РП учителя-логопеда для детей с ТНР 1 класс
рабочая программа по логопедии (1 класс)

Болонина Анастасия Дмитриевна

Рабочая программа учителя-логопеда для детей с ТНР 1 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл программа по логопедии для ТНР53.98 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение к АООП НОО

муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

города Калининграда

начальная общеобразовательная школа № 53

                                                                                                                   

                                                                                                                                                   

Рабочая программа

по коррекции и развитию устной и письменной речи

1 класс

г.Калининград, 2019 г.

Пояснительная записка

Данная  программа составлена в соответствии с Приказом Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» и примерной адаптированной основной общеобразовательной программой начального общего образования обучающихся  с тяжелыми нарушениями речи, и предназначена для логопедической работы  детей с ТНР с учетом особенностей их психофизического и речевого развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.

Цель программы: программа обучающихся с ТНР направлена на коррекционную помощь в овладении базовым содержанием обучения; коррекцию нарушений устной речи, коррекцию и профилактику нарушений чтения и письма; развитие сознательного использования языковых средств в различных коммуникативных ситуациях с целью реализации полноценных социальных контактов с окружающими; обеспечение обучающемуся успеха в различных видах деятельности с целью предупреждения негативного отношения к учебе, ситуации школьного обучения в целом, повышения мотивации к школьному обучению.

Весь материал, представленный в программе, рассчитан на 1 год обучения и составлен с учетом возрастных особенностей учеников и требований общеобразовательной программы начальной школы. Курс рассчитан на 66 занятий (2 часа в неделю). Продолжительность занятия 20 минут. Форма работы – групповые занятия.

Каждое занятие, за исключением занятий под названием «Игротека»,

имеет следующую структуру:

  1. Работа над темой занятия.
  2. «Занимательный привал» (переключение с основного вида деятельности, подчинённого теме занятия, на другой – отвлечённый, а также

проведение физкультминутки).

  1. Продолжение работы над темой.
  2. «Мишуткина академия» (рубрика, представляющая собой три вопроса тестового характера).
  3. Рефлексия (подведение итогов занятия).

Каждое занятие, имеющее название «Игротека» носит повторительный характер для предыдущих занятий. Оно строится на играх и игровых заданиях.

 Задачи, поставленные перед школьниками, усложняются в соответствии с программными требованиями.

В основу разработки программы для обучающихся с ТНР заложены дифференцированный,  деятельностный  и системный подходы.

Дифференцированный подход к построению программы для обучающихся с ТНР предполагает учет особых образовательных потребностей этих обучающихся, которые определяются уровнем речевого развития, этиопатогенезом, характером нарушений формирования речевой функциональной системы и проявляются в неоднородности по возможностям освоения содержания образования. Программа создается в соответствии с дифференцированно сформулированными в ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ требованиями к:

  • структуре образовательной программы;
  • условиям реализации образовательной программы;
  • результатам образования.

Применение дифференцированного подхода обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя обучающимся с ТНР возможность реализовать индивидуальный потенциал развития; открывает широкие возможности для педагогического творчества, создания вариативных образовательных  материалов, обеспечивающих пошаговую логопедическую коррекцию, развитие способности обучающихся самостоятельно решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи в соответствии с их возможностями.

Деятельностный подход основывается на теоретических положениях отечественной психологической науки, раскрывающих основные закономерности процесса обучения и воспитания обучающихся, структуру образовательной деятельности с учетом общих закономерностей развития обучающихся с нормальным и нарушенным развитием.

Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие личности обучающихся с ТНР младшего школьного возраста определяется характером организации доступной им деятельности.

Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является обучение как процесс организации познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающей овладение ими содержанием образования.

Реализация деятельностного подхода  с обучающимися с ТНР  обеспечивает:

  • придание результатам образования социально и личностно значимого
  • характера;
  • прочное усвоение обучающимися знаний и опыта разнообразной деятельности и поведения, возможность их самостоятельного продвижения в изучаемых предметных областях;
  • существенное повышение мотивации и интереса к учению,
  • приобретению нового опыта деятельности и поведения;
  • создание условий для общекультурного и личностного развития обучающихся с ТНР на основе формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают не только успешное усвоение ими системы научных знаний, умений и навыков, позволяющих продолжить образование на следующей ступени, но и социальной компетенции, составляющей основу социальной успешности.

