Проект "Осмысленное чтение" 4 модуль "Управляем вниманием" В.П.Астафьев "Стрижонок Скрип"
план-конспект урока по чтению (4 класс)
Модуль 4 | Управляем вниманием |
Занятие | 1 |
Класс | 4 |
Общая продолжительность | 30 минут |
Стиль | Художественный |
Объём основного текста | 358 слов |
Источник | Лопатина А., Скребцова М., Начала мудрости. 50 уроков о добрых качествах /А. Лопатина, М. Скребцова. Москва: Амрита-Русь, 2007 /Фрагмент книги |
Ход занятия | |
Чтение 1-го фрагмента основного текста | 2-3 минуты |
Чтение дополнительных текстов для поиска ответа на вопрос с достоверной или недостоверной информацией | 10 минут |
Чтение 2-го фрагмента основного текста | 2-3 минуты |
Ответы на вопросы по всему основному тексту | 5 минут |
Выполнение дополнительного задания | 10 минут |
Комментарий | |
Предлагается текст из двух крупных фрагментов. Между чтением 1-го и 2-го фрагментов задаётся не связанный с содержанием 1-го фрагмента вопрос с достоверной или недостоверной информацией (вопрос используется для отвлечения внимания от содержания прочитанного). Для поиска ответа на вопрос предлагаются три дополнительных текста, но только один из них поддерживает или опровергает утверждение в вопросе. Продолжается чтение 2-го фрагмента текста. Задаются вопросы по основному тексту. Выполняется дополнительное задание. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
4_modul_korneeva_e.a._.docx | 148.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Модуль 4 | Управляем вниманием |
Занятие | 1 |
Класс | 4 |
Общая продолжительность | 30 минут |
Стиль | Художественный |
Объём основного текста | 358 слов |
Источник | Лопатина А., Скребцова М., Начала мудрости. 50 уроков о добрых качествах /А. Лопатина, М. Скребцова. Москва: Амрита-Русь, 2007 /Фрагмент книги |
Ход занятия | |
Чтение 1-го фрагмента основного текста | 2-3 минуты |
Чтение дополнительных текстов для поиска ответа на вопрос с достоверной или недостоверной информацией | 10 минут |
Чтение 2-го фрагмента основного текста | 2-3 минуты |
Ответы на вопросы по всему основному тексту | 5 минут |
Выполнение дополнительного задания | 10 минут |
Комментарий | |
Предлагается текст из двух крупных фрагментов. Между чтением 1-го и 2-го фрагментов задаётся не связанный с содержанием 1-го фрагмента вопрос с достоверной или недостоверной информацией (вопрос используется для отвлечения внимания от содержания прочитанного). Для поиска ответа на вопрос предлагаются три дополнительных текста, но только один из них поддерживает или опровергает утверждение в вопросе. Продолжается чтение 2-го фрагмента текста. Задаются вопросы по основному тексту. Выполняется дополнительное задание. |
Читаем 1-й фрагмент текста
Ласточка и воробей
Жила ласточка. Она слепила себе гнездышко под самой крышей. А по соседству было жилье воробья. Но что это было за жильё? Просто щель между трубой и кровлей. Каждый год ласточка высиживала птенцов, а потом обучала их летать и петь. Не то было с воробьихой. Она тоже каждый год несла несколько яичек, но ей ни разу не удалось вырастить птенцов. Либо озорные ребята вытаскивали из её гнезда яйца, либо птенцов поедала кошка.
Посмотрела воробьиха на ласточкино семейство, и уж очень ей стало завидно.
- Какая ты счастливая! – сказала воробьиха. – Каждый год ты выращиваешь птенцов. Я же никак не могу уберечь своих!
-Ты же сама виновата в этом, – ответила ласточка. – Если бы у тебя было такое же прочное гнездо, как у меня, тебе бы не могли повредить ни мальчишки, ни кошки.
- Научи меня, пожалуйста, как строить такое гнездо! – попросила воробьиха. Наверное, ты знаешь какой-либо секрет или мудрый способ!
- Строить гнездо надо с умом, – сказала ласточка, – но, в сущности, тут нет ничего премудрого. Летим, соседка, я научу тебя!...
Читаем утверждение, вопрос, дополнительные тексты. Выбираем текст и обсуждаем
Утверждение и вопрос. Знание отличительных особенностей деревенской ласточки и береговой ласточки помогают их легко различать. Так ли это? Пояснение. Принять решение о правильности или ошибочности утверждения помогут тексты из разных источников. Только в одном тексте есть достаточные сведения для ответа на вопрос. |
Текст 1.
