Б-Д дифференциация звуков и букв в слогах, словах, предложениях
план-конспект урока по логопедии (1, 2 класс) на тему
Б-Д дифференциация звуков и букв в слогах, словах, предложениях
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
b_-_d.doc | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического занятия.
Тема: «Дифференциация звуков и букв «б», «д» в слогах, словах, предложениях».
Цель: различение букв «б- д» на письме и при чтении.
Задачи:
- Развитие зрительно-пространственных представлений.
- Развитие зрительно- моторных координаций.
- Закрепление дифференциации букв «б- д» на письме и при чтении.
- Развитие навыков фонематического анализа и синтеза.
- Развитие психических процессов: памяти, внимания и т.д.
- Формирование оптической дифференцировки, представления о связи звука и буквы.
Материалы для занятия: зеркала, образец- таблица с прописными буквами «б- д», картинки- силуэты белки и дятла, карточки с заданиями, цветные карандаши, тетради, ручки.
Ход занятия:
1 этап- Организационный момент.
Развитие зрительно- моторных координаций.
Игра «Кто внимательный?»
Учащимся показывается таблички с изображением геометрических фигур, а внутри- элементы букв «б- д», буквы «б и д».
Логопед:- Запомните, что изображено на табличках. Нарисуйте изображение как запомнили.
Взаимо оценка: обратить внимание на несоответствие размера, неправильное соотношение элементов букв, расположение их в геометрической фигуре.
2 этап- Актуализация знаний, полученных детьми на прошлых занятиях.
- Отгадайте загадку: «Зверька узнаем мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубке серенькой зимой,
А в рыжей шубке летом».
Логопед:- Рассмотрите картинку- силуэт белки.
-Кто видит букву в силуэте белки?
-Какой первый звук в слове «белка»?
В слове -отгадке определяется первый звук и соотносится с буквой.
Уточнение артикуляции звука «б»
Логопед :- Произнесите звук «б» перед зеркалом.
-Дайте характеристику звуку «б».
Ученик:- Звук «б»: согласный, звонкий, бывает твердым и мягким. Преграда (для воздушной струи )- сомкнутые губы.
2.Отгадайте еще одну загадку:
«Я по дереву стучу,
Червячка добыть хочу». (Дятел)
Логопед: Рассмотрите картинку- силуэт дятла.
-Какую букву вы видите?
-Какой первый звук в слове «дятел»?
Уточнение артикуляции звука «д».
Логопед: -Произнесите звук «д» перед зеркалом.
-Дайте характеристику звуку «д».
Ученик: -Звук «д»- согласный, звонкий, бывает твердым и мягким. Преграда- кончик языка, который упирается в десны верхних резцов.
3 этап- Сообщение темы занятия.
Логопед :- Откройте, пожалуйста, тетради, запишите число.
-На доске написаны буквы. Выпишите их парами.
-Какие буквы остались без пары?
-Сегодня на занятии мы с вами будем учиться различать рукописные буквы «б-д».
4 этап- Начало работы над новым материалом.
- Сопоставление звуков «б-д» по артикуляции.
Логопед : Назовите сходства и различие звуков «б-д».
-Что общее?- (звонкие, согласные)
-Что разное?- (место преграды: «б»- губы, «д»- десны).
2.Эмоциональная разгрузка, визуализация букв «б-д».
Логопед:- Напишите букву «б» пальчиком, проговаривая элементы буквы.
Ученик: - буква «д»- овал и большая петля, которая идет вниз.
Логопед:- Буква «б» вписывается в силуэт «белки»; а буква «д» в силуэт «дятла».
Чтение таблиц «Характеристика звуков и букв «б- д».
5 этап- Восприятие визуального образа букв, визуальное узнавание букв, выделение букв «б- д» из слогов и слов.
- Логопед:- Посмотрите на букву «б». Из каких элементов состоит эта буква?
Ученик: - Буква «б» состоит из овала и закругленной линии вверх, как хвост у белки.
Логопед:- Посмотрите на букву «д». Из каких элементов она состоит?
Ученик:- Буква «д» состоит из овала и петли.
Логопед: где расположена петля по отношению к овалу в букве «д»?
Ученик: - Внизу и справа, как хвост у дятла.
Логопед: Значит, чем похожи буквы «б- д»?
-Чем различаются эти буквы?
