Логопедическое занятие " класс "Словосочетание"
план-конспект занятия по логопедии (2 класс)
- познакомить учащихся с содержанием понятия “Словосочетание”;
- начать формировать умение отличать словосочетание от слов, от предложения, составлять словосочетания, находить их в предложении путём установления связи между словами с помощью вопросов;
- развивать речь;
- воспитывать интерес к предмету, творческое отношение к труду.
Тезис: “Словосочетание – это соединение двух слов (главного и зависимого) по смыслу и с помощью окончаний”.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2_kl_slovosochetanie.docx | 24.01 КБ |
Предварительный просмотр:
"Словосочетание". 2-й класс
Цели:
- познакомить учащихся с содержанием понятия “Словосочетание”;
- начать формировать умение отличать словосочетание от слов, от предложения, составлять словосочетания, находить их в предложении путём установления связи между словами с помощью вопросов;
- развивать речь;
- воспитывать интерес к предмету, творческое отношение к труду.
Тезис: “Словосочетание – это соединение двух слов (главного и зависимого) по смыслу и с помощью окончаний”.
Ход урока
I. Оргмомент (мотивация).
Чтобы на уроке вы смогли быстро и красиво писать, сделаем гимнастику для пальчиков:
а) гимнастика “Шум дождя”;
б) психологический настрой.
- Закончился дождь, деревья отряхнули тяжёлые капли со своих листьев, (встряхивание кистей рук), выглянуло солнышко, (глубоко вздохнули, подняв руки вверх; медленно выдыхаем, разводя руки по сторонам.)
- Улыбнитесь солнышку и друг другу. Пусть весь урок и весь день у вас будет солнечное настроение.
в) оформление тетрадей
II. Опорное повторение и коррекция необходимых для данного урока знаний, умений и навыков.
Орфографическая разминка.
Сварить, ловить, молоко, собрать, четверг, шишка, чудный, по степи, на воде.
Упражнение на определение частей речи (работа с сигнальной лентой).
- Я читаю слова, а вы будете поднимать красный прямоугольник, если слово – имя существительное, зелёный – имя прилагательное, синий – глагол. Очень быстро.
III. Объяснение нового понятия.
- Молодцы! Верно. Тема урока: словосочетание
1) Эвристическая беседа. Возможный вариант беседы:
- Вы, наверное, уже много раз слышали это слово. А что же оно обозначает? Что в русском языке называется словосочетанием?
Посмотрите внимательно на это слово. Из каких слов получилось такое длинное слово? (сочетание слов)
- А что означает слово “сочетание”? Попробуйте найти в нём приставку и корень.
- Вы слышали когда-нибудь слово “чета”? Что оно обозначает?
- Говорят “супружеская чета”, “он тебе не чета”. “Чета” значит пара. Пара – это сколько?
- Приставка со- придаёт значение “находиться вместе, быть соединённым”. Что же у нас получилось? (На слайде:
2) Работа по уточнению правила.
- Прочитайте: “сварить”. Это словосочетание? Почему?
- Добавляю слово “класс”. “Сварить класс” - это словосочетание? Нет? А почему, ведь слов два?
- Значит, слова должны быть соединены, подходить по смыслу? Добавим это слово в наше правило, уточним наше определение: “Словосочетание – это два слова, соединённые по смыслу”.
- Отлично получается. А теперь я заменю слово класс на подходящее по смыслу “каша”. Что получилось? (сварить каша)
- Теперь всё в порядке? Это будет словосочетанием? Они же подходят друг другу по смыслу? (Так не говорят)
- А как нужно сказать? (“Сварить кашу”)
- Что же изменилось? (окончание в слове “каша”)
- Что же получается: сварить каша – слова, подходящие по смыслу, но они не являются словосочетанием, т.к. нельзя задать вопрос к слову “каша”. Сделать это нам не позволяет окончание. Чтобы пара этих слов стала словосочетанием, необходимо изменить окончание в слове “каша” по вопросу от слова “сварить”. “Сварить (что?) кашу”.
- Давайте ещё более уточним наше правило. “Словосочетание – это два слова, соединённых по смыслу и с помощью окончаний”.
