Логопедическое занятие 4 класс
план-конспект занятия по логопедии (4 класс)
Предварительный просмотр:
Логопедическое занятие 4-й класс
Тема: Текст-рассуждение.
Цель: Способствовать развитию умения работать с текстом.
Задачи:
Коррекционно-образовательные: Систематизировать знания о типах текста. Познакомить с особенностями текста- рассуждения, схемой построения текста- рассуждения. Формировать умения определять особенности текста- рассуждения, конструировать сложноподчинённые предложения, анализировать причинно-следственные связи. Обогащать словарный запас.
Коррекционно-развивающие: Развивать устную и письменную речь учащихся, мышление, внимание, память, умение анализировать и сравнивать. Развивать личностные качества учащихся, навыки самоконтроля, усидчивости, выдержки, умение выражать свои чувства. Развивать мелкую и общую моторику.
Коррекционно-воспитательные: Воспитывать интерес к учебе, уважительное отношение к чужому мнению, умение слушать и слышать Воспитание нравственных качеств. Формирование установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении.
Воспитание любви к русскому языку.
УУД
Познавательные: обогащать словарный запас, работать над дикцией, уметь извлекать информацию, представленную в разных формах, устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения.
Регулятивные: самостоятельно формулировать тему урока, работать в сотрудничестве с учителем, определять степень успешности своей работы.
Личностные: развивать усидчивость, вызывать положительные эмоции, стремление к совершенствованию собственной речи, интерес к чтению, письму.
Коммуникативные: оформлять мысли в устной и письменной форме, высказывать, обосновывать свою точку зрения, уметь слушать и слышать других, договариваться и задавать вопросы.
Формы и методы, используемые на уроке: рассказ, работа в парах, работа в группе, самостоятельная работа.
Современные образовательные технологии: технологии проблемного обучения, здоровьесберегающие технологии, технология сотрудничества, технология оценивания успехов, игровые технологии.
Оборудование: классная доска, раздаточный материал, наглядный материал.
Ход урока.
Организационный момент
I. Мотивация и самоопределение к деятельности.
-Сегодня у нас необычный урок, и на уроке будет много интересных заданий. Но перед тем как, приступить к уроку, выберите те качества, которые помогут вам работать на уроке.
-Молодцы!
-Давайте узнаем кто из вас самый внимательный и сообразительный.
-И для этого проведём Д/И «Найди пару» - (повышение работоспособности на уроке, развитие внимания, наблюдательности).
Задание заключается в том, чтобы в течении определённого времени подчеркнуть в каждой строчке такие две рядом стоящие цифры, которые в сумме дают 10, записать напротив буквы сколько таких пар прятано в горизонтальных рядах.
Например, А 1 -4 8 7 5 6 3 9 4 6 7 8 8 3 2 2 3 4 5 6 7 8
-Молодцы! Вот на такой эмоциональной ноте и начнём наш урок.
Рефлексия.
-Вам удалось справиться с заданием?
Основная часть
II. Актуализация знаний, целеполагание, озвучивание темы урока.
Работа в группах. Деление на группы.
-Каждая группа находит запись, которая является текстом и прикрепляет на доску.
-Прочитайте. Это текст? Почему?
-К каким типам текстов можно отнести эти тексты? Почему?
-Какие ещё признаки текста вы знаете?
-Молодцы!
- А сейчас узнаем, кто из вас, самый любознательный, сообразительный.
Д/И «Весёлые задачки»
-Какой день недели соответствует числу 3? Ответ: среда, потому что его порядковый номер в неделе – 3.
-Таня и Алиса пошли в магазин и нашли 2 рубля. Сколько бы денег они нашли, если бы с ними пошла еще, и Марина? Ответ: 2 рубля, потому что размер находки никак не зависит от количества ее нашедших.
-Сколько месяцев в году имеют 28 дней? Все месяцы.
-На столе лежит яблоко. Его разделили на 4 части. Сколько яблок лежит на столе?
Одно яблоко.
Рефлексия.
-Вам удалось справиться с заданием?
-Что вы делали, чтобы справиться с заданием? (Рассуждали, думали).
-Сформулируйте тему нашего занятия. Сообщение темы и целей урока.
Цель нашего урока: знакомство с типом текста-рассуждение, его основными признаками и схемой построения текста.
Задачи: Учиться применять полученные знания в практической деятельности.
2. Запись числа, темы занятия.
-Что значит рассуждение? (доказывать, объяснять явления, события. факты)
-Запишите определение в тетрадь.
Рассуждение-это объяснение событий, фактов, явлений, причин. Орфографическая диктовка учителя-логопеда. (Опорная таблица)
-Поэтому к текстам такого типа можно задать следующие вопросы: почему? в чем причина данного явления? что из этого следует? каковы следствия данного явления? что оно значит?
Обычно используются слова (во-первых, во-вторых, так как, поэтому, ведь, потому что, значит, кроме того, следовательно). (Опорная таблица)
Коллективная работа:
-Давайте попробуем составить схему построения текста рассуждения.
