Что такое дисграфия?
консультация по логопедии

Чибисова Наталья Викторовна

Понятие "Дисграфия", виды дисграфии, причины, диагностика, лечение, профилактика.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Сведения о дисграфии.23.53 КБ

Предварительный просмотр:

Что такое дисграфия?

Дисграфия – это специфическое расстройство письменной речи, проявляющееся в стойких ошибках. Развивается по причине несформированности высших отделов ЦНС. Заболевание не позволяет детям овладеть грамматическими особенностями языка.

Согласно статистике, дисграфия имеется более чем у 50% младших школьников и более чем у 30% учащихся среднего звена. Это характеризует форму речевого нарушения как неустойчивую. Распространенность диагноза объясняется тем, что около половины выпускников детского сада идет в школу с фонетико-фонематическим недоразвитием или общим недоразвитием речи. Данные проблемы делают процесс полноценного овладения грамотой невозможным.

В зависимости от степени выраженности расстройств процесса письма логопеды выделяют:

  • дисграфию (письмо искажается, но функционирует как главное средство общения);
  • аграфию (первичная неспособность овладеть письмом, полная утрата необходимых для этого навыков).

Поскольку письмо и чтение неразрывно связаны друг с другом, очень часто выявляются одновременно дисграфия и дислексия (нарушение чтения).

Виды дисграфии у младших школьников

С учетом несформированности тех или иных операций письма выделяют следующие виды дисграфии:

  • Артикуляционно-акустическая дисграфия (имеются нарушения звукопроизношения, артикуляции, фонематического восприятия).
  • Акустическая  дисграфия (проблемы связаны с фонемным распознаванием).
  • Аграмматическая дисграфия (недоразвитие лексико-грамматической стороны речи).
  • Оптическая дисграфия (несформированность зрительно-пространственного воображения).
  • Дисграфия,  обусловленная несформированность языкового синтеза и анализа.

Дисграфия у взрослых и детей не всегда представлена «чистыми» формами. Очень часто встречаются проблемы смешенного типа.

Современная классификация дисграфии

Современная логопедия выделяет специфические и неспецифические нарушения письма. К первой группе относятся:

  • дисграфии (дисфонологические, метаязыковые);
  • дизорфографии (синтаксические, морфологические).

Неспецифические нарушения письма связывают с педагогической запущенностью, задержками психического развития и пр.

Причины дисграфии.

Овладение письмом находится в тесной связи с такими процессами, как фонематическое восприятие, звукопроизношение, лексико-грамматическое развитие и др. Поэтому считается, что дисграфию вызывают причины, которые лежат в основе алалии, дислалии, дизартрии, афазии, ЗПР. Имеются в виду недоразвития или поражения головного мозга в пренатальном, постнатальном и натальном периодах, ставшие следствием:

  • патологии беременности;
  • асфиксии;
  • родовых травм;
  • неравномерного развития мозговых полушарий;
  • энцефалита;
  • менингита;
  • соматических заболеваний, негативно влияющих на нервную систему.

Среди социальных факторов, способствующих возникновению дисграфии у детей:

  • билингвизм в семье;
  • неправильная или нечеткая речь окружающих людей;
  • невнимание к детской речи со стороны родителей;
  • нехватка речевых контактов;
  • слишком раннее обучение ребенка основам грамоты.

В группу риска по дисграфии входят дети:

  • с наследственной предрасположенностью;
  • дети левши (в том числе переученные левши);
  • с разными речевыми нарушениями;
  • с конституционной предрасположенностью;
  • перенесшие нейрохирургические вмешательства.

Причины дисграфии у взрослых другие:

Симптомы дисграфии

Признаки дисграфии – это повторяющиеся типичные ошибки стойкого характера, не связанные с незнанием норм родного языка. Дети могут изменять структуру слова, подменять звонкие звуки парными глухими, нарушать раздельность и слитность написания терминов. При этом они пишут слишком медленно и неаккуратно.

  • При артикуляторно-акустической дисграфии ошибки в письменной речи напрямую связаны с ошибками, который ребенок допускает во время устной речи. То есть он пишет слова так, как произносит.
  • При акустической дисграфии школьник правильно произносит звуки, но его фонематическое восприятие плохо развито. На письме он заменяет буквы, которые соответствуют фонематически сходным звукам (звонкие – глухими, шипящие – свистящими и т.п.).
  • При дисграфии, развывшейся на почве нарушения языкового синтеза и анализа, наблюдается нарушение деления слов на слоги, предложений – на слова. Ученик переставляет местами слоги, буквы, не дописывает окончания, соединяет слова с предлогами, но разделяет их с приставками.
  • При аграмматической дисграфии выявляются множественные аграмматизмы в письменной речи. Дети неправильно изменяют слова по падежам, числам и родам, не могут их согласовывать друг с другом. Также нарушают предложные конструкции.
  • При оптической дисграфии смешивают/заменяют на письме графически сходные буквы (вместо «л» - «м», вместо «ж» - «х»).

