Бинарные уроки как эффективная форма пропедевтики школьных трудностей у детей с нарушениями речи.
методическая разработка (1 класс)
Открытый бинарный урок.. Звуки [ф], [ф’], буквы Ф, ф.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Звуки [ф], [ф’], буквы Ф, ф. | 156.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Звуки [ф], [ф’], буквы Ф, ф.
Цель: познакомить учащихся с новыми звуками [ф] , [ф’] и буквами Ф, ф.
Задачи:
Образовательные:
- учить слышать звуки [ф], [ф’] в речи, выделять их в словах;
- учить детей грамотно владеть своей устной речью (составлять предложения из слов);
- закреплять умения давать характеристики звуков;
- познакомить с новыми буквами;
- учить читать слоги и слова с данной буквой.
Развивающие:
- развивать фонематический слух, мышление, воображение;
- обогащать лексику учащихся, развивать устную речь;
- развивать мелкую моторику;
- развивать координацию речи и движений;
- развивать навыки слухо-речевых дифференцировок;
- развивать умение интонационно оформлять фразу.
Воспитательные:
- воспитывать умение слушать и слышать, учитывать мнения других;
- прививать любовь и бережное отношение к природе.
Оборудование:
ИКТ (Изображения птиц с музыкальным сопровождением),
компьютерное оборудование ……… (дыхательная гимнастика «Здоровая Азбука»),
раздаточный материал………………………..
сигнальные карточки.
Ход урока
1.Организационный момент.
-Сегодня у нас много гостей. Повернитесь к ним, поприветствуйте.
Садитесь. Начнем урок.
2.Введение в тему.
Звучит музыка, дети на экране видят изображения птиц.
У.- Ребята, посмотрите на доску.
Кто сегодня прилетел к нам в гости и принес интересные задания?
Перед вами птица – фазан.
Фазан – южная птица, родственница курицы. У фазана яркое оперение, длинный хвост. Живет в лесах. Летает тяжело. Поднимается в воздух с криком и шумом, т.к. сильно машет крыльями. А вот бегает превосходно. Питается семенами и растениями.
А эта красивая птица – фламинго. Фламинго – чрезвычайно красивая птица и необычная птица высотой почти с человеческий рост. Оперение у нее бело-розоватое. Населяет большие озера с соленой водой, морские лагуны. Интересный факт: ноги у фламинго без перьев, поэтому они часто стоят на одной ноге, пока вторая греется. Фламинго занесены в Красную книгу.
У.- Следующую птицу постарайтесь угадать.
Загадка.
Всю ночь летает,
Мышей добывает.
А станет светло,
Спать летит в дупло.
У. - Верно. Это – филин.
У.- Как вы догадались? Верно, филин летает ночью, глаза его хорошо видят в темноте. Питается мышами, сурками. Численность их стала уменьшаться. Филин занесен в Красную книгу.
У.- Что объединяет эти слова? С какого звука начинается слово фазан?
А слово филин?
Д. – Слова начинаются со звуков [ ф], [ ф’].
3. Объявление темы и задач урока.
У.- Верно. Догадались, какая тема сегодняшнего урока.
Мы сегодня познакомимся со звуками [ ф], [ ф'], и буквами, которые обозначают эти звуки. Будем отличать эти звуки и буквы от других звуков и букв, учиться читать слоги и слова с новой буквой, составлять предложения.
4. Знакомство со звуками.
Лог. – Ребята, посмотрите еще раз на картинки. Назовите слова со звуком [ф].
Д.- Фазан, фламинго.
Лог. – Произнесите первый звук в слове фазан. Произнесите первый звук в слове фламинго. Что происходит с органами артикуляции, когда мы произносим этот звук? Рот приоткрыт. Верхние зубки прикасаются к нижней губе. Воздух прорывается в щель между верхними зубами и нижней губой. При произнесении звука [ф] есть преграда.
Лог. - Какой же это звук гласный или согласный?
Д.Согласный.
Лог. Правильно.
Лог. Давайте выясним глухой он или звонкий. Закройте ушки. Произнесите звук [ф]. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса). Мы произносим звук [ф] с голосом или с шумом
(без голоса, шёпотом)
Д.- Звук [ф] – согласный, глухой.
