Использование на логопедических занятиях технологии песочных мини-проектов - эффективное средство коррекции речевых нарушений.
статья по логопедии (1, 2, 3, 4 класс)
Ключевые слова: проектная деятельность, логопедические песочные мини- проекты, обучающиеся с ОВЗ.
В данной статье представлен опыт логопедической коррекционной работы с обучающимися с ОВЗ с использованием технологии песочных мини проектов. Данная технология является здоровьесберегающей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 473.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование на логопедических занятиях технологии песочных мини-проектов – эффективное средство коррекции речевых нарушений.
Довгаль Надежда Владимировна учитель-логопед
Муниципального автономного
общеобразовательного учреждения
«Белоярская средняя общеобразовательная школа №1»,
628433, Тюменская обл., Сургутский район, г.п. Белый Яр.
Ключевые слова: проектная деятельность, логопедические песочные мини- проекты, обучающиеся с ОВЗ.
В данной статье представлен опыт логопедической коррекционной работы с обучающимися с ОВЗ с использованием технологии песочных мини проектов. Данная технология является здоровьесберегающей.
«Я слышу – я забываю,
Я вижу – я запоминаю,
Я делаю – я усваиваю».
(Китайская мудрость).
Обучающиеся с тяжелыми нарушениями речи испытывают затруднения при общении, у них отмечаются: оторванность полученных ими знаний от их повседневной жизни, недостатки в формировании общеучебных умений (умение провести анализ условия задачи, контроль своих действий, умение использовать уже имеющиеся речеязыковые знания в устном и письменном общении для самостоятельного создания устных связных речевых высказываний и письменного текста, оценка полученных результатов). Испытывают трудности при формировании навыка чтения и письма.
ФГОС нового поколения предусматривают деятельностный характер содержания
обучения обучающихся и сотрудничество учащихся и учителя, поэтому учитель-логопед должен использовать на коррекционно-развивающих занятиях современные методы обучения и расширять традиционные направления коррекционной работы.
Все более актуальным становится использование в логопедической коррекционной работе приемов и методов, которые формируют умение выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Эту проблему можно решить через организацию проектной деятельности.
Проектная деятельность на песке – это тот вид педагогической коррекционно-развивающей работы, который востребован в связи с реализацией ФГОС ОВЗ в практике работы общеобразовательных учреждений.
В течение нескольких лет в логопедической работе успешно применяется технология песочных мини-проектов.
Основная идея данной технологии заключается в организации самостоятельной поисковой, творческой деятельности обучающихся с речевыми нарушениями с использованием педагогической песочницы.
Цель проектной технологии состоит в том, чтобы создать условия,
при которых обучающиеся:
- самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
- учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
- приобретают коммуникативные умения, работая в группе с песком;
- развивают у себя исследовательские умения (умение выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);
- развивают системное мышление.
Технология песочных мини-проектов относится к разряду здоровьесберегающих так, как реализация деятельностного подхода идет с помощью песка и вспомогательных материалов.
Темы песочных мини-проектов подбираются в соответствии с темами коррекционно-развивающих логопедических занятий:
«Волшебное превращение букв » при дифференциации звуков и букв, при профилактике и коррекции нарушений чтения и письма; при автоматизации звуков, коррекции заикания - «Праздничные открытки на песке», «В мире животных», «Зимний пейзаж», «Весна пришла», «Осенний лес», «Лето – маленькая жизнь», «Летний пейзаж. Отдых людей», «Двор. Домашние птицы и животные», «Африка. Дикие животные», «День рождения», «Спорт – ты мир», «Полезные продукты», «Отдых на море», «В гостях у сказки», «В магазине», «На речке».
Создавая песочные мини-проекты, с учетом того, что «Проект – это пять П», выделяем следующие этапы:
Проблема; Проектирование (планирование); Поиск информации; Продукт; Презентация.
- Наличие проблемы. Работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной проблемы. Нет проблемы – нет деятельности.
- Обязательное планирование действий. В ходе разбора и обсуждения проекта вырабатывается план совместных действий ученика и учителя - логопеда. Создается банк идей и предложений. Учитель-логопед помогает обучающемуся выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определенный отрезок времени, с учетом возрастных особенностей и сохранных анализаторов, уровня речевого развития. Но, только лишь помогает, ребенок имеет право на свое видение решения задачи.
