Лепбук, как эффективное средство коррекции речи
учебно-методический материал по логопедии
Из опыта работы по реализации региональной инновационной площадки «Модель комплексного сопровождения воспитанников старшего дошкольного возраста с нарушениями речи в условиях логопункта сельского общеобразовательного дошкольного учреждения»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lepbuk.pptx | 2.55 МБ |
statya.docx | 19.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
МАДОУ «Детский сад «Тополёк» с.Чапаево Региональная инновационная площадка « Модель комплексного сопровождения воспитанников старшего дошкольного возраста с нарушениями речи в условиях логопункта сельского общеобразовательного дошкольного учреждения»
Рабочая группа по реализации РИП Дети с нарушениями речи
УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД Коррекция речевых дефектов Развитие и активизация речемыслительной деятельности Развитие памяти, внимания, мышления и др угих высших психических функций
Развитие и активизация речемыслительной деятельности Интерактивные игры, созданные в программе POWER POINT Логопедический л эпбук
Лэпбук
Лэпбук Коррекция речевого дефекта Развитие высших психических функций: памяти, внимания, мышления и др. Активизация и развитие речемыслительной деятельности Развитие мелкой моторики и тактильной стимуляции пальцев рук. Лэпбук – это эффективная, многофункциональная инновация
Лэпбук - это универсальная, многофункциональная, эффективная инновация, которую необходимо продолжать внедрять в коррекционный процесс.
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное
общеобразовательное учреждение
«Детский сад «Тополёк» с.Чапаево
Корсаковского городского округа Сахалинской области
(МАДОУ «Детский сад «Тополёк» с.Чапаево)
Лепбук, как средство автоматизации звуков и развития речемыслительной деятельности
Из опыта работы по реализации региональной инновационной площадки
«Модель комплексного сопровождения воспитанников старшего дошкольного возраста с нарушениями речи в условиях логопункта сельского общеобразовательного дошкольного учреждения»
Учитель-логопед
Гуляева Яна Андреевна
Корсаковский городской округ
с.Чапаево
2020
Не секрет, что количество детей, имеющих различные нарушения речи, с каждым годом становится все больше и детский сад с. Чапаево не исключение. Не было бы так печально, если бы сад был логопедической направленности, однако дети с нарушениями речи различной степени выраженности вынуждены посещать обычные группы общеобразовательного учреждения. Для решения данной проблемы и оказания своевременной, комплексной помощи таким детям, наш сельский сад с 2019 года реализует Региональную инновационную площадку по теме «Модель комплексного сопровождения воспитанников старшего дошкольного возраста с нарушениями речи в условиях логопункта сельского общеобразовательного дошкольного учреждения».
В инновационной деятельности задействованы воспитатели, учитель-логопед, музыкальный руководитель, медицинская сестра, старший воспитатель и заведующий. Особая роль в этой непростой работе отводится логопедическим занятиям, на которых решаются задачи не только связанные с коррекцией речи, но и с развитием других высших психических функций, ведь общеизвестно, что неполноценная речевая деятельность накладывает и на них отпечаток, особенно у детей с общим недоразвитием речи, а психолога в штатном расписании детского сада нет. Поэтому одним из приоритетных направлений в логопедической работе стало развитие и активизация речемыслительной деятельности старших дошкольников с нарушениями речи на логопедических занятия.
Содержание развивающей работы по активизации и развитию речемыслительной деятельности базируется на самостоятельно разработанном материале: интерактивных играх и серии лепбуков. Интерактивные игры созданные в программе POWER POINT активизируют и развивают речемыслительную деятельность через изучение лексической темы, например: «Осень», «Овощи», «Домашние животные» и т.д. а разработанные нами лепбуки направлены на автоматизацию звуков через активизацию и развитие речемыслительной деятельности на основе звукового (фонетического, фонематического) материала и включают следующие темы: «Изучаем звуки С, З», «Изучаем звуки Ш,Ж», «Изучаем звуки Р,Л», «Изучаем звуки Ч, Щ», «Различаем звуки Ш-С, Ж-З» и др. Данные звуки взяты за основу не случайно, поскольку являются звуками более позднего онтогенеза и чаще всего являются дефектными в речи дошкольников.
Разберемся, что же такое лепбук? Лэпбук представляет собой некую интерактивную книжку с кармашками, дверками, вкладками, подвижными деталями, картинками на липучках в которую помещены материалы, объединенные одной темой, в нашем случае логопедической. Такая необычная дидактическая книжка способна привлекать внимание детей яркими иллюстрациями, многофункциональностью, возможностью самостоятельно отклеить или приклеить, подвигать, разложить картинки, а главное, данная инновация решает ряд проблем, а именно, позволяет повысить эффективность индивидуальных занятий по автоматизации звуков с помощью одновременного использования упражнений и игр на развитие мелкой моторики, тактильной стимуляции пальцев рук, мыслительной деятельности, зрительного и слухового восприятия, памяти, внимания и др. Автоматизация звука с использованием лепбука не сводится к монотонному проговариванию от которого дети быстро устают, теряют интерес, а как раз, наоборот, во время автоматизации звука активизируется речемыслительные процессы, подключаются тактильный, зрительный и слуховой анализаторы, что благоприятно сказывается на коррекционной работе в целом.
