опыт работы " Развитие мелкой моторики и координации движений через игры и специальные упражнения"
материал по теме

Пинегина Ольга Евгеньевна
Представляю опыт работы " Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей с нарушениями речи через игры и специальные упражнения"
Начиная работать по данной теме, передо мной встали проблемные вопросы:
1. Чем обусловлена необходимость развития мелкой моторики у дошкольников?
2. Как более, эффективнее использовать игры и игровые упражнения во всех режимных моментах?
3. Чем разнообразить задания, чтобы избежать у детей утомленности и повысить их интерес к игре? 
Я искала ответы по разным источникам и пришла к выводу, что эта проблема актуальна. В чем её актуальность?
1. Известно, что все ученые  изучавшие деятельность мозга, психику детей отмечали большое стимулирующее влияние функции руки.
2. Движения пальцев настолько положительно влияют на развитие нашей речи, что стали вспомогательной частью нашего языка.
 Вот почему проблема повышения эффективности комплексной коррекционной работы по развитию мелкой моторики и координации пальцев рук детей дошкольного возраста, остается актуальной и сегодня.
Я выделила следующие задачи в своей работе с детьми по развитию мелкой моторики:
1. Стимулировать развитие речи через активацию движений пальцев рук
2. Овладевать приемами самомассажа и раслабления
3. Скоординировать движения обеих рук
4. Сформировать переключаемость с одного вида движения на другое 
5. Развивать изобразительные и графические навык
6. Повысить уровень зрительно-двигательной координации, моторной ловкости
7. Развивать двигательную память, произвольность и точность движений
Что такое мелкаямоторика? Мелкая моторика и координация движений рук - это система разнообразных движений в которых участвуют мелкие мышцы рук. Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики и координации движений рук у детей являются игры и специальные упражнения, которые укрепляют мелкую мускулатуру кисти.
Известный педагог Василий Александрович Сухомлинский тоже в своих трудах отразил тему мастерства детской руки.
" Истоки творческих способностей детей и их дарований - на кончиках пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изоретательности в движени детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок".
Также Мария Монтессори известный итальянский педагог, психолог и врач отмечала, что благодаря контакту с окружением и собственным исследованиям, ребенок  формирует запас понятий, которым может оперировать его интеллект, без этого теряется способность к абстрагированию, контакт происходит с помощью органов чувств и движений.
Вот передо мной встала задача вести работу в этом направлении, опираясь на опыт работы в школе, когда детей начинаем учить навыкам правильного написания, с какими трудностями они сталкиваются. Не развиты мышцы кистей рук, а ведь это большой труд правильно, красиво вывести начертания элементов букв. Аособенно сейчас в век компьютерезации, дети совершенно мало работают руками, лишь только нажимая кнопки клавиатуры. А  тренировка  в расстегивании, застегивании пуговиц, завязывании шнурков, в скоростной век родители стараются делать все за своих детей, чтобы не ждать и не тратить время, не тренировать дитя. Ведь даже большинство детской обуви и одежды, даже сейчас, на липучках, просто, быстро и удобно.
Уже доказано, что  развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребенка, поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начинаться задолго до поступления в школу.
В работе по мелкой моторике использую традиционные технологии: пальчиковые игры с речевым сопровождение. Также применяю инновационные технологии: Су-джок терапию, сопрженную гимнастику( содружественные движения кисти руки и языка).
Использую средства мелкой моторики: пластилин, песок, бумагу, крупы, бусы, пуговицы, природный материал, нитки, тесьма, веревки, шнуровки, карандаши, счетные палочки.
Также применяю нетрадиционную технику рисования: штамп, свеча+акварель, поролон, ватные палочки, мятая бумага, коктейльная трубочка, капустный лист, с помощью пластиковой бутылки, шнурками, песком, наждачная бумага, восковые мелки+ акварель. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
В  своей работе использую комплекс игр и специальных упражнений для развития мелкой моторики и координации движений рук:
1. Пальчиковые игры со стихами ( картотека)
2. Физминутки, пальчиковая гимнастика
3.Нетрадиционная техника рисования
4. Рисование на крупах, песке
5. Лепка из пластилина
6. Аппликация ( мозаичная, обрывная, из палочек, крупы)
7. Конструирование из бумаги - оригами
8. Работа с фольгой
9. Тактильные дощечки 
Также родителям могу предложить в повседневной обстановке. как просто и легко с предметами домашнего обихода можно поработать над развитием мелкой моторики. Игры с предметами домашнего обихода:
1. Застегивание и растегивание пуговиц, крючков, кнопок.
2. Завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков.
3. Закручивание и раскручивание крышек на банках, пузырьках.
4. Переборка круп.
5. Упражнения с трубочкой для коктейля. скрепками, наматывание ниток
6. Игры с прищепками.
Могу предложить родителям игры с крупами:
1. "Прячем ручки"
2. " Пересыпаем крупу"
3. "Покормим птичек"
4. " Разложи по тарелочкам"
5. Игра "Золушка"
6. "Отгадай какая крупа в мешочке"
7. " Сухой бассейн" из гороха и фасоли для стоп и рук
Включение пальчиковых игр и упражнений в любую деятельность вызывает у детей оживление, эмоциональный подъем и оказывает специфическое тонизирующее действие на функциональное состояние мозга и развитие.
В своей работе использую массажеры, упражнения с масажерами: катание по столу от кончиков пальцев до локтя, между ладонями, по тыльной стороне кисти. Выполнять упражнения надо обязательно каждой рукой по очереди.
Приемы Су-джок терапии я активно использую в качестве массажа для развития мелкой моторики пальцев рук, а также с целью общего укрепления организма. С помощью шаров " ежиков" с колечками детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на весь организм, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук, тем самым, способствует развитию речи.
Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.
В настоящее время у большинства детей отмечается общее моторное отставание. Мелкая моторика и точное артикулирование звуков находятся в прямой зависимости. Чем выше двигательная активность, тем лучше развита речь. Однако даже если речь ребенка в норме, это вовсе не значит, что он хорошо управляется со своими руками. Вот поэтому-то в садиках и центрах раннего развития так много внимания уделяют развитию мелкой моторики: нанизыванию бусин, лепке, аппликации и т.п.
Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных задач. 
 
 
 
 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стимуляция развития речи и коррекция координации движений и речи посредством логоритмических упражнений

Логоритмика - это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала. Это форма активной терапии, преодоление речевого и с...

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА «Развитие мелкой моторики у детей с нарушениями интеллекта посредством нетрадиционных техник рисования»

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СЕВЕРО-ВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени М.К. АММОСОВА» ИНСТИТУТ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕСС...

Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей младшего школьного возраста

Наверное, каждый из вас хорошо помнит свое детства.Счастливое детство, говорим мы, часто не подозревая, что быть ребенком трудно. Это огромная, непрерывная, сложная работа: расти, открывая...

Мастер- класс для педагогов начальной школы по теме: «Комплексное развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей с ограниченными возможностями здоровья младшего школьного возраста»

Как известно, моторика относится к высшим психическим функциям. У детей с ЗПР наблюдаются отклонения в развитии двигательной сферы: на­рушение произвольной регуляции движений, недостаточная коорди...

Методические рекомендации "Развитие мелкой моторики учащихся первого класса через организацию работы с бумагой в технике оригами на занятиях кружка "Очумелые ручки"

В рекомендациях представлена программа кружка. В календарно - тематическом планировании для учащихся 1 класса поделки в технике огирами распределены  от простой к более сложной по степени выполне...

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ И КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ РУК

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ И КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ РУК...