Формирование коммуникативных учебных действий младших школьников с проблемами в речевом развитии на логопедических занятиях
методическая разработка по логопедии по теме
Данный материал поможет организовать работу младших школьников, имеющих проблемы в речевом развитии, направленную на развитие коммуникативных компетенций. Работа представляет собой самообобщение опыта по формированию навыков коммуникации обучающихся на логопедических занятиях, проведение последовательных и систематических упражнений с детьми-логопатами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchenie_opyta_raboty_po_teme.docx | 413.67 КБ |
Предварительный просмотр:
МКУ «Управление образования Администрации города Бийска»
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1»
«Формирование коммуникативных учебных действий младших школьников с проблемами в речевом развитии на логопедических занятиях»
(самообобщение опыта работы )
Криницкая Светлана Геннадьевна,
учитель-логопед
г.Бийск
2015
Содержание
- Наименование опыта.
- Условия возникновения опыта.
- Актуальность опыта.
- Теоретическая база опыта.
- Новизна опыта.
- Ведущая педагогическая идея.
- Технология опыта.
- Результативность.
- Адресная направленность.
- Литература.
Наименование опыта
Формирование коммуникативных учебных действий младших школьников с проблемами в речевом развитии на логопедических занятиях.
Условия возникновения опыта
С введением ФГОС НОО приоритетом становится формирование личности обучающегося через развитие универсальных учебных действий, как ключевого условия повышения эффективности образовательного процесса в новых условиях развития общества. В соответствии с новыми социальными запросами общества изменилась цель образования: сформировать у ребенка не только общекультурные, личностные и познавательные компетенции, но и потребность учиться и вести коммуникацию. Необходимо раскрыть в ребенке творческие способности, а также «научить учиться», находить нужные знания в огромном потоке стремительно обновляющейся информации.
Особенно важно в данном ракурсе рассмотреть категорию детей, имеющих нарушения в речевом развитии. Им в большей степени трудно овладевать коммуникативными умениями и навыками, так как нарушение речевой функции влечет за собой нарушение процесса коммуникации в целом.
Учитывая специфические особенности детей с различными нарушениями речи, пришла к выводу, что необходимо разработать новую систему условий по формированию коммуникативных учебных действий на логопедических занятиях у детей-логопатов младшего школьного возраста.
Актуальность опыта
Базовой потребностью человека является потребность в общении. Чтобы личность ребенка формировалась полноценно, необходимо с раннего детства создавать условия для удовлетворения данной потребности. Однако далеко не всегда в общении детей все складывается благополучно. Причиной неудачной коммуникации становятся специфические личностные особенности, в частности, недостатки речевого развития. В последнее время значительно увеличилось количество детей, имеющих нарушения речи. И очень часто к моменту поступления в школу процент детей с речевыми недостатками не снижается. Ежегодно при проведении вводной диагностики учащихся, поступающих в первый класс нашей школы, приходится констатировать факт, что 30% первоклассников имеют нарушения устной речи. С таким «грузом» не каждый ребенок сможет эффективно осваивать коммуникативные учебные действия, налаживать общение со сверстниками, педагогами, поэтому возникает необходимость оказания логопедической помощи таким детям.
Цель педагогического опыта – создание условий, обеспечивающих овладение ребёнком нормами правильной речи, способствующих развитию его коммуникативных способностей. Задачи:
- Изучить уровень речевого развития и недостатки неречевого характера, проявляющиеся в недоразвитии психофизических процессов.
- Разработать систему приемов логопедической работы по формированию коммуникативных учебных действий у младших школьников с нарушениями речи.
- Организовать коррекционный процесс с целью продуктивного внедрения в него разработанных упражнений по развитию коммуникативных способностей детей.
- Создавать условия эффективного взаимодействия учеников между собой и с педагогом, повышающие результат совместной деятельности.
