Игровой самомассаж
методическая разработка по логопедии

Светлана Васильевна Алексеева

Веселые стихи, яркие образы, обыгрывающие массажные движения, их простота, доступность содействуют развитию речи, способствуют легочному газообмену, укрепляют мышечную систему, оказывают тотальное воздействие на кору головного мозга, а это гарантия успеха коррекционной и развивающей работы с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovoy_samomassazh.docx39.3 КБ

Предварительный просмотр:

ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат №2 VIII вида» г. Улан-Удэ

Методическая разработка по ритмике к разделу

«Логопедическая ритмика»

«Игровой самомассаж»

Учитель ритмики

Алексеева Светлана Васильевна

За всеми процессами  в организме стоит деятельность центральной системы. Она определяет всё: рефлексы, гуморальную регуляцию, обменные процессы. Толчком к запуску этого механизма может стать раздражение рецепторов - нервных  окончаний, которые располагаются под кожным покровом человеческого тела.                            

Массаж оказывает специфическое воздействие на состояние внутренних органов детского организма. Во-первых, улучшение лёгочного газообмена способствует лучшему насыщению крови кислородом; все внутренние органы «омываются» обогащённой кровью. Во-вторых, массаж укрепляет мышечную систему: мышцы получают дополнительное белковое и кислородное питание, увеличивается  их эластичность.

Массаж- это мощный биологический стимулятор, воздействующий на функции кожи, уровень снабжения организма кислородом и питательными веществами, на выведение продуктов распада, на сократительные способности и работоспособность массируемых мышц.

Например, самомассаж кистей рук является к тому же средством повышения иммунитета, поскольку на ладонях расположены нервные окончания. Если их деятельность активизируется, улучшается функциональное состояние внутренних органов. При этом в процессе самомассажа укрепляются мышцы, суставы и связки не только массируемой, но и массирующей кисти.

Под игровым самомассажем понимается следующее:

  • имитационные упражнения;
  • мимические упражнения;
  • упражнения для стоп, рук, спины;

Игровой самомассаж кистей рук - важная составляющая сенсорного воспитания: ощущения, возникающие одновременно в обеих кистях рук ребенка, отличаются друг от друга не только происхождением, но и разными условиями восприятия, потому что массируемая рука пассивно воспринимает механические раздражения, а массирующая рука еще и создает их.

Игровой самомассаж - это уникальная тактильная гимнастика, благодаря которой в мозг поступает мощный поток импульсов от рецепторов, расположенных в коже, а также от проприорецепторов мышц и суставов. Одновременно с этим в кору головного мозга (в речеслуховые, зрительные, эмоциональные и творческие зоны) поступает информация, которая не только оказывает тонизирующее воздействие на центральную нервную систему, но и способствует увеличению резервных возможностей функционирования головного мозга.

Игровой самомассаж оказывает тотальное воздействие на кору головного мозга, что предохраняет отдельные ее зоны от переутомления, равномерно распределяя нагрузку на мозг. Положительная эмоциональная мотивация занятия «повышает общий уровень функционирования нервных структур в обеспечении их мобилизационной готовности к восприятию информации из внешнего мира» (А.Г. Хрипкова).

Игровой самомассаж является эффективным средством совершенствования и таких психических функций, как внимание, память (словесно-логическая, моторная, тактильная, эмоциональная, рефлекторная), зрительно-моторная координация, а также развитие речевой и творческой сфер.

Веселые стихи, яркие образы, обыгрывающие массажные движения, их простота, доступность, возможность использования в различной обстановке и в любое время способствуют изменению позиции ребенка из объекта в субъект педагогического воздействия, а это гарантия успеха реабилитационной, коррекционной и развивающей работы.

Игровой самомассаж содействуют развитию речи. Стихи и песенки дети быстро запоминают, а движения, иллюстрирующие текст, помогают выразительному исполнению. На занятиях дети с большим интересом не только выполняют упражнения сами, но и наблюдают заисполнением движений другими детьми.

Самомассаж  головы и  шеи:

  1. «Я - хороший»

Расположить ладони обеих рук на области головы, ближе ко лбу, соединив пальцы в центре, и затем провести ладонями по волосам, опускаясь вниз через уши и боковые поверхности шеи к плечам. Движения рук должны быть одновременными, медленными, поглаживающими, успокаивающими.