- Поиск информации. На данном этапе решаются следующие вопросы:
– к кому обратиться за помощью в поиске информации;
– в каких источниках можно найти информацию;
- какие предметы можно использовать.
После совместного обсуждения выбирается базовый вариант. Учитель-логопед корректирует порядок технологических операций в каждой работе.
- Результат работы – продукт.
- Презентация результатов – представление готового проекта. Оценивается всеми участниками занятия.
Независимо от типа проекта, все они:
- неповторимы и уникальны;
- направлены на достижение конкретных целей;
- четко структурированы по времени;
- координированы по выполнению взаимосвязанных действий.
Песочные мини-проекты могут быть монопроектами или межпредметными.
В ходе проектной деятельности вырастает интерес и вовлеченность к работе по мере ее выполнения. Проектная деятельность позволяет учиться на собственном опыте и опыте других в конкретном деле, приносит удовлетворение ученикам, видящим результат своего труда, поэтому она эффективна и незаменима.
Метод проекта предоставляет ребенку уникальную возможность реализовать свои фантазии и мечты. Работать над проектом способны дети разного уровня подготовленности. Главное - иметь хорошую мотивацию и верить в себя.
Песочные мини-проекты помогают найти интересное и увлекательное в повседневной жизни и соединить это с образовательным процессом. У обучающихся развиваются не только все компоненты речевой системы, но и формируется навык самостоятельно добывать новые знания, экспериментировать, а так же закреплять полученные.
Логопедический песочный мини-проект ««Волшебное превращение букв на песке».
Тип проекта: творческий, коррекционный, коммуникативный, коллективный, информационно-исследовательский.
Срок реализации: краткосрочный.
Участники проекта: обучающиеся с речевыми нарушениями, учитель-логопед, родители.
Цель: создание инсталляции на песке, способствующей коррекции речевых нарушений и формированию коммуникативных навыков.
Задачи:
- закрепить пройденный материал в необычной учебной форме;
- профилактика или коррекция дисграфии;
-развитие внимания, памяти, орфографической зоркости;
- приобщение обучающихся к коммуникативной культуре;
- повышение мотивации к обучению;
- создание положительного эмоционального настроя.
Этапы реализации.
I. Подготовительный:
- определение темы, цели и задач, содержания проекта,
- прогнозирование результата;
- формулирование их;
- изучение научной литературы по данной теме.
Например: Создание инсталляции на песке «Волшебное превращение букв русского алфавита», которая поможет закрепить знания, полученные на уроках русского языка, применять их в учебной деятельности.
На подготовительном этапе создается общий план.
Определяется роль обучающихся в ходе работы над проектом (экспериментаторы, испытатели, проектировщики, аналитики)
Распределяются дети на подгруппы. Особая роль у обучающихся - аналитиков, которые корректируют предложения остальных детей.
II. Основной.
1.Содержание деятельности логопеда:
- учитывает возрастные особенности детей и уровень речевого развития ребенка;
- способствует постепенному нарастанию самостоятельности;
-подсказывает, какие материалы можно использовать;
- планирует обучение, игры и другие виды деятельности, которые можно включить в проект;
- на предыдущих занятиях дает задание по заучиванию наизусть стихотворений о буквах русского алфавита;
- на предыдущих занятиях проводит коррекционно – развивающие занятия по повторению букв русского алфавита, дифференциации смешиваемых букв;
- закрепляет изученный материал;
- готовит наглядный материал.
2. Собственно проект.
Идет работа в подгруппах.
Создание проекта: определение элементов смешиваемых букв. Представление букв русского алфавита в стихотворной форме.
Создание песочных инсталляций букв русского алфавита.
Испытатели и экспериментаторы представляют песочные проекты.
3. Практическое применение проекта. Работают испытатели.
4. Самоанализ:
Анализируются положительные и отрицательные стороны деятельности.
5. Подведение итогов всей работы в целом.
Учащиеся должны уметь: использовать полученные на логопедических занятиях знания на практике, в учебной деятельности.
III.Заключительный.
