ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ТНР
статья по логопедии

Принцип деятельностного подхода – совместная деятельность учителя-логопеда и ребёнка основана на началах сотрудничества и взаимопонимания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_7.docx20.21 КБ

Предварительный просмотр:

Каткова Т.Б., учитель-логопед

г. Томск, МАОУ СОШ № 47 г. Томска

ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ТНР

«Деятельность должна быть  моя, увлекать меня, исходить из души моей.»

К.Д.Ушинский

 Система  дошкольного образования перешла на новый этап – это появление нового документа - ФГОС ДО. ФГОС ДО – это смена образовательной парадигмы (цели). Вместо передачи суммы знаний – развитие личности воспитанника на основе освоения способов деятельности. Деятельность коррекционно-логопедической работы в ДОУ направлена на реализацию ФГОС. Цель: своевременная диагностика, профилактика, коррекция речевых нарушений. Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный подход, главная цель деятельностного похода в коррекционной работе учителя – логопеда-развитие личности ребёнка как субъекта жизнедеятельности. Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности: ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты.

 

 Для детей, имеющих различные речевые нарушения, главным видом деятельности является коммуникативная деятельность - конструктивное общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками, посредством устной речи, как основным средством общения.

  Деятельностный подход предполагает открытие перед  ребёнком всего спектра возможностей и создание у него установки на свободный, но ответственный выбор той или иной возможности.

 Деятельностный подход - это:

  • Субъективно-ориентированная организация;
  • Коммуникативная деятельность ребёнка;
  • Личностный результат;

 Принцип деятельностного подхода – совместная деятельность учителя-логопеда и ребёнка основана на началах сотрудничества и взаимопонимания.

 Деятельностный подход при коррекции речевых нарушений осуществляется на  индивидуальных и подгрупповых логопедических занятиях. Перед учителем-логопедом стоят следующие задачи:

  • Создать условия для приобретения знаний ребёнком мотивированным;
  • Учить ребёнка самостоятельно ставить перед собой цели и находить пути её достижения ;
  • Помогать  ребёнку сформировать  умения контроля и самоконтроля;

 Правильно  организованная предметно -  пространственная развивающая среда создаёт возможность для успешного устранения речевого дефекта, преодоления отставания в развитии, позволяет ребёнку проявлять свои способности не только на занятиях, но и в свободной деятельности, способствует реализации деятельностного подхода и коррекции речевых нарушений.

 Деятельностный подход предполагает саму речевую деятельность, которая осуществляется на коррекционно-развивающих занятиях с использованием методик и технологий (традиционных так и нетрадиционных) деятельностного типа:

  • Технология логопедического обследования.
  • Технологии развития мелкой моторик.
  • Технологии развития фонетико-фонематической стороны речи.
  • Технология развития фонематического слуха.
  • Технология коррекции звукопроизношения.
  • Технологии формирования речевого дыхания при различных нарушениях произносительной стороны речи.
  • Технологии развития фонетико-фонематической стороны речи.
  • Технологии развития лексико-грамматических компонентов речи.
  • Технологии развития связной речи.
  • Технологии моделирования.
  • Здоровьесберегающие технологии в логопедии.
  • Компьютерные технологии в коррекции речи.
  • Технология проектирования.
  • Игровые технологии.

 Золотые правила деятельностного подхода:

  • Подари ребёнку радость творчества, осознание авторского голоса.
  • Веди ребёнка от собственного опыта к  общественному.
  • Будь не «НАД», а «РЯДОМ».
  • Радуйся вопросу, но отвечать не спеши.
  • Учи анализировать каждый этап работы.
  • Критикуя, стимулируй активность ребёнка.

Список литературы:

1. Степанова О.А.Дошкольная логопедическая служба.Книга 2.М.,2008.

2. Степанова О.А.Дошкольная логопедическая служба: из опыта работы М,2008.  

3. Федеральный   государственный   образовательный   стандарт  дошкольного образования от 17 октября 2013 г. N 1155.

4. www.superinf.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация системно – деятельностного подхода в коррекционной работе логопеда посредством игровых технологий.

Основные идеи системно-деятельностного подхода и роль игровых технологий в развитии и воспитании детей с речевыми нарушениями...

Выступление на семинаре по дефектологии «Творческий подход педагога к выбору средств, форм, приёмов и методов коррекционной работы с детьми ОВЗ»

   Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Группа...

Системно-деятельностный подход в воспитательной работе. Принципы деятельностного подхода.

Системно-деятельностный подход в воспитательной работе. Принципы деятельностного подхода....

Групповая работа как средство реализации системно -деятельностного подхода ( из опыта работы)

Групповая работа как средство системно-деятельностного подхода( из опыта работы)...

Групповая работа как средство реализации системно -деятельностного подхода ( из опыта работы)

Групповая работа как средство реализации системно-деятельностного подхода  (из опыта работы)...

Реализация системно – деятельностного подхода в коррекционной работе логопеда посредством игровых технологий в рамках реализации ФГОС О УО (ИН)

laquo;Настоящий архитектор показывает своему ученику не готовое здание, на которое положены тысячелетия труда, он ведёт его к зарабатыванию строительного материала, возводит здание  с ним ...