Рабочая программа по "Логоритмике"
рабочая программа по логопедии
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа п. Коммунистический»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По «Логоритмике» 4 класс
срок реализации 1года
на 2020 – 2021 учебный год
Составитель: Рудомётова Л.С.
учитель-логопед,
первая квалификационная категория.
I. Пояснительная записка к программе.
Программа учебного предмета «Логоритмика» (рабочая программа) на период 1 – 4 классы составлена в соответствии с:
- Основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Приказ Министерства образования и науки РФ № 1598 от 19.12 2014 г.);
- Примерной учебной программой по ритмике для общеобразовательных учреждений (автор.: Цыпина Н.А. М: «Просвещение», 2013г.)
- Федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального и общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253 (в редакции приказов от 8 июня 2015 г. № 576, от 28 декабря 2015 г. № 1529);
- Адаптированной основной образовательной программой начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (вариант 7.2) МБОУСОШ п. Коммунистический.
Программа учебного предмета «Логоритмика» (рабочая программа) является частью Адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся ограниченными возможностями здоровья (вариант 7.2) МБОУСОШ п. Коммунистический.
- Цели и задачи учебного предмета «Логоритмика».
Цель программы: обеспечение выполнения требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ посредством создания условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.
Развитие всех компонентов речевого здоровья воспитанников на основе организации коррекционного пространства в условиях МБОУ, обеспечивающего преодоление речевых нарушений, познавательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой.
Задачи коррекционно - развивающей работы:
1)Формирование элементарных представлений о единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека и о роли речевого здоровья.
- Развитие всех компонентов устной речи детей младшего школьного возраста (лексического строя, грамматики, фонетико-фонематической системы, слоговой структуры и связной речи) в музыкально-ритмическом контексте;
- Формирование представлений об оздоровительном влиянии музыки и движения на здоровье человека;
- Улучшение общего физического здоровья детей с ОВЗ (формирование осанки, совершенствование общей и мелкой моторики);
- Развитие умений слушать и слышать музыкальные произведения, сопровождаемые речью;
- Развитие музыкального слуха, ритма;
2)Формирование навыков вербального и невербального общения.
- Развить слуховую и зрительную память;
- Развить мыслительные процессы (анализ синтез, обобщение, систематизация)
- развивать зрительное и слуховое внимание; учить переключать внимание;
- учить различать темпы мелодий, различать чувство ритма, петь соответственно со звучанием музыки;
- развивать физиологическое дыхание, артикуляционный аппарат, мимику;
- развивать силу голоса и выразительность речи и пения;
- развивать мелкую моторику, точность движений;
- формировать правильную артикуляцию звуков;
- развивать диалогическую речь;
- развивать творчество и инициативу.
III.Общая характеристика учебного предмета.
Логоритмика – это один из качественных методов логопедической работы по развитию речи учащихся.
Однако, у учащиеся с ОВЗ наблюдаются не только нарушения речи - это вторичные нарушения. Первичным у этой категории детей является недоразвитие психомоторных функций; страдает внимание, память, мыслительные операции анализа, синтеза, систематизации, имеет место общая моторная неловкость, недостаточная подвижность и координированность движений пальцев рук.
Дефекты зрительного восприятия приводят к тому, что у ребенка запаздывает сенсорное развитие, возникают проблемы с ориентацией в пространстве. Нарушения произвольного слухового внимания проявляются в трудностях сосредоточения на заданиях педагога, данной в словесной форме, определяют отсутствие чувства ритма и рифмы; приводят к сложностям формирования у учащихся фонематических процессов.
Следует отметить, что учащиеся зачастую отличаются и рядом личностных особенностей. У них снижена работоспособность на занятиях, быстро утомляются. В общении большинство из них характеризуются повышенной возбудимостью, двигательной расторможенностью или, что бывает реже, вялостью и апатией.
В работе с учащимися учитель может использовать логоритмические средства для регулирования процессов возбуждения и торможения, постепенно формировать координацию движения, их переключаемость, точность, учить передвигаться и ориентироваться в пространстве. Логоритмика позволяет сформировать у учащихся рефлекс сосредоточения, а это в дальнейшем позволит развить произвольное движение.