Ключевым условием реализации деятельностного подхода выступает организация детского самостоятельного и инициативного действия в образовательном процессе, снижение доли репродуктивных методов и способов обучения, ориентация на личностно-ориентированные, проблемно-поискового характера.

Системный подход основывается на теоретических положениях о языке, представляющем собой функциональную систему семиотического или знакового характера, которая используется как средство общения. Системность предполагает не механическую связь, а единство компонентов языка, наличие определенных отношений между языковыми единицами одного уровня и разных уровней.

Системный подход в образовании строится на признании того, что язык существует и реализуется через речь, в сложном строении которой выделяются различные компоненты (фонетический, лексический, грамматический, семантический), тесно взаимосвязанные на всех этапах развития речи ребенка.

Основным средством реализации системного подхода в образовании обучающихся ТНР является включение речи на всех этапах учебной деятельности обучающихся.

Реализация системного подхода обучающихся с ТНР обеспечивает:

  • тесную взаимосвязь в формировании перцептивных, речевых и интеллектуальных предпосылок овладения учебными знаниями, действиями, умениями и навыками;
  • воздействие на все компоненты речи при устранении ее системного недоразвития в процессе освоения содержания предметных областей, предусмотренных ФГОС НОО и коррекционно-развивающей области;
  • реализацию интегративной коммуникативно-речевой цели – формирование речевого взаимодействия в единстве всех его функций (познавательной, регулятивной, контрольно-оценочной и др.) в соответствии с различными ситуациями.

Общая характеристика программы

Вариант 5.1. предполагает, что обучающийся с ТНР получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию сверстников с нормальным речевым развитием, находясь в их среде и в те же сроки обучения. Срок освоения АООП НОО составляет 4 года.

Вариант 5.1 предназначается для обучающихся с фонетико-фонематическим или фонетическим недоразвитием речи (дислалия; легкая степень выраженности дизартрии, заикания; ринолалия), обучающихся  с общим недоразвитием речи III - IV уровней речевого развития различного генеза (например, при минимальных дизартрических расстройствах, ринолалии и т.п.), у которых имеются нарушения всех компонентов языка; для обучающихся с нарушениями чтения и письма.

Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ТНР

У детей с фонетико-фонематическим и фонетическим недоразвитием речи наблюдается нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. Отмечается незаконченность процессов формирования артикулирования и восприятия звуков, отличающихся тонкими акустико-артикуляторными признаками. Несформированность произношения звуков крайне вариативна и может быть выражена в различных вариантах: отсутствие, замены (как правило, звуками простыми по артикуляции), смешение, искаженное произнесение (не соответствующее нормам звуковой системы родного языка).

Определяющим признаком фонематического недоразвития является пониженная способность к дифференциации звуков, обеспечивающая восприятие фонемного состава родного языка, что негативно влияет на овладение звуковым анализом.

Фонетическое недоразвитие речи характеризуется нарушением формирования фонетической стороны речи либо в комплексе (что проявляется одновременно в искажении звуков, звукослоговой структуры слова, в просодических нарушениях), либо нарушением формирования отдельных компонентов фонетического строя речи (например, только звукопроизношения или звукопроизношения и звукослоговой структуры слова). Такие обучающиеся хуже чем их сверстники запоминают речевой материал, с большим количеством ошибок выполняют задания, связанные с активной речевой деятельностью.

Обучающиеся с нерезко выраженным общим недоразвитием речи характеризуются остаточными явлениями недоразвития лексико-грамматических и фонетико-фонематических компонентов языковой системы. У таких обучающихся не отмечается выраженных нарушений звукопроизношения. Нарушения звукослоговой структуры слова проявляются в различных вариантах искажения его звуконаполняемости как на уровне отдельного слога, так и слова. Наряду с этим отмечается недостаточная внятность, выразительность речи, нечеткая дикция, создающие впечатление общей смазанности речи, смешение звуков, свидетельствующее о низком уровне сформированности дифференцированного восприятия фонем и являющееся важным показателем незакончившегося процесса фонемообразования.

У обучающихся обнаруживаются отдельные нарушения смысловой стороны речи. Несмотря на разнообразный предметный словарь, в нем отсутствуют слова, обозначающие названия некоторых животных, растений, профессий людей, частей тела. Обучающиеся склонны использовать типовые и сходные названия, лишь приблизительно передающие оригинальное значение слова. Лексические ошибки проявляются в замене слов, близких по ситуации, по значению, в смешении признаков. Выявляются трудности передачи обучающимися системных связей и отношений, существующих внутри лексических групп. Обучающиеся плохо справляются с установлением синонимических и антонимических отношений, особенно на материале слов с абстрактным значением.

