Упражнения на статическую и динамическую координацию движений пальцев рук и органов артикуляции
методическая разработка по логопедии (1 класс)

Судак Ирина Анатольевна

Данные упражнения будут полезны детям старшего дошкольного и младшего школьного возраста, имеющие нарушения слоговой структуры слов, нарушения усвоения навыков чтения и письма, с задержкой психического развития. Данные упражнения могут применять в своей практике учителя-логопеды, дефектологи и родители в домашних условиях. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Упражнения на статическую координацию движений пальцев рук

Методические рекомендации:

- показать, попросить ребёнка повторить;

-второй раз ребёнок выполняет по словесной инструкции.

  1. Вытянуть указательный палец и мизинец правой, затем левой, затем обеих рук.
  2. Вытянуть указательный и средний пальцы правой, затем левой, затем обеих рук.
  3. Положить указательные пальцы на средние на обеих руках.
  4. Положите средние пальцы на указательные на обеих руках.
  5. Соедините в кольцо  большой палец с каждым поочередно (на правой руке, затем на левой, затем на двух руках одновременно). Потом эти движения делаем без остановки «Пальчики здороваются» (сначала на правой, затем на левой руке, затем на двух руках одновременно).
  6. Кулак-ребро-ладонь (на правой, на левой, двумя руками одновременно).

Упражнения на чувство ритма

Методические рекомендации:

- показать, попросить ребёнка повторить;

-второй раз ребёнок выполняет по словесной инструкции.

  1. Противоположные движения рук (Сменяйте руки с одновременным сжиманием кисти в кулак и разжиманием кулака другой кисти).
  2. «Игра на рояле»: показать и предложить ребёнку повторить.

- для 4-5 лет: пальцы 1-5, 2-4, 5-1, 4-2.

 - с 6 лет: 1-5, 2-4, 5-1, 4-2;  1-2-3-4-5 и 5-4-3-2-1.

  1. Штриховка, обводка, проведение линий по пунктирным

Упражнения для тренировки двигательной памяти и динамической организации

Методические рекомендации:

- показать, попросить ребёнка повторить;

-второй раз ребёнок выполняет по словесной инструкции.

  1. Хлопать ладонями поочерёдно по коленям, по груди, хлопнуть в ладоши.
  2. Хлопать ладонями поочерёдно по груди, по коленям, хлопнуть в ладоши.
  3. Хлопать ладонями поочерёдно по коленям, хлопнуть в ладоши, хлопать поочерёдно по груди.
  4. Хлопать ладонями поочерёдно по груди, хлопнуть в ладоши, хлопать поочерёдно по коленям.
  5. Хлопнуть в ладоши, поочерёдно хлопать ладонями по коленям, по груди.
  6. Хлопнуть в ладоши, поочерёдно хлопать ладонями по груди, по коленям.

Упражнения для тренировки динамической организации при повторении артикуляционных движений

Методические рекомендации:

- показать, попросить ребёнка выполнить все перечисленные движения по порядку;

  1. Язык: чередовать узкий-широкий; поднять за верхние резцы–за нижние резцы; подвигать язык как «Маятник» («Часики»). «Болтушка» (бл-бл-бл – язык по верхней губе вперёд-назад). Можно чередовать «Болтушка» - «Часики» 3-4 раза.
  2. Достать кончиком языка до верхней губы, до нижней губы, до правого уголка губ, до левого. Так 3 раза. Потом поменять направление: сначала до левого уголка губ, потом до правого.
  3. Достать языком точки по кругу: верхняя губа, правый угол рта, нижняя губа, левый угол рта. 3 раза. Затем поменять направление.
  4. Оскалит зубы, высунуть язык, затем широко открыть рот.
  5. Широко открыть рот, дотронуться кончиком языка до нижних зубов (резцов), затем поднять кончик языка к верхним зубам и положить на нижнюю губу.
  6. Положить широкий язык на губу, загнуть кончик языка, чтобы получилась «Чашечка», занести эту «Чашечку» в рот.
  7. Широко раскрыть рот, как при звуке «А», растянуть губы в улыбку, вытянуть в трубочку.
  8. Широко раскрыть рот, затем прикрыть рот наполовину, затем полностью закрыть его.