-Сначала высказывается какая –либо мысль, потом приводятся доказательства этой мысли, а затем итог, то есть вывод из доказательств. Учащиеся составляют схему на доске.
-Запишите в тетрадь.
Коррекционный блок: Гимнастика для глаз - содействовать сохранению и укреплению здоровья обучающихся.
III. Применение новых знаний.
Работа по карточкам с текстом.
Коррекционный блок: Дыхательная гимнастика Развитие паралингвистических средств общения (просодии и силы голоса, речевого дыхание и правильной голосоподачи.
-Сейчас мы приведём в порядок органы речи (потренируем дыхание, силу, темп, плавность голоса). Сделайте вдох носом, надув живот и на выдохе посчитайте до 10.
-Молодцы!
-Прочитайте текст. (Чтение текста вслух 2—3 учениками.).
Если задуматься всерьез, то мы используем знание математики каждый день. И с этим сложно спорить.
Во-первых, повсюду мы сталкиваемся с числами – на циферблате часов, на денежных банкнотах, в расписании уроков. Нам все время приходится выполнять простые и сложные математические операции – посчитать, через сколько минут начнется любимый фильм, сколько сдачи должны дать в магазине, когда приедет автобус. Во-вторых, математика учит аккуратности и внимательности, потому что стоит ошибиться всего на единицу, и ответ на задачу будет уже неверным. В-третьих, без знания математики невозможно построить дом, автомобиль. Если б не математика, у нас бы никогда не было компьютеров.
Поэтому, чтобы добиться успеха и получить хорошее образование, необходимо хорошо знать математику.
Анализ текста.
-Можно ли его назвать текстом-рассуждением? Почему?
-Определите тему текста. (текст о математике)
-Определите основную мысль текста. (Зачем нужна математика)
Коррекционный блок: Динамическая пауза –совершенствование общей моторики, содействовать сохранению и укреплению здоровья обучающихся.
«Пластические этюды». С помощью мимики, жестов, движений покажите действия: «Туристы в походе».
Работа с текстом. Разделите его по схеме: мысль - доказательства – вывод.
-Прочитайте ту часть, где выделен тезис или основная мысль.
- Прочитайте ту часть рассказа, в которой приводятся доказательства тезиса.
-Прочитайте вывод.
-Прочитайте текст еще раз. Устный пересказ текста. Учащиеся пересказывают. Логопед помогает учащимся. Оценивание устных пересказов учащихся.
-А где вам может пригодится знание математики?
Рефлексия.
-Вам удалось справиться с заданием
Итог урока
Рефлексия деятельности.
-Напомните мне, чем мы сегодня занимались на занятии?
-Что нового узнали?
-Что на уроке было самым интересным? Сложным?
-Как вы думаете пригодятся ли Вам полученные знания на уроке и где ими можно воспользоваться?
-За что бы вы себя похвалили?
- Выразите своё отношение к уроку начиная со слов:
-На уроке мне было: легко, грустно, весело, радостно, интересно, трудно, увлекательно, познавательно.
-Оцените свою работу на уроке с позиции Я и МЫ от 1 до 5.
-Нарисуйте на доске свое настроение.
-Спасибо за хорошую работу на занятии.
На уроке мне было: легко, грустно,
весело, радостно, интересно, трудно,
увлекательно,
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса обязательных групповых коррекционных занятий "Логопедические занятия" 1-3 класс
Структура рабочей программы по курсу «Логопедические занятия» предусматривает следующие разделы:1. Пояснительная записка2. Основное содержание тем предметного курса, практические работы3. Т...
Конспект открытого логопедического занятия для 2-3 классов «Логопедическая игротека»
Тема занятия, называемая детям: развивающие игровые конкурсы, объединённые лексической темой «Школа».Цель: привитие интереса к логопедическим занятиям в школе. Для 2-3 классов о...
Открытое логопедическое занятие с группой обучающихся 3 класса с нарушениями письма, обусловленными ФФН. Грамматическая тема занятия: Состав слова
Грамматическая тема занятия: Состав слова Тип урока: обобщающее повторение Цели для учителя: создать условия для отработки навыка словообразования, содействовать развитию приемов...
Конспект открытого логопедического занятия для 2-3 классов «Логопедическая игротека»
Пояснительная записка.Методическая тема занятия: логопедическая игротека.Тема занятия, называемая детям: развивающие игровые конкурсы, объединённые лексической темой «Школа».Цель использования игровых...
Технология моделирования и проигрывания сказок на логопедических занятиях (автор Ткаченко Т.А.) Конспект занятия по теме: «Моделирование и проигрывание сказок на индивидуальных логопедических занятиях, как средство развития коррекции речи у детей"
Конспект занятия по теме: «Моделирование и проигрывание сказок на индивидуальных логопедических занятиях, как с...
Логопедическое занятие " класс "Словосочетание"
познакомить учащихся с содержанием понятия “Словосочетание”;начать формировать умение отличать словосочетание от слов, от предложения, составлять словосочетания, находить их в предложении ...