Теоретическая база опыта
В современной педагогике и психологии существует ряд работ по формированию навыков коммуникации у детей с проблемами в развитии. ( А.Г.Арушанова, Е.Г.Федосеева, Л.Г.Соловьева). А.К.Маркова рассматривает в качестве пускового механизма речевой деятельности коммуникативную потребность человека (потребность вступить в общение, попросить о помощи или предложить свои услуги, что-то узнать или рассказать, выразить чувства или посочувствовать другому и т.д.). Если у ребенка имеются ограниченные особенности развития, то он обязательно столкнется с проблемами в организации и осуществлении речевого коммуникативного взаимодействия. Исследования Д.И.Бойкова, С.В.Бойковой показывают, что результатом таких проблем являются агрессии, неспособность разрешать конфликты, самозащитные формы поведения, негативные высказывания. В опыте детского общения ясно прослеживается недостаток позитивных образцов коммуникативных действий.
Задача учителя-логопеда состоит в том, чтобы раскрыть речевой потенциал каждого обучающегося на логопункте, предложить образец коммуникативных форм в разных видах деятельности на логопедических занятиях, развить у детей уверенность в своих речевых возможностях.
Новизна опыта
Разработка системы приемов и упражнений, повышающих уровень сформированности коммуникативного компонента УУД учеников-логопатов.
Использование нетрадиционных форм и методов в логопедической практике по развитию навыков коммуникации детей с речевыми недостатками.
Совершенствование методов работы с родителями по повышению их коммуникативной грамотности.
Ведущая педагогическая идея
Считаю, что самое главное достояние и награда педагога – это успешность его учеников. Если дети стали хоть на чуточку успешнее, чем были (пусть не в учебном плане, а в личностном), то в этом и заключается истинный успех учителя.
Технология педагогического опыта
Рассмотрим ряд речевых и психологических трудностей, с которыми приходится сталкиваться детям-логопатам.
У учащихся с общим недоразвитием речи (ОНР) наблюдается низкая речевая активность, ограниченность словарного запаса, неумение выражать свои мысли в виде полных предложений, недостаточное понимание связей в тексте, невозможность плавного и последовательного пересказа увиденного или услышанного, неумение задавать вопросы собеседнику, вести диалог и др. К тому же, они плохо понимают учебные задания, не могут работать по инструкции, не пользуются изученной терминологией; не могут спланировать, проконтролировать и затем оценить свою работу. Осложняет ситуацию и недостаток развития психических процессов у данной категории детей (неустойчивое внимание, низкий объем памяти, словесно-логического мышления).
У учащихся с фонетическим дефектом (ФД) или фонетико-фонематическим нарушением (ФФНР) отмечается недостаточность произносительной стороны речи, нарушение фонематического восприятия, что значительно влияет на общее звучание, четкость дикции. Нередко такие дети испытывают неловкость, неуверенность при общении, стесняются своего дефекта. А если у ребенка был отрицательный опыт реакции сверстников или взрослых на его дефект, то этот ребенок либо замыкается в себе, отказывается от общения, либо начинает использовать агрессивные формы поведения, пытаясь скомпенсировать речевой недостаток.
Во всех случаях, предстоит коррекционно-развивающая работа не только по преодолению отклонений речевого развития, но и по формированию предпосылок к полноценному овладению навыками учебной деятельности и коммуникативными умениями.
Рассмотрим, что подразумевается под понятием «коммуникативные учебные действия».
Коммуникативные универсальные действия – учебные действия, направленные на учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
Коммуникативные действия могут быть разделены на три группы:
- коммуникация как общение (учет позиции собеседника или партнера по деятельности, понимание возможности разных точек зрения, уважение чужого мнения, умение обосновывать свою позицию);
- коммуникация как кооперация (согласование усилий по достижению общей цели, умение договориться, умение убеждать и отступать, мирно разрешать конфликт, оказание помощи партнеру по деятельности);
- коммуникация как средство передачи информации другим людям, способствуют осознанию и усвоению содержания, осуществлению рефлексии, способности задавать нужные вопросы для получения информации).
