Презентация "Методика формирования коммуникативных УУД у младших школьников с ОВЗ на логопедических занятиях"
презентация к уроку по логопедии

Криницкая Светлана Геннадьевна

Данная презентация отражает практические приемы, формирующие у младших школьников с ОВЗ коммуникативные УУД. Методика отработана временем и эффективна при использовании. 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование коммуникативных учебных действий у младших школьников с ОВЗ на логопедических занятиях (из опыта работы) Криницкая Светлана Геннадьевна, Учитель-логопед МБОУ «СОШ № 1» г.Бийска

Слайд 2

Главная цель образования: ф ормирование у ребенка общекультурных, личностных и познавательных компетенций; р азвитие потребности учиться и вести коммуникацию.

Слайд 3

Задачи: Изучить уровень речевого развития и недостатки неречевого характера, проявляющиеся в недоразвитии психофизических процессов. Разработать систему приемов логопедической работы по формированию коммуникативных учебных действий у младших школьников с нарушениями речи. Организовать коррекционный процесс с целью продуктивного внедрения в него разработанных упражнений по развитию коммуникативных способностей детей. Создавать условия эффективного взаимодействия учеников между собой и с педагогом, повышающие результат совместной деятельности.

Слайд 4

Коммуникативная потребность человека Вступить в общение Попросить о помощи Выразить чувства Предложить свои услуги Рассказать что-то

Слайд 5

Дети с ОВЗ – особая категория обучающихся школы

Слайд 6

Трудности общения детей с ОВЗ: Низкая речевая активность; Ограниченность словарного запаса; Неумение выразить мысль предложением; Неумение пересказывать; Неумение задавать вопросы; Неумение вести диалог; Непонимание задания,…

Слайд 8

В ситуации учебной деятельности актуальны: Ответы на вопросы в соответствии с заданием; Использование в ответах изученных терминов; Использование схемы при ответе; Пояснение задания; Обращение за помощью; Отчет о проделанной работе; Использование при ответе жестов, мимики; Монологическое высказывание,…

Слайд 9

Этапы работы:

Слайд 10

I. «Учитель руководит» Упражнения: «Давайте познакомимся!» «Познакомь куклу с нами»

Слайд 11

Упражнение «Зеркало»

Слайд 12

«Кто больше?» «Невпопад»

Слайд 13

«Чудесный мешочек»

Слайд 14

«Ищу ответ в вопросе» При составлении предложений использовать часть вопроса, переставив слова местами. Основной смысл несет в себе последнее слово предложения. Вопросы Ответы 1.Из чего состоит тело ___? 1.Тело_____состоит из _____ . 2. Что есть на голове ___? 2. На голове ____ есть _____ . 3. Чем покрыто тело? 3. Тело покрыто _____ . 4. Есть ли хвост? 4. У ____ есть (нет) хвост. 5. К каким животным (птицам) относится? 5. ____ относится к ____ животным (птицам) . 6. Где живёт? 6. ____ живёт _____ . 7. Приносит ли пользу? 7. _____приносит (не приносит) пользу .

Слайд 15

«Рассказ по образцу»

Слайд 16

Пособия –помощники:

Слайд 17

II. «Учитель помогает» Упражнения: «Отгадай задание» «Исправь Буратино» «Научи Хрюшу »

Слайд 18

«Телеграмма» - «Письмо»

Слайд 19

«Адвокат» Докажи справедливость слов, приведи пример. «Почемучка» Продолжи фразу словами ПОТОМУ ЧТО…

Слайд 20

«Поговори с другом»

Слайд 21

«Ракета или черепаха?»

Слайд 22

III. «Учитель наблюдает» Упражнение «Рукавички»

Слайд 23

«Правила речи»

Слайд 24

«Совместные игры»

Слайд 25

«Ступеньки знаний»

Слайд 26

Данные упражнения помогают детям с ОВЗ успешнее: вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общем содержательном разговоре, беседе, соблюдая правила речевого поведения; задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других; формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения; строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач, устанавливать доверительные отношения с партнером.

Слайд 27

Литература Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей.- М.: Мозаика-синтез, 1999. Как проектировать УУД в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя./ под ред. А.Г. Асмолова . – М.: Просвещение, 2010. Павлова, О.С. Нарушение коммуникативного акта у детей с общим недоразвитием речи / О.С. Павлова // Психолингвистика и современная логопедия. – М.: Экономика, 1997. Соловьева, Л.Г. Диалогическое взаимодействие дошкольников с речевыми нарушениями / Л.Г. Соловьева // Дефектология. – 2007.– № 4. – С. 37–45. Федосеева, Е.Г. Формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи : автореф . дис . … канд. пед . наук / Е.Г. Федосеева. – М., 1999 .

Слайд 28

Успехов Вам и Вашим ученикам!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг формирования коммуникативной компетентности у младших школьников

Актуальность программы определяется необходимостью формирования коммуникативной компетентности как одной из составляющих универсальных учебных действий у младших школьников. Уровень развития реальной ...

Презентация "Технология КСО как средство формирования коммуникативных компетенций у младших школьников".

Дидактическая основа КСО - сотрудничество. Работа организуется в парах сменного состава, позволяет обеспечить взаимообучение и взаимоконтроль обучаемых....

Формирование коммуникативной компетентности у младших школьников средствами учебных предметов в УМК "Школа России"

В данной разработке освещено изучение особенностей формирования коммуникативной компетентности у младших школьников....

"Формирование пространственных представлений у младших школьников с ЗПР на логопедических занятиях"

В качестве одного из направлений коррекционно-логопедической работы по профилактике и преодолению речевых нарушений  ряд исследователей предлагают развитие и уточнение пространственных представле...

Формирование коммуникативных учебных действий младших школьников с проблемами в речевом развитии на логопедических занятиях

Данный материал поможет организовать работу младших школьников, имеющих проблемы в речевом развитии, направленную на развитие коммуникативных компетенций.  Работа представляет собой самообобщение...

Специфика формирования самоконтроля у младших школьников с ОВЗ на логопедических занятиях

Одной из актуальных задач  современного образования является  формирование грамотного письма у школьников. В статье рассматривается  система коррекционного  воздействия при н...

Презентация на тему:"Формирование коммуникативных УУД у младших школьников на логопедическом занятии".

презентация предназначена для учителей-логопедов и учителей начальной школы....