Использование криптограмм при коррекции нарушений устной и письменной речи
статья по логопедии (1, 2, 3, 4 класс)
Данная работа позволяет с помощью криптограмм закрепить 13 обобщающих понятий, провести работу по расширению словарного запаса, позволяет в занимательной форме познакомить учащихся с новыми пословицами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
10 криптограмм к 13 обобщающим понятиям | 149.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования
Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи
Пушкинского района Санкт-Петербурга
Использование криптограмм при коррекции нарушений устной и письменной речи
Учитель –логопед ГБУ ДО ЦППМСП, ГБОУ школа
№ 403 Пушкинского района Санкт – Петербурга
Морозова Елена Александровна
2020 год
Школьный учитель-логопед при коррекции нарушений устной и письменной речи уделяет большое внимание работе с обобщающими понятиями. Игры-лото по разным лексическим темам можно использовать в устной работе при решении следующих задач:
- Развитие звукового и слогового анализа слов
- Формирование грамматического строя речи
- Коррекция звукопроизношения (автоматизация звуков)
- Совершенствование и развитие зрительной и слуховой памяти
- Развитие логического мышления
- Развитие пространственных представлений
На логопедических занятиях идёт работа по расширению словарного запаса с опорой на зрительное восприятие. На смену устной работе приходит работа по формированию письменной речи. Сохраняется реализация поставленных ранее задач, но особое внимание уделяется и решению новых задач:
- Предупреждение ошибок на письме и при чтении
- Развитие орфографической зоркости
- Коррекция специфических ошибок при чтении и на письме
Учащиеся начальной школы должны не только владеть определённым словарным запасом по обобщающим понятиям, но и должны уметь правильно употребить эти слова в письменной речи: записать слово, словосочетание, предложение в соответствии правилами правописания. Я разработала криптограммы по обобщающим понятиям, которые можно использовать для закрепления знаний, а также как самостоятельный вид деятельности.
Криптограмма — это шифрованный текст, оформленный по действующим правилам пользования шифром. 10 криптограмм включают в себя 72 слова (в том числе и слова из пословиц) по 13 обобщающим понятиям: «Фрукты. Овощи. Ягоды. Деревья. Животные (дикие и домашние). Посуда. Птицы (зимующие и перелётные). Насекомые. Мебель. Одежда. Обувь. Головные уборы. Транспорт». Большинство слов закрепляется в активном словаре, отдельные слова могут быть незнакомыми для некоторых учащихся, требуют особого внимания. Работа с такими словами способствует расширению активного и пассивного словарного запаса.
Для решения криптограммы учащиеся должны владеть навыком чтения, понимать содержание прочитанного. При определении нужного слова учащиеся выполняют разные виды заданий:
- Отгадывание слова по лексическому значению; по описанию; по ассоциации или сравнению с другими предметами
- Решение ребусов
- Отгадывание загадок
Для формирования орфографической зоркости в тексте криптограмм можно использовать вариант с пропущенными буквами: ученик объясняет выбор нужной буквы, читает текст задания, записывает слово. Решение криптограммы позволяет составить пословицу и проанализировать её содержание, позволяет закрепить тему «Границы предложения». Пословица подобрана с учётом обобщающего понятия, которому посвящена данная криптограмма.
Вывод: использование криптограмм в работе над обобщающими понятиями позволяет добиваться хорошей результативности при коррекции нарушений устной и письменной речи, активизирует знания и возможности учащихся, повышает мотивацию и интерес к русскому языку.
Криптограмма №1 Разгадайте ключевые слова и вы узнаете, какая буква соответствует каждой цифре.
Полезный фрукт, у многих он ассоциируется с солнцем. | Золотая голова велика, тяжела, золотая голова отдохнуть прилегла. Голова велика, только шея тонка. | |||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 20 | 11 | 9 | 14 | 1 | ||||||
Низок, да колюч, сладок да пахуч, Ягоды сорвёшь - всю руку обдерёшь. | Она к осеннему балу снова надела кораллы. Пылают они далеко, всякий увидит легко. | |||||||||||||||||
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 8 | 7 | 9 | 10 | 15 | 16 | 7 | 8 | 1 | ||||
И съедобная, и боксёрская… | Кислый фрукт | Вишня птичья | ||||||||||||||||
0 | 10 | 17 | 18 | 1 | 4 | 7 | 19 | 13 | 8 | 21 | 3 | 10 | 3 | 18 | 8 | 15 | ||
Замени цифры буквами. Расшифруй русскую пословицу.