Отечественный ученый-психолог Л.С. Выготский подчеркивал: «Поскольку коммуникативная компетентность имеет исключительно многогранный характер, необходимо выделение основного состава коммуникативных и речевых действий, т. е. тех действий, которые имеют наиболее общее значение с точки зрения достижения целей образования, обозначенных в новом проекте стандартов».
Определим круг коммуникативных умений и навыков, которые являются актуальными в ситуации учебной деятельности:
- Ответы на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием;
- Ответы на вопросы по ходу учебной деятельности с правильным использованием изученных терминов;
- Использование схемы (инструкции) при подготовке высказывания, при подведении итога работы;
- Пояснение задания, инструкции с использованием изученных терминов;
- Обращение к учителю или товарищам за разъяснением, помощью;
- Соблюдение речевого этикета во время общения («Скажите, пожалуйста,…», «Будьте добры,…», «Спасибо» и т.п.
- Развернутый отчет о последовательно проделанном задании, подведение итога работы;
- Оценка ответов своих товарищей, оценка работы группы в целом;
- Составление монологических высказываний устного характера с элементами творчества;
- Использование экспрессивно-мимических движений во время общения (мимика, жесты, вокализация)
- Адекватная оценка собственного речевого поведения и поведения окружающих.
Предлагаю выделить этапы формирования коммуникативных УУД детей с нарушениями речи и практические приемы, которые можно использовать на логопедических занятиях на каждом этапе:
- «Учитель руководит» - развитие умений по образцу учителя-логопеда.
- Создание эмоционального настроя на общение
Игра «Давайте познакомимся». Цель: раскрепостить детей, создать дружескую обстановку на занятии. Учитель предлагает образец высказывания: «Меня зовут Светлана Геннадьевна. Я люблю шоколад».
Можно внести дополнение:
- передавать во время знакомства предмет, например, игрушку (в этом случае можно называть игрушки, которыми любит играть ребенок),
- передавать картинку, на которой изображено какое-либо обобщающее понятие, например, «одежда», «обувь», «фрукты», «овощи», животные», «птицы» и т.д. (в этом случае можно называть любимый предмет той обобщающей группы, что нарисована на картинке)
Игра «Познакомь куклу с нами». Цель: помочь ребенку научиться вежливо говорить о других ребятах, описывая их внешность, не стесняться своих речевых дефектов. Учитель берет куклу в руки и, подходя к ученику, говорит: «Знакомься, кукла Маша, это Кирилл. У него голубые глаза». Затем передает куклу ученику, который по образцу строит свою фразу.
Игра «Зеркало». Цель: способствовать развитию навыков сотрудничества через подражание действиям партнера. Дети встают парами лицом друг к другу. Учитель-логопед показывает пример на одной паре: нужно одновременно повторять любые плавные движения партнера, как будто это отражение в зеркале. Ученики показывают движения по очереди. По окончании игры можно спросить, как себя чувствовали ребята во время выполнения «зеркала». Упражнение целесообразно использовать в качестве физминутки или для смены деятельности.
Можно предложить вместо движения показывать смешные рожицы. В этом случае возникающий смех снимает напряжение в группе.
- Умение давать полный ответ на поставленный вопрос.
Игра «Кто больше?» Цель: приучать детей отвечать на вопрос полным предложением. Учитель задает вопрос, например: «Какие неживые предметы ты видишь в кабинете? И первым дает вариант ответа: «Я вижу в кабинете … шкаф». Дети произносят свои предложения.
Можно дополнить игру перекидыванием мяча друг другу в парах, произнося предложения. Важно каждый раз не сократить фразу, а произнести ответ полностью.
Игра «Невпопад» Цель: научить ребенка прислушиваться к вопросу, чтобы дать совершенно противоположный ответ, т.е. невпопад. Учитель задает приблизительно те же вопросы, что и в предыдущем упражнении. Только в качестве ответа использует другое слово, чтобы ответ не был правильным. Например: «Из чего варят компот?» - «Компот варят … из гвоздей». Такой ответ кажется нелепым, но задание выполнено верно. В этом упражнении дети учатся не только отвечать полным предложением, но и слышать собеседника, по-доброму реагировать на нелепость ответа.
