Логопедия 4 класс
план-конспект урока по логопедии (4 класс)
Морфологический разбор глагола. Знакомство с алгоритмом 4 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
4klass.docx | 22.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка. 4 класс
Тема: Морфологический разбор глагола. Знакомство с алгоритмом
Цели:
- Деятельностная: формирование умения реализации новых способов действия. Называть грамматические признаки глаголов (производить морфологический разбор)
- Содержательная: формирование системы понятий
- Формирование понятия самооценки
- Воспитание культуры делового общения
Технологии: проблемного диалога: технология сотрудничества
Ход урока
- Организация класса на работу
Начинаем урок. Я желаю вам плодотворной и успешной работы. У каждого из вас есть возможность проверить и оценить свои знания. Откройте, тетради, запишите число, классная работа.
- Введение в тему
Известный русский лингвист Александр Матвеевич Пешковский утверждал, что «_______________эта часть речи оживляющая всё, к чему она приложена».
О какой части речи он так говорил?
(на слайде и на доске ГЛАГОЛ)
-Почему?
-Почему опять идет речь о глаголе? Что еще мы не знаем о глаголе? Сформулируйте тему урока. Морфологический разбор глагола
Какой проблемный вопрос можно поставить, посмотрев на тему урока?
Систематизировать знания о глаголе, привести в порядок
Как можно рассказать о глаголе? (используя алгоритм). Какова цель урока, в соответствии с темой.
Определим задачи урока, для этого воспользуемся схемой –помощником.
(«Шесть фигур мышления» Эдвард дэ .Боно. Цель. Фигура: треугольник)
- Что будем узнавать?
- Почему нам нужна информация?
- Где мы можем искать нужную информацию?
Давайте спланируем работу по алгоритму:
- Поставим…..(проблемный вопрос)
- Вспомним….(все что знаем о глаголе)
- Узнаем, выясним…..
- Ответим…..
- Применим….
- Оценим…..
А оценивать свою работу на уроке вы будете сами по данным критериям, заполняя оценочный лист урока, лист самоконтроля
Лист самоконтроля
На каждом этапе оцени свою работу, выбрав в нужной строке знак «+».
Этап | Учебная деятельность | Выполнил безошибочно | Выполнил с ошибками | Испытывал большие затруднения |
Начало урока | Настрой на урок |
|
|
|
1 шаг | Минутка чистописания |
|
|
|
2 шаг | Определение грамматической основы |
|
|
|
3 шаг | Составление ментальных карт |
|
|
|
4 шаг | Открытие новых знаний |
|
|
|
5 шаг | Самостоятельная работа с самопроверкой |
|
|
|
- как всегда начинаем урок с минутки чистописания
3.Минутка чистописания
г гл мл го л е ис
-из каких элементов состоит буква?
-Какие соединения существуют? (верхние, нижние)
Устами младенца глаголет истина. "Устами ребенка глаголет истина" - это фразеологизм, поэтому он пишется в своей исходной форме, на устаревшем языке. раньше писали "глагоет.
Как понимаете? Что обозначает слово глаголить? (говорить)
- Выделите грамматическую основу предложения.
-Сделайте вывод, что мы уже знаем о глаголе. Что нужно сделать с этой информацией?
Обратимся к проблеме.
4.Актуализация знаний.
Будем работать в парах. Вы должны будете составить ментальные карты по теме « Глагол». Вспомните, как составляются ментальные карты?
Главное – помнить, что человеческий мозг не сможет воспринимать и запомнить более чем 7 главных ветвей. Это основное и главное правило при составлении грамотной интеллект-карты. Пользуемся стрелками, когда необходимо показать связи между элементами интеллект-карты.
Составление ментальных карт
Итак, вернемся к проблемному вопросу. Что помогли нам сделать ментальные карты?
(рассказать о глаголе как о части речи). Оцените свою работу.
5.Открытие новых знаний
Рассказывая о глаголе что вы перечисляли?
-грамматические признаки
На какие группы их можно разделить?
-постоянные и непостоянные
Обсудите в группах и распределите все признаки на группы
Назовите постоянные признаки глагола (дети перечисляют, учитель прикрепляет на доску)
Назовите непостоянные признаки глагола (дети перечисляют, учитель прикрепляет на доску)
Как называется такой вид рассказа о грамматических значениях части речи?
Морфологический разбор (на доске)
Давайте вспомним порядок разбора части речи, которым пользовались раньше?