На гербе Коляновского сельского поселения изображены две летящие, одна над другой, ласточки. Ласточка, одна из любимых в народе птиц, которая восхищает своим умением мастерить гнёзда, покоряет привязанностью к человеческому жилью, а также символизирует стремительность, доброту, заботу, свободу, весну и возрождение. (Геральдический портал [Электронный ресурс]. – 2022. Режим доступа: https://f-gl.ru/ свободный)
Текст 2.
Рассказ В. П. Астафьева «Стрижонок Скрип» - добрая, поучительная история о крошечном птенчике, который остался без мамы, но выжил и научился летать благодаря птицам своей стаи.
Интересно, что стрижонок Скрип и родная ему стая стрижей – это береговые ласточки, а береговой стриж (стрижок) – это устаревшее название береговой ласточки. (Большая российская энциклопедия [Электронный ресурс]. – 2022. Режим доступа: https://bigenc.ru/ свободный)
Текст 3.
Береговая ласточка (береговушка) и деревенская ласточка (ласточка-касатка) – птицы одного семейства ласточковых.
Береговая ласточка - птичка коричневой окраски, грудка и брюшко белого цвета. У деревенской ласточки - тёмный верх, грязно - белое брюшко, а на лбу и горле красно - коричневое пятно, хвост - вилочка с длинными перьями. Эти птицы прекрасно летают. Кормятся в воздухе - ловят насекомых. Береговую ласточку обычно видишь вблизи водоёмов. В обрывистых берегах рек, они устраивают гнёзда – норы. Деревенские ласточки селятся в сельской местности, их гнёзда слеплены из комочков глины с открытым верхом, как чашка.
(Плешаков А.А. Атлас – определитель «От земли до неба», Москва: Просвещение, 2012; Большая российская энциклопедия [Электронный ресурс]. – 2022. Режим доступа: https://bigenc.ru/ свободный)
(Ответ. Текст 3 доказывает правильность утверждения из задания.)
Читаем 2-й фрагмент текста
И они полетели к озеру.
- Соседушка, возьми в клюв немного глины – вот как делаю это я,- сказала ласточка.
- Чирик! - ответила воробьиха. – Я вижу, ничего трудного в этом нет, никакой мудрости!
Ничего не сказала ласточка. Прилетела к дому, где они жили, и прилепила кусочек глины к стенке.
- И ты, сделай так! – снова посоветовала она воробьихе.
- Вижу, вижу! – ответила воробьиха. – Сделать это проще простого, а я-то думала, что в твоём гнезде есть секрет или уж по крайней мере что-то особенно мудрое, необыкновенное! А так лепить всякий сумеет! Нет, уж такими пустяками я заниматься не буду!
А ласточка много раз летала к озеру и приносила в клюве глину. Когда ее набралось достаточно, ласточка полетела за соломой и начала лепить гнездо. Прилепит к стенке глину, к ней приложит соломку, потом снова глину…
- Вот так и нужно делать! – учила она воробьиху. – И получится хорошее, прочное гнездо!
- Знаю, знаю! Ничего в этом хитрого нет! – с презрением пропищала воробьиха.
- Знать-то ты знаешь, но одним знанием гнезда не слепишь. Для этого нужно еще и потрудиться. Пока ты не проработала столько же, сколько я, тебе не вырастить своих птенцов, ответила ей ласточка.
Отвечаем на вопросы и обсуждаем
1. Можно ли историю о ласточке и воробье отнести к научно – популярной статье из справочника о непростой жизни птиц?
(Ответ. Нет. Это сказка.)
2. Что указывает на доброе сердце, мудрость и трудолюбие ласточки?
(Ответ. Доброе сердце ласточки, откликается на беду воробьихи, которая не может вырастить птенчиков. Ласточка согласна научить воробьиху строить прочное гнездо. Мудрость ласточки в том, что она старательно и добросовестно трудится, чтобы сохранить жизнь своего потомства. Трудолюбие ласточки в том, что она неустанно, добросовестно и старательно трудится, чтобы сделать прочное гнездо для своих детей.
3. Почему воробьиха не сможет построить прочное гнездо, как у ласточки?
(Ответ. Воробьиха – смышлёная и наблюдательная. Она искала секрет или хитрость, чтобы сделать гнездо хорошо и быстро. А упорный труд её не удивляет. Разговаривая с ласточкой, она думает только о себе, а о своём будущем потомстве забыла. Воробьиха теряет интерес к советам своей соседки, и принимает решение отказаться от затеи построить гнездо, как у ласточки. Главная особенность воробья в том, что он непременно селится вблизи человека. Это отложило и свой отпечаток на поведение и весь образ жизни воробья. В этой сказке воробьиха напоминает нам человека, который много говорит, но мало делает.)