Игра «Снежный ком» Цель: способствовать осознанному распространению и запоминанию предложения. Учитель предлагает детям картинку с изображенной ситуацией. Дети определяют начало предложения. Например: «Катя ест». Учитель-логопед повторяет это предложение и добавляет одно слово «Катя ест …картошку». Каждый следующий ученик повторяет полученное предложение и добавляет в него одно свое слово. На первых порах учитель может задавать наводящий вопрос для добавления слова. Важно не потерять слова при произнесении получающегося распространенного предложения.
- Умение задавать вопрос
Игра «Чудесный мешочек» Цель: формировать у детей умение задавать вопрос для уточнения необходимой информации. В плотном мешочке находятся небольшие предметы. Один ученик запускает руку в мешок и нащупывает предмет. Не вытаскивая его, отвечает на вопросы товарищей. Образец вопроса задает учитель: «Этот предмет мягкий?», «Какой формы этот предмет?» и т.д. Можно предложить ребенку достать предмет, но не показывать другим. Это упражнение развивает мыслительную деятельность и активность восприятия. Предметы чудесного мешочка можно подбирать по заданной теме, например, «Звуки б-п», «Дифференциация гласных а – я», «Твердые и мягкие согласные», «Живые и неживые предметы», «Дикие и домашние животные» и т.д.
- Повторить (комментировать) вопрос или ответ. Данный вид задания способствует концентрации внимания и развитию слуховой памяти. Во время комментирования повышается осознанность усвоения материала.
- Пересказ по вопросам или плану.
Упражнение «Ищу ответ в вопросе» Цель: помочь ребенку начать полный ответ, используя часть вопроса. Например: «Кто спрятался под старым дубом?» (начинаем искать начало ответа с конца вопроса, можно расставить цифры над словами) – «Под старым дубом спрятался …барсук»
После прочтения (или прослушивания) текста предлагается ряд вопросов к нему. Ответы составлять по образцу, начиная предложение формулировать из вопроса. Этот прием помогает детям, имеющим низкую речевую активность (в частности, с ОНР), строить предложение, а позднее – оформлять свою собственную мысль.
- Рассказ по образцу (с опорами и без них)
Составление рассказа о животном, используя универсальные вопросы или план ответа:
Вопросы | Ответы |
1.Из чего состоит тело ___? | 1.Тело_____состоит из _____ . |
2. Что есть на голове ___? | 2. На голове ____ есть _____ . |
3. Чем покрыто тело? | 3. Тело покрыто _____ . |
4. Есть ли хвост? | 4. У ____ есть (нет) хвост. |
5. К каким животным (птицам) относится? | 5. ____ относится к ____ животным (птицам) . |
6. Где живёт? | 6. ____ живёт _____ . |
7. Приносит ли пользу? | 7. _____приносит (не приносит) пользу . |
На первых этапах вместо прочерков можно располагать картинки этого животного (птицы). Ребенку останется только изменить слово правильно. Для усложнения задания текст возможного ответа убрать.
В логопедическом кабинете имеется много наглядности, которая для учеников является ещё и подсказкой при составлении ответа на вопрос. Разработано наглядно-практическое пособие «План города красивой речи», которое расположено над доской.
По этому пособию обучающиеся дают характеристику звукам и буквам, узнают такие грамматические понятия, как ударение, интонация, паузы. На каждом занятии мы обращаемся к данному пособию. Сюжет картины содержит интересные моменты, которые можно использовать в качестве связующих звеньев для этапов занятий: например, к замку торопыжки мы обращаемся, когда кто-то поспешил при выполнении задания и наделал ошибок; в умный лес мы ходим, чтобы получить интересную информацию; на озере спокойствия проводим релаксационные упражнения; в парке спокойного дыхания учимся произношению фраз и предложений, на берегу реки слитного правописания учимся безотрывному письму и т.д. Данное пособие идеально подходит как в качестве обучающего, так и игрового на занятиях.
