ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ТНР
статья по логопедии
Принцип деятельностного подхода – совместная деятельность учителя-логопеда и ребёнка основана на началах сотрудничества и взаимопонимания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_7.docx | 20.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Каткова Т.Б., учитель-логопед
г. Томск, МАОУ СОШ № 47 г. Томска
ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ТНР
«Деятельность должна быть моя, увлекать меня, исходить из души моей.»
К.Д.Ушинский
Система дошкольного образования перешла на новый этап – это появление нового документа - ФГОС ДО. ФГОС ДО – это смена образовательной парадигмы (цели). Вместо передачи суммы знаний – развитие личности воспитанника на основе освоения способов деятельности. Деятельность коррекционно-логопедической работы в ДОУ направлена на реализацию ФГОС. Цель: своевременная диагностика, профилактика, коррекция речевых нарушений. Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный подход, главная цель деятельностного похода в коррекционной работе учителя – логопеда-развитие личности ребёнка как субъекта жизнедеятельности. Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности: ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты.
Для детей, имеющих различные речевые нарушения, главным видом деятельности является коммуникативная деятельность - конструктивное общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками, посредством устной речи, как основным средством общения.
Деятельностный подход предполагает открытие перед ребёнком всего спектра возможностей и создание у него установки на свободный, но ответственный выбор той или иной возможности.
Деятельностный подход - это:
- Субъективно-ориентированная организация;
- Коммуникативная деятельность ребёнка;
- Личностный результат;
Принцип деятельностного подхода – совместная деятельность учителя-логопеда и ребёнка основана на началах сотрудничества и взаимопонимания.
Деятельностный подход при коррекции речевых нарушений осуществляется на индивидуальных и подгрупповых логопедических занятиях. Перед учителем-логопедом стоят следующие задачи:
- Создать условия для приобретения знаний ребёнком мотивированным;
- Учить ребёнка самостоятельно ставить перед собой цели и находить пути её достижения ;
- Помогать ребёнку сформировать умения контроля и самоконтроля;
Правильно организованная предметно - пространственная развивающая среда создаёт возможность для успешного устранения речевого дефекта, преодоления отставания в развитии, позволяет ребёнку проявлять свои способности не только на занятиях, но и в свободной деятельности, способствует реализации деятельностного подхода и коррекции речевых нарушений.
Деятельностный подход предполагает саму речевую деятельность, которая осуществляется на коррекционно-развивающих занятиях с использованием методик и технологий (традиционных так и нетрадиционных) деятельностного типа:
- Технология логопедического обследования.
- Технологии развития мелкой моторик.
- Технологии развития фонетико-фонематической стороны речи.
- Технология развития фонематического слуха.
- Технология коррекции звукопроизношения.
- Технологии формирования речевого дыхания при различных нарушениях произносительной стороны речи.
- Технологии развития фонетико-фонематической стороны речи.
- Технологии развития лексико-грамматических компонентов речи.
- Технологии развития связной речи.
- Технологии моделирования.
- Здоровьесберегающие технологии в логопедии.
- Компьютерные технологии в коррекции речи.
- Технология проектирования.
- Игровые технологии.
Золотые правила деятельностного подхода:
- Подари ребёнку радость творчества, осознание авторского голоса.
- Веди ребёнка от собственного опыта к общественному.
- Будь не «НАД», а «РЯДОМ».
- Радуйся вопросу, но отвечать не спеши.
- Учи анализировать каждый этап работы.
- Критикуя, стимулируй активность ребёнка.
Список литературы:
1. Степанова О.А.Дошкольная логопедическая служба.Книга 2.М.,2008.
2. Степанова О.А.Дошкольная логопедическая служба: из опыта работы М,2008.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17 октября 2013 г. N 1155.
4. www.superinf.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация системно – деятельностного подхода в коррекционной работе логопеда посредством игровых технологий.
Основные идеи системно-деятельностного подхода и роль игровых технологий в развитии и воспитании детей с речевыми нарушениями...
Выступление на семинаре по дефектологии «Творческий подход педагога к выбору средств, форм, приёмов и методов коррекционной работы с детьми ОВЗ»
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Группа...
Системно-деятельностный подход в воспитательной работе. Принципы деятельностного подхода.
Системно-деятельностный подход в воспитательной работе. Принципы деятельностного подхода....
Групповая работа как средство реализации системно -деятельностного подхода ( из опыта работы)
Групповая работа как средство системно-деятельностного подхода( из опыта работы)...
Групповая работа как средство реализации системно -деятельностного подхода ( из опыта работы)
Групповая работа как средство реализации системно-деятельностного подхода (из опыта работы)...
Реализация системно – деятельностного подхода в коррекционной работе логопеда посредством игровых технологий в рамках реализации ФГОС О УО (ИН)
laquo;Настоящий архитектор показывает своему ученику не готовое здание, на которое положены тысячелетия труда, он ведёт его к зарабатыванию строительного материала, возводит здание с ним ...