  1. «Наденем шапочку»

Исходное положение рук то же. Движения обеих ладоней вниз к ушам, а затем по переднебоковой части шеи к яремной ямке.

  1. «Моем голову»

1 вариант.

Пальцы слегка расставить и немного согнуть в суставах. Кончиками пальцев массировать голову в направлении: 1) ото лба к макушке; 2) ото лба до затылка; 3) от ушей к шее.

2 вариант.

Пальцы слегка согнуть, чтобы поверхность ногтей и первых фаланг плотно соприкасалась с поверхностью головы за ушами. Массаж производить обеими руками навстречу друг другу от ушей к макушке.

  1. «Обезьяна расчёсывается»

Пальцами правой руки массировать голову от левого виска к правой части затылка и      обратно. Затем пальцами левой руки массировать  от правого виска к левой части затылка.        В более сложном варианте выполнения упражнения, руки перекрещиваются у линии роста волос (большие пальцы - по  средней линии). В такой позе интенсивно массировать голову ото лба к шее и обратно.

  1.  «Лебединая шея»

Представим, что мы превратились в прекрасного лебедя, с красивой длинной шеей. Нежно поглаживать шею от груди к подбородку. Попеременно шевелить пальцами обеих рук, ласково похлопывать их внешней стороной по подбородку. Распрямлять плечи и очень медленно поднимать подбородок как можно выше. Медленно поворачивать голову влево, а затем вправо.

  1. «Буратино»

Буратино своим длинным любопытным носом рисует солнышко, морковку, дерево.

  1. «Гибкая шея, свободные плечи» 

Массировать шею сзади (сверху вниз) двумя руками: поглаживающими, похлопывающими, пощипывающими, спиралевидными движениями.      

1 вариант. Правой рукой массировать левое плечо в направлении от шеи к плечевому суставу, затем левой рукой - правое плечо.        

2 вариант. Правой рукой взяться за левое плечо и сделать 5-10 вращательных движений по часовой стрелке и против нее; то же - левой рукой, затем обеими руками одновременно.

  1. «Сова»

Поднять вверх правое плечо и повернуть голову вправо, одновременно делая глубокий вдох. Левой рукой захватить правую надкостную мышцу и на выдохе опустить плечо. Разминать захваченную мышцу, выполняя глубокое дыхание и глядя как можно дальше за спину. То же - с левым плечом правой рукой.

Самомассаж  лица:

  1. «Рыбки»

Рот немного приоткрыть. Взять пальцами правой руки верхнюю губу, а левой - нижнюю. Выполнять одновременные и разнонаправленные движения рук, растягивая губы вверх, вниз, вправо, влево. Закрыть рот, взять руками обе губы и вытягивать их, массируя, вперед.

  1. «Расслабленное лицо» 

Руками проводить по лицу сверху вниз, слегка нажимая как при умывании (3-5 раз). Затем тыльной стороной ладони и пальцев рук мягкими движениями провести от подбородка к вискам; «разгладить» лоб от центра к вискам.

  1. «Рисуем дорожки»

Движения пальцев от середины лба к вискам.

  1. «Рисуем елочки»

Движения пальцев от середины лба к вискам. Движение направлено несколько по диагонали.

  1. «Рисуем яблочки»

Круговые движения пальцев от середины лба к вискам.

  1. «Едем с горки»

Движения пальцев от середины лба к вискам. Движение направлено несколько по диагонали.

  1. «Пальцевой душ»

Легкое постукивание или похлопывание кончиками пальцев по лбу от середины к висками.

  1. «Рисуем брови»

Проводить по бровям от переносицы  к вискам каждым пальцем поочередно: указательным, средним, безымянным, мизинцем.

  1. «Наденем очки»

Указательным пальцем проводить легко от виска по краю скуловой кости к переносице, затем

по брови к вискам.

- «Чтобы мишка лучше видел,

Стал внимательней, шустрей,

Мы волшебные очки

Нарисуем веселей».

  1. «Глазки спят»

Закрыть глаза и легко прикрыть пальцами веки. Удержать в течение 3-5 секунд.