Защита проекта.
Ресурсное обеспечение.
Материально – техническое обеспечение:
1. Технические средства: компьютер.
2. Наглядный материал: карточки, на которых изображены буквы алфавита русского языка, речевые профили, карточки со стихами о буквах русского алфавита, песочница, песок, вода.
Новизна проекта.
В ходе реализации данного проекта, с помощью песочной терапии, осуществляется дифференцированный подход к каждому учащемуся, максимально включаются сохранные анализаторы у обучающихся, развиваются социально-значимые аспекты, корригируются учебные навыки.
Практическая значимость.
Применение учащимися полученных знаний и умений в повседневной жизни, в учебной деятельности, в процессе социализации.
Контрольно-оценочный блок
Эффективность проекта можно проверить по результатам контрольных работ по русскому языку, при выполнении тестовых заданий по чтению и русскому языку.
Ожидаемые результаты.
Проект будет:
- предупреждать или минимизировать возможные трудности формирования навыка письма у обучающихся;
- корректировать нарушения чтения и письма;
- развивать коммуникативную функцию речи;
- активизировать словарный запас у обучающихся;
- развивать наблюдательность, оптико-пространственные представления;
- закреплять пройденный учебный материал;
- развивать умение работать в паре, в группе.
Данный проект может быть реализован на логопедических занятиях с обучающимися с ОВЗ.
Хотелось бы отметить, что в результате реализации песочных мини-проектов и активного участия в этом обучающихся с нарушениями речи, у детей не только возросла мотивация к логопедическим занятиям, но и улучшились показатели мониторинга коррекции устной и письменной речи, усовершенствовались коммуникативные навыки.
Список литературы:
1. Господникова М.К. Проектная деятельность в начальной школе. – Волгоград: Изд-во «Учитель», 2008. – 131 с.
2. Лапп Е.А., Фролова Н.Г. Современный логопедический урок: опыт работы. – Волгоград: Изд-во «Учитель», 2011. – 231 с.
3. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – Самара: Изд-во «Учебная литература», 2004. – 80 с.
4. Феоктистова В.Ф. Исследовательская и проектная деятельность младших школьников. Рекомендации для учителя. Проекты. – Волгоград: Изд-во «Учитель», 2010. – 142 с.
5. Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: организационно-педагогические аспекты. – М.: Владос, 2001. – 136 с.
6. Щербакова С.Г. Организация проектной деятельности в школе. – Волгоград: Изд-во «Учитель», 2011. – 96 с.
Песочный мини-проект «Открытка ко Дню Победы».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение биоэнергопластики в коррекции речевых нарушений на логопедических занятиях.
Для коррекцирнной работы учителей-логопедов значимым является соединение биоэнергопластики с движением органов артикуляционного аппарата.В своей работе с детьми использую систему предложенную А.В.Ястр...
Применение биоэнергопластики в коррекции речевых нарушений на логопедических занятиях.
Для коррекцирнной работы учителей-логопедов значимым является соединение биоэнергопластики с движением органов артикуляционного аппарата.В своей работе с детьми использую систему предложенную А.В.Ястр...
Педагогический проект «Система занятий по логопедической ритмике, как средство профилактики речевых нарушений у детей дошкольного возраста» (для детей первой младшей группы)
Логопедическая ритмика — одно из звеньев коррекционной педагогики. Прежде всего, это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания....
Использование приёмов социоигровой технологии в коррекции речевых нарушений у детей с ОВЗ.
Из опыта работы...
речевая IT технология БОС в работе учителя-логопеда общеобразовательной школы как средство коррекции речевых нарушений
В презентации представлены основные моменты и ключевые этапы работы с тренажёром Сметанкина. Рекомендации по вопросам: кому предназначена данная методика, кому противопоказаны занятия. Сколько раз в н...
«Использование технологии БОС в коррекции речевых нарушений»
С каждым годом растет количество детей с речевыми нарушениями. Специалисту для достижения хороших результатов коррекции необходимо работать не только с привычными логопедически...
Использование логоритмических технологий при коррекции речевых нарушений у детей с ОВЗ
Использование логоритмических технологий при коррекции речевых нарушений у детей с ОВЗ...