Логопедия 4 класс
план-конспект урока по логопедии (4 класс)

Кузьменкова Гульназ Ленизовна

Морфологический разбор глагола. Знакомство с алгоритмом 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4klass.docx22.92 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка. 4 класс

Тема: Морфологический разбор глагола. Знакомство с алгоритмом

Цели:

  1. Деятельностная: формирование умения реализации новых способов действия. Называть грамматические признаки глаголов (производить морфологический разбор)
  2. Содержательная: формирование системы понятий
  3. Формирование понятия самооценки
  4. Воспитание культуры делового общения

Технологии: проблемного диалога: технология сотрудничества

Ход урока

  1. Организация класса на работу

Начинаем урок. Я желаю вам плодотворной и успешной работы. У каждого из вас есть возможность проверить и оценить свои знания. Откройте, тетради, запишите число, классная работа.

  1. Введение в тему

Известный русский лингвист Александр Матвеевич Пешковский утверждал, что «_______________эта часть речи оживляющая всё, к чему она приложена».

О какой части речи он так говорил?

(на слайде и на доске ГЛАГОЛ)

-Почему?

-Почему опять идет речь о глаголе? Что еще мы не знаем о глаголе? Сформулируйте тему урока. Морфологический разбор глагола

Какой проблемный вопрос можно поставить, посмотрев на тему урока?

Систематизировать знания о глаголе, привести в порядок

Как можно рассказать о глаголе? (используя алгоритм). Какова цель урока, в соответствии с темой.

Определим задачи урока, для этого воспользуемся схемой –помощником.

(«Шесть фигур мышления» Эдвард дэ .Боно. Цель. Фигура: треугольник)

  1. Что будем узнавать?
  2. Почему нам нужна информация?
  3. Где мы можем искать нужную информацию?

 Давайте спланируем работу по алгоритму:

- Поставим…..(проблемный вопрос)

- Вспомним….(все что знаем о глаголе)

- Узнаем, выясним…..

- Ответим…..

- Применим….

- Оценим…..

А оценивать свою работу на уроке вы будете сами по данным критериям, заполняя оценочный лист урока, лист самоконтроля

Лист самоконтроля

На каждом этапе оцени свою работу, выбрав в нужной строке знак «+».

Этап

Учебная деятельность

Выполнил безошибочно

Выполнил с ошибками

Испытывал большие затруднения

Начало урока

Настрой на урок

 

 

 

1 шаг

Минутка чистописания

 

 

 

2 шаг

Определение грамматической основы

 

 

 

3 шаг

Составление ментальных карт

 

 

 

4 шаг

Открытие новых знаний

 

 

 

5 шаг

Самостоятельная работа с самопроверкой

 

 

 

- как всегда начинаем урок с минутки чистописания

3.Минутка чистописания

г                     гл  мл  го   л е  ис    

-из каких элементов состоит буква?

-Какие соединения существуют?  (верхние, нижние)

Устами младенца глаголет истина. "Устами ребенка глаголет истина" - это фразеологизм, поэтому он пишется в своей исходной форме, на устаревшем языке. раньше писали "глагоет.

Как понимаете? Что обозначает слово глаголить? (говорить)

- Выделите грамматическую основу предложения.

-Сделайте вывод, что мы уже знаем о глаголе. Что нужно сделать с этой информацией?

Обратимся к проблеме.

4.Актуализация знаний.

Будем работать в парах.  Вы должны будете  составить ментальные карты по теме « Глагол».  Вспомните, как составляются ментальные карты?
Главное – помнить, что человеческий мозг не сможет воспринимать и запомнить более чем 7 главных ветвей. Это основное и главное правило при составлении грамотной интеллект-карты. Пользуемся стрелками, когда необходимо показать связи между элементами интеллект-карты.

Составление ментальных карт

Итак, вернемся к проблемному вопросу. Что помогли нам сделать ментальные карты?

(рассказать о глаголе как о части речи). Оцените свою работу.

5.Открытие новых знаний

Рассказывая о глаголе что вы перечисляли?

-грамматические признаки

На какие группы их можно разделить?

-постоянные и непостоянные

Обсудите в группах и распределите все признаки на группы

Назовите постоянные признаки глагола (дети перечисляют, учитель прикрепляет на доску)

Назовите непостоянные признаки глагола (дети перечисляют, учитель прикрепляет на доску)

Как называется такой вид рассказа о грамматических значениях части речи?

Морфологический разбор (на доске)

Давайте вспомним порядок разбора части речи, которым пользовались раньше?