  1. «Веселый клоун»

Движение указательными и средними пальцами от середины нижней губы к углам рта, а затем вверх, движение к скуловой кости.

  1. «Грустный клоун»

Движение указательными и средними пальцами от середины верхней губы к углам рта, а затем к углам нижней челюсти.

  1. «Клювик»

Движение указательными и средними пальцами от улов верхней губы к середине, а затем от углов нижней губы к середине.

  1. «Погладим подбородок»

Тыльной поверхностью пальцев поглаживать от середины подбородка к ушам.

  1. «Расческа»

Поглаживание губ зубами.

  1. «Молоточек»

Постукивание губ зубами.

  1. «Всасывание»

Верхней и нижней губы попеременно.

  1. «Пальцевой душ»

Набрать воздух под верхнюю губу и легко постукивать по ней кончиками пальцев, проделать то же самое движение, набрав воздух под нижнюю губу.

  1. «Нарисуем три дорожки»

Движение пальцев от середины нижней губы к ушам, от середины верхней губы к ушам, от середины носа к ушам.

  1. «Нарисуем кружочки»

Круговые движения кончиками пальцев по щекам.

- «А теперь по кругу щечки

Дружно разотрем:

Так забывчивым мишуткам

Память разовьем.

Раз-два-три, скажу, четыре,

Пять и шесть, и семь.

Не забудь: массаж для щечек

Нужно делать всем!»

  1. «Погреем щечки»

Растирающие движения ладонями по щекам в разных направлениям.

  1. «Паровозики»

Сжать кулаки и приставить их тыльной стороной к щекам. Производить круговые движения, смещая мышцы щек сначала по часовой стрелке, а затем против часовой стрелки. Сопровождать круговые движения ритмичным произнесением: «Чух, чух, чух».

  1. «Пальцевой душ»

Набрать воздух под щеки и легко постукивать по ним кончиками пальцев.

  1. «Умыли личико»

Ладонями обеих рук производить легкие поглаживающие движения от середины лба вниз по щекам к подбородку.

  1. «Испечем блинчики»

Похлопать ладошками по щекам.

  1. «Умыли личико»

Ладонями обеих рук производить легкие поглаживающие движения от середины лба вниз по щекам к подбородку.

  1. «Озорные мишки»

1).Взявшись за середину ушной раковины (а не за мочки), оттягивать её вперёд, а затем назад, считая медленно до 10. Делать 1 раз.

- «Оттяну вперёд я ушки,

А потом назад.

Словно плюшевые мишки

Детки в ряд сидят.

Раз, два, три - скажу, четыре,

Пять и шесть и семь.

Не забудь: массаж для ушек

Нужно делать всем».

2).Указательным и средним пальцами одновременно интенсивно «рисовать» круги на щеках.

- «А теперь по кругу щёчки

Дружно разотрём:

Так забывчивым мишуткам

Память разовьём.

Раз, два, три - скажу, четыре,

Пять и шесть и семь.

Не забудь: массаж для щёчек

Нужно делать всем».

3).Теми же двумя пальцами одновременно интенсивно «рисовать» круги на подбородке, считая до 30. Потом - круги по лбу, также, считая до 30.

- «На подбородке круг черчу:

Мишке я помочь хочу

Чётко, быстро говорить,

Звуки все произносить.

Раз, два, три - скажу, четыре,

Пять и шесть и семь.

Не забудь: массаж такой

Нужно делать всем».

4).Теми же двумя пальцами интенсивно разглаживаем лоб.

- «Чтобы думали получше

Озорные мишки,

Мы погладим лобики

Плюшевым плутишкам.

Раз, два, три - скажу, четыре,

Пять и шесть и семь.

Не забудь: массаж такой

Нужно делать всем».

5).Массировать указательным исредним пальцами верхние и нижние веки, не закрывая глаз.

- «Чтобы мишка лучше видел,

Стал внимательней, шустрей,

Мы волшебные очки

Нарисуем поскорей.

Раз, два, три - скажу, четыре,

Пять и шесть и семь.

Не забудь: массаж такой

Нужно делать всем».

6).Массаж носа. Подушечками указательных пальцев обеих рук нажимать на точки по обеим сторонам носа, начиная от его основания. На каждую точку необходимо нажать и держать, не отпуская, на счёт до 20.