Недостаточность лексического строя речи проявляется в специфических словообразовательных ошибках. Правильно образуя слова, наиболее употребляемые в речевой практике, они по-прежнему затрудняются в продуцировании более редких, менее частотных вариантов. Недоразвитие словообразовательных процессов, проявляющееся преимущественно в нарушении использования непродуктивных словообразовательных аффиксов, препятствует своевременному формированию навыков группировки однокоренных слов, подбора родственных слов и анализа их состава, что впоследствии сказывается на качестве овладения программой по русскому языку.

Недостаточный уровень сформированности лексических средств языка особенно ярко проявляется в понимании и употреблении фраз, пословиц с переносным значением.

В грамматическом оформлении речи часто встречаются ошибки в употреблении грамматических форм слова.

Особую сложность для обучающихся представляют конструкции с придаточными предложениями, что выражается в пропуске, замене союзов, инверсии.

Лексико-грамматические средства языка у обучающихся сформированы неодинаково. С одной стороны, может отмечаться незначительное количество ошибок, которые носят непостоянный характер и сочетаются с возможностью осуществления верного выбора при сравнении правильного и неправильного ответов, с другой – устойчивый характер ошибок, особенно в самостоятельной речи.

Отличительной особенностью является своеобразие связной речи, характеризующееся нарушениями логической последовательности, застреванием на второстепенных деталях, пропусками главных событий, повторами отдельных эпизодов при составлении рассказа на заданную тему, по картинке, по серии сюжетных картин. При рассказывании о событиях из своей жизни, составлении рассказов на свободную тему с элементами творчества используются, в основном, простые малоинформативные предложения.

Наряду с расстройствами устной речи у обучающихся отмечаются разнообразные нарушения чтения и письма, проявляющиеся в стойких, повторяющихся, специфических ошибках при чтении и на письме, механизм возникновения которых обусловлен недостаточной сформированностью базовых высших психических функций, обеспечивающих процессы чтения и письма в норме.

Формирование универсальных учебных действий

 В результате коррекционно-логопедического воздействия у обучающихся будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные  и  коммуникативные  универсальные учебные действия как основа умения учиться.

В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция школьника, адекватная мотивация учебной деятельности, включая  учебные  познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение.

В сфере регулятивных универсальных учебных действий обучающиеся овладеют всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

В    сфере    познавательных    универсальных    учебных действий  обучающиеся научатся использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приемы решения задач. 

 В сфере коммуникативных универсальных учебных действий  обучающиеся приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнера), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.

Регулятивные УУД:

  1. Развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с речевым материалом.
  2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной

задачей.

  1. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
  2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
  3. Учить принимать и сохранять учебную задачу.
  4. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.
  5. Учитывать правила  в планировании и контроле способа решения.
  6. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.
  7. Адекватно воспринимать оценку учителя.
  8. Различать способ и результат действия.
  9. Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
  10. Выполнять учебные действия в речевой и умственной форме.

Познавательные УУД:

  1. Развивать умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
  2. Использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы.
  3. Представлять информацию в виде схемы, таблиц.
  4. Выявлять сущность, особенности объектов.
  5. Делать выводы на основе анализа объектов.
  6. Обобщать и классифицировать по признакам.
  7. Ориентироваться в речевом материале.
  8. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
  9. Строить речевое высказывание в устной и письменной форме.
  10. Выделять существенную информацию из текстов разных видов.
  11. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
  12. Осуществлять синтез, как составление целого из частей.
  13. Проводить сравнение и классификацию по заданным критериям.
  14. Устанавливать причинно-следственные связи, аналогии и строить на их основе логическое рассуждение.
  15. Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

Коммуникативные УУД:

  1. Развивать умение слушать и понимать других.
  2. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
  3. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
  4. Оформлять свои мысли в устной форме.
  5. Умение работать в паре.
  6. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
  7. Учитывать позиции других людей, отличные от собственной.
  8. Учитывать разные мнения и интересы, обосновывать собственную позицию.
  9. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Личностные УУД:

  1. Развивать умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
  2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
  3. Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
  4. Формировать установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении и поступках.
  5. Развивать этические чувства – стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.
  6. Формировать адекватное понимание причин успешности/не успешности учебной деятельности.
  7. Формировать адекватную самооценку на основе критериев «хорошего ученика».
  8.  Формировать уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, ценностям семьи, любовь к природе, признание ценностей здоровья.
  9. Формировать способность и готовность к выполнению норм и требований школьной жизни, моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе и дома.
  10. Создать  условия по формированию сознательной дисциплины и норм поведения учащихся.
  11. Способствовать развитию творческого отношения к  учебной деятельности.
  12. Способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности

Предметные УУД:

1 класс

Учащиеся должны знать:

  • конструкцию предложения;
  • основное отличие звука от буквы;
  • звукобуквенный анализ и синтез слов;
  • слоговой анализ слова.

Учащиеся должны уметь:

  • вычленять звуки из слова, правильно их произносить;
  • отличать гласные звуки и буквы от согласных;
  • распознавать и дифференцировать парные, сонорные, свистящие и шипящие согласные звуки и буквы;
  • обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами е, ё, и,  ю, я;
  • делить слово на слоги;
  • выделять в слове ударный слог;
  • правильно записывать предложения – употреблять заглавную букву в начале, точку в конце предложения;
  • пересказывать несложные тексты.

Оценка достижения обучающимися с ТНР планируемых результатов освоения программы коррекционной работы

Предметом оценки достижения обучающимися с ТНР планируемых результатов освоения программы коррекционной работы является достижение уровня речевого развития, оптимального для обучающегося при реализации вариативных форм логопедического воздействия (подгрупповые, индивидуальные логопедические занятия) с сохранением базового объема знаний и умений в области общеобразовательной подготовки.

Основные направления работы

Поскольку все стороны речи – фонетическая, словообразовательная,

грамматическая, лексическая – взаимосвязаны между собой, то в каждом классе проводится изучение всех сторон речи, при этом каждая из них изучается не изолированно, а комплексно.

У первоклассников, испытывающих затруднения в формировании письма, наблюдается отставание в развитии так называемых вводных навыков, необходимых для успешного обучения, в том числе и речевых. К речевым навыкам относят умение четко, в соответствии с нормой, произносить все звуки речи, различать их на слух, выделять из слова; наличие достаточного словарного запаса и полной сформированности грамматического строя; умение связно высказываться по темам, доступным пониманию ребенка. У семилетних детей из группы риска по письму оказываются нарушенными все компоненты речевой системы, правда, каждая не в одинаковой степени.

Требования к результатам коррекционной работы по преодолению нарушений устной речи, преодолению и профилактике нарушений чтения и письма: отсутствие дефектов звукопроизношения и умение различать правильное и неправильное произнесение звука; умение правильно воспроизводить различной сложности звукослоговую структуру слов как изолированных, так и в условиях контекста; правильное восприятие, дифференциация, осознание и адекватное использование интонационных средств выразительной четкой речи; умение произвольно изменять основные акустические характеристики голоса; умение правильно осуществлять членение речевого потока посредством пауз, логического ударения, интонационной интенсивности; минимизация фонологического дефицита (умение дифференцировать на слух и в произношении звуки, близкие по артикуляторно-акустическим признакам); умение осуществлять операции языкового анализа и синтеза на уровне предложения и слова; практическое владение основными закономерностями грамматического и лексического строя речи; сформированность лексической системности; умение правильно употреблять грамматические формы слов и пользоваться как продуктивными, так и непродуктивными словообразовательными моделями; овладение синтаксическими конструкциями различной сложности и их использование; владение связной речью, соответствующей законам логики, грамматики, композиции, выполняющей коммуникативную функцию; сформированность языковых операций, необходимых для овладения чтением и письмом; сформированность психофизиологического, психологического, лингвистического уровней, обеспечивающих овладение чтением и письмом; владение письменной формой коммуникации (техническими и смысловыми компонентами чтения и письма); позитивное отношение и устойчивые мотивы к изучению языка; понимание роли языка в коммуникации, как основного

средства человеческого общения.

