Умение произвольно управлять вниманием и темпом деятельности
методическая разработка по логопедии (1, 2, 3 класс)

Щербинина Ольга Евгеньевна

В данной методической разработке обосновано понятие "Развитие  внимания и умение им управлять " для успешного обучения в школьном возрасте. Даны упражнения , испульзуемые для развития произвольного внимания. В основе подачи упражнений принцип "От простого к сложному". Данная разработка поможет молодым специалистам в своей работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mo-vnimanie.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Умение произвольно управлять своим вниманием

и темпом деятельности

Успешность ученика на уроке во многом зависит от уровня развития внимания ребенка и от темпа его деятельности. Кроме того, немаловажное значение имеет умение произвольно управлять этими качествами. Учителя начальной школы, конечно, включают в содержание урока задания, способствующие формированию основных свойств внимания, но этого может оказаться недостаточно для ребенка с нарушениями речи. Систематическая, на протяжении ряда занятий, с увеличением объема и темпа выполнения упражнений тренировка основных свойств внимания в процессе коррекционной работы значительно повышает уровень успеваемости школьников, получающих логопедическую помощь. Дети учатся быстро включаться в коллективную работу, своевременно переключать свое внимание на новые действия, регулировать темп своей деятельности относительно темпа класса.

Упражнения:

  1.  Ритмический диктант. Детям предлагается графически записать серии ритмов, которые отстукивает логопед. Например: I II I III III I II III

Упражнение способствует концентрации внимания, развивает произвольность в учебной деятельности, способность воспринимать слухо – речевой ритм

  1. «В ритме вальса» Логопед просит детей расслабить кисть руки и работать «с голоса» учителя (не отрывать взгляд от строки, не поднимать голову). Нужно, точно подчиняя движения руки командам логопеда, безотрывно писать заданный графический элемент. Например, логопед диктует : «Раз-два-три, раз-два-три…», при этом он то замедляет, то ускоряет темп.

Упражнение способствует развитию координации, силы и точности движений руки (т.е. способности некоторое время писать безотрывно, подчиняя ритм движений ритму диктанта)

Это упражнение может быть предложено в более сложном виде: логопед в процессе диктовки меняет не только темп, но и силу и высоту голоса. Например: «раз-ДВА-три, раз-два-ТРИ…».при таком изменении голоса ребенок должен соответствующий элемент написать высотой в строку, в то время как остальные элементы пишутся в полстроки.

3.Собери слова из звуков. Логопед называет слова, дети выделяют из каждого слова, например, первый звук, и заносят его в транскрипционные скобки. По завершению работы из выделенных звуков составляют слово.

Важным условием работы является концентрация слухового внимания, т.е. умение работать

«с голоса» учителя, не отрывая взгляда от строки, следуя общему темпу работы.

Пример: листва, игрушки, нитки, эхо, яблоко, катушка, апельсин (ль и нь э й к а)

На первых этапах работы из звуков синтезируются слова, в дальнейшем количество диктуемых слов возрастает и получают целые предложения – загадки, пословицы.

4 .Сложение и вычитание букв. Логопед предлагает ученикам выполнить с буквами и слогами действия, указанные на индивидуальных карточках, и получить в результате понятные слова.

Пример: ДО+МУ-У=

                КАР-АР+У+БИК=

                СОР-Р+КОЛ=

                СОК-К+БА+КАР-Р=

                ГО+РАМ-АМ+ОХ=

                АРС-С+БУС-С+З=

Это упражнение направлено на усиление концентрации и устойчивости внимания. Для того, чтобы оно было максимально эффективным, материал должен постепенно усложняться, объем его увеличиваться. Время на выполнение задания лучше ограничить 2-3 минутами.

5. «Собери слово» детям предлагается собрать, т.е.написать слово из букв, которые логопед называет поочередно, с паузами. Паузы заполняются интерферирующей продукцией.

В начале тренировок ученикам предлагаются слова простой слоговой структуры. В дальнейшем слова становятся более сложными, их количество в упражнении возрастает, темп работы увеличивается.

Например: первая буква –Б, далее идет буква И, затем следует буква Н, последняя буква в слове- Т.

Упражнение направлено на развитие слухового внимания, восприятия и его избирательности. Дети должны выбрать  из речевого потока только значимую для данной работы информацию – названия букв, всё остальное для выполнения задания не важно.

6. «Самый зоркий». Логопед предлагает ученикам посмотреть карточку, прочитать то, что на не         написано, запомнить и записать в тетради. Время экспозиции карточки – не более 2 секунд.

Пример:

Первый набор карточек – бессмысленные сочетания согласных букв (от 3 до 9)

п к ф н л

с к н д м р б т

б с м з л н в ж к

Второй набор карточек – знакомые детям слова из 4-16 букв (полезно использовать словарные слова)

йод

автомобиль

яблоко

карандаш

Третий набор карточек – предложения, в которых количество знаков от5 до 16:

Я иду.

Дай мне!

Птица летит.

Что делать?

Упражнение направлено на развитие зрительной памяти. Проводить его следует на 8-10 занятиях подряд, количество знаков на табличках должно постепенно увеличиваться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование общих учебных умений и навыков и овладение способами деятельности в процессе освоения предметного содержания начального общего образования

  Школа может быть для ребенка счастьем, окном в широкий мир природы и общества, в глубины собственной души и может стать бедой, унынием, принудительным существованием. Этот климат з...

Особенности произвольного зрительного внимания у детей с дисграфией.

В статье описывается исследование произвольного зрительного внимания у младших школьников с дисграфией. Перечислены методики исследования, дан список литературы по данному вопросу....

Индивидуальные особенности учащихся начальных классов. Диагностика темпа деятельности и уровня работоспособности детей 6-12 лет.

Как помочь детям научится хорошо читать. У каждого ребенка свои индивидуальные способности, разный уровень мотивации обучения....

Учебный материал "Умение произвольно управлять своим вниманием и темпом деятельности"

В материале показаны различные упражнения, способствующие умению быстро включаться в коллективную работу школьников, имеющих речевые нарушения....

Проектная деятельность как средство формирования исследовательских умений у младших школьников во внеурочной деятельности

Данный материал поможет учителям осознать важность формирования исследовательских умений у младших школьников во внеурочной деятельности....

Диагностика работоспособности и темпа деятельности ребенка

Диагностика работоспособности и темпа деятельности ребенка - это возможность для родителей протестировать своих детей и узнать насколько они готовы к предстоящим школьным нагрузкам и смогут ли справля...

Проект "Осмысленное чтение" 4 модуль "Управляем вниманием" В.П.Астафьев "Стрижонок Скрип"

Модуль 4     Управляем вниманиемЗанятие1Класс4Общая продолжительность30 минутСтильХудожественныйОбъём основного текста358 словИсточникЛопатина А., Скребцова М., Начала мудрост...