6 | 5* | 3 | 18 | 5 | 7 | 19 | 13 | 10 | 9 | 13 | 14 | 9 | 17 | , | ||
9 | 13 | 4 | 7 | 15 | 16 | 4 | 13 | 21 | 9 | 1 | 8 | 3 | 20 | |||
Словарь: апельсин, тыква, крыжовник, рябина, груша, лимон, черешня. Пословица: Съешь и морковку, коли яблочка нет.
Криптограмма №2 Разгадайте ключевые слова и вы узнаете, какая буква соответствует каждой цифре.
Кто рог на носу носит? | Крупная ящерица, размером до 1,7 м в длину | ||||||||||||
1 | 2 | 3 | 2 | 4 | 2 | 5 | 6 | 5 | 7 | 8 | 1 | 8 | |
Ластоногое морское млекопитающее | И живая, и компьютерная… | ||||||||||
9 | 10 | 11 | 12 | 1 | 0 | 13 | 14 | 15 | 16 | 8 | |
И животное, и переход | «Мама» ягнёнка | ||||||||
17 | 12 | 18 | 4 | 8 | 2 | 19 | 20 | 8 | |
Замени цифры буквами. Расшифруй русскую пословицу.
1 | 8 | 3 | 13 | 12 | 11 | 2 | 5 | 2 | 3 | 2 | 18 | 8 | 16 | 8 | ||
11 | 8 | 12 | 9 | , | 8 | 9 | 4 | 7 | 3 | 11 | 6 | 19 | 2 | 5 | 2 | |
16 | 7 | 3 | 8 | 12 | 9 | |
Словарь: носорог, игуана, тюлень, мышка, зебра, овца. Пословица: На смелого собака лает, а трусливого кусает.
Криптограмма №3
Разгадайте ключевые слова и вы узнаете, какая буква соответствует каждой цифре.
Небольшая по размерам птица с ярким оперением и громким голосом | «Папа» цыплёнка | |||||||||||
1 | 2 | 0 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | ||
Птица, обитающая как на морских просторах, так и на внутренних водоёмах | Лесная птица, известная всем благодаря своему стуку по дереву | |||||||||||
11 | 5 | 12 | 13 | 5 | 17 | 18 | 8 | 7 | 3 | |||
Мелкая птица с ярким золотисто - жёлтым оперением на голове и груди | Хищная птица из семейства ястребиных | |||||||||||
0 | 2 | 14 | 15 | 16 | 13 | 5 | 0 | 19 | 20 | 3 | ||
Замени цифры буквами. Расшифруй русскую пословицу.
9 | 2 | 1 | 17 | 7 | 3 | 4 | 19 | 5 | 11 | 5 | - | |
2 | 7 | 14 | 16 | 9 | 2 | 14 | 8 | 19 | 7 | 11 | 5 | 12 | ||
Словарь:. иволга, петух, чайка, дятел, овсянка, орёл. Пословица: Увидел грача-весну встречай.
Криптограмма №4 Разгадайте ключевые слова и вы узнаете, какая буква соответствует каждой цифре.
Ёмкость для приготовления пищи методом варки | Крупные толстостенные стаканы с ручкой на боковой поверхности | |||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 0 | 6 | 7 | 1 | 5 | 11 | 12 | 1 | 18 | |
Посуда для жарки пищи | Сосуд изящной формы для букета | ||||||||||||
3 | 1 | 8 | 9 | 8 | 5 | 8 | 10 | 2 | 9 | 2 | 17 | 2 | |
Крупное сито | Столовая посуда для сливочного масла | |||||||||||||
5 | 14 | 19 | 14 | 4 | 8 | 13 | 2 | 3 | 6 | 20 | 21 | 1 | 2 | |
Замени цифры буквами. Расшифруй русскую пословицу.
9 | 4 | 11 | 6 | 11 | 3 | 8 | 3 | 9 | 8 | 18 | 13 | |||
3 | 2 | 13 | 8 | 9 | 2 | 5 | 8 | 13 | н | е | 14 | 17 | 10 | 7 | 4 | |||
Словарь: кастрюля, кружки, сковорода, ваза, решето, маслёнка. Пословица: В Тулу со своим самоваром не ездят.
Криптограмма №5 Разгадайте ключевые слова и вы узнаете, какая буква соответствует каждой цифре.
