Некоторые приемы работы с нарушениями устной и письменной речи у детей с задержкой психического развития
методическая разработка по логопедии
Презентация на тему "Некоторые приемы работы с нарушениями устной и письменной речи у детей с задержкой психического развития" создана на основе опыта работы с детьми с задержкой психического развития. В ней отражены некоторые приемы коррекции нарушений устной и письменной речи, а также процесса чтения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
презентация | 2.48 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тяжелые нарушения речи ( ТНР )- это стойкие специфические отклонения в формировании компонентов речевой системы (лексического и грамматического строя речи, фонематических процессов, звукопроизношения, просодической организации звукового потока), отмечающиеся у детей при сохранном слухе и нормальном интеллекте.
Особенности психических процессов у детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) и у детей с ЗПР (сравнительная характеристика)
Норма ЗПР ТНР Внимание Внимание удерживается довольно долго, пока не иссякнет интерес. Наблюдается недостаток внимания: не могут работать более 10-15 мин. Особенность внимания— отвлекаемость. Память Память схватывает значимые события и сведения и сохраняет их. Снижена продуктивность запоминания, неустойчивость, большая сохранность непроизвольной памяти по сравнению с произвольной. Наиболее развита моторная и наименее — слуховая память. Преобладание смысловой памяти над механической.
Зрительное восприятие Ребенок различает цвета, формы, величину предметов и их положение в пространстве, правильно соотносит предметы по величине. Характерна недостаточность, ограниченность, фрагментарность знаний об окружающем мире. Цвет предмета является для ребенка опознавательным признаком лишь тогда, когда другой, обычно сильный признак (форма), почему-либо не получил сигнального значения. Пространст-венная ориентиров-ка Ребенок познает пространство по мере того, как сам им овладевает. Наблюдаются затруднения в ориентировке в пространстве. Наблюдаются затруднения в ориентировке в пространстве.
Временные отношения Развитое чувство времени помогает стать более организованными, дисциплинирован-ными . Не сформированы понятия, обозначающие определенные временные периоды, не могут отразить категории времени. Испытывают сложности при обозначении основных единиц времени и периодов человеческого возраста. Мышление Ребенок экспериментирует, пытается установить причинно-следственные связи и зависимости. Уровень развития наглядно-действенного мышления в норме. Наглядно-образное мышление: требуется многократное повторение задания и помощь. Словесно-логическое мышление не развито. При некоторых нарушениях снижен темп мыслительных процессов и имеются нарушения отдельных мыслительных операций.
Для детей с ТНР создана адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (вариант 5.1)
Дислексия – это частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера (Лалаева Р.И.).
Дисграфия – частичное расстройство процесса письма, связанное с недостаточной сформированностью (или распадом) психических функций, участвующих в реализации и контроле письменной речи. Дисграфия проявляется стойкими, типичными и повторяющимися ошибками на письме, которые не исчезают самостоятельно, без целенаправленного обучения (Лалаева Р.И.).
Слоговые таблицы (по Корневу А.Н.) па ут ми ас ки он гу тя се бы ка во ко шу ар де ма ум мо мя мы им ем ум мю ём ам ом мас тов шап лас виш тёп мыс бул чер бел мыш люс
Слоговые таблицы Читаем слоги – по строчкам, по столбикам. Для увеличения скорости чтения, читаем таблицу 2-3 раза с секундомером. Затем даем задание, например, показать слог ГУ. С этим слом придумать слова (ГУси, ГУбы, поГУляли , …). Слог может быть в начале, середине и в конце слова.
С одним из слов составить предложение: ГУСИ осенью улетают на юг. Составить схему этого предложения. (Либо составить предложение уже по заданной схеме.) /_____ _____ _____ . (Выделяем заглавную букву, точку) Под словом ГУСИ выделяем количество букв кружками. 0000 Обозначаем гласные красным. 0 0 0 0 Делим слово на слоги. Ставим ударение. Пишем еще раз слово, схему которого составляли. При письме проговариваем.
