Конструктор фронтального логопедического занятия по теме "Профессии"
план-конспект занятия по логопедии (1 класс)

Углова Ирина Александровна

Целевая аудитория: обучающиеся по адаптированным общеобразовательным программам для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Перспективная цель: Создание организационных и содержательных условий для формирования у детей основных лексико-грамматических категорий;

Актуальная цель: Создание организационных и содержательных условий для формирования умения употреблять существительные в дательном падеже через усвоение лексической темы «Профессии».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konstruktor_po_teme_professii.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Составитель:

Углова И.А., учитель-логопед

МБОУ «Шалинская СОШ №45»

п.г.т. Шаля СО

КОНСТРУКТОР ФРОНТАЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

Тема: «Профессии».

Целевая аудитория: обучающиеся по адаптированным общеобразовательным программам для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Принципы: психологической комфортности, деятельности, непрерывности, целостности, вариативности.

Перспективная цель: Создание организационных и содержательных условий для формирования у детей основных лексико-грамматических категорий;

Актуальная цель: Создание организационных и содержательных условий для формирования умения употреблять существительные в дательном падеже через усвоение лексической темы «Профессии».

 Задачи:

 Коррекционно-образовательные:

  • Обобщить знания по теме «Профессии»;
  • Закрепить употребление в речи существительных в дательном падеже.

Коррекционно-развивающие:

  • Развивать навыки монологической и диалогической речи посредством фронтальной беседы;
  • Развивать словесно-логическое мышление в процессе решения проблемного вопроса: «Все ли профессии важны?»;
  • Развивать общую и мелкую моторику путем выполнения игровых действий.

Коррекционно-воспитательные:

  • Помочь осознать важность разных профессий.

Образовательные ресурсы:

  • Сюжетные картинки: сапожник, повар, строитель, пожарный, учитель за работой;
  • кукольный театр «У врача»;
  • игра «Повара»: овощи, фрукты, кастрюли, поварешки, колпаки;
  • игра «Кому что?»: каска, жезл, газета, половник, руль, скрипка, фотоаппарат, щетка;
  • картинки для игры «Художник»: дорога, кот, цветы, дом, сад, дети, яблоки, солнце;
  • надувные шары с загадками;
  • элементы костюмов доктора, учителя, повара, парикмахера, портного, строителя, почтальона.
  • Магнитофон.

Технологическая карта.

Этап занятия

Организационно - технологический блок

Деятельность

 логопеда

Деятельность

обучающихся

1.Организационно -  мотивационный

Задача: подготовка учащихся к работе на уроке; обеспечение благоприятного микроклимата.

Форма: фронтальная

Средства: языковые

Результат: обучающиеся готовы к продуктивной деятельности

Приёмы контроля: устный

Принцип: психологической комфортности

Создание положительной мотивации на уроке, организация внимания учащихся.

- Здравствуйте, ребята! Девочки, садитесь. Мальчики, садитесь. А теперь все улыбнитесь!

 Начинаем наше занятие.

Доброжелательный настрой на урок.

Дети приветствуют логопеда, улыбка настраивает на позитивный лад.

2. Создание проблемной ситуации. Актуализация знаний.

Задача: формулировка учебной проблемы

Форма: фронтальная

Средства: наглядные, языковые

Результат:  выявляют, проговаривают, осознают проблему. Осознают учебный вопрос, сформулированный логопедом.

Приёмы контроля: устный

Принцип: деятельности

Формулирует задание, которое приводит к проблеме.

Показывает сюжетные картинки.

- Назовите одним словом.

- Скажите, что такое «профессия?»

-Какие профессии вы уже знаете?

- А все ли профессии необходимы в жизни?

Выявляют, проговаривают, осознают проблему.

Высказывают предположения.

3.

Систематизация имеющихся знаний по теме, открытие элементов нового знания.

Задачи: систематизация знаний о профессиях по опорному плану.

Коррекция и развитие монологической и диалогической речи.

Форма: фронтальная

Средства: языковые, практические

Результат:  выполняют задания по намеченному плану

Приёмы контроля: устный

Принцип: деятельности, вариативности.

Организация работы по решению проблемы.

-Можем ли мы сразу ответить на этот вопрос?

-Чтобы быть уверенными, давайте выполним следующее:

Сюжет «Сапожник»:

- Мастер, мастер, помоги,

Прохудились сапоги.

-Я прибью покрепче гвозди,

И пойдешь сегодня в гости.

- Кем же работает этот человек? Почему вы так решили?

- Можем ли мы обойтись без этого мастера? Почему?

кукольный театр (показывает логопед)

- Я поранился иголкой!

- Вот вам бинтик и зеленка.

- А у нас болит живот!

-Не берите пальцы в рот.

- Кем работает этот человек?

- Как врач одет? Что делает?

-Какие инструменты использует врач для своей работы?

-Врач - нужная профессия? Почему?

- А теперь поиграем в поваров.

- Как повар одет? Что делает?

- Какие инструменты использует повар для своей работы?

- Повар – нужная профессия?

- Почему вы так считаете?

Игра «Я художник». Выкладывает на доску:

- Сейчас я буду рисовать.

Вот здесь у нас дорога.

По ней наш кот идет гулять,

А здесь цветов немного.

Направо-дом,

налево-сад,

В саду играют дети.

На ветках яблони висят,

И ярко солнце светит.

 

- Что делает художник?

