Использование на логопедических занятиях технологии песочных мини-проектов - эффективное средство коррекции речевых нарушений.
статья по логопедии (1, 2, 3, 4 класс)

Довгаль Надежда Владимировна

Ключевые слова: проектная деятельность, логопедические  песочные мини- проекты, обучающиеся с ОВЗ.

 

В данной статье представлен опыт логопедической коррекционной работы с обучающимися с ОВЗ с использованием технологии песочных мини проектов. Данная технология  является здоровьесберегающей. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx473.07 КБ

Предварительный просмотр:

Использование на логопедических занятиях технологии песочных мини-проектов – эффективное средство коррекции речевых нарушений.

Довгаль Надежда Владимировна учитель-логопед  

Муниципального автономного

 общеобразовательного учреждения

 «Белоярская средняя общеобразовательная школа №1»,  

628433, Тюменская обл.,  Сургутский район, г.п. Белый Яр.

Ключевые слова: проектная деятельность, логопедические  песочные мини- проекты, обучающиеся с ОВЗ.

В данной статье представлен опыт логопедической коррекционной работы с обучающимися с ОВЗ с использованием технологии песочных мини проектов. Данная технология  является здоровьесберегающей.  

 «Я слышу – я забываю,

Я вижу – я запоминаю,

      Я делаю – я усваиваю».

(Китайская мудрость).

 Обучающиеся с тяжелыми нарушениями речи испытывают  затруднения при общении, у них отмечаются: оторванность полученных ими знаний от их повседневной жизни, недостатки в формировании общеучебных умений (умение провести анализ условия задачи, контроль своих действий, умение использовать уже имеющиеся речеязыковые знания в устном и письменном общении для самостоятельного создания устных связных речевых высказываний и письменного текста, оценка полученных результатов). Испытывают трудности при формировании навыка чтения и письма.

ФГОС нового поколения предусматривают деятельностный характер содержания

обучения обучающихся и сотрудничество учащихся и учителя, поэтому учитель-логопед должен использовать на коррекционно-развивающих занятиях современные методы обучения и расширять традиционные направления коррекционной работы.

  Все более актуальным становится использование в логопедической коррекционной работе  приемов и методов, которые формируют умение выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Эту проблему можно решить через организацию проектной деятельности.

Проектная деятельность на песке – это тот вид педагогической коррекционно-развивающей работы, который востребован в связи с реализацией ФГОС ОВЗ в практике работы  общеобразовательных  учреждений. 

В течение нескольких лет в логопедической работе успешно применяется технология песочных мини-проектов.

  Основная идея  данной технологии заключается в организации самостоятельной поисковой, творческой   деятельности  обучающихся с речевыми нарушениями с использованием  педагогической песочницы.

   Цель проектной технологии состоит в том, чтобы создать условия,

 при которых обучающиеся:

- самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;

- учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;

- приобретают коммуникативные умения, работая в группе с песком;

- развивают у себя исследовательские умения (умение выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);

- развивают системное мышление.

   Технология песочных мини-проектов относится к разряду здоровьесберегающих так, как реализация деятельностного подхода идет с помощью песка и вспомогательных материалов.

Темы песочных мини-проектов подбираются в соответствии с темами коррекционно-развивающих логопедических  занятий:

«Волшебное превращение букв » при дифференциации звуков и букв, при профилактике и коррекции нарушений чтения и письма; при автоматизации звуков, коррекции заикания - «Праздничные открытки на песке», «В мире животных», «Зимний пейзаж», «Весна пришла»,  «Осенний лес», «Лето – маленькая жизнь», «Летний пейзаж. Отдых людей», «Двор. Домашние птицы и животные», «Африка. Дикие животные», «День рождения», «Спорт – ты мир», «Полезные продукты», «Отдых на море», «В гостях у сказки», «В магазине», «На речке».

   Создавая песочные мини-проекты, с учетом того, что «Проект – это пять П», выделяем следующие этапы:

Проблема; Проектирование (планирование); Поиск информации; Продукт; Презентация.