Кроме этого, для учеников в кабинете оформлены ещё несколько таблиц-алгоритмов, по которым дети делают фонетический и звуко-буквенный разборы слова, записывают его в тетрадь с комментированием.
- «Учитель помогает»- развитие умений с помощью учителя-логопеда или с его корректировкой.
- Умение строить речевое высказывание
Упражнение «Опиши картинку» Цель: тренировать учащихся в составлении предложений по предложенной сюжетной картинке. Учитель-логопед раздает ученикам сюжетные картинки. Ребятам предлагается рассмотреть картинку, увидеть живые и неживые предметы на ней, определить возможные их действия, а затем придумать как можно больше предложений. Можно добавить в упражнение элемент соревнования, чтобы повысить мотивацию к выполнению.
Упражнение «Отгадай задание» Цель: учить детей прогнозировать вариант учебного задания. Учитель-логопед предлагает сформулировать самим детям задание, которое можно выполнить с данным материалом (рядом слов, предметных картинок, предложением, текстом). Так ребята учатся использовать терминологию в речи.
Игра «Исправь Незнайку» Цель: развивать умение детей грамматически верно озвучивать свою мысль. Учитель-логопед на примере прочитанного текста или рассмотренной картинки от лица сказочного героя (например, Незнайки) делает заведомо неправильные утверждения. Например, «Незнайка считает, что бабушка шьет платье». А ученик должен его исправить, начав фразу «А я считаю, что бабушка… вяжет носки» или «А мне кажется, что… мама шьет платье» и т.п. Сказочного героя можно использовать на занятиях для создания противовеса ученикам в отстаивании какой-то позиции, для закрепления терминологии. Детям нравится играть в «учителя», исправлять чужие ошибки, надо учить делать это корректно.
- Подбор языковых средств для придания высказыванию образности, яркости и краткости
Упражнение «Телеграмма» Цель: развивать умение находить слова , не отражающие основного содержания, а являющиеся изобразительно-выразительными и уточняющими его средствами. Учитель-логопед предлагает ребятам текст поздравительной открытки «Дорогая, любимая моя бабушка, Александра Дмитриевна! От всей души поздравляю тебя с Международным женским днём 8 марта – праздником весны! Желаю тебе крепкого здоровья и долголетия. Будь всегда весёлой. А я постараюсь тебя никогда не огорчать. Целую. Твоя внучка Алина» Но открытку не успели вовремя отправить, нужно сократить текст до телеграммы (оставить только важные слова, отражающие смысл). В итоге получается телеграмма «Дорогая бабушка! Поздравляю тебя с 8 марта! Желаю здоровья и долголетия, будь всегда весёлой. Алина». Прием «Распространение текста» Цель: развивать умение детей распространять предложения, подбирая нужные языковые средства.
Детям предлагается прослушать (прочитать) короткий текст и устно нарисовать к нему картину. «Налетел ветер. С деревьев полетели листья. Листья закружились в воздухе». Картина осени получается красочной, яркой, но в тексте это не отражено. Ребята сами изменяют текст, вставляя нужные уточняющие слова.
- Умение доказать свою мысль
Игра «Приведи пример» Цель: развивать умение детей доказывать факт примером. Учитель-логопед подбирает факты, отражающие какую-то общую истину. Например, «Школьники – друзья птиц» или «Собака – друг человека». Ребенок приводит свои доказательства этой истины. Можно предложить для обсуждения пословицу (подобрать ее соответственно теме логопедического занятия)
Игра «Деформированное предложение» Цель: находить причинно-следственные отношения между явлениями, устанавливать логическую связь. Нужно подготовить на карточках сложноподчиненные предложения с придаточными причины. (например, «Стало тепло, потому что взошло солнце», «Трава намокла, потому что прошел дождь» и т.п.) Карточки разрезать на три части так, чтобы отделить от предложений слово ПОТОМУ ЧТО. Детям предлагается восстановить предложение, определив по смыслу последовательность событий, то есть найти событию причину. Работу можно организовать в паре или коллективно.