-Какие инструменты использует он для своей работы?

- Художник – нужная профессия?

- Почему?

-Давайте побудем художниками все вместе (раздает каждому картинку).

Профессий на свете очень много, некоторые из них  (учитель, продавец, военный, милиционер, швея, доярка, музыкант)

будем описывать по плану:

1. Название П.

2. форма и инструмент деятельности

3. процесс деятельности

4. значимый результат

Выполняют задания учителя

Нет/Да

Дети повторяют движения, имитирующие работу сапожника, за логопедом (натягивает колодку, прибивает гвоздики, пришивает подошву)

Монологические развернутые ответы  

Участвуют два ребенка. Один «готовит» борщ, другой – компот, имитируя деятельность повара.  

- Пишет красивые картины, радует людей.

В процессе читаемого логопедом текста дети прикрепляют по очереди каждый свою картинку.

Дети составляют краткое описание (можно с опорой на картинку).

5.Самостоятельное применение знаний, умений, навыков

Задача: закрепление знаний и умений, отработка навыка употребления существительных в дательном падеже

Форма: фронтальная

Средства: языковые

Результат: выполнение заданий проблемного характера.

Приёмы контроля: устный

Принцип: деятельности

Даёт задание проблемного характера на продуктивное применение знаний и умений.

 - Соедините представителя профессии с необходимым ему инструментом.

Подвижная игра «Кому нужен этот предмет?»

Отгадывание загадок (в надутых шарах).

Кто, скажите мне, такой

Охраняет наш покой,

За порядком он следит,

Хулиганить не велит?

Кто в дни болезней всех полезней

И лечит нас от всех болезней?

Скажите, кто так вкусно

Готовит щи капустные,

Пахучие котлеты,

Салаты, винегреты,

Все завтраки, обеды?

Встаем очень рано, ведь наша забота –

всех по утрам

отвозить на работу.

А кем бы хотели стать вы, когда вырастете? Почему?

Выполнение заданий проблемного характера.

Дети определяют КОМУ что нужно.

На ковре лежат каска, жезл, газета, половник, руль, скрипка, фотоаппарат, ведро, щетка. Дети под музыку движутся по кругу. Музыка останавливается – дети берут предметы и говорят, кому нужен этот предмет.

Дети отгадывают загадку, лопают шарик и находят ответ внутри в виде картинки.

Краткие ответы детей.

6.Итог занятия

Задача: обобщение и выводы по учебной проблеме

Форма: фронтальная

Средства: языковые

Результат:  обобщение

Приёмы контроля: устный

Принцип: целостного представления о мире

Организация обобщения.

- Что мы должны были выяснить на сегодняшнем занятии?

- Мы это выяснили? К какому выводу пришли?

Доктор лечит нас от боли,

Есть учительница в школе,

Повар варит нам компот,

Парикмахер всех стрижет,

Шьет портной для нас штаны,

И сказать мы вам должны:

Лишних нет у нас профессий,

Обобщение и вывод.

Дети         разбирают атрибуты разных профессий, наряжаются.

-Все ли профессии важны.

ВСЕ ПРОФЕССИИ ВАЖНЫ!

7. Домашнее задание

Задача: обеспечение формирования самооценки и самоопределения.

Форма: фронтальная

Средства: языковые

Результат: осмысление домашнего задания.

Приёмы контроля: устные

Принцип:  психологической комфортности

Формулирование задания.

- Предлагаю вам дома

 нарисовать себя в роли представителя той профессии, которая вам нравится больше всего.

-Повторите, пожалуйста, что нужно сделать дома?

Осмысление домашнего задания.

Дети должны повторить формулировку задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального логопедического занятия (1 класс). Дифференциация звуков[с-з], [ш -ж]

Конспект фронтального логопедического занятия (1 класс) Тема: "Дифференциация звуков [ c-з ], [ ш -ж ]"....

Конспект фронтального логопедического занятия по коррекции аграмматической дисграфии в 4 классе (VII вид).

Конспект занятия по логопедии. ТЕМА: «Образование существительных Р.п., образование существительных с  помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов».ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: «Деревья весной»....

Фронтальное логопедическое занятие Зимующие птицы Ростовской области

Фронтальное логопедическое занятие по автоматизации звука Р в слогах и словах для учащихся школ VIII вида, с применением здоровьесберегающих технологий. Может быть использовано в полготовительной к шк...

Фронтальное логопедическое занятие Зимующие птицы Ростовской области

Фронтальное логопедическое занятие по автоматизации звука Р в слогах и словах для учащихся школ VIII вида, с применением здоровьесберегающих технологий. Может быть использовано в полготовительной к шк...

Фронтальное логопедическое занятие с учащимися 1 класса. Звук и буква Ц

Форма занятия: фронтальное  для учащихся с ФФНР.Продолжительность занятия: 30 минут.Дата проведения: 15.04.2013Учитель-логопед: Жигайло А.В.  Класс: 1  Тема: звук и буква...

Фронтальное логопедическое занятие по развитию речи «Пишем письма»

Занятие разработано для учащихся 3 классаЦели:-  познакомить учащихся с видами писем, со структурой письма, его историей возникновения,   научить правильно оформлять письма;-  разв...

Фронтальное логопедическое занятие по развитию связной речи по теме «День 8 Марта» с использованием конструктора «Тико»

Развитие лексико-грамматических категорий и связной речи. Расширение представлений о празднике «8 марта»...