Зеркало из 3 створок, которое закреплено на тумбе или столике | Широкий диван без спинки | Обеденный, письменный… | |||||||||||||||
2 | 9 | 13 | 4 | 14 | 15 | 22 | 2 | 7 | 18 | 2 | 7 | 1 | 2 | 3 | 4 | ||
Не тахта и не диван, не кровать и не топчан. Когда на ней поспят немножко, | Я удобный, очень мягкий, | |||||||||||||||
9 | 7 | 1 | 19 | 4 | 7 | 11 | 12 | 5 | 6 | 7 | 11 | 8 | 16 | 7 | 17 | |
Она нужна для кухни, спальни, гостиной, кабинета | Перегородка, отделяющая часть комнаты | |||||||||||||||
20 | 13 | 21 | 13 | 4 | 14 | 5 | 8 | 9 | 10 | 7 | 5 | 6 | 7 | 0 | ||
Замени цифры буквами. Расшифруй русскую пословицу.
17 | 7 | 11 | 16 | 12 | 18 | 1 | 2 | 12 | 4 | 14 | 15 | 18 | ||
17 | 13 | 12 | 1 | 8 | 11 | 8 | 5 | 14 | ||
Словарь:. трельяж, тахта, стол, раскладушка, диван, мебель, ширма, шкаф. Пословица: На двух стульях не усидишь.
Криптограмма №6 Разгадайте ключевые слова и вы узнаете, какая буква соответствует каждой цифре.
Домашний или спальный костюм | Спортивная обувь для бега | |||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 4 | 6 | 7 | 8 | 9 | 9 | 8 | 10 | 6 | 2 | ||
Комплект верхней одежды, состоящий из пиджака и брюк, либо пиджака и юбки | Спортивные ботинки на ребристой резиновой подошве | |||||||||||||||
6 | 8 | 9 | 11 | 12 | 5 | 6 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 8 | 6 | ||
Замени цифры буквами. Расшифруй русскую пословицу.
1 | 8 | 8 | 14 | 13 | 3 | 6 | 13 | 10 | 9 | 11 | 7 | 13 | 16 | 4 | 12 | 11 | ||
, | ||||||||||||||||||
1 | 8 | 17 | 5 | 17 | 1 | 7 | 8 | 10 | 8 | 3 | 4 | 12 | 11 | |||||
Словарь: пижама, кроссовки, костюм, кеды, чулок. Пословица: По одёжке встречают, по уму провожают.
Криптограмма №7 Разгадайте ключевые слова и вы узнаете, какая буква соответствует каждой цифре.
Над цветком порхает, пляшет, веерком узорным машет. | Единственное насекомое, которое может поворачивать голову | ||||||||||||||||||
18 | 1 | 18 | 2 | 3 | 6 | 1 | 18 | 2 | 17 | 2 | 4 | 2 | 5 | 1 | 12 | 16 | 15 | ||
Гудит, а не мотор. Летит, а не птица. Жалит, а не змея. | Птица с большим кожаным мешком под длинным клювом | ||||||||||||||||||
13 | 4 | 7 | 5 | 14 | 8 | 9 | 2 | 9 | 10 | 7 | 5 | 12 | 6 | 1 | 11 | ||||
Замени цифры буквами. Расшифруй русскую пословицу.
2 | 9 | 11 | 1 | 10 | 3 | 7 | 5 | 1 | 11 | 7 | 4 | 11 | 2 | 17 | 2 | |||
4 | 7 | 9 | 8 | 11 | 1 | 15 | 1 | 16 | 6 | 1 | 7 | 15 | ||||||
Словарь: бабочка, богомол, аист, шмель, удод, пеликан. Пословица: Одна пчела не много мёду натаскает.
Криптограмма № 8 Разгадайте ключевые слова и вы узнаете, какая буква соответствует каждой цифре.
Горожанин настоящий, Звонкий и блестящий. Мчит по рельсам. Не зевай! Приближается… | Корабль, лайнер, пароход, катер – это …транспорт. | Еду в нём на верхней полке к морю, солнышку, на юг… | ||||||||||||||||||
1 | 6 | 2 | 16 | 3 | 2 | 4 | 3 | 8 | 7 | 9 | 22 | 4 | 10 | 8 | 11 | 17 | 7 | |||
Парусное, моторное или парусно-моторное судно | Небольшое, обычно гребное судно | Садясь в него, мы едем все На нашу дачу по шоссе. | ||||||||||||||||||
12 | 20 | 1 | 2 | 13 | 8 | 7 | 14 | 2 | 2 | 3 | 1 | 8 | 16 | 8 | 5 | 19 | 13 | 15 | ||
Замени цифры буквами. Расшифруй русскую пословицу.
1 | 12 | 10 | - | 13 | 12 | 10 | - | 9 | 11 | 3 | 22 | 4 | 7 | 11 | 1 | |
14 | 8 | 6 | 2 | 5 | 13 | 15 | |
Словарь: трамвай, водный (транспорт), поезд, яхта, лодка, автомобиль. Пословица: Тяп-ляп – не выйдет корабль.
