Методическая разработка «Коррекционно-развивающие технологии и их место в логопедической помощи школьникам»
методическая разработка по логопедии
Фонематический анализ и синтез позволяет школьникам быстрее овладевать правилами русского языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx | 18.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка «Коррекционно-развивающие технологии и их место в логопедической помощи школьникам»
Если учитель формирует умение, навык, понятие, то мы корректируем и доформировываем их.
Главная логопедическая задача – формирование базовых понятий: звук, буква,формирование фонематических процессов.
Вторая логопедическая задача – уточнение активизация словаря школьника.
Третья логопедическая задача заключается в необходимости «подстелить соломку» для развития грамматического строя языка. Это особенно касается начальной школы при формировании первоначальных операций с языковым материалом. Учителя подставляют свое «логопедичебское плечо» при повторении, уточнении, выравнивании, сглаживании лексико-грамматического строя, опираясь на силу речи.
Технологизация процесса обучения в коррекционной школе создает условия для восполнения для дефицита психофизиологического, эмоционально-волевого и социального развития. Именно эта технология содействует решению коррекционных образовательных задач, способствует концентричности, когда логопед многократно возвращается к известным сведениям и умениям, совершенствуя психические процессы.
Коррекционно-развивающие технологии выстраиваются в процесс обучения на уровне методических действий логопеда.( коррекция и изучение предметного материала организовано на 4-х уровнях: программа, учебник,методические пособия к учебникам и методические действия учителя).
Грамотное, удобное в применении планирование логопедических занятий для учеников 1 – 5 классов составила старший преподаватель кафедры теории и методики специального образования АППО Яковлева Н.Н. Это планирование направлено на выполнение главной логопедической задачи - формирование базовых понятий учеников. Основное логопедическое планирование усилено модульным планированием, которое используется для предупреждения неуспешности усвоения языкового и речевого материала школьника.
Дети нашей школы зачастую не усваивают материал, не понимают элементарные термины, которыми надо оперировать, не знают, что надо сделать для решения конкретной задачи, тогда учитель-логопед обращается к модулю учебного материала не понятного ученику.
Одним из образцов технологических планов, используемых в нашей работе является «Тенхнологический план введения в фонематический анализ» – Автор Мисаренко Г.Г.
Использование коррекционно-развивающих технолгий подразумевается поэтапная пошаговая деятельность при изучении некой тематической единицы последовательными о операционными действиями, неким умением для решения поставленной задачи.
Технологический план введения в фонематический анализ
1. Модуль «Звуки».
- Понятие звуки речи.
Привлечение внимания учеников к звукам как явлению окружающего мира.
Осмысление информационной значимости звуков и способа их образования.
1.2. Артикуляционный аппарат человека и способы образования звуков речи.
1.3. Определение количества звуков (в группах из двух – трёх звуков) с опорой на слух и движения артикуляционного аппарата.
Графическое изображение звука. Звуковые графические диктанты.
1.4. Класификация звуков по способу произнесения – наличие или отсутствие преграды во рту.
2. Модуль «Гласные звуки».
2.1. Понятие «гласный звук».
Формирование и закрепление связи «звук – отсутствие преграды – гласный звук».
Выделение гласных из группы изолированных звуков.
2.2. Обозначение гласных звуков в схеме.
Формирование и закрепление связи «звук – отсутствие преграды – гласный звук – КРУЖОК».
Определение количества гласных звуков в группе звуков, в одно-, двух- и трехсложных словах.
2.3. Слог. Слоговой анализ (опора на количество гласных звуков в слове) и синтез.
Слоговые схемы слова.
Графические диктанты.
2.4. Ударение. Понятие «ударный гласный звук».
Упражнения в определении ударного гласного в слове.
2.4. Понятие «безударный гласный звук». Безударная позиция – опасное место в слове.
Упражнения в поиске безударных гласных А, И в словах и обозначения их как опасного места.
3. Модуль «Согласные звуки».
3.1. Понятие «согласный звук».
Формирование и закрепление связи «звук – наличие преграды – согласный звук».
3.2. Мягкие и твёрдые согласные звуки.
Упражнения в различении и произнесении мягких и твёрдых согласных звуков. Обозначение мягких и твёрдых согласных звуков в схемах слов.
Формирование связей «звук – наличие преграды – КВАДРАТИК».
3.3. Обозначение мягкости согласных на письме буквами И, Е , Ё, Ю, Я.
3.4. Звонкие и глухие согласные.
Упражнения и классификации согласных звуков по звонкости – глухости.
Усвоение понятия «парные согласные звуки».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка коррекционного- развивающего занятия " В мире много сказок"
Методическая разработка занятия по сказкам для детей с ограниченными возможностями здоровья. Игры, загадки, презентация....
Методическая разработка коррекционно-развивающего урока «Изложение по миниатюре А.И.Приставкина «Муравей». 3 класс.
Методическая разработка коррекционно-развивающего интегрированного урока развития речи и психологии для 3-го класса по программе специального (коррекционного) образования VII вида (УМК: «Ш...
Методическая разработка коррекционно-развивающего урока природоведения в 4 классе.
Методическая разработка урока-исследования для детей с ЗПР построена в соответствии с индивидуальными психофизическими особенностями учащихся. В основе урока – групповая разноуровневая работа с низким...
Методическая разработка коррекционно-развивающего занятия по теме "Зима"
Занятие для учащихся 1 класса с УО...
Методическая разработка "Коррекционно-развивающие технологии и их место в логопедической помощи школьникам"
Грамотное в применении планирование логопедических занятий для учеников 1-5 классов направлено на выполнение главной логопедической задачи -формирование базовых понятий--звук и буква....
Методическая разработка «Коррекционно-развивающие технологии и их место в логопедической помощи школьникам».
Если учитель формирует умение, навык, понятие, то мы корректируем и доформировываем их.Главная логопедическаязадача– формирование базовых понятий: звук, буква,формирование фонематических процесс...
Методическая разработка "Коррекционно-развивающие технологии в обучении детей с ТНР"
Материал для проведения логопедических занятий по коррекции дисграфии на почве несформированности языкового анализа и синтеза ....