Часто дисграфия сопровождается:

Диагностика дисграфии.

Диагностикой дисграфии у младших школьников занимаются следующие специалисты:

Оценку уровня сформированности речевой функции осуществляет логопед.

Главная задача диагностических мероприятий состоит в разграничении дисграфии с незнанием правил правописания, а также в определении формы патологии. Обследование включает в себя этапы:

  • Изучение и анализ письменных работ.
  • Изучение общего и речевого развития.
  • Исследование слуха, зрения, состояния ЦНС.
  • Исследование состояния артикуляционного аппарата, ручной и речевой моторики, определение ведущей руки.

Также логопед оценивает:

  • звукопроизношение;
  • фонематической синтез, анализ;
  • слуховую дифференциацию звуков;
  • слоговую структуру слов;
  • словарный запас;
  • грамматический строй речи.

Когда будет изучена сформированность устной речи, проводится обследование письменной речи. Ребенок выполняет задания на списывание рукописного и печатного текстов, пишет под диктовку, составляет описания по картинке.

Логопедическое заключение выносится на основе данных по типичным ошибкам.

Лечение дисграфии.

Коррекция дисграфии осуществляется с учетом формы и механизмов нарушения письменной речи. Проводимые мероприятия направлены на:

  • восполнение пробелов в фонематических процессах и в звукопроизношении;
  • формирование грамматической стороны речи;
  • обогащение словаря;
  • развитие четкой и связной речи.

Достаточно большое значение в структуре логопедических упражнений по коррекции дисграфии занимает аналитико-синтетический аспект. Для каждого ребенка логопед разрабатывает индивидуальную схему развития пространственного и слухового восприятия, памяти, внимания и мышления. Навыки устной речи закрепляют с помощью различных письменных упражнений.

Для устранения основных болезней, ставших причиной дисграфии, проводятся реабилитационные мероприятия, медикаментозная терапия. Неплохих результатов помогают достичь:

  • гидротерапия;
  • массаж;
  • физиотерапия;
  • ЛФК.

Опасность дисграфии.

Дисграфия не представляет опасности для здоровья, однако препятствует адаптации ребенка, его общению с окружающими. Запущенная форма не позволяет детям обучаться в общеобразовательных учреждениях, поступать в колледжи и ВУЗы.

Очень важно, чтобы решением проблемы занимались не только родители, но и квалифицированные логопедыневрологи, педагоги. Нарушения письма не могут исчезнуть самостоятельно, поэтому в процессе школьного обучения ребенок с дисграфией должен заниматься с дефектологом.

Профилактика дисграфии.

Мероприятия, позволяющие избежать дисграфии, нужно проводить до поступления ребенка в начальную школу. Профилактическая работа включает в себя развитие высших психических функций, благодаря чему отмечается:

  • нормальное овладение навыками письма и чтения;
  • улучшение зрительных и слуховых дифференцировок, пространственного представления;
  • восстановление графомоторных навыков;
  • нормализация сенсорных функций.

С детьми, склонными к дисграфии, необходимо рисовать, лепить, выполнять задания на развитие речи, расширение словарного запаса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

классный час для 2 класса "Что такое хорошо, и что такое плохо"

формирование у учащихся ценностную ориентацию, способность формулировать нравственные суждения;Предполагаемый результат:-расширение понимания значения слова «хорошо» и «плохо», развитие умения отличат...

Нравственный классный час: «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?

Данный материал расширит понимание значения слов "хорошо" и "плохо", поможет развивить умение отличать  плохое от хорошего....

Презентация к уроку окружающего мира "Кто такие птицы? Кто такие звери" Зоопарк"

Данная презентация предназначена для проведения урока окружающего мира в 1 классе по теме "Кто такие звери? Зоопарк"...

Классный час "Мы такие похожие и такие разные"

Классный час для проведения в начальной школе. Классный час направлен на формирование у детей умения общаться, понимать ценность каждого человека,воспитывать самоуважение и уважение к окружающим людям...

«Что такое «хорошо» и что такое «плохо» Разговор – импровизация

- В нашей жизни вокруг нас ходят два существа "Плохо" и "Хорошо".- Вот и сегодня мы с вами поведём наш разговор на тему:  "Что такое хорошо?" и "Что такое плохо?"...

Сценарий классного часа в первом классе «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»

Сценарий  классного часа в первом классе«Что такое «хорошо» и что такое  «плохо»Классный час проходит в форме устного журнала. На доске «журнал» иллюстрированный картинками из книги В....