Требования к результатам овладения социальной компетенцией должны отражать:

- развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении: умение адекватно оценивать свои силы, понимать, что можно и чего нельзя: в еде, физической нагрузке, в приеме медицинских препаратов, осуществлении вакцинации; написать при необходимости SMS-сообщение; умение адекватно выбрать взрослого и обратиться к нему за помощью, точно описать возникшую проблему; выделять ситуации, когда требуется привлечение родителей; умение принимать решения в области жизнеобеспечения; владение достаточным запасом фраз и определений для обозначения возникшей проблемы;

- овладение социально­бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни: прогресс в самостоятельности и независимости в быту и школе; представления об устройстве домашней и школьной жизни; умение адекватно использовать лексикон, отражающий бытовой опыт и осуществлять речевое сопровождение своих действий, бытовых ситуаций; умение включаться в разнообразные повседневные школьные дела; умение адекватно оценивать свои речевые возможности и ограничения при участии в общей коллективной деятельности; умение договариваться о распределении функций в совместной деятельности; стремление ребёнка участвовать в подготовке и проведении праздника; владение достаточным запасом фраз и определений для участия в подготовке и проведении праздника;

- овладение навыками коммуникации: умение начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор; умение корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие; умение поддерживать продуктивное взаимодействие в процессе коммуникации; умение получать информацию от собеседника и уточнять ее; прогресс в развитии информативной функции речи; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях коммуникации в соответствии с коммуникативной установкой; позитивное отношение и устойчивая мотивация к активному использованию разнообразного арсенала средств коммуникации, вариативных речевых конструкций; готовность слушать собеседника и вести диалог; умение излагать свое мнение и аргументировать его; умение использовать коммуникацию как средство достижения цели в различных ситуациях; прогресс в развитии коммуникатив-

ной функции речи;

- дифференциацию и осмысление картины мира: адекватность бытового поведения ребёнка с точки зрения  опасности (безопасности) для себя и окружающих; способность прогнозировать последствия своих поступков; понимание значения символов, фраз и определений, обозначающих опасность и умение действовать в соответствии с их значением; осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем; умение устанавливать причинно-следственные связи между условиями жизни, внешними и функциональными свойствами в животном и растительном мире на основе наблюдений и практического экспериментирования; умение устанавливать взаимосвязь общественного порядка и уклада собственной жизни в семье и в школе, соответствовать этому порядку; наличие активности во взаимодействии с миром, понимание собственной результативности; прогресс в развитии познавательной функции речи;

- дифференциацию и осмысление адекватно возрасту своего социального окружения, принятых ценностей и социальных ролей: знание правил поведения в разных социальных ситуациях с людьми разного статуса (с близкими в семье, учителями и учениками в школе,  незнакомыми людьми в транспорте и т.д.); наличие достаточного запаса фраз и определений для взаимодействия в разных социальных ситуациях и с людьми разного социального статуса; представления о вариативности социальных отношений; готовность к участию в различных видах социального взаимодействия; овладение средствами межличностного взаимодействия; умение адекватно использовать принятые в окружении обучающегося социальные ритуалы; умение передавать свои чувства в процессе моделирования социальных отношений; прогресс в развитии регулятивной функции речи.

Эти требования конкретизируются в соответствии с особыми образовательными потребностями обучающихся.

ПРОГРАММА

1 класс (66 часов)

Цель: Предупреждение неуспеваемости, обусловленной различными нарушениями устной и письменной речи. Подготовка к обучению грамоте.

Задачи:

1) дать понятие о слове и предложении;

2) обобщить сведения по звукобуквенному составу языка;

3) уяснить смыслоразличительную роль фонемы;

4) учить проводить звукобуквенный анализ слов с установлением соответствия между звуками и буквами;

5) закрепить навыки деления слов на слоги, опираясь на знания о слогообразующей роли гласных букв.

Тематическое планирование

п/п

ТЕМА

ЗАНЯТИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

ЗАНЯТИЯ

1

Речь устная и письменная

Зачем людям нужна речь? Что такое речь устная. Что такое речь письменная.

2

Что такое слово?

Слово – это название предметов, явлений, действий и т.д. Знакомство с ребусом.

3

В мире звуков

Уточнение представления детей о звуках. Понятия: «фонетика», «фонема», «фонематический слух».

4

Игротека

Формулировка смыслового значения слова. Понятие «рифма».

5

Звуки и буквы – не одно и то же.

В чём заключается различие между звуками и буквами.

6

Что такое метаграммы?

Знакомство с метаграммами. Разгадывание метаграмм.

7

Жили-были гласные и согласные

Отличия гласных звуков и букв от согласных. Упражнение в определении в слове гласных и согласных букв.

8

Игротека

Повторение: буквы и звуки; буквы и звуки гласные и согласные. Разгадывание метаграмм.