- Умение вступить в общую беседу со своим высказыванием
Цель этого этапа: формировать у детей, имеющих низкий уровень произвольного внимания, умение следить за темой общей беседы и при необходимости поддержать разговор, высказывая свою мысль.
Упражнение «Поговори с другом» Цель: развивать умение детей обсуждать общую тему с напарником. После обсуждения вопроса в группе учитель-логопед предлагает ребятам объединиться по парам и продолжить обсуждение с другом, либо сделать только вывод, либо повторить уже сделанный в группе вывод по обсуждаемой теме.
- Управление органами артикуляции (интонирование и скорость речи) во время озвучивания мысли.
Игра «Черепаха» Цель: способствовать развитию у детей навыков рефлексии. Учитель-логопед раздает детям набор карточек-символов, которыми ребята оценивают мелодическую сторону речи отвечающего (и свою в том числе). Предлагаю ознакомиться с символами и их расшифровкой: черепаха – медленная речь, ракета – быстрая речь, волнистая линия – плавная речь, ломаная линия – отрывистая речь, смайлик с огромным ртом – громкая речь, смайлик с маленьким ртом – тихая речь, смайлик с улыбкой – выразительная речь.
Игра «Учитель-молчун» Цель: развивать умение детей-логопатов интонировать свою речь. У учителя набор карточек с условными обозначениями интонации, скорости речи, настроения лиц (некоторые – см. в предыдущей игре). При отрабатывании речевого материала учитель-логопед предлагает детям произнести предложение так, как показывает символ на карточке (быстро, медленно, радостно, грустно, тихо, с вопросительной интонацией и т.д.)
- «Учитель наблюдает»- развитие навыков самостоятельной коммуникации школьников, учитель в случае необходимости может внести корректировку. Большое значение имеет овладение школьниками с нарушениями речи навыками диалогической речи, как важнейшего условия полноценного усвоения знаний, развития логического мышления и творческих способностей, а также повышения самостоятельности учеников в процессе овладения знаниями.
- Организация беседы в паре. Здесь могут помочь упражнения на умение чувствовать напарника, умение с ним договориться
Упражнение «Рукавички» - Цель: договориться с партнером о рисунке на рукавичках, украсить пару рукавичек одинаково. Учитель-логопед предлагает каждой паре детей по две рукавички из белой бумаги и набор цветных фигурок. Задание – украсить рукавички фигурками так, чтобы пара была одинаковой. После выполнения задания проводится анализ удач и неудач в работе пары. Можно исправить не получившийся узор совместными усилиями.
- Поддержание беседы в паре, группе.
Чтобы беседа успешно состоялась, участникам диалога нужно соблюдать определенные правила. Эти правила обсуждаются в группе, принимаются; и мы на занятиях к ним неоднократно возвращаемся. Так как ребята уже умеют высказывать свою мысль, то соблюдать эти правила им несложно.
Правила речи
- Покажи заинтересованность беседой;
- Будь доброжелателен;
- Высказывайся по очереди;
- Подними руку, если хочешь сказать;
- Выбирай форму обращения, называй имена;
- Выдерживай нормальный темп речи;
- Говори достаточно громко;
- Ограничь свои жесты;
- Смотри на того, к кому обращаешься;
- Вежливо возражай и исправляй ошибку;
- Если поддерживаешь кого-то из говорящих, скажи об этом.
- Умение вести диалог. Следует определить правила для участников диалога.
Правила говорения:
• Говори только по существу, на данную тему;
• Речь должна быть ясной и точной;
• Сначала подумай, потом говори;
• Не повторяй два раза одно и то же;
• Умей правильно доказать свою точку зрения.