- «Мы подушечками пальцев

В точки попадём:

Так курносому мишутке

Носик разомнём.

Раз, два, три - скажу, четыре,

Пять и шесть и семь.

Не забудь: массаж для носа

Нужно делать всем».

7).Открыть рот, нижней челюстью делать резкие движения слева направо и наоборот. По 10 раз.

- «Мишка, мишка, рот открой!

И налево двинь щекой…

Мишка, мишка, рот открой!

И направо двинь щекой»…

8).Откинуть голову, сделать длительные вдох и выдох, руки свободно опущены вдоль туловища.

- Ох, устали наши мишки,

Тихо в ряд сидят.

Знают: польза от массажа

Будет для ребят!»

  1.  «Глазки отдыхают»

Закрыть глаза. Подушечками пальцев сделать 3-5 массирующих движений по векам от внутренних к наружным уголкам глаз; повторить те же движения под глазами. После этого помассировать брови от переносицы к вискам.

  1. «Весёлые носики»

Потереть область носа пальцами, затем ладонями до появления чувства тепла. Повращать кончик носа вправо и влево 3-5 раз. После этого проделать 3-5 поглаживающих вращательных движений указательными пальцами обеих рук вдоль носа, сверху вниз с обеих сторон. Это упражнение предохраняет от насморка, улучшает кровообращение верхних дыхательных путей.

  1. «Почешем губки»

Покусывание и «почёсывание» губ зубами; то же – языка зубами от самого кончика до середины языка.

Самомассаж  ушных  раковин:

  1. «Ушки»                                                                                              

Растиратьушиладонями,какбудтоонизамерзли;разминатьтриразасверхувниз(повертикали);растиратьвозвратно-поступательнымдвижениемвдругомнаправлении(погоризонтали).Пальцы,исключаябольшие,соединеныинаправленыкзатылку,локтивперед.Затемушизакрытьладонями,апальцыприложитькзатылку,сблизивих.Указательнымипальцамислегкапостукиватьпозатылкудотрехраз.Этоупражнениеуменьшаетощущениешумавушах,головнуюболь,головокружениеи тонизирует кору головного мозга.

  1. «Весёлые  мышки»

Взявшись за середину ушной раковины, оттягивать ее вперед, а затем назад, считая медленно до 10.

- «Оттяну вперед я ушки,

А потом назад,

Словно весёлые мышки,

Детки в ряд сидят.

Раз, два, три, скажу, четыре,

Пять и шесть, и семь,

Не забудь: массаж для ушек

Нужно делать всем».

  1. «Погрели ушки»

Приложить ладони к ушным раковинам и потереть их.

  1. «Послушаем тишину»

Накрыть ушные раковины ладонями. Поддержать их в таком положении 2-3 секунд.

  1. «Игра с ушками»

- «Раз, два, три, четыре, пять -

Будем с вами мы играть.

Есть у ушка бугорок

Под названьем «козелок».

Напротив ушко мы помнём

И опять считать начнём.

Раз, два, три, четыре, пять -

Продолжаем мы играть.

Сверху в ушке ямка есть,

Нужно ямку растереть.

Раз, два, три, четыре, пять -

Продолжаем мы играть.

Ушкам отдыхать пора,

Вот и кончилась игра».

  1. «Чебурашка»

Нежно поглаживать ушные раковины по краям, снаружи, по бороздкам внутри. Растирать пальчиками за ушами.

Самомассаж  мышц  языка:

  1. «Поглаживание языка губами»

Просунуть язык как можно дальше сквозь узкую щель между губами, затем расслабить его так, чтобы боковые края языка касались углов рта. Постепенно убирать язык в полость рта.

  1. «Пошлепывание языка губами»

Просовывая язык сквозь губы вперед, пошлепывать его губами, при этом слышится звук «пя-пя-пя».

  1. «Поглаживание языка зубами»

Просунуть язык как можно дальше сквозь узкую щель между зубами, затем расслабить его так, чтобы боковые края языка касались углов рта.

  1. «Покусывание языка зубами»

Легко покусывать и прикусывать язык зубами, высовывая острый языкдалеко вперед и убирая назад.

Самомассаж  рук:

  1. «Ручки греем»

Упражнение выполняется по внешней стороне ладони.