2. Чтение слогов, слов (таблица выполнена в рукописном варианте)
Ба- да ада- аба дыни труба
Бо- до ода- оба боты следы
Бу- ду уда- уба дело трудно
Бы- ды ады- абы бумага арбузы
3.Запись слогов в тетрадь с проговариванием какую букву пишут, направления элементов букв.
Логопед: ба, да,бо, до, бу, ду, бы, ды.
Ученик: Пишу букву «б»- белка (хвост вверх)
Пишу букву «д»-дятел ( хвост вниз)
4. Работа с карточкой.
Логопед:- У вас на партах лежат карточки. Проговорите слова и допишите элементы букв по опорным точкам.
-Обменяйтесь карточками, проверьте и исправьте ошибки товарища карандашом.
-Спишите слова.
6 этап- Физкультурная минутка.
Логопед:- Поскольку отличительный элемент буквы «б» - хвостик направленный вверх, а хвостик буквы «д»- вниз, то вы будете поднимать вверх руки, когда услышите слоги и слова со звуком «б», и будете наклоняться, когда услышите звук «д» в слогах или словах( ба, ду, бе, ды, бро, дры, банк, дом, боты, бант, духи, кеды, два, верба, забор, дерево)
7 этап- Закрепление умений и навыков, полученных на занятии.
- Логопед:- рассмотрите картинки. Назовите их, запомните названия.
-«Зашифруйте» названия картинок, запишите в тетрадь соответствующие буквы.
Проверка: чтение и расшифровка записи.
Учитель: радуга- буква «д» хвост вниз.
2.Логопед: Расставьте все эти картинки в два столбика:
В первый столбик_ слова-картинки с буквой «б», во второй столбик- слова-картинки с буквой «д».
Записать в тетрадь.
3.Логопед:- Прочитайте словосочетания. Составьте предложения со словосочетаниями, запишите их в тетрадь. Буквы «б-д» подчеркнуть разными цветами.
Холодная погода (Завтра будет холодная погода)
Нарядная блузка ( У мамы нарядная блузка)
Голубой бант (У Лизы голубой бант)
Трудная задача ( Мы решали трудную задачу )
4. Логопед: на карточках, покрытых пленкой, написать предложения.
-Допишите в словах фломастером элементы букв «б- д».
Проверка: чтение предложений по цепочке.
8 этап- Итог занятия.
Смысловая рефлексия занятия.
Логопед:- Поведем итоги.
-какие буквы мы различали на занятии?
-Чем они отличаются?
-Что нового узнали на занятии?
Эмоциональная рефлексия занятия.
- Пароль на выход: повторение ориентировок для запоминания.
-Определите на ощупь букву в «волшебном ящике».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальное занятие "Дифференциация звуков С - С\' в слогах, словах, предложениях"
Разработка урока содержит практический материал по дифференциации звуков С, С\', артикуляционную, дыхательную и пальчиковую гимнастику....
Конспект занятия: "Дифференциация звуков ы-и в слогах, словах, предложениях".(2класс)
Занятие "Дифференциация звуков ы-и в слогах, словах, предложениях" (2класс) является заключительным по этой теме....
Конспект логопедического занятия"Дифференциация звуков Г-К в слогах, словах, предложениях."
Цель:закрепление правильного произношения звуков [г], [к] в слогах, словах, предложениях.Задачи: Образовательные: 1.Закрепить знания детей о звуковом составе согласных г-к.2. Учить д...
"Дифференциация звуков [З] - [С] в слогах словах, предложениях." Журнал "Магариф", 2019 год, № 2
Конспект группового логопедического занятия для учащихся 1 классов с ФФН....
Дифференциация звуков ж - ш в слогах, словах, предложениях. 3 класс
Проблема изучения и коррекции специфических нарушений письменной речи у детей в настоящее время является одной из самых актуальных задач логопедии.С каждым годом в начальных классах школ увеличивается...
Конспект группового занятия в 2 классе по теме: «Дифференциация звуков [К]-[Г] в слогах, словах, предложениях и тексте»
Закрепление навыков дифференциации звуков и букв К - Г в слогах, словах, в словосочетаниях и тексте. Лексическая тема: "Космос"...
Логопедическое занятие «Дифференциация звуков Т-Д в слогах, словах, предложениях»
Логопедическое занятие «Дифференциация звуков Т-Д в слогах, словах, предложениях». Целью логопедического занятия является уточнение и сравнение артикуляции и звучания звук...