Использование технологии эдьютейнмента в работе учителя-логопеда
методическая разработка по логопедии

Киселева Юлия Владимировна

Представлена инновационная педагогическая технология «эдьютейнмент» в контексте ее использования в коррекционно-развивающем пространстве сенсорной комнаты для проведения логопедических занятий. Раскрыто содержание понятий «эдьютейнмент» и «мультисенсорная среда», охарактеризованы потенциальные возможности сенсорного оборудования для коррекционно-логопедической работы с детьми, имеющими задержку психоречевого развития, расстройства аутистического спектра, детский церебральный паралич и дизартрию, синдром дефицита внимания с гиперактивностью, заикание и др.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование технологии ЭДЬЮТЕЙНМЕНТА в работе учителя-логопеда

Аннотация. Представлена инновационная педагогическая технология «эдьютейнмент» в контексте ее использования в коррекционно-развивающем пространстве сенсорной комнаты для проведения логопедических занятий. Раскрыто содержание понятий «эдьютейнмент» и «мультисенсорная среда», охарактеризованы потенциальные возможности сенсорного оборудования для коррекционно-логопедической работы с детьми, имеющими задержку психоречевого развития, расстройства аутистического спектра, детский церебральный паралич и дизартрию, синдром дефицита внимания с гиперактивностью, заикание и др.

Ключевые слова: эдьютейнмент, мультисенсорная среда, коррекционно-логопедическая

работа, дети с ограниченными возможностями здоровья.

Актуальность исследуемой проблемы. Актуальность исследования обусловлена значительным увеличением в настоящее время числа детей с сочетанными нарушениями развития, со сложной структурой дефекта (ОНР и ЗПР, заикание и СДВГ, сенсомоторная алалия и расстройства аутистического спектра и др.). Эти дети отличаются высокой чувствительностью, истощаемостью нервной системы, высокой эмоциональной лабильностью, недостаточным уровнем развития высших психических функций. В связи с этим целью нашего исследования было изучение опыта внедрения мультисенсорного оборудования в логопедическую работу средствами эдьютейнмент-технологий.

Материал и методика исследований. Был проведен теоретический анализ педагогической, психологической и медицинской литературы, изучены нормативные и инструктивно-методические документы по исследуемой проблеме, протоколы психолого-педагогического обследования детей с нарушениями речи, обобщен передовой педагогический опыт.

Результаты исследований и их обсуждение. Эдьютейнмент представляет собой

инновационную технологию обучения как совокупность технических и дидактических средств, основанную на концепции обучения через развлечение, когда знания передаются в комфортных условиях и в понятной и интересной форме.

Под мультисенсорной средой понимается организованное специальным образом пространство, которое оснащено различными стимуляторами, способствующими развитию и коррекции высших психических функций. Данное оборудование воздействует на все анализаторы, вестибулярный аппарат, способствует развитию речевых процессов, коррекции личностных особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья(ОВЗ), создает положительно-эмоциональную атмосферу на логопедических занятиях.

Коррекционное обучение этих детей требует специфических подходов, которые предусматривают перманентную эмоциональную поддержку на логопедических занятиях. Зачастую ни старания учителя-логопеда, ни отличное владение методикой логопедического воздействия бывает недостаточно для высокой мотивации детей к занятиям: их утомляет ежедневное многократное проговаривание речевого материала, особенно если у ребенка также присутствуют поведенческие проблемы. Как следствие интерес к логопедическим занятиям снижается, мотивация падает, что обуславливает и отсутствие положительной динамики уровня речевого развития детей с ОВЗ. В то же время результаты логопедической работы могут быть значительно выше, если она побуждается не внешними («я делаю, потому что так надо, так требуют»), а внутренними мотивами («я делаю, потому что я хочу, мне интересно»). Одной из таких инновационных высокоэффективных логопедических технологий является эдьютейнмент в мультисенсорной среде.

Мультисенсорное оборудование имеет мощный коррекционно-развивающий, коррекционно-образовательный и профилактический потенциал. Яркость, интерактивность, оригинальность, привлекательность данного современного оборудования способствует быстрому установлению эмоционально-положительного контакта ребенка со специалистом. Это повышает уровень доверия к логопеду, погружает детей с нарушениями речи в атмосферу игры, повышает мотивацию к активному выполнению определенной речевой задачи.