В ход занятий также вводятся элементы психогимнастики, активной и пассивной музыкотерапии, дыхательные и оздоровительные упражнения, игровой массаж и самомассаж, речевая и пальчиковая гимнастика.
Логоритмика является мощным вспомогательным средством для эффективной совместной работы логопеда и учителя по коррекции не только различных нарушений речи учащихся, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания, но и развития познавательных психических процессов.
Логоритмические занятия направлены на всестороннее развитие ребѐнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя.
IV. Описание учебного предмета в учебном плане.
Рабочая программа в 4 классе рассчитана на 34 часа в год, проводится 1 раз в неделю по 40 минут. Курс реализуется во внеурочной деятельности учителем-логопедом.
V.Содержание работы по курсу «Логоритмика»
Особенность курса заключается в том, что в двигательные задания чередуются с развитием познавательных психических процессов. Включается речевой материал, над качеством которого призвана работать логопедическая ритмика, музыка сопровождает движение.
Структура занятий включает в себя развитие памяти, внимания, оптико-пространственных представлений, слуховых функций, двигательной сферы, ручной моторики, артикуляционной моторики, речевой функциональной системы, звукопроизношения. В занятия включаются пальчиковые игры или массаж пальцев, гимнастика для глаз, различные виды ходьбы и бега под музыку, стихотворения, сопровождаемые движениями, логопедическая гимнастика, мимические упражнения, логопедические песенки- чистоговорки.
VI.Виды деятельности по курсу «Логоритмика»
Ходьба и маршировка в различных направлениях. Как правило, эти упражнения являются вводными и заключительными. Они формируют четкую координацию движений рук и ног, улучшают осанку, учат ориентироваться в пространстве, закрепляют понятия левостороннего и правостороннего движения, учат воспринимать словесную инструкцию, т.е. развивают слуховое внимание.
Упражнения на регуляцию мышечного тонуса направлены на развитие умения расслаблять и напрягать определенные группы мышц
Упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции. Работа над артикуляцией позволяет уточнить правильное звукопроизношение, развивает подвижность языка, челюстей, губ, способствует хорошей переключаемости артикуляционных движений.
Упражнения на активизацию внимания и памяти. Для детей, имеющих речевые нарушения, особенно важно развивать слуховое внимание и слуховую память.
Счетные упражнения. Эти упражнения позволяют задавать определенный темп и ритм выполнения движений, а также закрепляют счет в пределах 1-100. Чаще всего счетные упражнения – это разнообразные считалки.
Речевые упражнения без музыкального сопровождения. Их суть – ритмичное проговаривание стихотворного текста с одновременным выполнением действий. Стихотворный текст в этих упражнениях является ритмической основой для выполнения движений. Это позволяет совершенствовать общую и мелкую моторику, вырабатывает хорошую координацию действий.
Ритмические упражнения. Основная задача этих упражнений – сформировать у ребенка чувство музыкального ритма в движении.
Развитие чувства темпа. Эти упражнения необходимы для того чтобы на основе музыкального темпа работать над темпом речи.
Пение. Пение чистоговорок прекрасно развивает дыхание, голос, формирует чувство ритма и темпа, улучшает дикцию и координирует слух и голос.
Пальчиковые игры. Пальчиковые игры проводятся с пением, с проговариванием текста, а также с мелкими предметами – карандашами, палочками, мячами.
Упражнения на развитие мимики. Эти упражнения направлены на развитие мимической и артикуляционной моторики (подвижность губ и щек).
Артикуляционные упражнения направлены на развитие подвижности языка, губ, челюстей, переключаемости артикуляционных движений. Они могут выполняться как под музыку, так и без нее, под счет.
Упражнения на развитие фонематического восприятия. Фонематическое восприятие – это различение на слух всех звуковых единиц языка. Без развитого фонематического слуха невозможно правильное звукопроизношение, т.к. прежде, чем произнести звук, нужно научиться различать его на слух.
Коррекция звукопроизношения. Формирование слухового внимания, фонематического восприятия, артикуляционной и мимической моторики, затем звук автоматизируется и дифференцируется. Детям предлагаются игры на основе звукоподражания.