Лог. Ребята, Вы знаете, что звуки бывают твердые и мягкие. В слове фазан звук [ф] звучит твердо или мягко?
Д. твердо.
Лог. - Назовите вторую птицу.
Д. – филин.
Лог. С какого звука начинается слово филин?
Д. Со звука [Фь].
Лог. Произнесите звук [Фь]. Дайте характеристику звуку. Какой это звук гласный или согласный?
Д. Согласный.
Лог. Давайте выясним глухой он или звонкий. Закройте ушки. Произнесите звук [фь]. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса). Мы произносим звук [фь] с голосом или с шумом?
(без голоса, шёпотом)
Д.- Значит звук [фь] – глухой.
Лог. Нижняя губа поджата сильнее. Он звучит мягче.
Д. Мягкий.
http://www.logopedcd.ru/differentiation/30-s-sh.html
Логопед. А теперь давайте нарисуем портрет «звуковичка».
Проверка. – Как раскрасили тапочки? Какую выбрали шапочку?
У. Детям предлагаются 4 схемы.
Какой схеме соответствует слово фазан? Почему?
А слово филин? Почему?
Учитель. А теперь, ребята, давайте учиться правильно распределять дыхание. Потренируемся правильно дышать.
У. 5. Знакомство с буквой.
У. – Эти звуки на письме мы обозначим буквой Ф. Показ буквы. Прикрепляется на доске.
На что похожа буква. Попробуем изобразить букву.
На что похожа буква Ф? Учитель показывает картинку - ножницы
Ножницы я в руки взял –
Буква Ф я в них узнал.
Картинка бантик.
Буква Ф так нарядилась,
В пышный бантик превратилась.
Федя ходит руки в боки,
Значит, выучил урок.
У.- Для чего нужна заглавная буква? (ответы детей)
У. -…А фазаны попросили:
– Букву Ф найди нам, филин.
Но, вздыхая тяжело,
Филин прячется в дупло.
Филин даже с фонарем
Ничего не видит днем.
Г. Сапгир.
А мы с вами днем видим хорошо и хорошо запомнили, как выглядит буква ф. Внимательно посмотрите на буквы, сосчитайте сколько букв Ф.
На доске буквы: УЮМЗРФСЕНФОБОЬКФБВЦФПРЫВФ
Где мы поселим новую букву? В каком домике? Почему?
Звуковой домик. Про соседку.
Лог. А почему звуки [ф] - [в] парные? Артикуляцию В
Закройте ушки. Произнесите по очереди звуки в и ф. При произнесении какого звука слышен голос?
Д. в
Лог. значит он какой?
Д. звонкий.
Лог. а при произнесении звука ф мы слышим голос?
Д. нет.
Лог. приложите руку тыльной стороной на горлышко. Горлышко работает (дрожит)?
Д. нет.
Лог. значит звук ф какой? Звонкий или глухой?
Д. глухой.
Давайте потренируемся различать звуки [ф] и [в] ведь они так похожи.
Поиграем в игру «Звуковая мозаика».
Возьмите конверты. Перед вами игровое поле и квадратики фиолетового и ….. цвета. Я буду читать слова. Если услышите слово со звуками Ф или фь, то кладете фиолетовый квадратик, если со звуками В или вь – вишневый квадратик. Начинаем выкладывать слева направо с верхней строчки.
(Флаг, ворона, корова, воздух, голова, муфта, вокзал, фрукты, квас…)
Проверка. Какая картинка у вас получилась? На что она похожа?
Д. Это буква Ф.
Поднимите руку, у кого получилась буква Ф.
Поднимите руку, у кого чуть-чуть не получилось.
(учим самооценке)
Лог. Молодцы. У кого не получилось, не расстраивайтесь, мы потренируемся еще на логопедических занятиях.
6. Чтение слогов, составление слов.
Лог.- А теперь выполним задание филина.
Прочитаем слоги: фа, фо, фи, фё,
фу, фы, фя, фе.
А теперь давайте повторим их с разной интонацией. Послушайте. …………..( . )
Повторите с этой интонацией все вместе..