Необходимо помнить, что одновременное предъявление большого числа различных раздражителей может вызвать у детей с ОВЗ отрицательные эмоции и даже негативизм. Поэтому ознакомление ребенка с мультисенсорной средой нужно начинать, когда все светодиодные стимуляторы выключены. В дальнейшем осуществляется поэтапное включение мультисенсорных приборов в логопедический процесс: определенный тренажер становится частью игрового сюжета.

В ходе коррекционно-логопедической работы специалисты используют как активизирующие, так и релаксационные эдьютейнмент-приемы. Релаксационный блок базируется на сочетании музыки и света, сопровождающих проведение упражнений на снятие психоэмоционального и мышечного напряжения. Позитивные эмоции при прослушивании медленной спокойной музыки или звуков природы повышают концентрацию внимания, положительно влияют на функционирование центральной нервной системы.

Важным фактором формирования правильной артикуляции является целенаправленная сильная и длительная воздушная струя. У детей с тяжелой речевой патологией дыхание неритмично и поверхностно, объем выдоха во время речи настолько недостаточен, что его не хватает на произнесение полной фразы. В мультисенсорной среде эффективным средством для развития речевого дыхания служат подвесные модули «сухой душ» и светодиодные нити.

«Сухой душ» - это шатер из разноцветных шелковых лент, которые спускаются вниз, будто струи воды. Обычно детям приятно их перебирать в руках, сквозь ленты можно проходить, касаясь их лицом и телом. При этом дети видят свое отражение в пластиковом зеркале, которое служит основанием «сухого душа». Для развития сильного плавного ротового выдоха и укрепления губных мышц дети дуют на разноцветные «струи», при этом стимулируются тактильно-осязательные ощущения, совершенствуется восприятие пространства, осознание схемы собственного тела.

Песочная игротерапия как эдьютейнмент-технология в системе логопедического воздействия не только нормализует психоэмоциональное состояние детей с ОВЗ, но и развивает их речь, тесно связанные с ней интеллектуально-творческие способности, произвольность поведения, аналитико-синтетическую деятельность коры головного мозга, коммуникацию и сотрудничество.

Речь ребенка во многом зависит от степени сформированности дифференцированной моторики кистей и пальцев рук. Частички песка активизируют рецепторы на кончиках ладоней и пальцев рук, стимулируя соседствующие с моторными зонами речевые области в корковых структурах головного мозга. Погружение в песок двух рук, а не только одной ведущей руки (как при работе на листе бумаги), уменьшает мышечное и эмоциональное напряжение, а также естественным образом совершенствует мелкую моторику кистей и пальцев рук детей с ОВЗ.

Приведем примеры некоторых логопедических игр на автоматизацию звуков:

с использованием песочной терапии:

 «Горочка» (набрать песок в руку и насыпать импровизированную горку, произнося автоматизируемый звук),

«Спрячь игрушку» (сыпать песок на игрушку, проговаривая отрабатываемый звук),

«Дорожка» (шагать пальцами по сделанным дорожкам: зигзаг, волна, спираль, геометрические фигуры и др., произнося коррегируемый звук),

 «Найди игрушку» (искать рукой или пальчиком в толще песка игрушки, автоматизируя нужный звук).

В мультисенсорной среде рисование песком также можно осуществлять с использованием светового стола, который служит основой для сюжетно-речевых игр на логопедических занятиях: совместно с логопедом дети придумывают тему для игры, подбирают игрушки и создают свой маленький мир - вот и готов сюжет для развития связной речи.

Можно рисовать пальчиками буквы, слоги и слова на светящейся панели стола в мельчайшем кварцевом песке. При этом используются различные техники рисования: ладонью, кулаком, ребром большого пальца, мизинцами, щепотью, одним пальцем, одновременно несколькими пальцами, по трафарету, с использованием различных предметов.

В логопедической работе с детьми, имеющими дизартрию и проявления детского церебрального паралича, эффективен сухой бассейн: игры в нем направлены преимущественно на коррекцию нарушений опорно-двигательного аппарата, развитие зрительно-пространственного гнозиса, внимания. Также они помогают закрепить знание цвета, формы, величины, активизируя лексический запас прилагательных. Мягкие большие емкости, наполненные множеством разноцветных пластмассовых шаров, способствуют развитию крупной и мелкой моторики, общей двигательной активности, координации движений с речью, равновесия. В бассейне осуществляется тактильно-зрительная и сенсорно- проприоцептивная стимуляция - это развивает интеллект, ребенок учится произвольно управлять своими движениями. Необходимость удерживать свое туловище на поверхности ускользающих «волн» сухого бассейна побуждает детей координировать моторику, развивая костно-мышечный аппарат.

