Индивидуальные особенности учащихся начальных классов. Диагностика темпа деятельности и уровня работоспособности детей 6-12 лет.
статья по чтению на тему
Как помочь детям научится хорошо читать. У каждого ребенка свои индивидуальные способности, разный уровень мотивации обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_filinoy_e.m.docx | 20.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Индивидуальные особенности учащихся начальных классов.
Диагностика темпа деятельности и уровня работоспособности детей 6-12 лет
Филина Елена Михайловна,
учитель начальных классов
МАОУ гимназии №55 г. Томска
Каждый учитель мечтает, чтобы его ученики получали только хорошие и отличные оценки. Увы, этой мечте не всегда суждено сбыться. Всем понятно, что у каждого ребёнка свои индивидуальные способности, разный уровень мотивации обучения. Обычно в среднестатистическом классе учится примерно 35-40% «хорошистов» и «отличников», 40-50% тех, кто усваивает учебный материал на «4» и «3» , а остальная часть детей относится к так называемой «группе риска». Эти дети с трудом усваивают государственный образовательный стандарт по всем предметам. Вот и стоит учитель перед проблемой: «Как научить каждого, ведь они такие разные?»
Развивать у обучающихся интерес к чтению, стимулировать свободное говорение и стремление к творческому осмыслению прочитанной литературы, воспитывать уверенность в себе - это основные задачи, которые я решаю на своих уроках. Для этого и надо знать индивидуальные особенности каждого ребенка.
В настоящее время существует множество пособий и рекомендаций по проведению педагогической диагностики ребёнка после поступления его в школу. С помощью этих методик можно определить уровень развития таких качеств, как темп деятельности ребёнка и уровень его работоспособности.
Методика «Дождик, дождик, пуще!»
Для проведения диагностики «Дождик, дождик, пуще!» потребуются часы с секундной стрелкой или секундомер, карандаш и расчерченный лист бумаги. Необходимо начертить 2 ряда по 3 квадрата, каждый из них 4*4см (пронумеровать их), а вместе они составляют общий прямоугольник 8*12см. При выполнении работы ребёнок не доложен облокачиваться на стол, рука должна быть навесу. На заполнение каждого квадрата даётся 5 секунд.
Ты слышал когда-нибудь, как барабанит по оконным стёклам дождь? Сейчас ты будешь дождиком. Вот шесть квадратов. Представь себе, что это окна большого дома. По команде « Начали!» принимайся стучать карандашиком по первому окну. Когда я скажу «Дальше!», переходи к следующему. По количеству карандашных точек мы узнаем потом, сколько капель дождя успело упасть на каждое окошко. Не забудь, что ты очень сильный дождь - настоящий ливень.
Подсчитав среднее количество точек шести квадратов, можно определить темп деятельности ребёнка 6-8 лет:
- 16 точек и меньше: ребёнок склонен выполнять задания в медленном темпе. Поэтому та скорость, с которой он работает, является для него нормальной. Заставлять его работать быстрее - значит травмировать психику ребёнка, создавать для него стрессовую ситуацию.
- 16-20 точек – нормальный, средний темп работы.
- 20 точек и больше – этот ребёнок умеет работать в очень быстром темпе.
Для детей 8-12 лет:
- 21 точка и меньше – медленный темп деятельности;
- 21-24 точки – нормальный, средний темп работы;
- Больше 24 точек – высокий темп деятельности.
Если результаты теста говорят о слишком высоком темпе работы, и вы замечали, что высокая скорость чтения ребёнка сочетается у него с большим количеством ошибок, необходимо использовать упражнения на коррекцию скорости чтения, которые помогут привить ребёнку навык самостоятельного мышления, расширить словарный запас и сформировать способность к абстрактным умозаключениям.
Хочу обратить внимание на такой подход при отслеживании техники чтения.
Чтение вслух Чтение молча
слов 201:3=67 слов 240:3=80 слов
букв 1248:3=416 знаков 1498:3=499 знаков
416:6,4=65 слов 499:6,4=78 слов
Чтение проводится 3 минуты (в парах следят друг за другом), негромко вслух. Затем роль в парах меняется (1 читает, 2 контролирует). Происходит постоянная самопроверка (чтение молча). Дети считают слова и буквы (пробел = 1 букве). Число слов или букв, прочитанных за 3 минуты, надо разделить на 3 и получится результат чтения за 1 минуту. Длина среднего слова = 6,4 знака. Знаки – это буквы и пробелы между словами, пунктуационные знаки. Такая диагностика очень нравится детям, она не создает обстановки нервности и переживания. Я провожу такую работу как с незнакомым текстом, то есть во время первичного чтения, когда встречаются незнакомые слова, так и с отработанным текстом. Ребята наглядно видят, что результаты выше, когда работают со знакомым текстом. Следовательно: надо больше читать, чтобы стать преуспевающим читателем.
Используемые источники
- С.Н.Костромина, Л.Г.Нагаева «Учиться на пятёрки по чтению. Как?», Москва 2008г.
- О.Н Крылова «Чтение. Работа с текстом. ФГОС.» М. «Экзамен» 2013 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Формирование готовности к самообразованию учащихся начальных классов через проектную деятельность"
Сообщение на методическом объединение учителей начальных классов. Из опыта работы....
Из опыта работы по выявлению и развитию творческих способностей учащихся начальных классов в театральной деятельности.
В своей работе я делаю акцент на театрализованную деятельность, которая имеет особую социально-эмоциональную значимость...
Презентация к классному часу "Наш герой!" Презентация предназначена для учащихся начальных классов, способствующая расширению кругозора и общему развитию детей. Человек и космос. Ю.А.Гагарин.
Презентация к классному часу "Наш герой!" Презентация предназначена для учащихся начальных классов, способствующая расширению кругозора и общему развитию детей. Человек и космос. Ю.А.Гагари...
Возрастные особенности учащихся начальных классов 4 класс.
Тема: Возрастные особенности учащихся начальных классов 4 классЦели:• познакомить родителей с особенностями возраста ребенка• показать родителям необходимость индивидуального подхода обучении и воспит...
Возрастные особенности учащихся начальных классов . 4 класс.
В 10-11 лет заканчивается формирование основных новообразований младшего школьного возраста. Последние можно сравнить с фундаментом дома. Поэтому можно сказать, что заканчивается строительство фундаме...
Об итогах районного семинара для учителей начальных классов «Внедрение в педагогическую практику учителей начальных классов курса внеурочной деятельности «Педагогическая технология воспитания детей 7-11 лет в духе толерантного общения»
В ходе семинара участники ознакомились с опытом работы экспериментальной площадки по внедрению в педагогическую практику учителей начальных классов курса внеурочной деятельности «Педагогич...
Анализ воспитательной работы с учетом возрастных особенностей учащихся начальных классов
Работа строится так, чтобы каждый школьник мог попробовать себя в разных сферах деятельности, почувствовал успешность и в конечном итоге проявил себя инициатором в организации и проведении общес...