сник -…, м…ряк - …, гл…зок - …, св…тить - …, п…лить - ….
3)В первом и третьем предложении подчеркнуть слова предметы, действия и признак.
4)Запись под диктовку словарных слов: дежурный, учитель, работа, класс, пенал, хорошо, ученик, девочка, русский, тетрадь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса внеурочной деятельности.Проектная деятельность.
Разработка программы....
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Проектная деятельность"
Общеинтеллектуальное направление...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности"ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ."
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный,личностно-ориентированный,деятельностный подходы....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности для 2-4 классов «Основы проектной деятельности »
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельностидля 2-4 классов«Основы проектной деятельности »...
"Мир деятельности" Рабочая программа курса внеурочной деятельности для учащихся начальной школы
quot;Мир деятельности" Рабочая программа курса внеурочной деятельности для учащихся начальной школы Возраст обучающихся: 7-10 лет Срок реализации: 4 года...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по социальному направлению «Проектная деятельность»
Проектная деятельность- важный аспект формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников. Исследовательскую проектную деятельность можно включать не только в систему уроко...