Все перечисленные виды деятельности делятся на две большие группы:
А) упражнения, развивающие неречевые процессы (общая и мелкая моторика, координация движений, ориентировка в пространстве, регуляция мышечного тонуса, темпа, ритма, развитие познавательных психических процессов);
Б) речевые упражнения (развитие дыхания, голоса, темпа и интонации речи, развитие артикуляции и мимики, работа над правильным звукопроизношением и формированием фонематического слуха).
Те или иные задания подбираются в зависимости от речевого дефекта.
VII. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.
АООП НОО обучающихся определяет уровень овладения предметными результатами: базовый уровень (обязательный минимум содержания основной образовательной программы) – является обязательным для всех обучающихся с ОВЗ.
Освоение обеспечивает достижение обучающимися трех видов результатов: личностных, метапредметных и предметных.
Личностные результаты включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции, социально значимые ценностные установки, необходимые для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с ОВЗ в культуру, овладение ими социо-культурным опытом.
С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей обучающихся личностные результаты должны отражать:
- активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
- проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
- оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями и межпредметными знаниями, а также способность решать учебные и жизненные задачи и готовность к овладению в дальнейшем основным общим образованием.
С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ метапредметные результаты должны отражать:
- характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
- находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
- общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
- обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий ритмикой;
- организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
- планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе её выполнения;
- анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
- видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетичские признаки в движениях и передвижениях человека;
- технически правильно выполнять двигательные действия из базовых движениях, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
Предметные результаты освоения АООП НОО с учетом специфики содержания предметных областей включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность их применения.
С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей обучающихся предметные результаты должны отражать:
- планировать занятия в режиме дня;
- представлять логоритмику, как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
- бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
- находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;
- выполнять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.
VIII.Система оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения Программы.
1.Оценка планируемых результатов осуществляется в начале и конце сроков реализации Программы.
2.Оценка неречевых психических функций осуществляется путем диагностики (по Н. В. Серебряковой, Л. С. Соломахе).
Диагностика проводится в начале учебного года с целью исследования состояния слухового внимания воспитанников, восприятия и воспроизведения ритма, умения ориентироваться в пространстве, общей и ручной моторики, речевой моторики. Результаты диагностики учитываются при составлении планов, индивидуальной работы с детьми. Повторное исследование проходит в конце учебного года, чтобы проследить динамику изменений состояния неречевых психических функций обучающихся.
Тематическое планирование занятий по курсу «Логоритмика» в 4 классе
№ п/п | Тема занятия | Содержание работы |
1. | Я –это я | Обследование состояния психомоторики |
2. | У бабушки в деревне (овощи-фрукты) | Пальчиковые упражнения. Игра на развитие познавательных интересов (овощи-фрукты). «Хлопни, когда услышишь…» |
3. | Сбор урожая. Огород на целый год | Речедвигательная игра «Собираем урожай». Игра на развитие логического мышления «Что лишнее». Проговаривание слова в медленном и быстром темпе. |
4. | Путешествие в осенний лес | Движения под музыку «Как нам хлопать, как нам топать?». Пальчиковая игра «Соберем букет» |
5. | Золотая осень | Динамические дыхательные упражнения. «Ветерок- ветрище». Дутье на листочки. Выкладывание ритмического бордюра из цветных листьев. |
6. | Дикие животные наших лесов | Игра на развитие воображения и творчества «Звери в лесу». Соотнесение типа мелодии с животным. |