Дети с ДЦП и дизартрией испытывают большое удовольствие и радость, погружаясь в безопасные «волны» сухого бассейна, резвясь среди ярких шаров. Во время такого «плавания» они получают общий лечебно-профилактический массаж без помощи массажиста.

Погружаясь в сухой бассейн и перемещаясь в нем, дети непроизвольно принимают позу, соответствующую состоянию их мышечного тонуса. В зависимости от целей логопедических занятий в сухом бассейне можно достичь эффекта расслабления или, наоборот, повышения двигательной, речевой и эмоциональной активности. Шарики, касаясь тела ребенка, снижают гипертонус мышц либо тонизируют вялую, дряблую, паретичную мускулатуру. Таким образом, можно выделить несколько важных коррекционно-профилактических эффектов, создаваемых сухим бассейном: массажный, погружения, податливой и ускользающей опоры, сенсорный, тренирующий, закаливающий, расслабляющий.

В работе логопеда сухой бассейн используется, например, для фиксации тела ребенка в пространстве и закрепления позы, удобной для постановки звуков: ребенок с дизартрией находится в положении полулежа, а логопед с помощью зондов осуществляет работу по механической постановке звука. Для развития диафрагмально-реберного типа дыхания ребенок располагается лежа в бассейне, на его грудь набрасываются шарики, а он наблюдает, как они опускаются и поднимаются при выдохе и вдохе, контролируя правильность дыхания. Шарики могут быть средством наглядного моделирования для работы над звуко -буквенным анализом и синтезом: они используются как символы букв для составления слов. Интересны игры с шариками как сенсорными эталонами, при этом активизируется и расширяется словарь за счет прилагательных, обозначающих цвет, форму, фактуру. В рамках отрабатываемых лексических тем или автоматизируемых звуков в толщу шариков-волн можно также спрятать небольшие игрушки или картинки, которые дети ищут, ориентируясь либо на определенный звук, либо на количество слогов и т. п.

Эффективны игры с шариками и для развития математических представлений детей: происходит активизация речи в процессе называния количества, множеств, составления и решения простейших арифметических вербальных задач. Эдьютейнмент-приемы в сухомбассейне всегда эмоционально окрашены. Играя, ребенок расходует много энергии, однако имеет возможность в любой момент откинуться на спину, лечь и расслабиться.

Световое оборудование в темной сенсорной комнате занимает центральное место.

В пузырьковой пластиковой колонне, заполненной дистиллированной водой, поднимается множество воздушных пузырьков в цветных переливающихся струях. Логопед использует ее на этапе постановки звуков: ребенок садится на мягкое основание колонны и, глядя в зеркало, выполняет артикуляционные упражнения. При этом пузырьковая колоннас подсветкой стимулирует зрительный нерв, расслабляет и способствует концентрации внимания.

Световой проектор эффектов «Солнечный» с вращающимися колесами - это сенсорный прибор, проецирующий на стене изображения движущихся цветов и форм разной тематики (растительный, подводный и животный миры, небо с облаками, космос и т. д.).

Данные лексические темы берутся за основу сюжетной линии логопедического занятия поразвитию лексико-грамматических средств языка и связной речи детей с ОВЗ. Восприятие такого разнообразия светоэффектов под релаксирующую музыку развивает творческоеи воссоздающее воображение, зрительное и слуховое восприятие, снижает тревогу и способствует эмоциональному и физическому комфорту во время логопедических занятий.

Светодиодная нить с контроллером - это многометровая гибкая трубка с цветными лампочками в ее толще. Скорость мигания лампочек контролируется специальной ручкой, что обеспечивает разные световые эффекты. Данное оборудование абсолютно безопасно, нить можно сгибать и сворачивать во всех направлениях, погрузить в сухой бассейн (и тогда шарики будут подсвечиваться огоньками нити: «купание в цвете»). С помощью нити на логопедических занятиях можно выкладывать на полу буквы и их элементы, геометрические фигуры, называя предметы, которые могут быть такой формы.