  1. Наличие проблемы. Работа над проектом  всегда направлена на разрешение конкретной проблемы. Нет проблемы – нет деятельности.
  2. Обязательное планирование действий. В ходе разбора и обсуждения проекта вырабатывается план совместных действий ученика и учителя - логопеда. Создается банк идей и предложений.  Учитель-логопед помогает обучающемуся выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определенный отрезок времени, с учетом возрастных особенностей и сохранных анализаторов, уровня речевого развития. Но, только лишь помогает, ребенок имеет право на свое видение решения задачи.
  3. Поиск информации. На данном этапе решаются следующие вопросы:

– к кому обратиться за помощью в поиске информации;

– в каких источниках можно найти информацию;

-  какие предметы можно использовать.

    После совместного обсуждения выбирается базовый вариант. Учитель-логопед корректирует порядок технологических операций в каждой работе.

  1. Результат работы – продукт.
  2. Презентация результатов – представление готового проекта. Оценивается всеми участниками занятия.

Независимо от типа проекта, все они:

- неповторимы и уникальны;

- направлены на достижение конкретных целей;

- четко структурированы по времени;

- координированы по выполнению взаимосвязанных действий.

Песочные мини-проекты могут быть монопроектами или межпредметными.

В ходе проектной деятельности вырастает интерес и вовлеченность к работе по мере ее выполнения. Проектная деятельность позволяет  учиться на собственном опыте и опыте других в конкретном деле, приносит удовлетворение ученикам, видящим результат своего труда, поэтому она эффективна и незаменима.

 Метод проекта предоставляет ребенку уникальную возможность реализовать свои фантазии и мечты. Работать над проектом способны дети разного уровня подготовленности. Главное - иметь хорошую  мотивацию и верить в себя.

Песочные мини-проекты помогают найти  интересное и увлекательное в повседневной жизни и соединить это с образовательным процессом. У обучающихся развиваются не только все компоненты речевой системы, но и формируется навык самостоятельно добывать новые знания, экспериментировать, а так же закреплять полученные.

Логопедический песочный мини-проект ««Волшебное превращение букв на песке».

Тип проекта: творческий, коррекционный, коммуникативный, коллективный, информационно-исследовательский.

Срок реализации: краткосрочный.

Участники проекта: обучающиеся с речевыми нарушениями, учитель-логопед, родители.

Цель:  создание инсталляции на песке, способствующей коррекции речевых нарушений и формированию коммуникативных навыков.
Задачи:

-  закрепить пройденный материал  в необычной учебной форме;

 - профилактика или коррекция  дисграфии;

-развитие внимания, памяти, орфографической  зоркости;

- приобщение обучающихся к коммуникативной культуре;
- повышение мотивации к обучению;

- создание положительного эмоционального настроя.
Этапы реализации.

I. Подготовительный:

- определение темы, цели и задач, содержания проекта,

- прогнозирование результата;

- формулирование их;

- изучение научной литературы по данной теме.

Например: Создание инсталляции на песке «Волшебное превращение букв русского алфавита»,  которая поможет закрепить знания, полученные на уроках русского языка, применять их в учебной деятельности.

На подготовительном этапе создается общий план.

Определяется роль обучающихся в ходе работы над проектом (экспериментаторы, испытатели, проектировщики, аналитики)

 Распределяются дети на подгруппы. Особая роль у обучающихся - аналитиков, которые корректируют предложения остальных детей.

 II. Основной.

1.Содержание деятельности логопеда:

- учитывает возрастные особенности детей и уровень речевого развития ребенка;

- способствует постепенному нарастанию самостоятельности;

-подсказывает, какие материалы можно использовать;
- планирует обучение, игры и другие виды деятельности, которые можно включить в проект;

- на предыдущих занятиях дает задание по заучиванию наизусть стихотворений о буквах русского алфавита;
-  на предыдущих занятиях проводит коррекционно – развивающие занятия по повторению букв русского алфавита, дифференциации  смешиваемых букв;
- закрепляет изученный материал; 
- готовит наглядный материал.

2. Собственно проект.

Идет работа в подгруппах.

Создание проекта: определение элементов смешиваемых букв. Представление букв русского алфавита в стихотворной форме.

Создание песочных инсталляций букв русского алфавита.

Испытатели и  экспериментаторы представляют песочные проекты.

3. Практическое применение проекта. Работают испытатели.

4. Самоанализ:

Анализируются положительные и отрицательные стороны деятельности.

5. Подведение итогов всей работы в целом.