4. Расскажите, какими качествами и навыками должна обладать
птица, чтобы построить хорошее гнездо.
(Ответ. Чтобы построить хорошее гнездо, нужно иметь знания, опытность, упорство, настойчивое терпение и трудолюбие.)
5. Каким будет ваш ответ на вопрос: «В чём секрет ласточкиного гнезда?»
(Ответ. Секрет ласточкиного гнезда в том, что трудиться надо с любовью, всегда помнить о своих птенцах. Начатое дело доводить до конца. Умение строить гнездо из глины ласточке подсказывает ей её инстинкт. Опытность приходит у ласточки появляется после добросовестного и старательного труда.
Далёкий предок человека был ближе к природе, и ему было нетрудно находить жилища птиц. Подмечая особенности уже построенных гнёзд и наблюдая за их отделкой, он наверняка запоминал инстинктивные «трудовые навыки» птиц и перенимал их.
Так человек постигал секреты птиц.)
Выполняем задание
Ласточки - символ скорости, стремительности и манёвренности. Учёные заинтересовались особенностями полёта ласточки. Оказалось, что удлинённое тело, длинные узкие крылья, заострённые и изогнутые спереди назад - «саблевидные», хвост с вырезкой и с сильно удлинёнными крайними рулевыми перьями позволяют ласточкам летать высоко, стремительно и неожиданно изменять направления полёта.
Расскажите о новых технологиях, основанных на знаниях о полёте ласточки, которые применяются в настоящее время и могут применяться в будущем.
Ответ. Бионические технологии, подсмотренные у птиц.
В основе самолётостроения лежит принцип полёта птиц.
У ласточек заострённые и изогнутые спереди назад - «саблевидные» большие тонкие крылья. Использование такой формы крыльев позволяет разгонять самолёты до высоких скоростей.
Ласточка способна изменять стреловидность крыльев во время парение и во время пикирования. Использование крыла с изменяемой стреловидностью повышает манёвренность самолётов. Взлёт и посадка производится на малой скорости с прямым крылом, а в режиме высотных полетов и для достижения высоких скоростей стреловидность крыла увеличивается.
На вершине крыльев у ласточки раздвигаются дополнительные крылья, чтобы избежать срыва потока воздуха при планировании. В авиации применяется сходная технология – концевые крылышки. Обеспечивает безопасность полётов и способствует дальности перелётов.
У ласточки слегка приплюснутая голова конусообразной формы, короткая шея, туловище, более широкое в передней части, более узкое позади, завершается хвостом с вырезкой и с сильно удлинёнными рулевыми перьями. Специалисты по аэродинамике отмечают, что тела у ласточек имеют линии обтекания, близкие к таковым несущих поверхностей, крыльев самолётов.
Технология - убирающиеся шасси у самолета, значительно улучшают аэродинамику полётов. До этой технологии додумались, когда обратили внимание, как ласточки после взлёта подгибают короткие лапки.
Беспилотные летательные аппараты учатся летать у птиц.
В наши дни большой интерес вызывают модели беспилотных летательных аппаратов – дроны, которые пока не имеют высокой скорости полёта. Но инженеры пробуют создать дрон с крыльями, способными складываться в полете. За счет этого можно быстро набирать скорость, делать резкие повороты и бороться с сильным ветром.
Возможно, в будущем будут созданы летающие робоптицы – суперманёвренные ласточки. А управлять такими роботами будет искусственный интеллект.
(Леонович А.А. Бионика: подсказано природой / Москва: Издательство АСТ, 2019 ; Гийо А.,Ж.- А. Мейе Бионика. Когда наука имитирует природу/ Москва: Техносфера, 2013)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Стрижонок Скрип
Урок жизни по произведению В.Астафьева "Стрижонок Скрип"...
Астафьев Стрижонок Скрип урок литературного чтения в 4 кл
Разработка к данному уроку поможет провести Вам урок...
Разработка урока литературного чтения по теме "В.П. Астафьев "Стрижонок Скрип"
Конспект урока литературного чтения в 4 классе по УМК "Школа России". Второй урок по произведению....
Презентация к уроку чтения по теме:В.Астафьев "Стрижонок Скрип"
Данная презентация содержит фотографию автора, обложку книги, фотографии ласточек- береговушек. Может быть использована на уроке чтения в 4 классе при изучении рассказа Виктора Астафьева "Стрижонок Ск...
Рассказ В.П.Астафьева «Стрижонок Скрип».
Конспект урока Рассказ В.П.Астафьева "Стрижонок Скрип"....
Урок литературного чтения "Стрижонок Скрип"
Урок литературного чтения по программе "Начальная школа XXI века"- слушание и работа с детскими книгами о животных....