Коррекционно-развивающая работа с обучающимися с ЗПР.
статья по логопедии

Портнова Светлана Ивановна

В статье представленно краткое описание логопедической работы с обучающимися с ЗПР. Освещены основные направления работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Коррекционно-развивающая работа учителя-логопеда

с обучающимися с ЗПР

Задержка психического развития является одной из форм нарушений, которая в школьном возрасте приводит к возникновению дисграфии, дислексии и дискалькулии.

При поступлении в школу у детей с ЗПР обнаруживается недостаточность общего запаса знаний, ограниченность представлений об окружающем мире, незрелость мыслительных процессов, недостаточная целенаправленность интеллектуальной деятельности, быстрая ее пресыщаемость, преобладание игровых интересов, отмечаются различные нарушения устной и письменной речи. В одних случаях у детей преобладает задержка развития эмоционально-волевой сферы, в других случаях задержка преимущественно проявляется в замедлении развития познавательной деятельности.

Работа учителя-логопеда с младшими школьниками с ЗПР строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся в соответствии со структурой и характером нарушений.  Основной формой ее организации является индивидуальные коррекционно-развивающие занятия, которые могут иметь коррекционно-развивающую и предметную направленность.

Школьники с ЗПР имеют характерные особенности мыслительной деятельности, затрудняющие усвоение учебного материала во время работы на уроке. Для них характерна поверхностность мышления, его направленность на случайные, единичные признаки, инертность, малоподвижность мыслительных процессов, склонность подражанию.

Особенностью работы логопеда является использования специальных методов, обеспечивающих особые образовательные потребности детей с ЗПР. Формирование приемов на занятиях должно обеспечивать постепенный переход мыслительной деятельности учащихся на продуктивный уровень, предусматривать «пошаговость» при предъявлении материала, дозированную помощь, учитывать индивидуальные возможности ребенка: умение работать самостоятельно, выполнять задание в словесно-логическом плане либо с использованием наглядных опор, воспринимать помощь педагога.

Логопедическая служба создает условия для осуществления индивидуально-дифференцированного подхода в обучении детей с задержанным развитием. Качественный уровень работы логопедической службы отражен, прежде всего, в постоянной диагностической работе, основанной на принципах нейролингвистики, в составлении программ индивидуального сопровождения с учетом типологии задержки, в комплексной оценке развития ребенка на школьных педагогических консилиумах, в консультировании учителей педагогического коллектива в вопросах обучения лиц с ОВЗ.

         Для логопеда-практика особую значимость приобретает проблема сложного дефекта, в структуре которого нарушения речи сопровождаются другими отклонениями психического развития, одно из них – интеллектуальная недостаточность. Нарушения речи у данной категории детей носят системный характер, затрагивают все стороны речевой системы, к тому же они обусловлены недостаточной сформированностью когнитивных процессов. Нарушения познавательной деятельности оказывают отрицательное влияние на весь процесс развития речи: как на овладение семантикой речи, так и на усвоение языковых закономерностей и формирование языковых обобщений.

 Для качественного логопедического сопровождения учебного процесса нужна комплексная программа коррекционно-развивающих занятий, которая соответствовала бы специфике работы с детьми ЗПР. Она рассчитана на весь период обучения ребенка с ЗПР и основывается на следующих теоретических положениях и принципах:

1. Усвоение языковой системы языка детьми с ЗПР должно быть основано на развитии мыслительных операций – это определяет необходимость тесной взаимосвязи развития речи с развитием познавательных процессов.

2. Воздействие на слабые звенья речевой системы и формирование их с учетом зоны ближайшего развития.

3. Взаимосвязь речи и моторики.

4. Учет типологии задержки при планировании коррекционно-развивающей работы.

5. Осуществление индивидуально-дифференцированного подхода.

  

Коррекционно-развивающие направления

логопедического сопровождения в школе:

1. Уточнение и обогащение словарного запаса детей в связи с расширением непосредственных впечатлений об окружающем мире.