Дети называют, учитель прикрепляет на доску

  1. Часть речи
  2. Начальная форма
  3. Постоянные признаки
  4. Непостоянные признаки
  5. Роль в предложении

А можно этот порядок использовать, чтобы рассказать о глаголе?

Дополняется схема, уточнениями по каждому вопросу.

Что у нас получилось?

-алгоритм

Сверьте порядок разбора глагола , который мы установили с образцом  на стр. 47

Вернемся к плану, который мы реализуем в течении урока (слайд)

1. Поставим…..(проблемный вопрос)

- Вспомним….(все что знаем о глаголе)

- Узнаем, выясним…..

- Ответим…..

- Применим….

- Оценим…..

Что уже сделали? Что теперь нам предстоит сделать?

6.Применим полученные знания:

Работа по выриантам:

- выписать глагол, попробовать выполнить морфологический разбор, используя памятку-помощницу

1 вариант:  Школьники делают домашние задания каждый день. 1 вариант: Школьники делают домашние задания каждый день.

Морфологический разбор глагола

  1. Часть речи _____________________________________________
  2. Начальная форма (неопределенная форма)__________________
  3. Постоянные признаки:

- вид _________________________________________________

- спряжение ___________________________________________

      4. Непостоянные признаки:

         - наклонение___________________________________________

          - время _______________________________________________

          - лицо________________________________________________

          - число_______________________________________________

       5. Роль глагола в предложении _____________________________

2 вариант: Ребята долго бродили по лесу.

Морфологический разбор глагола

  1. Часть речи _____________________________________________
  2. Начальная форма (неопределенная форма)__________________
  3. Постоянные признаки:

- вид _________________________________________________

- спряжение ___________________________________________

      4. Непостоянные признаки:

         - наклонение___________________________________________

          - время _______________________________________________

          - лицо________________________________________________

          - число_______________________________________________

       5. Роль глагола в предложении _____________________________

- Взаимопроверка, самооценка

Рефлексия, итог урока

- для чего нужно знать грамматические признаки глагола?

Чтобы правильно употреблять глаголы в речи.

Какой проблемный вопрос мы поставили в начале урока?

Как можно рассказать о глаголе?

Смогли мы ответить на вопрос? Какие способы рассказа о части речи вы узнали?

- ментальные карты

-морфологический разбор

- есть еще какие-то способы рассказа о части речи? Перечислите .

(сочинение, сказка..)

Домашнее задание

Вы выберите тот способ рассказа о глаголе, который вам больше всего понравится:

-сочинение на тему «Что нового о глаголе я узнал в этом году»

- сочинить сказку на тему «Жил-был глагол…»

Или выполнить упр.1 стр. 48 учебника

Самооценка, обратимся к листам самооценки,

- Кто поставил больше отметок в первой колонке,

- кто во второй?

-были отметки в третьей колонке?

Какой вывод можно сделать?

Спасибо за работу! Ура! Глагол освоен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы логопеда при подготовке детей к школе ( учитель-логопед Добрынина Э. Г.)

В подготовке будущих первоклассников к школе принимают участие не только учителя начальных классов, но и психолог, учитель-логопед. В такой помощи остро нуждаются дети, не получившие дошкольного...

Городской семинар практикум для учителей -логопедов по теме: "Работа учителя-логопеда по развитию двигательной сферы учащихся с ОНР"

Семинар- практикум для учителе-логопедов по теме: "Работа учителя-логопеда по развитию двигательной сферы учащихся с ОНР"...

Взаимодействие учителя-логопеда с участниками коррекционно-педагогического процесса (из опыта работы учителя-логопеда ГБУ ДО ЦППМСП Калининского района Санкт-Петербурга Григорьевой Надежды Анатольевны)

В данной статье речь идет о необходимости взаимодействия учителя-логопеда с родителями, психологом, учителями начальных классов. Дана структура и формы такого взаимодействия, сложившиеся на протяжении...

статья "Может ли учитель исправить у ребёнка нарушения письменной речи или логопедия без логопеда?"

В статье дана краткая характеристика  видов нарушения речи и предоставлены игры и занятия. которые может проводить рядовой учитель с ребёнком....

Презентация. Выступление учителя-логопеда на тему «Организация работы учителя-логопеда в школе»

РАЗРАБОТКАВыступление учителя-логопедана тему «Организация работы учителя-логопеда в школе»...

Методическая разработка по логопедии "Владение современными образовательными технологиями учителем - логопедом"

Учитель - логопед должен в полном объёме знать и владеть современными пед. технологиями....