Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушением речи как эффективное средство коррекции звукопроизношения
консультация по логопедии

Чехонина Лариса Евгеньевна

Грамотная, чёткая, чистая и ритмичная речь ребёнка - это не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям логопедов, педагогов и родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл artikulyatsionnaya_motorika.docx22.4 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушением речи как эффективное средство коррекции звукопроизношения

        Грамотная, чёткая, чистая и ритмичная речь ребёнка – это не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям логопедов, педагогов и родителей. В первую очередь такая речь характеризуется правильным произношением звуков.

        Правильное произношение звуков обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляционного аппарата, помогает артикуляционная гимнастика.

        Вопросами артикуляционной гимнастики занимались теоретики и практики логопедии: М.Е.Хватцев, О.В.Правдина, М.В. Фомичёва, Л.С. Волкова, Т.Б.Филичева.

А вот зачем язык тренировать?

        Язык – главная мышца органов речи. Язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие, целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением.

        Артикуляционная гимнастика занимает одно из ведущих мест в преодолении речевых нарушений у детей.

        На чистоту речи ребёнка влияют такие факторы, как:

  • речевой слух,
  • речевое внимание, 
  • речевое дыхание,
  • голосовой и речевой аппарат.

        Поэтому, с целью  коррекции речевых нарушений, необходимо применять в работе игры и упражнения, направленные  на развитие слуха, дыхания и речевого аппарата.

Сегодня  я бы хотела остановиться на методике  проведения гимнастики,  с основными требованиями к ней.

Что такое  артикуляционная гимнастика?

Артикуляционная гимнастика – совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, принимающих участие в речи.

Цель артикуляционной гимнастики: выработка полноценных движений органов речи, необходимых для правильного произнесения звуков, подготовка речевого аппарата к речевым нагрузкам.

Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой.

  1. Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениям по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.
  2. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед (их мышцы будут уже подготовлены).
  3. Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».
  4. Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем (и детям, и взрослым) научиться говорить правильно и красиво. Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.

        Уже с младенчества  ребёнок проделывает массу разнообразнейших артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения бормотанием, лепетом. Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребёнка. Они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Жевание, сосание, глотание способствует развитию крупных мышц. Для процесса говорения необходимо дифференцированное развитие более мелких мышц. Точность и сила этих движений развиваются у ребёнка постепенно на протяжении всего дошкольного детства. Этому способствует система упражнений, направленных на развитие моторики органов артикуляции.

Виды артикуляционных упражнений

  • Статические упражнения направлены на то, чтобы ребёнок научился удерживать артикуляционную позицию 5-10 секунд («Бегемот», «Ворота», «Лопаточка», «Чашечка», «Иголочка», «Горка», «Грибок»).
  • Динамические упражнения (ритмичное повторение движений по 6-8 раз) вырабатывают подвижность языка и губ, их координацию и  переключаемость. («Часики», «Качели», «Футбол», «Лошадка», «Маляр», «Вкусное варенье», «Чистим зубки»).

Все упражнения объединяются в комплексы, каждый из которых имеет определенную направленность:

1 группа упр. – вырабатывают основные  движения и положения ОАА;

2  группа упр. – способствуют выработке движений и положений для произнесения определенных групп звуков (свистящих, шипящих, соноров, заднеязычных);

3 группа  упр. – специфические упр., направленные на постановку звуков, способствующие выработке определенных  движений:  подвижность кончика языка, мягкого нёба, для растягивания подъязычной связки.

Так, в младших группах берутся упражнения на развитие основных движений, в средних – на  их совершенствование и отрабатывание групп звуков (свистящие и шипящие), в старших – для сонорных звуков. 

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики

1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз – разбиваем комплекс  на весь день.

Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления.

2. В комплексе должны присутствовать 2-3 упр.статических и 2-3 упр. динамических.  Начинают гимнастику со статических упражнений, они  выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении), далее переходят к динамическим.

 3. На первых занятиях упражнение повторяется 2-3 раза в связи с повышенной истощаемостью упражняемой мышцы, в дальнейшем  каждое упражнение выполняется до 10-15  раз.

 4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным.

Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме. Каждое упражнение имеет своё название, свой образ. Так ребёнку легче запомнить движение.

 5.  Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребёнка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. Размещать детей надо так, чтобы все они видели лицо педагога или родителей.

Педагог (родитель) даёт инструкцию по выполнению упражнения: инструкции надо давать поэтапно, например: улыбнись, покажи зубы, приоткрой рот, подними кончик языка вверх к бугоркам за верхними зубами, постучи в бугорки кончиком языка со звуком д-д-д. Выработка артикуляционных навыков требует длительной и систематической работы.

- Что необходимо для проведения артикуляционной гимнастики? (зеркало, игровой момент, приёмы, знать, как правильно выполняются упражнения)

        Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.

        В процессе выполнения гимнастики важно помнить  о создании положительного  эмоционального настроя у ребёнка. Нельзя говорить ему, что он делает неправильно, лучше его подбодрить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА «Развитие мелкой моторики у детей с нарушениями интеллекта посредством нетрадиционных техник рисования»

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СЕВЕРО-ВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени М.К. АММОСОВА» ИНСТИТУТ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕСС...

Конспект коррекционного занятия по развитию мелкой моторики у детей с нарушением зрения.

Конспект коррекционного занятия по развитию мелкой моторики у детей с нарушением зрения.  Тема: «Дополнение изображения на плоскости пластилиновыми элементами. Транспорт».Цели: учить ...

Образовательная программа по развитию артикуляционной моторики и формированию правильного звукопроизношения

Програма являтся модифицированной, создана в соответствии с положениями ФГОС, содержит рекомендации по развитию артикуляции и исправлению звукопроизношения. Данная программа расчитана на логопедов, во...

Развитие артикуляционной моторики у детей с СНР как эффективное средство коррекции звукопроизношения

В связи с общим недоразвитием аналитико-синтетической деятельности у детей с СНР с большим трудом формируются все языковые обобщения,замедленно усваиваются все закономерности языка.У таких детей ...

Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушениями речи как эффективное средство коррекции звукопроизношения.

Преодоление нарушений звукопроизношения в дошкольном возрасте имеет огромное значение в последующей жизни ребѐнка. Недостатки звукопроизношения могут явиться причиной отклонений в развитии таких психи...

Развитие артикуляционной моторики и дыхания для развития речи детей начальных классов с помощью нетрадиционных методик

 Правильное дыхание очень важно для развития речи младших школьников, так как дыхательная система — это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, ...

Развитие речевого дыхания у детей с нарушениями речи

        Важное значение в процессе формирования у детей чёткого, правильного произношения имеет дыхание. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование,...