2. Развитие связной речи: формирование и совершенствование целенаправленности и связности высказывания, точности и разнообразия употребляемых слов, грамматической правильности построения предложений, внятности и выразительности речи, способности к творческому высказыванию, умению строить связный письменный рассказ, развитие текстовой деятельности учащихся.

3. Формирование у детей направленности на звуковую строну речи; развитие умения вслушиваться в звучание слова, узнавать и выделять из него отдельные звуки и звуковые комплексы, различать звуки, близкие по звучанию и произнесению;

4. Совершенствование чувственного (сенсорного) опыта в области русского языка: развитие способности у ребенка на основе собственного опыта выделять существенные признаки двух основных групп русского языка - гласных и согласных.

5. Формирование приемов умственной деятельности, необходимых для развития умения наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки и обобщать явления языка.

6. Пролонгирование логопедического сопровождения на второй ступени обучения по кор-рекции дизорфографии.

  Учитель-логопед оказывает содействие в успешной адаптации и социализации учащихся в данном образовательном учреждении в современном обществе, качественно помогает детям в освоении общеобразовательной программы.

 Особенностями коррекционно-развивающей работы с детьми с задержанным развитием является обязательное систематическое и многократное повторение, которое обусловлено особенностями процессов памяти детей с ЗПР и направлено на отработку и воспроизведение полученных представлений и на более прочное усвоение знаний.

 

Письменная речь

Письмо

Трудности формирования навыка письма, с которыми столкнулся не готовый к обучению в школе первоклассник, остаются непреодолёнными и во втором, и в третьем, и в четвертом классах. Особенно трудно детям установить соотношение между звуками и буквами в словах, имеющих несоответствие по количеству звуков и букв. В результате имеющихся трудностей дети не овладевают навыками письма в том объеме, какой требуется в данном классе, оказываются несостоятельными при написании слуховых диктантов и других письменных работ, предусмотренных программой. В их диктантах встречаются ошибки, указывающие на недостаточную сформированность навыков звукобуквенного анализа и синтеза:

пропуски гласных букв в середине слова;

недописывание гласных букв на конце слова;

пропуски слогов;

перестановки букв;

вставка лишних букв.

 В письменных работах обучающихся с дисграфией встречается достаточно много ошибок на замену и смешение букв. Кроме ошибок на уровне буквы в письменных работах учащихся с дисграфией встречается много ошибок, связанных с недоразвитием словарного запаса: на правописание безударных гласных в корне слова, на правописание суффиксов и приставок.

Коррекция ошибок данного типа осуществляется при помощи упражнений, направленных на развитие пространственных представлений учащихся.

К синтаксическим ошибкам, допускаемым в большом количестве учениками, относятся:

- пропуски запятой при однородных членах предложения;

- пропуски запятой в сложном предложении;

- неумение разграничивать предложения (написание одним предложением целого текста или деление его на 2-3 предложения);

-заглавная буква  в начале предложения.

Чтение

Дети с недостатками письменной речи не овладевают навыком чтения в объеме, предусмотренном учебной программой. Многие медленно, по слогам читают слова даже простой слоговой структуры, допускают многочисленные ошибки (пропуски букв, перестановки букв и слогов, неправильно ставят ударение в словах).

Дети с ЗПР часто делают неправильное ударение, их чтение является маловыразительным, монотонным. Часто в конце предложения отсутствует интонационная законченность. При пересказе прочитанного дети не могут выделить главную мысль, отразить временные, причинно-следственные связи, оценить ситуацию, поступки действующих лиц. У таких детей вследствие недостаточности процессов синтеза нарушено целостное восприятие текста.

Трудности в формировании навыка чтения могут быть вызваны причинами различного характера:

-- нарушениями пространственных представлений, пространственной ориентировки;

-- нарушением зрительно-моторной координации;

-- нарушением моторики, графомоторных навыков;

-- нарушением слухового, зрительного, фонетико-фонематического восприятия;

-- нарушением произвольного внимания;

-- нарушением памяти, особенно снижением слухоречевой памяти;

-- нарушением функций, при которых затруднено воспроизведение последовательности движений, последовательности в пространстве, во времени, в речи;

-- нарушениями речевого развития (звукопроизношения), грамматического строя речи, бедностью словарного запаса.