Дети следят по схеме, приведённой выше. Определение уточняется словами “ с помощью окончаний”. Х
- Изобразим это правило с помощью схемы: (...?)
- В словосочетаниях всегда есть главное слово и зависимое. Как думаете, какое слово будет главным?
- То слово будет главным, от которого задаём вопрос. Оно обозначается знаком “х”. А зависимое – то, к которому задаём вопрос, к нему на схеме идёт стрелка. Запишите получившееся словосочетание с вопросом в скобках к зависимому слову, главное обозначьте крестиком.
Сварить (что?) кашу.
- Расскажите ещё раз по схеме, что такое “словосочетание”?
IV. Первичное закрепление.
а) - У нас осталось слово “класс”. Это словосочетание? Что нужно сделать, чтобы получилось словосочетание?
- Я добавлю ещё слово, чтобы их стало два, как по правилу: “дружная класс”. Почему это не словосочетание? Измените окончание. Какое словосочетание получилось? Запишите его с вопросом в скобках от главного слова. Главное обозначьте “х”.
б) – Добавьте слово к слову “ловить”, чтобы получилось словосочетание: ловить (что?) рыбу.
- Подберите прилагательное к слову “шишка”: шишка (какая?) сосновая.
- Запишите ещё одно словосочетание: “вкусный молоко”. Почему это не словосочетание? Докажите. Исправьте ошибку. Запишите: вкусное (какое?) молоко.
- Мальчик из соседнего класса составил такое словосочетание: Бежать дорога. Докажите его неправоту. Исправьте, запишите: бежать по дороге.
- Значит, слова в словосочетании могут быть связаны и с помощью предлогов. Составьте каждый по словосочетанию. (выслушиваю ответы).
- Запишите каждый своё словосочетание.
в) Физминутка.
На слайде:
Чтоб лучше неизвестное узнать,
Все дети умные за книжками сидят.
- Выпишите из этих строк словосочетания.
(Узнать неизвестное, узнать лучше, дети умные, сидят за книжками, лучше узнать)
- Что мы записали? (словосочетания)
- Почему?
V. Подведение итогов.
– Возьмите листок с тестовым заданием и выполните его. Из данных пяти пар слов подчеркните только те пары, которые являются словосочетаниями. Главное слово обозначьте крестиком.
- 1 вариант. Дождливая вечер, ясное утро, встретиться товарищи, первый день, подойти к дому.
- 2 вариант. Луч солнца, весёлый мультфильм, делать зарядка, бежать берег, лететь по небу.
Оценочные суждения: Всем большое спасибо за работу на уроке. Особенно хорошо работали следующие ребята: ..... . А оценки получат все по результатам тестирования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого логопедического занятия для 2-3 классов «Логопедическая игротека»
Тема занятия, называемая детям: развивающие игровые конкурсы, объединённые лексической темой «Школа».Цель: привитие интереса к логопедическим занятиям в школе. Для 2-3 классов о...
Конспект открытого логопедического занятия для 2-3 классов «Логопедическая игротека»
Пояснительная записка.Методическая тема занятия: логопедическая игротека.Тема занятия, называемая детям: развивающие игровые конкурсы, объединённые лексической темой «Школа».Цель использования игровых...
Конспект логопедического занятия Тема: Интеллектуально-развлекательная игра «Логопедический час»
Развитие интереса к логопедическим занятиям...
Технология моделирования и проигрывания сказок на логопедических занятиях (автор Ткаченко Т.А.) Конспект занятия по теме: «Моделирование и проигрывание сказок на индивидуальных логопедических занятиях, как средство развития коррекции речи у детей"
Конспект занятия по теме: «Моделирование и проигрывание сказок на индивидуальных логопедических занятиях, как с...
Конспект логопедического занятия на тему: «Игры для развития речи». Логопедическая игротека.
Лоопедические игры напрвленные на развитие фонематического слуха, расширение активного словаря, развитие мышления, памяти и внимания, развитие учебной мотивации....
Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком 7 лет с логопедическим заключением ФФНР по дифференциации звуков [Р] – [Л] в предложениях.
Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком 7 лет с логопедическим заключением ФФНР по дифференциации звуков [Р] – [Л] в предложениях. Тема: дифференциация звуко...