Динамическая организация при повторении звуковых рядов.

Методические рекомендации:

- запомнить ряд из трёх звуков (до запятой);

- последовательность сохранять;

- если ребёнку недоступно пока повторение всех трёх звуков, можно начать с повторения двух, затем путём наращивания: сначала повторить два звука и сразу же повторить три (А-И, А-И-У).

  1. А-И-У,   У-И-А,   А-У-И,   У-А-И,  И-А-У,   И-У-А.
  2. О-А-И,   О-И-А,   А-О-И,    А-И-О,   И-А-О, И-О-А.
  3. Ы-О-Э,   Ы-Э-О,   О-Ы-Э,   О-Э-Ы,   Э-О-Ы,   Э-Ы-О.
  4. У-О-А,   У-А-О,    О-У-А,    О-А-У,    А-У-О,   А-О-У.

Динамическая организация при повторении слоговых рядов.

Методические рекомендации:

- повторять только с произносимыми ребёнком звуками.

- повторить весь слоговой ряд (до запятой) в такой же последовательности.

Если ребёнку не доступно повторение трёх слогов, сократить до двух.

  1. Ка-па-та,   ка- та-па,   па-та-ка,   па-ка-та,  та-па-ка,  та-ка-па.
  2. Мы-ты-пы,   мы-пы-ты,   пы-ты-мы,  пы-мы-ты,   ты-мы-пы,  

ты-пы-мы.

  1. Кто-кта-кту,  кто-кту-кта,   кта-кту-кто, кта-кто-кту, кту-кта-кто, кту-кто-кта.
  2. Пта-пто-пту,  пта-пту-пто,  пту-пто-пта,  пту-пта-пто, пто-пта-пту, пто-пту-пта.
  3. Игра «Услышь дождик» - надо услышать в словах заданное звукосочетание и хлопнуть в ладоши:

КАП — Кап -кан, кап-риз, кар-тон, кап-сула, кап-рон, о-хап-ка, кас-ка.

КОП коп-ка, кол-баса,  коп-на, коп-чёный, коп-тить, под-коп.

КИП — кеп-ка, кит.

КУП — куп-цы, по-куп-ка, куч-ка, куп-лет.  

Использованная литература:

  1. Логопедическое обследование детей. Методическое пособие. Студия «ВиЭль», Санкт-Петербург, 2013 год.
  2. Н.С. Четверушкина, «Слоговая структура слова: система коррекционных упражнений для детей 6-7 лет». Практическое  пособие для логопедов, М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001.
  3. Т.А. Ткаченко, Развитие фонематического восприятия. Альбом дошкольника: Пособие для логопедов,  воспитателей  и родителей. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2005.
  4. Т. А. Ткаченко,  Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. – СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стимуляция развития речи и коррекция координации движений и речи посредством логоритмических упражнений

Логоритмика - это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала. Это форма активной терапии, преодоление речевого и с...

Упражнения на развитие и совершенствование статической координации движений.

Развитие мелкой моторики находится в тесной связи с развитие речи и мышлением ребёнка. Поэтому желательно ежедневно делать какие-либо упражнения....

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ, НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ, КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЯ, НА РАЗВИТИЕ АРТИКУЛЯЦИИ

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ, НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ, КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЯ, НА РАЗВИТИЕ АРТИКУЛЯЦИИ  Больше ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ: "Повтори движение" (вариант иг...

опыт работы " Развитие мелкой моторики и координации движений через игры и специальные упражнения"

Представляю опыт работы " Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей с нарушениями речи через игры и специальные упражнения"Начиная работать по данной теме, передо мной встали проблем...

Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей младшего школьного возраста

Наверное, каждый из вас хорошо помнит свое детства.Счастливое детство, говорим мы, часто не подозревая, что быть ребенком трудно. Это огромная, непрерывная, сложная работа: расти, открывая...

Методическая разработка мастер – класс Тема: «Игры и упражнения на развитие координации движений, ориентировки в пространстве и равновесия на уроках физической культуры»

Уважаемые коллеги! Тема моего мастер-класса сегодня «Игры и упражнения на развитие координации движений, ориентировки в пространстве и равновесия на уроках физической культуры». Мы совмест...