-- слабое развитие у учащихся функции самоконтроля;

-- частыми причинами ошибок чтения может быть и недостаточное развитие концентрации внимания: при чтении текста глаз ребенка совершает хаотичные движения, происходит считывание случайно попадающих в поле зрения ребенка букв. Впоследствии у детей, делающих подобные ошибки, с трудом формируется навык следования направлению чтения - слева направо.

Заключение.

         Необходимость логопедической работы подтверждается результатами обследования устной и письменной речи учащихся с ЗПР.  Учитывая, что дисграфия и дислексия у детей с задержанным развитием возникает на фоне общего недоразвития речи, коррекция нарушений письменной речи ведется на основе лексической темы, что способствует активизации и обогащению словаря учащихся. И все же первостепенное значение в логопедическом сопровождении детей с задержанным развитием принадлежит формированию связной речи После обучения в начальной школе логопеду удается скоррегировать фонематический слух, частично лексико-грамматический строй, а вот развитие связной речи остается на низком уровне. Следовательно, дети не готовы в среднем звене к самостоятельной текстовой деятельности, к тому же итоговая аттестация по русскому языку проходит в виде изложения или сочинения.

         Таким образом, логопедическая коррекция  в условиях общеобразовательной школы  – это целенаправленный и непрерывный процесс оказания действенной помощи детям с особыми образовательными потребностями.

 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.      Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей / Под ред. К.С. Лебединской. М., 1982.

2.      Борякова Н.Ю. О некоторых особенностях построения речевых высказываний 6-летними детьми с задержкой психического развития // Дефектология. 1983. №3.

3.      Власенко И.Т., Голод В.И., Алле А.Х. Нейропсихологическое обследование детей с нарушениями речевого развития // Методы обследования речи у детей , Под ред. И.Т. Власенко. Г.В. Чиркиной. М., 1992.

4.      Глухов В.П., Смирнова М.Н. Особенности связной речи у детей с комбинированным психоречевым дефектом // Современная логопедия: теория, практика, перспективы: Межвуз. сб. науч. тр. МГОПУ им. М.А. Шолохова. М., 2002.

5.      Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Е.А. Цыпиной. М., 1984.

6.      Жаренкова Г.И. Понимание грамматических отношений детьми с недоразвитием речи // Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи. М., 1961.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающее занятие для учащихся, обучающихся в классе коррекции «Умники и умницы».

Цель: Коррекция познавательных процессов учащихся с помощью специально подобранных игр, упражнений.Задачи:  1) Научить учащихся работать в коллективе сверстников, выполнять устные инструкции взро...

Коррекционно-развивающее занятие с группой обучающихся первого класса на развитие мелкой моторики «Помощники королевича Елисея»

Программное содержание:Закрепить знания сказки А. С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».Совершенствовать умение держать ручку, карандаш, фломастер.Развитие умения произв...

Программа коррекционно-развивающей логопедической работы, адаптированная для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 2 класс

Адаптированная коррекционно-развивающая логопедическая программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана в соответствии с требованиями ФГОС для обу...

Коррекционно-развивающая программа психологического сопровождения обучающихся с ОВЗ ( 1-4 классов)

Настоящая программа разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья ...

Программа коррекционно-развивающих занятий для слабовидящих обучающихся

Программа коррекционно-развивающих занятий для слабовидящих обучающихся...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ОВЗ (ИТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ) ДЛЯ 2 -3 КЛАССОВ В РАМКАХ ПРОЕКТА «ДОБРОШКОЛА»

В рамках федерального проекта "Доброшкола" необходима новая адаптированная общеобразовательная программа для детей с ОВЗ (интеллектуальные нарушения)....

Индивидуальная коррекционно-развивающая программа психологического сопровождения обучающейся 1 класс

Индивидуальная коррекционно-развивающая программа психологического сопровождения обучающейся 1 класс...