9

Волшебник Ударение

Роль ударения в слове. Понятие «омограф».

10

Такие разные согласные

Способы отличия твёрдых согласных звуков от мягких.

11

Такие разные согласные

Парные и непарные звонкие и глухие согласные

12

Игротека

Поиск омографов в предложениях. Определение ударного слога в слове. Упражнение в умении различать гласные и согласные, согласные по звонкости-глухости, твёрдости-мягкости. Решение метаграмм. Рифмование слов.

13

Русские народные загадки

Знакомство с загадкой как с жанром устного народного творчества. Выделение свойств и признаков загаданного предмета.

14

Зачем шипят шипящие?

Уточнение знаний о шипящих согласных. Знакомство с понятием «пантомима».

15

Познакомьтесь: алфавит!

Обобщение знаний учащихся об алфавите. Упражнение в правильном назывании букв и звуков.

16

Игротека

Разгадывание русских народных загадок. Упражнение в произнесении скороговорок. Запись слов в алфавитном порядке.

17

Привет, пословица

Упражнение в выявлении скрытого смысла пословицы.

18

Поговорим о предложении

Разновидности предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные). Упражнение в умении различать данные предложения, приводить примеры.

19

Ещё немного о предложении

Разновидности предложений по интонации. Упражнение в умении различать данные предложения, произносить соответствующей интонацией.

20

Игротека

Понятие «шарада». Упражнение в умении разгадывать шарады. Подбор пословицы к тексту.

Придумывание предложений, разнообразных по цели высказывания и по интонации.

21

Знакомимся с анаграммами

Понятие «анаграмма». Упражнение в умении разгадывать анаграммы.

22

Что такое текст?

Уточнение знаний учащихся о тексте. Упражнение в умении составлять рассказ по серии картинок, определять тему и основную мысль текста.

23

Что мы пишем с большой буквы?

Правила написания заглавной буквы. Упражнение в умении писать с заглавной буквы имена собственные.

24

Игротека

Разгадывание анаграмм. Придумывание анаграмм к данным словам. Определение темы и основной мысли текста. Упражнение в написании имён собственных с заглавной буквы.

25

О безударных гласных

Уточнение знаний о безударных гласных в корне, требующих проверки, и о способе их проверки. Упражнение в умении подбирать проверочные слова, исправлять допущенные ошибки.

26

О парных звонких и глухих согласных

Уточнение знаний о правописании парных согласных в словах. Упражнение в умении подбирать проверочные слова.

27

Слова приятели

Знакомство с понятием «синоним». Упражнение в умении подбирать синонимы к данным словам, находить среди слов синонимичные пары.

28

Игротека

Упражнение в написании безударных гласных и парных согласных в корне, нахождении среди группы слов синонимов, подборе синонима к данному слову.

29

Слова – неприятели

Знакомство с понятием «антоним». Упражнение в умении подбирать антонимы к словам, находить антонимичные пары в группе слов.

30

Волшебное слово предлог

Знакомство с предлогами. Упражнение в умении подбирать подходящие по смыслу предлоги, писать их раздельно со следующим словом.

31

Что такое фразеологизм?

Знакомство с фразеологизмами и их значениями. Упражнение в умении подбирать к ситуации соответствующий фразеологизм.

32

Игротека

Понятие «омоним». Упражнение в умении различать синонимы, антонимы, омонимы, вставлять в предложение подходящие по смыслу предлоги, соотносить фразеологизмы и их значения.

33

Учимся различать слова разных частей речи

Упражнение в умении различать слова разных частей речи.

34

Не торопись отвечать, торопись думать

Развитие речи, коммуникативных навыков, обогащение словаря, расширение кругозора.

35

В мире русского языка

Развитие фонетико-фонематического восприятия. Развитие пространственных представлений (определение местоположения объекта в строке и столбце).

36

Добавь словечко

Развитие речи, коммуникативных навыков, обогащение словаря, расширение кругозора.

37

Мир сказок и стихов

Развитие речи, коммуникативных навыков, обогащение словаря, расширение кругозора.

38

Спрятанное слово

Развитие речи, коммуникативных навыков, обогащение словаря, расширение кругозора.

39

Загадки

Развитие речи, коммуникативных навыков, обогащение словаря, расширение кругозора.

40

Художник

Развитие речи, коммуникативных навыков, обогащение словаря, расширение кругозора.