Учащиеся должны уметь: использовать полученные на логопедических занятиях знания на практике, в учебной деятельности.

III.Заключительный.

Защита проекта.

Ресурсное обеспечение.

Материально – техническое обеспечение:
1. Технические средства: компьютер.
2. Наглядный материал: карточки, на которых изображены буквы алфавита русского языка, речевые профили, карточки со стихами о буквах русского алфавита, песочница, песок, вода.

Новизна проекта.
В ходе реализации данного проекта, с помощью песочной терапии, осуществляется дифференцированный подход к каждому учащемуся, максимально включаются сохранные анализаторы у обучающихся, развиваются социально-значимые аспекты, корригируются учебные навыки.

Практическая значимость.
Применение учащимися полученных знаний и умений в повседневной жизни, в учебной деятельности, в процессе социализации.

Контрольно-оценочный блок

 Эффективность проекта можно проверить по результатам контрольных работ по русскому языку, при выполнении тестовых заданий по чтению и русскому языку.

Ожидаемые результаты.
Проект будет: 

- предупреждать или минимизировать возможные трудности формирования навыка письма у обучающихся;

- корректировать нарушения чтения и письма;
-  развивать  коммуникативную функцию речи;
- активизировать  словарный запас у обучающихся; 
- развивать наблюдательность, оптико-пространственные представления;
- закреплять пройденный учебный  материал;

- развивать умение работать в паре, в группе.

 Данный проект может быть реализован на логопедических занятиях с обучающимися с ОВЗ.

Хотелось бы отметить, что в результате реализации песочных мини-проектов и активного участия в этом обучающихся с нарушениями речи, у детей не только возросла мотивация  к логопедическим занятиям, но и улучшились показатели  мониторинга коррекции устной и письменной речи, усовершенствовались коммуникативные навыки.


Список литературы:
1. Господникова М.К. Проектная деятельность в начальной школе. – Волгоград: Изд-во «Учитель», 2008. – 131 с.
2. Лапп Е.А., Фролова Н.Г. Современный логопедический урок: опыт работы. – Волгоград: Изд-во «Учитель», 2011. – 231 с.
3. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – Самара: Изд-во «Учебная литература», 2004. – 80 с.
4. Феоктистова В.Ф. Исследовательская и проектная деятельность младших школьников. Рекомендации для учителя. Проекты. – Волгоград: Изд-во «Учитель», 2010. – 142 с.
5. Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: организационно-педагогические аспекты. – М.: Владос, 2001. – 136 с.
6. Щербакова С.Г. Организация проектной деятельности в школе. – Волгоград: Изд-во «Учитель», 2011. – 96 с.

F:\песочные мини проекты\DSC02684.JPG

Песочный  мини-проект «Открытка ко Дню Победы».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение биоэнергопластики в коррекции речевых нарушений на логопедических занятиях.

Для коррекцирнной работы учителей-логопедов значимым является соединение биоэнергопластики с движением органов артикуляционного аппарата.В своей работе с детьми использую систему предложенную А.В.Ястр...

Применение биоэнергопластики в коррекции речевых нарушений на логопедических занятиях.

Для коррекцирнной работы учителей-логопедов значимым является соединение биоэнергопластики с движением органов артикуляционного аппарата.В своей работе с детьми использую систему предложенную А.В.Ястр...

Педагогический проект «Система занятий по логопедической ритмике, как средство профилактики речевых нарушений у детей дошкольного возраста» (для детей первой младшей группы)

Логопедическая ритмика — одно из звеньев коррекционной педагогики. Прежде всего, это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания....

речевая IT технология БОС в работе учителя-логопеда общеобразовательной школы как средство коррекции речевых нарушений

В презентации представлены основные моменты и ключевые этапы работы с тренажёром Сметанкина. Рекомендации по вопросам: кому предназначена данная методика, кому противопоказаны занятия. Сколько раз в н...

«Использование технологии БОС в коррекции речевых нарушений»

С каждым годом растет количество детей с    речевыми нарушениями.  Специалисту для достижения хороших результатов коррекции необходимо работать не только с привычными логопедически...

Использование логоритмических технологий при коррекции речевых нарушений у детей с ОВЗ

Использование логоритмических технологий при коррекции речевых нарушений у детей с ОВЗ...