Пучок фиброоптических волокон с боковым свечением «Звездный дождь» активно используется в работе по сенсорному и речевому развитию детей с ОВЗ. Медленно сменяющие друг друга цвета, приглушенный свет создают уют и покой в пространстве темной сенсорной комнаты. Оптоволокно безопасно, дети перебирают пальчиками тонкие светящиеся нити, наматывают их на пальцы, плетут «косичку». Приведем примеры игр:

«Фигуры» (из светящихся нитей дети выкладывают разные геометрические фигуры,

называя предметы такой же формы и цвета),

«Поймай нить» (логопед обращает внимание детей на то, как волокна переливаются разными цветами, затем он обозначает цвет, а дети ловят нити нужного цвета и называют, что еще бывает такой же окраски),

«Волшебные нити» (дети поочередно называют положительные качества друг друга по одному, набирая в руки все больше светящихся нитей, формируя эмоционально-оценочную лексику),

«Струйки силы» (дети по очереди берут в руки «волшебные» нити и называют свои качества («Какой ты?») и др. Таким образом происходит обогащение и активизация словаря прилагательных, формируется адекватная самооценка.

Кресла-мешки, заполненные полистироловыми шариками, являются наиболее оптимальной «мебелью» для мультисенсорной среды, поскольку эти изделия облегают тело пользователя, точно повторяя его контуры, и фиксируют выбранное положение. Благодаря этому достигается максимальное расслабление мышц, удобная поза в течение всего занятия, что особенно актуально для детей с ДЦП. Также кресла-мешки эффективны в работе с детьми-логопатами, имеющими СДВГ или РАС, поскольку мягко взаимодействуют с проприоцептивной кинестетикой, предоставляя ребенку полную информацию о положении своего тела, устраняя внешние раздражители (от непонимания «Где я?», которое эти дети часто испытывают).

Резюме. Таким образом, исследование показало, что специализированное мультисенсорное оборудование помогает осуществлять игровые действия, реализовать потребность детей с ОВЗ в игре и движениях в комфортных и безопасных коррекционно-развивающих условиях. Мы пришли к выводу, что, играя и взаимодействуя с определенными модулями и стимуляторами в сенсорной комнате под руководством логопеда, дети не только совершенствуют свою слухо-зрительно-тактильно-вестибулярную чувствительность, но и повышают речевую и познавательную активность.

ЛИТЕРАТУРА

1. Велиева С. В. Особенности психических состояний младших школьников с нарушениями интеллекта // Комплексное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья: развитие инновационных

моделей : сборник научных статей / отв. ред. Т. Н. Семенова. - Чебоксары, 2015. - С. 72-76.

2. Верютина Л. И., Игнатьева С. А. О специфике мотивации к логопедическим занятиям старших дошкольников с общим недоразвитием речи // Интегративные тенденции в медицине и образовании. - 2014. -

Т. 1. - С. 67-72.

3. Возмилкина Е. Н. Роль песочной терапии в реабилитации детей-инвалидов // Новая наука: современное состояние и пути развития. - 2016. - № 4, ч. 4. - С. 112-114.

4. Железнякова О. М., Дьяконова О. О. Сущность и содержание понятия «эдьютейнмент» в отечественной и зарубежной педагогической науке // Alma mater (Вестник высшей школы). - 2013. - № 2. - С. 67-70.

5. Кальмова С. Е., Орлова Л. Ф., Яворовская Т. В. Сенсорная комната - волшебный мир здоровья :

учебно-методическое пособие / под ред. Л. Б. Баряевой. - СПб. : НОУ «СОЮЗ», 2006. - 87 с.

6. Кобзева Н. А. Edutainment как современная технология обучения // Ярославский педагогический

вестник. - 2012 - № 4, т. II. - С. 192-195.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование элементов сказкотерапии в работе учителя-логопеда"

Нетрадиционные приемы коррекционной работы логопеда....

Использование элементов биоэнергопластики в работе учителя-логопеда

Чаще всего речевое недоразвитие определено первичным дефектом двигательной сферы, что обуславливает наличие дизартрического компонента в речи. Поэтому коррекционная работа с такими детьми  насыще...

Использование нетрадиционных технологий в практике работы учителя-логопеда

Инклюзивное образование подразумевает включение в единый образовательный процесс всех категорий детей, признание ценности их различий и способности к обучению, которое, в свою очередь, ведется наиболе...

Использование театральной деятельности в работе учителя-логопеда

В настоящее время, особое значение в российском образовании придаётся формированию ценностно-ориентационного подхода к развитию детей с ограниченными возможностями, их социальной адаптации и интеграци...

Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда.

Информационные технологии в последнее время стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Повсеместная компьютеризация открывает новые варианты обуче...

Методическая разработка по логопедии "Методы, формы и технологии, применяемые в работе учителя - логопеда"

В дпнной разработке указаны формы, методы, технологии, которые я применяю в своей работе....

Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе учителя-логопеда

Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя – логопеда – обеспечение комплекса педагогического воздействия, направленного на преодоление и профилактику речевых нарушений,...