Правила слушания:
• Выслушивай говорящего до конца;
• Старайся понять важное в проблеме;
• Не понял – переспроси;
• Не торопись спорить;
• Реагируй на собеседника спокойно.
Для закрепления умения вести диалог идеально подходят игры типа «Магазин», «Аптека», «Больница», «Теремок».
- Умение участвовать в совместных играх, викторинах, праздниках.
Это позволяет активизировать детей, заинтересовать их, создать мотивацию для речевой деятельности. Применение игр в работе с детьми, имеющими нарушения устной и письменной речи, направлены не только на коррекцию этих нарушений, но и на формирование и развитие коммуникативных УУД. В речевой практике дети осваивают язык как средство общения. Для развития письменной речи подходит работа с кроссвордами, ребусами, загадками, скороговорками.
- Умение осуществлять рефлексию совместной деятельности. Проговаривание вывода по теме, этапов занятия, понравившихся заданий, причин успеха или неудач. Особенно помогает детям оценить уровень овладения новым материалом наглядное пособие «Ступеньки знаний», который к тому же решает важную задачу – помогает ребятам связать предыдущий материал с новым. Очень часто дети - логопаты не могут повторить последовательность выполнения заданий, вспомнить какие-то подробности, касающиеся новых фактов, слов, о которых шла речь на занятии. А на стенде «Ступеньки знаний » после каждого занятия остаются «частицы» нового материала: После этого дети всегда вспоминают о выполненной на прошлом занятии работе и говорят о том, что предстоит еще сделать для достижения конечной цели.
Результативность
Используемые на практике вышепредложенные методы и приемы позволяют одновременно с коррекцией речи развить у детей следующие умения:
- вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками,
- участвовать в общем содержательном разговоре, беседе, соблюдая правила речевого поведения (вежливо вести спор);
- задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других;
- формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- строить небольшие монологические высказывания,
- осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач,
- устанавливать доверительные отношения с партнером.
Кроме того, у ребенка повышается речевая активность, он становится более успешен, не стесняется отвечать вслух, выходить к доске, легче адаптируется к школе, избавляется от комплекса речевой неполноценности, что положительно влияет на формирование личности в целом.
Адресная направленность
Данный опыт может быть полезен учителям-логопедам, желающим повысить эффективность формирования у детей коммуникативных учебных действий, а также учителям начальных классов с этой же целью.
Литература
- Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей.- М.: Мозаика-синтез, 1999.
- Гридина Т.Я. Языковая игра: стереотип и творчество.-Екатеринбург:Изд.Урал.гос.пед.ун-та, 1996.
- Как проектировать УУД в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя./ под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010.
- Павлова, О.С. Нарушение коммуникативного акта у детей с общим недоразвитием речи / О.С. Павлова // Психолингвистика и современная логопедия. – М.: Экономика, 1997.
- Соловьева, Л.Г. Диалогическое взаимодействие дошкольников с речевыми нарушениями / Л.Г. Соловьева // Дефектология. – 2007.– № 4. – С. 37–45.
- Федосеева, Е.Г. Формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи : автореф. дис. … канд. пед. наук / Е.Г. Федосеева. – М., 1999.
- Ястребова А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 1999.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Возрастные особенности развития универсальных коммуникативных учебных действий младших школьников.
В статье описываются возрастные особенности развития коммуникативных УУД....
Возрастные особенности развития универсальных коммуникативных учебных действий младших школьников.
В статье описываются возрастные особенности развития коммуникативных УУД....
Формирование универсальных учебных действий младших школьников на основе надпредметного курса «Мир деятельности» через занятия внеурочной деятельности
В условиях решения стратегических задач развития России «важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать проф...
Развитие коммуникативных учебных действий младших школьников в ходе проектной деятельности
Данный педагогический проект призван изучить теоретические аспекты коммуникативных учебных действий младших школьников, а также реализовать их на практике....
Самоанализ по теме: «Формирование коммуникативный учебных действий младших школьников»
Обобщаю опыть работы по формированию коммуникативный учебных действий младших школьников...