7. | На лесной полянке | Выбор мелодии для изображения животного. Творческий танец «Зверь на полянке» |
8. | Наши пернатые друзья | Артикуляционная гимнастика. Выстраивание птиц в ряд по степени длины их клюва. Пальчиковые игры. |
9. | Почему улетают птицы? | Игра на развитие познавательных способностей «Перелетная-неперелетная". Считалки. Скороговорки. |
10. | Волшебница зима | Стихи о зиме. Работа с мимикой, жестами и интонацией. Песня «Как на тоненький ледок» |
11. | Зимние забавы | Самомассаж пальцев «Рукавицы». Игра «Попади снежком в ведерко». Ходьба по ленте (линии). Прыжки через линию. |
12. | Вот какой Снеговичок | Выкладывание предметов по порядку от большого к маленькому и наоборот. Подвижная игра «Собери снеговика» |
13. | Скоро Новый год | Стихи к празднику. Интонация, жесты, темп речи. |
14-15. | Сказка о Маше-растеряше (одежда) | Прохлопывание ритма с одновременным проговариванием слогов, слов (двух- и трехсложные слова). Раскладывание предметов одежды по группам. Сезонная одежда. Чистоговорки |
15-16. | Встреча с Федорой (посуда) | Артикуляционная гимнастика. Пропевание мелодии с изменением тембра. Прослушивание песни по сюжету «Федорино горе». Пропевание песенок предметов посуды из прослушанного. Выстраивание ряда посуды по стихотворению. |
17-18. | А что у Вас? (профессии) | Пальчиковые упражнения. Развитие речевого дыхания и мимической выразительности. Игры –подражания деятельности разных специалистов. «Где мы были, мы не скажем» |
19-20 | Поездка по городу (транспорт) | Речедвигательные упражнения. Стихи о транспорте. Водный, воздушный, наземный транспорт. Строительная техника. Движения-подражания. Воспроизведение слоговой структуры сложных слов (хлопки, шаги) |
21 | Путешествие в Простоквашино (домашние животные) | Чистоговорки о животных. Работа с мимикой, жестами, интонацией. Пальчиковые игры |
22 | Почему грустит щенок? (домашние животные) | Психогимнатика (эмоции, мимика). Стихи о животных. Выбор логического ударения в предложении. Игра «Эхо» |
23 | Прогулка в зоопарк | Рассказ о том, как ухаживают за животными в зоопарке. Интонация, темп, выразительность речи. |
24. | Животные жарких стран | Дыхательные упражнения. Поиск спрятавшейся игрушки «Холодно-горячо». С.Маршак «Детки в клетке. Чтение и повторение. |
25-26 | Весна, весна на улице! | Имитация капели (темп, сила ударов) Игра на инструментах. Соотнесение ритма ударов с ритмом звучащей музыки. Чистоговорки с движением |
27 | День космонавтики | Танцевальное упражнение «Среди звезд». По сигналу следи звездочек найти нужный предмет. Развитие скорости реакции. |
28-29 | В царстве Нептуна | Изучение морских и речных обитателей. Пальчиковые игры-подражания движениям рыб. Игра «Море волнуется раз» |
30 | Волшебный мир цветов | Садовые и полевые цветы. Танец цветов. Движения с ленточками, колокольчиками, ватой на ладошках. |
31-32 | Чудо на ладошке (насекомые) | Работа с изменением силы голоса, длительности выдоха. Длинные и короткие дорожки (пропевание, жужжание и т.д.) Танец вокруг цветка. Чистоговорки. |
33 | Здравствуй, лето! | Игра «Наоборот». Психогимнастика. Стихи о лете. Работа над интонацией и жестами. |
34 | Обследование состояния психомоторики детей | |
Итого: 34ч |
Учебно-методический комплект
- Алябьева Е.А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения: Методическое пособие.
- Вишневская Е., Волошинов В., Глаголева А., Кабачков В., Литвинов Е., Смирнов А.,Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: Учеб.для студ. высш. учеб, заведений - М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 272 с. - (Коррекционная педагогика).
- Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду.
- Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми.
- КузнецоваЕ.В. Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с тяжелыми нарушениями речи.
- Клезович О.В. Музыкальные игры и упражнения для развития и коррекции речи детей: Пособие для дефектологов, музыкальных руководителей и воспитателей.
- Е.Д.Худенко, Г.Ф.Гаврилычева, Е.Ю.Селиванова, В.В.Титова «Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе –интернате, детском доме» - методическая библиотека.
- Чистякова М.И. «Психогимнастика».
- Щуркова Н.Е., Нитюков В.Ю., Савченко А.П. и др. «Новые технологии воспитательного процесса».
- CD «Весёлая логоритмика» Е. Железновой, М. Ю. Гоголевой, Е. В. Кузнецовой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, технологии. Рабочие программы по внеурочной деятельности. ФГОС.
Разработанно в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...