Дети называют, учитель прикрепляет на доску
- Часть речи
- Начальная форма
- Постоянные признаки
- Непостоянные признаки
- Роль в предложении
А можно этот порядок использовать, чтобы рассказать о глаголе?
Дополняется схема, уточнениями по каждому вопросу.
Что у нас получилось?
-алгоритм
Сверьте порядок разбора глагола , который мы установили с образцом на стр. 47
Вернемся к плану, который мы реализуем в течении урока (слайд)
1. Поставим…..(проблемный вопрос)
- Вспомним….(все что знаем о глаголе)
- Узнаем, выясним…..
- Ответим…..
- Применим….
- Оценим…..
Что уже сделали? Что теперь нам предстоит сделать?
6.Применим полученные знания:
Работа по выриантам:
- выписать глагол, попробовать выполнить морфологический разбор, используя памятку-помощницу
1 вариант: Школьники делают домашние задания каждый день. 1 вариант: Школьники делают домашние задания каждый день.
Морфологический разбор глагола
- Часть речи _____________________________________________
- Начальная форма (неопределенная форма)__________________
- Постоянные признаки:
- вид _________________________________________________
- спряжение ___________________________________________
4. Непостоянные признаки:
- наклонение___________________________________________
- время _______________________________________________
- лицо________________________________________________
- число_______________________________________________
5. Роль глагола в предложении _____________________________
2 вариант: Ребята долго бродили по лесу.
Морфологический разбор глагола
- Часть речи _____________________________________________
- Начальная форма (неопределенная форма)__________________
- Постоянные признаки:
- вид _________________________________________________
- спряжение ___________________________________________
4. Непостоянные признаки:
- наклонение___________________________________________
- время _______________________________________________
- лицо________________________________________________
- число_______________________________________________
5. Роль глагола в предложении _____________________________
- Взаимопроверка, самооценка
Рефлексия, итог урока
- для чего нужно знать грамматические признаки глагола?
Чтобы правильно употреблять глаголы в речи.
Какой проблемный вопрос мы поставили в начале урока?
Как можно рассказать о глаголе?
Смогли мы ответить на вопрос? Какие способы рассказа о части речи вы узнали?
- ментальные карты
-морфологический разбор
- есть еще какие-то способы рассказа о части речи? Перечислите .
(сочинение, сказка..)
Домашнее задание
Вы выберите тот способ рассказа о глаголе, который вам больше всего понравится:
-сочинение на тему «Что нового о глаголе я узнал в этом году»
- сочинить сказку на тему «Жил-был глагол…»
Или выполнить упр.1 стр. 48 учебника
Самооценка, обратимся к листам самооценки,
- Кто поставил больше отметок в первой колонке,
- кто во второй?
-были отметки в третьей колонке?
Какой вывод можно сделать?
Спасибо за работу! Ура! Глагол освоен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы логопеда при подготовке детей к школе ( учитель-логопед Добрынина Э. Г.)
В подготовке будущих первоклассников к школе принимают участие не только учителя начальных классов, но и психолог, учитель-логопед. В такой помощи остро нуждаются дети, не получившие дошкольного...
Городской семинар практикум для учителей -логопедов по теме: "Работа учителя-логопеда по развитию двигательной сферы учащихся с ОНР"
Семинар- практикум для учителе-логопедов по теме: "Работа учителя-логопеда по развитию двигательной сферы учащихся с ОНР"...
Индивидуальная образовательная программа учителя-логопеда "Использование технологии моделирования и проигрывания сказок в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда"
В данной программе представлены теоретические основы, этапы реализации программы....
Взаимодействие учителя-логопеда с участниками коррекционно-педагогического процесса (из опыта работы учителя-логопеда ГБУ ДО ЦППМСП Калининского района Санкт-Петербурга Григорьевой Надежды Анатольевны)
В данной статье речь идет о необходимости взаимодействия учителя-логопеда с родителями, психологом, учителями начальных классов. Дана структура и формы такого взаимодействия, сложившиеся на протяжении...
статья "Может ли учитель исправить у ребёнка нарушения письменной речи или логопедия без логопеда?"
В статье дана краткая характеристика видов нарушения речи и предоставлены игры и занятия. которые может проводить рядовой учитель с ребёнком....
Презентация. Выступление учителя-логопеда на тему «Организация работы учителя-логопеда в школе»
РАЗРАБОТКАВыступление учителя-логопедана тему «Организация работы учителя-логопеда в школе»...
Методическая разработка по логопедии "Владение современными образовательными технологиями учителем - логопедом"
Учитель - логопед должен в полном объёме знать и владеть современными пед. технологиями....