- «Очень холодно зимой,

Мёрзнут ручки: ой, ой, ой!

Надо ручки нам погреть,

Посильнее растереть».

  1. «Добываем огонь»

Энергично растираем ладони друг о друга, чтобы стало горячо.

- «Добываем мы огонь,

Взяли палочку в ладонь.

Сильно палочку покрутим -

И огонь себе добудем».

  1. «Стряпаем»

Имитируем скатывание колобков, по 4 раза влево и вправо.

- «Раскатаем колобок,

Колобок - румяный бок.

Будем сильно тесто мять,

Будем маме помогать».

  1. «Зажигалка»

Обеими руками одновременно растираем о большие остальные пальцы по очереди (с указательного по мизинец), растирание каждого пальца по 2 раза. Двигать большим пальцем к себе и от себя:

«Зажигалку зажигаю,

Искры, пламя выбиваю!»

  1. «Мельница»

Сцепить пальцы рук и большими пальцами изобразить мельницу.

- «Закружилась мельница,

Быстро мука мелется».

  1. «Точим ножи»

Активное растирание раздвинутых пальцев, движения рук вверх-вниз.

- «Ножик должен острым быть,

Будем мы его точить.

Раз, два, три, четыре,

Острый ножик наточили».

  1. «Пила»

Ребром ладони одной руки «пилим» по ладони другой руки.

- «Пилим, пилим мы бревно,

Очень толстое оно.

Надо сильно постараться,

И терпения набраться».

  1. «Пружинка»

Спиралевидное растирание ладонью (кулачком, ребром) одной руки по предплечью другой.

- «Мы пружинку нарисуем

Длинную и крепкую.

Мы возьмём её растянем,

А потом обратно стянем».

  1. «Гуси»

Пощипывание руки вдоль по предплечью от кисти к локтю.

- «Гуси травушку щипали,

Громко, весело кричали:

Га-га-га, га-га-га,

Очень сочная трава».

  1. «Человечки маршируют»

Указательным и средним пальцами выполняем точечные движения вдоль предплечья

- «Человечки на двух ножках

Маршируют по дорожке,

Левой-правой, левой-правой

Человечки ходят браво».

  1. «Человечки прыгают»

- «Человечки на двух ножках

Стали прыгать по дорожке,

Прыг-скок, прыг-скок,

Всё быстрее: скок - поскок».

  1. «Домик»

Сложитьпальцы«домиком»передгрудьюинадавливатьимидругнадругасначалаодновременно,затемотдельнокаждойпаройпальцев.

Литература:

  1. Бабушкина Р.Л., Кислякова О.М. Логопедическая ритмика: Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи. - СПб.: Каро, 2005.
  2. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: Учебник для студентов высших учебных заведений. - М.: ВЛАДОС, 2008.
  3. Дьякова Е.А. Логопедический массаж. – М: «Академия», 2005.
  4. Новиковская О.А. «Логоритмика» – Санкт-Петербург, «Корона», 2005 г.
  5. ЦОР – цифровые образовательные ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Самомассаж лица и шеи"

Поможем себе и нашим детям освоить комплекс упражнений самомассажа. Это полезно, интересно. С успехом можно использовать на логопедических занятиях и как физминутку в начальных классах. Буду рада, есл...

Самомассаж "Озорные мишки"

Уважаемые коллеги! Предлагаю комплекс «Озорные мишки» для самомассаж головы, ушных раковин, шеи, лица в стихах, который можно использовать на логопедических занятиях, уроках....

Самомассаж "Времена года"

Уважаемые коллеги! Предлагаю комплекс «Времена года» для самомассаж головы, ушных раковин, шеи, лица в стихах, который можно использовать на логопедических занятиях, уроках....

Презентация "Игровой массаж и самомассаж ложками"

Вашему вниманию представляю  «Игровой массаж и самомассаж ложками».В своей работе при проведении артикуляционной гимнастике я провожу точечный массаж лица пальцами. Но три года назад ...

Игровой самомассаж в школе

В этой статье я хочу показать, что физминутки на уроке можно проводить в более интересной форме, которая принесет детям большую пользу. Самомассаж проводится в игровой форме с сопровождением веселых с...

Игровой самомассаж

Игровой самомассаж...