41

Не торопись отвечать, торопись думать

Развитие речи, коммуникативных навыков, обогащение словаря, расширение кругозора.

42

Омонимы

Развитие речи, коммуникативных навыков, обогащение словаря, расширение кругозора.

43

Синонимы

Развитие речи, коммуникативных навыков, обогащение словаря, расширение кругозора.

44

Антонимы

Развитие речи, коммуникативных навыков, обогащение словаря, расширение кругозора.

45

Профессии

Развитие речи, коммуникативных навыков, обогащение словаря, расширение кругозора.

46

Загадки

Развитие речи, коммуникативных навыков, обогащение словаря, расширение кругозора.

47

Времена года

Развитие речи, коммуникативных навыков, обогащение словаря, расширение кругозора.

48

Игрушки и мебель

Развитие речи, коммуникативных навыков, обогащение словаря, расширение кругозора.

49

Рифма

Развитие речи, коммуникативных навыков, обогащение словаря, расширение кругозора.

50

Не торопись отвечать, торопись думать

Развитие речи, коммуникативных навыков, обогащение словаря, расширение кругозора.

51

Художник

Развитие речи, коммуникативных навыков, обогащение словаря, расширение кругозора.

52

Мир звуков

Развитие речи, коммуникативных навыков, обогащение словаря, расширение кругозора.

53

Конструктор слов

Развитие речи, коммуникативных навыков, обогащение словаря, расширение кругозора.

54

Загадки

Развитие речи, коммуникативных навыков, обогащение словаря, расширение кругозора.

55

Не торопись отвечать, торопись думать

Развитие речи, коммуникативных навыков, обогащение словаря, расширение кругозора.

56

Пословицы

Развитие речи, коммуникативных навыков, обогащение словаря, расширение кругозора.

57

Не торопись отвечать, торопись думать

Развитие речи, коммуникативных навыков, обогащение словаря, расширение кругозора.

58

Мир русского языка

Развитие речи, коммуникативных навыков, обогащение словаря, расширение кругозора.

59

Предложение

Развитие речи, коммуникативных навыков, обогащение словаря, расширение кругозора.

60

Текст

Развитие речи, коммуникативных навыков, обогащение словаря, расширение кругозора.

61

Заглавие

Развитие речи, коммуникативных навыков, обогащение словаря, расширение кругозора.

62

Тема текста

Развитие речи, коммуникативных навыков, обогащение словаря, расширение кругозора.

63

Не торопись отвечать, торопись думать

Развитие речи, коммуникативных навыков, обогащение словаря, расширение кругозора.

64

Угадай сказку

Развитие речи, коммуникативных навыков, обогащение словаря, расширение кругозора.

65

Рассказ

Развитие речи, коммуникативных навыков, обогащение словаря, расширение кругозора.

66

Не торопись отвечать, торопись думать

Развитие речи, коммуникативных навыков, обогащение словаря, расширение кругозора.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие учителя-логопеда с родителями детей, имеющих логопедическое заключение «дизартрия», для достижения наилучших результатов коррекции.

Логопедическая работа при стертой дизартрии предусматривает обязательное включение родителей в коррекционно-логопедическую работу.       ...

Тематическое планирование работы учителя-логопеда с группой детей с нарушениями чтения и письма во 2 классе

В планировании раскрываются тема, задачи и содержание работы с группой детей с нарушениями чтения и письма 2 класса. Данная работа может помочь для составления планирования, а также конспектов и прове...

Планирование работы учителя - логопеда с группой детей с ОНР в1 классе

В данной разработке представлено подробное описание Темы занятия, количества часов на изучение данной темы, содержание работы, используемая литература и оборудование....

Консультативная помощь учителя-логопеда родителям, имеющим детей с ОВЗ

Консультативная помощь ролителям, имеющим детей с ОВЗ. Успех коррекционного обучения прежде всего определяется содружеством специалистов школы, педагогов и родителей. Что не может сделать один, можно ...

Дидактический материал учителя логопеда-дефектолога для детей, имеющих трудности в обучении

Дидактический материал учителя логопеда-дефектолога на развитие внимания, мышления, памяти и письменной речи будет полезен не только специалистам школ, но и учителям начальных и коррекционных классов....

Программы учителя начальных классов, педагога-психолога и учителя-логопеда по подготовке детей к школе

Одним из приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации на период  до 2015 года признана необходимость обеспечения равных стартовых возможностей детей из разных со...