Послушайте. …………..( ! )
Повторите с той интонацией все вместе..
Повторите.
( . ! ? …)
Физкультминутка
Сова
В лесу темно,
Все спят давно. (Дети изображают спящих.)
Все птицы спят…
Один филин не спит,
Летит, кричит. (Дети делают взмахи руками.)
Филин - большая голова.
На суку сидит,
Головой вертит.
(Изобразить большой круг руками.
Присесть, сделать повороты головой вправо, влево.)
Во все стороны глядит.
Да вдруг как полетит.
(Встать, сделать взмахи руками, бег на месте.)
У. –А теперь выполним задание фазана.
Он приглашает нас на полянку. Помогите составить цветочки - слова, которые рассыпал (раздул в разные стороны) ветерок. Давайте их соберем и получим новые слова. Работать будем командами по пять человек от колонки, остальные будут читать составленные слова.
ФО – нарь , фо-кус, фо-то, фо-рель, фо-ра, фо-льга, фо-н.
ФА - соль, фа-зан, фа-та, фа-кел, фа-сад, фа-ра, (фа-сон)
Фи - лин, фи- ниш, фи-тиль, фи-кус, фи-нал, фи-ник, фи- шка.
У. – Задание фламинго.
Ребята, перед вами конверты, в них слова. Вы должны составить предложения.
- живут, Фламинго, водоемов, около.
- питаются, Они, водорослями.
- в, Красную, книгу, Птицы, занесены.
Теперь прочитайте, что у вас получилось? О чем текст?
Вы справились со всеми заданиями.
7. Подведение итогов.
Мы хотим проверить, хорошо ли вы нас слушали. Поиграем в игру «Верю - не верю».
Если вы согласны, то поднимите зеленый сигнальную карточку. Если нет- красную.
- Буква «Ф» – обозначает гласный звук. – А какой? Почему?
- Звук «ф» – глухой.
- Буква «Ф» может обозначать твердый и мягкий звуки.
- В слове финики, буква «Ф» обозначает твердый звук.
- В слове фуфайка - слышим один звук.
8. Рефлексия.
У.- Вы хорошо потрудились на уроке. Я рада, что вы сегодня старались особенно внимательно выслушивать ответы друг друга, хорошо размышляли и анализировали.
А вам понравилось, как вы сегодня работали? Оцените свою работу. Если вам урок понравился, и вы считаете, что работали хорошо, узнали много нового, то прикрепите смайлик с улыбкой, а если недостаточно хорошо работали, не все получалось, то смайлик - грустный.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Школьные трудности леворуких детей
Статья для родительского собрания об особенностях подготовки к школе леворуких детей....
Школьные трудности леворуких детей (трудности при овладении навыком письма и чтения)
Наибольшие трудности при овладении программой по русскому языку испытывают леворукие дети. Русское письмо основано на звукобуквенном ...
Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушениями речи как эффективное средство коррекции звукопроизношения.
Преодоление нарушений звукопроизношения в дошкольном возрасте имеет огромное значение в последующей жизни ребѐнка. Недостатки звукопроизношения могут явиться причиной отклонений в развитии таких психи...
Преодоление специфических трудностей у детей с нарушениями письменной речи (практический материал)
Проблема нарушений письменной речи, низкой грамотности и неуспеваемости по русскому языку не утратила своей актуальности, несмотря на серьёзные достижения, как в её теоретическом освещении, так и в пр...
Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушением речи как эффективное средство коррекции звукопроизношения
Грамотная, чёткая, чистая и ритмичная речь ребёнка - это не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям логопедов, педагогов и родителей....
Особенности коммуникации детей с нарушениями речи к моменту начала школьного обучения
В статье рассмотрены трудности коммуникативной деятельности детей с нарушениями речи на уровне начального общего образования....
Урок общей физической подготовки в 1 классе для детей с нарушением речи с применением упражнений дыхательной гимнастики по Стрельниковой А. Н.
Применение здоровьесберегающих технологий особенно актуально для детей с нарушениями речи, у которых нередко страдает эмоционально-волевая, познавательная, двигательная сферы. Использование элем...