Каждый лепбук разработан нами с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста с нарушениями речи, включает в себя: дидактические игры, речевые игры, «Веселую артикуляционную гимнастику», игры на формирование грамматического строя речи, классификации, мнемотаблицы, загадки, пазлы, пальчиковые игры, физкультминутки, пословицы и поговорки, стихотворения, логические задачки и др. Данная подборка упражнений позволяет научить ребенка различать признаки предметов, умение группировать, сравнивать, анализировать, обобщать, формировать навыки устной речи, а самое главное – одновременно с этим создает для ребенка условия для успешной, отвлеченной автоматизации звука, развивает и активизирует речемыслительную деятельность.
Использование данной разработки было апробировано в течение 2019-2020 г. в условиях логопункта МАДОУ «Детский сад «Тополек» с.Чапаево на воспитанниках старшего дошкольного возраста (5-7 лет) с общим недоразвитием речи 4 уровня (6 детей).
В течение учебного года на индивидуальных занятиях по коррекции звукопроизношения активно применялись игры и упражнения из лепбуков, как составляющий элемент занятия. Такой формат игры дети восприняли с восторгом, отмечался неподдельный интерес у воспитанников, стремление самостоятельно выполнить предложенные задания, а главное положительный эффект не только в коррекции звукопроизношения, но и в развитии речемыслительной деятельности, связной речи, становлении грамматического строя речи, о чем свидетельствуют промежуточное обследование речи воспитанников в январе 2020 г. (данные на конец учебного года не удалось объективно оценить в связи с мерами принятыми по предотвращению распространения новой короновирусной инфекции в Сахалинской области). По итогам промежуточного обследования речь детей заметно улучшилась, количество дефектных звуков сократилось (в речь были введены свистящие, у 4 детей шипящие звуки, у 1 ребенка звук Л), дети овладели многими обобщающими понятиями, научились давать полный развернутый ответ на поставленный вопрос, отгадывать загадки и обосновывать свой ответ, частично овладели навыками словоизменения и словообразования по аналогии, классифицировать предметы по признаку, выделять лишний предмет и обосновывать свой выбор, составлять рассказ по графическому плану и мнемотаблицам. Полученные положительные результаты в столь непродолжительный срок использования, дают основания полагать, что лепбук - это универсальная, эффективная инновация, которую необходимо продолжать внедрять в коррекционный процесс. В перспективе планируется продолжить изготовление подобных лепбуков на другие звуки, а также на лексические темы.
:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление учителя-логопеда на общегимназическом родительском собрании в начальной школе по теме: «Игровые технологии как наиболее эффективное средство коррекции и профилактики дисграфии у детей младшего школьного возраста».
Логопедическое выступление на родительском собрании по теме: "Игровые технологии как наиболее эффективное средство коррекции и профилактики дисграфии" представлено в виде семинара...
Условия использования игровых технологий как одного из эффективных средств развития речи детей с ограниченными возможностями здоровья
презентация к докладу "Условия использования игровых технологий как одного из эффективных средств развития речи детей с ОВЗ"...
Развитие артикуляционной моторики у детей с СНР как эффективное средство коррекции звукопроизношения
В связи с общим недоразвитием аналитико-синтетической деятельности у детей с СНР с большим трудом формируются все языковые обобщения,замедленно усваиваются все закономерности языка.У таких детей ...
Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушениями речи как эффективное средство коррекции звукопроизношения.
Преодоление нарушений звукопроизношения в дошкольном возрасте имеет огромное значение в последующей жизни ребѐнка. Недостатки звукопроизношения могут явиться причиной отклонений в развитии таких психи...
Круги Эйлера как эффективное средство формирования речи (Методический семинар. Очный этап Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2020» , г. Томск
Как учитель начальных классов я понимаю, что успех всего дальнейшего обучения зависит от того, как учащиеся овладевают речью. Грамотная, образная и логичная речь - ключ к успеху в изучении всех ...
Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушением речи как эффективное средство коррекции звукопроизношения
Грамотная, чёткая, чистая и ритмичная речь ребёнка - это не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям логопедов, педагогов и родителей....
Использование на логопедических занятиях технологии песочных мини-проектов - эффективное средство коррекции речевых нарушений.
Ключевые слова: проектная деятельность, логопедические песочные мини- проекты, обучающиеся с ОВЗ. В данной статье представлен опыт логопедической коррекционной работы с обучающимися с ОВЗ с...