Криптограмма №9 Разгадайте ключевые слова и вы узнаете, какая буква соответствует каждой цифре.
Птица, для которой мастерят домики | Он быстро передвигается по стволу в разных направлениях, умеет висеть вниз головой на ветках | |||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 4 | 8 | 4 | 9 | 10 | 6 | 11 | 12 | |
Эта птица покачивает удлинённым хвостом (трясёт гузкой) | Небольшая сова | ||||||||||||
13 | 5 | 14 | 1 | 4 | 15 | 16 | 10 | 2 | 17 | 1 | 20 | 19 | |
Название птицы, похожее на цитрусовый плод | Белая комнатка на красных столбиках стоит | |||||||||||||
21 | 17 | 11 | 22 | 17 | 5 | 18 | 11 | 2 | 17 | 17 | 18 | 1 | 13 | |
Замени цифры буквами. Расшифруй русскую пословицу.
8 | 13 | 18 | 7 | 6 | - | 2 | 5 | 20 | 9 | 12 | 14 | , | 17 |
19 | 6 | 9 | 4 | 3 | 6 | 2 | 16 | - | 5 | 17 | 10 | 16 | 21 | |
Словарь: скворец, поползень, трясогузка, сыч, мандаринка, аист. Пословица: Птице – крылья, а человеку разум.
Криптограмма № 10 Разгадайте ключевые слова и вы узнаете, какая буква соответствует каждой цифре.
Старинный головной убор, символ русского костюма | Головной убор с полями | Обруч в виде полукольца для закрепления волос | ||||||||||||||||||
1 | 2 | 1 | 2 | 3 | 4 | 19 | 1 | 3 | 21 | 5 | 6 | 7 | 2 | 10 | 2 | 18 | 2 | 1 | ||
Мутоновая шапка в виде пилотки | Головной убор в виде куска ткани, обмотанного вокруг головы | Разновидность фуражки | ||||||||||||||||||
20 | 2 | 20 | 2 | 21 | 17 | 8 | 7 | 21 | 22 | 7 | 1 | 7 | 9 | 12 | 13 | 14 | ||||
Шляпа с сеткой для защиты от насекомых | Кепка с длинным козырьком | |||||||||||||||||||
4 | 7 | 1 | 2 | 22 | 7 | 9 | 4 | 19 | 1 | 10 | 11 | 16 | 15 | 10 | 2 | 21 | 1 | 7 | ||
Замени цифры буквами. Расшифруй русскую пословицу.
20 | 2 | 15 | 12 | 17 | 8 | 7 | 15 | 12 | 2 | 14 | 7 | 3 | 7 | 6 | 1 | 13 | |||
10 | 11 | 9 | 11 | 12 | 15 | 5 | - | 4 | 11 | 15 | 1 | 2 | 9 | 2 | |||||
13 | 16 | 18 | 11 | 12 | |||||||||||||||
Словарь: кокошник, шляпа, ободок, гоголь, чалма, картуз, накомарник, бейсболка. Пословица: Гость часто за шапку берётся – не скоро уйдёт.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружка «Коррекция нарушений устной и письменной речи»
Программа составлена с учётом контингента детей с речевыми нарушениями, обучающихся в начальных классах VII вида , у которых выявлены недостатки чтения и письма, обуслов...
Дидактические игры в коррекции нарушений устной и письменной речи.
Комплекс игр для коррекции нарушений устной и письменной речи....
Применение игр с мячом cу-джок в коррекции нарушений устной и письменной речи у младших школьников
Применение су-джок массажёров способствует созданию функциональной базы для перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и возможность для оптимальной речевой работы с ребенком, повы...
Логопедическая программа "Коррекция нарушений устной и письменной речи у учащихся 1 класса с ЗПР"
Логопедическая программа "Коррекция устной и письменной речи у учащихся 1 класса с ЗПР" Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитани...
Рабочая программа "Предупреждение и коррекция нарушений устной и письменной речи у учащихся 1-го класса с фонетико-фонематическим недоразвитием речи"
Реализация идей нового проекта современной модели образования невозможна без устранения причин затруднений, возникающих у определенной части детей в процессе усвоения школьной программы, поэтому в усл...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Коррекция нарушений устной и письменной речи обучающихся младшего школьного возраста»
Рабочая программа по коррекции нарушений устной и письменной речи у младших школьников в условиях логопедического пункта....
" Коррекция нарушений устной и письменной речи обучающихся 2 класса с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) на подгрупповых логопедических занятиях"
Рабочая программа по логопедии для обучающихся 2 класса с ЛУО (интеллектуальными нарушениями)...