А Б В Г 1 ки он гу тя 2 се бы ка ов 3 ко шу ра де 4 ба ол ву су
СЛОГОВОЕ ЛОТО
Аналитико-синтетическое чтение
Таблицы Шульте
Упражнения на дифференциацию букв и звуков
РАБОТА СО СЛОВАРНЫМИ СЛОВАМИ ОБРАЗНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СЛОВАРНОГО СЛОВА
2. ОПОРА НА ЭТИМОЛОГИЮ Рябина К удрявые соцветия рябины выделяются своей пестротой. «Рябые», - говорили в народе. По образному выражению наших предков, рябина от ряби пестра. Платье, платок от древнерусского слова « плать », что означает кусок материи. Корзина Корзать – значит, плести.
3. «АУДИАЛЬНАЯ ПОДСКАЗКА » Кост я в кост юме . Ко стя в ко ричневом костюме. Ка тя у ка литки . На Ка тином платье ка рман .
4. «ШИФРОВАНИЕ» СЛОВАРНЫХ СЛОВ Б И Л Е Т * И * Е * билет
5 . ТЕМАТИЧЕСКАЯ ГРУППИРОВКА Варианты тем : квартира, поход, магазин, школа, офис, огород, улица, экскурсия. «Офис» Мы подходим к зданию и входим. Поднимаемся по лестнице и проходим по вестибюлю . Перед нами кабинет директора . Он сидит перед компьютером и мечтает сделать миллион дел: нанести визит и купить одиннадцать килограммов яблок . За окном поет жаворонок , но директор его не слышит, потому что включен магнитофон и журчит декоративный серебристый фонтан .
6. ЗАПОМИНАНИЕ ПО СЕТКЕ В О К З А Л В О К З А Л _ _ _ _ _ _
РАБОТА СО СЛОВАРНЫМИ СЛОВАМИ 7 . СОСТАВЛЕНИЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ шофер шустрый салют сияет жонглер Жора футбол французский
8. МЕТОД «ЦИЦЕРОНА » Прочитать слова «орфографически»; «Расставить» слова по кабинету в начале занятия (например, на учительском столе концерт , на кушетке гости в костюмах , посередине озеро , на полке стакан , под столом берлога и т.д.). В конце пройти по кабинету и собрать слова, проговаривая орфографически.
В период проведения коррекционной работы целесообразно осуществлять совместную проверку контрольных работ по русскому языку учителем и логопедом.
На первых этапах необходима устная работа : упражнения на развитие фонематического восприятия, звуковой анализ слова. Диктанты здесь принесут только вред. Многочисленные ошибки, которые неизбежно будут достигаться при их написании, фиксируются в памяти ребёнка.
Нежелательно детям с дисграфией давать упражнения с неоткорректированным текстом (поиск ошибок). У таких детей, как правило, хорошая зрительная память, они запоминают эти ошибки.
Ребенку с речевыми нарушениями тяжело прочитать большой текст или много писать. Планируя домашнее задание для таких детей, целесообразнее разбить текст на части или выполнять задание в несколько приемов.
Не нужно заставлять ребенка переписывать много раз домашние задания, это не только нанесет вред здоровью ребенка, но и поселит в нем неуверенность, а также увеличит количество ошибок.
Диктанты с дисграфиками тоже пишем «по особому».
Благодарю за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие письменной речи у детей с задержкой психического развития
Материал для выступления по теме: "Развитие письменной речи у детей младшего школьного возраста с ЗПР....
Методическая разработка урока по развитию речи у детей с задержкой психического развития
Задания направлены на развитие слухового внимания, фонематического слуха, зрительного восприятия, памяти, речи, мелкой моторики, графомоторных умений и развитие речи...
Некоторые приемы логопедической работы с нарушениями устной и письменной речи у детей с ЗПР
В статье описаны некоторые приемы работы учителя-логопеда с нарушениями устной и письменной речи у детей с задержкой психического развития....
Исследование особенностей связной письменной речи у учащихся с задержкой психического развития
Данный материал содержит результаты исследования письменной речи учащихся с ОВЗ (ЗПР)....
Методы развития связной письменной речи у обучающихся с задержкой психического развития.
В данной статье приведены некоторые методы и приёмы развития связной письменной речи у детей с задержкой психического развития на уроках русского языка....
Статья на тему: "Нарушения понимания текста при чтении у детей с задержкой психического развития"
Статья на тему "Нарушения понимания текста при чтении у детей с ЗПР 9-11 лет"...
Особенности развития речи у детей с задержкой психического развития
У детей с ЗПР отмечается замедленный темп речевого развития и большая распространенность нарушения речи. Многие проявления патологии речи связаны с общими психопатологическими особенностями детей с за...